«Воспитательная система: этапы и методики изучения»
Оценка 4.7

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.06.2018
«Воспитательная система: этапы и методики изучения»
В данном докладе раскрывается само понятие "воспитательная система". Предлагаю к рассмотрению этапы формирования воспитательной системы в условиях детского дома. Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога. Предлагаем программу самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанную В.А.Караковским. Составлена примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы.В данном докладе раскрывается само понятие "воспитательная система". Предлагаю к рассмотрению этапы формирования воспитательной системы в условиях детского дома. Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога. Предлагаем программу самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанную В.А.Караковским. Составлена примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы.
доклад воспит система.docx
МУНЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  Детский дом (для детей школьного возраста) №8 Доклад «Воспитательная система: этапы и методики изучения» Выполнила: воспитатель 3 группы Тимофеева Л.С. 1 2016год Появление   в   педагогике   понятия   "воспитательная   система"   обусловлено   влиянием   на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.  Это   понятие   в   настоящее   время   становится   все   более   распространенным,   и   есть   все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому   несколько.   Одна   из   них   ­   неудовлетворенность   педагогов   результатами   своего   труда, осознание   того,   что   ставка   значительной   части   практиков   на   "чудодейственное   средство",   на "волшебную  палочку",  в качестве  которых  выступают  отдельные  новые  технологии,  не может коренным образом изменить учебно­воспитательный процесс.  А.С.Макаренко   на   заре   новой   школы   критиковал   логику   уединенного   средства   в организации   учебно­воспитательного   процесса.   Не   прием,   не   метод,   не   способ,   какими   бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.  Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем,   что   идея   создания   воспитательной   системы   плодотворна.   Об   этом   можно   судить   по результатам   I   областного   конкурса   школьных   воспитательных   систем.   В   работу   по   созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений.  Министерство   образования   РФ   утвердило   "Программу   развития   воспитания   в   системе образования   России   на   2002­2004   годы".   Первоочередной   задачей   по   ее   реализации   является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно­воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.  Среди   понятий   "педагогическая   система",   "дидактическая   система",   "система воспитательной   работы",   "   воспитательная   система"   последнее   занимает   особое   место.   Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.  Учитывая   это,   рассмотрим   само   понятие   "воспитательная   система"   как   особую педагогическую   категорию,   связанную   с   другими,   а   также   определим   функции   реально существующей   воспитательной   системы   школы   в   решении   педагогических   задач,   выявим закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.  Прежде всего, дадим определение такой категории, как  воспитание. В педагогике есть несколько   определений.   В   основу   концепции   воспитания   Министерства   образования   РФ, концепции   В.А.Караковского,   Л.И.Новиковой,   Н.Л.Селивановой   принято   определение,   данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике   определения   воспитания   как   целенаправленной   передачи   социального   опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение ­ вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.  2 Если   воспитание   рассматривать   как   управление   процессом   развития   личности   через создание   условий,   благоприятных  для   этого,  то  воспитательная  система  выглядит   иначе   и  не сводится   только   к   системе   педагогической.   С   одной   стороны,   эта   система   психолого­ педагогическая, с другой ­ социально­педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор ( через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный ( через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, ­ более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.  Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.  Воспитательная система  ­ это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.  Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:  цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);  деятельность, обеспечивающая реализацию целей;  субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;      рождающиеся   в   деятельности   и   общении   отношения,   интегрирующие   субъект   в некую общность;    среда системы, освоенная субъектом;  управление,   обеспечивающее   интеграцию   компонентов   в   целостную   систему   и развитие этой системы.  Создание   воспитательной   системы   ­   не   самоцель.   Она   создается   в   целях   оптимизации условий   развития   и   самореализации   личности   как   воспитанника,   так   и   педагога,   а   также   их социально­ психологической защищенности.  Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только   в   определенных   условиях   и   в   каждой   школе   будет   индивидуальной.   Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом   учащихся,   социальным   заказом   родителей,   материальной   базой   воспитания, особенностями среды.  Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить   этапы   этого   процесса   и   в   соответствии   с   ними   определить   цели   и   средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.  3 Первый этап развития воспитательной системы ­ этап становления.  Одной   из   основных   целей   воспитательной   системы   на   первом   этапе   является   создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный   коллектив   являются   общность   целей,   включение   в   совместную   деятельность, гуманные   отношения   внутри   коллектива.   Чтобы   создать   единый   воспитательный   коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:   создание   малого   педагогического   совета,   который   является   своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;   формирование   инициативных   групп   по   моделированию   воспитательной   системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;   ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими   и   методическими   основами   проектирования   образа   выпускника   учебного заведения;   выход   на   коллективы   педагогов,   родителей,   шефов   (обсуждение   модельных разработок и программ построения воспитательной системы);   выпускника;  включение   детей   в  разработку   модели   воспитательной   системы,   образа   школы   и  диагностику   состояния   и   результативности   учебно­воспитательного   процесса, анализ   условий   развития   личности   школьника,   определение   воспитательного   потенциала окружающей среды и способов его реализации;   создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.  На   первом   этапе   идет   формирование   целевой   установки,   вырабатываются   главные ориентиры   в   организации   воспитательного   процесса,   формируется   концепция   школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается " система взглядов на что­нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея". Концепция может состоять из следующих разделов:  I. Исходное состояние воспитательной системы. Основные параметры образовательного учреждения.  Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.  Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.  1. 2. 3. 4. 4 II. Проектируемое состояние воспитательной системы.  1. 2. Теоретико­методологические основы системы.  Ценностные   ориентиры   системы   (ценности,   цели,   задачи   и   принципы   построения воспитательной системы).  3. Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности;   педагогические   технологии   построения   совместной   деятельности,   общения   и отношений;   управление   и   самоуправление   системой:   внутренние   и   внешние   связи   системы; кадровое,   организационно­нормативное,   научно­методическое,   психологическое   и   финансово­ материальное обеспечение функционирования системы).  4. 5. Этапы построения системы.  Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.  На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.  Изучение   практики   работы   учебных   заведений,   успешно   реализующих   воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой ­ выделяют в широком спектре деятельности какой­то один вид (направление) в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования   школьной   воспитательной   работы   особое   внимание   уделяется   выделению системообразующей деятельности.  Важную   роль   в   организации   жизнедеятельности   детского   коллектива   в   рамках воспитательной системы играет ее упорядоченность.  Упорядоченность системы осуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например, "ключевые дела").  На   первом   этапе   формируются   отношения,   налаживаются   связи   с   внешней   средой. Управление   воспитательной   системой   на   этапе   становления,   в   основном,   осуществляется   на организационно­педагогическом   уровне,   хотя,   безусловно,   присутствует   и   психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.  Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования   системы.   Деятельность   усложняется,   устанавливаются   связи   между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием   межвозрастного   общения.   Возникают   временные   коллективы,   разновозрастные объединения.  5 Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и   самодеятельность,   создаются   предпосылки   для   коллективного   творчества.   Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.  Управление   воспитательной   системой   осуществляется   как   на   организационно­ педагогическом, так и на психолого­педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально­ психологической   службе.   На   данном   этапе   следует   проследить,   как   относятся   учащиеся   к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.  Третий   этап,   завершающий.   Система   окончательно   оформляется:   каждый   компонент занимает   свое   место,   системные   связи   крепнут.   Усиливаются   интеграционные   процессы,   они проникают в учебно­познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски   более   емких   и   гибких   форм   коллективного   познания.   Идет   интеграция   учебной   и внеучебной деятельности.  Она проявляется:   в   общей   направленности   целей   учебной   и   внеучебной   работы   на   формирование личности и коллектива;   наоборот;    во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;  в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.  Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как   единое   целое,   как   содружество   детей   и   взрослых,   объединенных   общей   целью,   общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников,   педагогов   формируется   "чувство   школы".   Педагогами   реализуется   личностный подход,   доминирует   педагогика   отношений.   Налаживаются   связи   с   социумом.   В   управление системой  включается все  большее  количество участников:  детей,  родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.  Четвертый   этап   ­   обновление   и   совершенствование   системы:   усложняются   цели,   более разнообразным становится содержание, более тонкими ­ отношения, более разветвленными ­ связи и,   конечно   же,   более   сложными   становятся   организационные,   управленческие   процессы.   Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.  Воспитательная система ­ не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития.   Поэтому   главным   критерием   ее   эффективности   будет   результат   ­   развитие   и самовыражение личности воспитанника и педагога. Предлагаем программу самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанную В.А.Караковским.  Примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы школы I. Общие данные о школе.  6 1. Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя,  начальная, гимназия, лицей, колледж, школа­интернат, авторская, школа­комплекс,  экспериментальная площадка, государственная, частная, наличие профильных классов).  2. Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей,  преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и  отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.  3. Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно­ просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).  4. Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей,  организаторов внеклассной работы на общественных началах).  5. Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс,  электронная почта.  II. Признаки гуманистической воспитательной системы и ее особенности.  1. Идеология системы (совокупность идей, лежащих в основе воспитательной системы).  2. Гуманистические цели воспитательной системы, особенности процесса целеполагания;  участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.  3. Наличие системообразующей деятельности, реализующей целевую установку системы,  другие приоритетные виды деятельности, наиболее часто используемые формы их  организации.  4. Отношения между учащимися и педагогами, педагогами и родителями, педагогами и  администрацией.  5. Наличие чувства школьной общности и формы его проявления.  6. Ценности, которые объединяют учащихся и педагогов.  7. Культура воспитательной системы (традиции, ритуалы, символы, сленг).  8. Нормы школьной жизни, их знание и выполнение.  9. Наличие разных объединений, организаций, движений (постоянных и временных) учащихся, учителей, родителей; содержание и формы их взаимодействия.  10. Интеграционные процессы (создание различных форм интеграции: "ключевых дел",  воспитательных центров, комплексов, клубов; взаимопроникновение обучения и  воспитания; межвозрастные, одновозрастные связи).  11. Позиция педагога как воспитателя по отношению:  o к детскому сообществу школы,  7 o к собственному саморазвитию,  o к коллегам по педагогическому коллективу,  o к среде, окружающей воспитательную систему школы.  12. Управление воспитательной системой (органы, формы).  13. Самоуправление учащихся и педагогов в воспитательной системе.  14. Использование воспитательных возможностей среды, участие учащихся, родителей в ее  преобразовании; защита от негативных воздействий среды.  15. Психолого­педагогическое обеспечение.  III. Процесс развития воспитательной системы.  1. Противоречия в развитии воспитательной системы.  2. Неиспользованные резервы развития воспитательной системы.  3. Перспективы развития воспитательной системы.  4. Наиболее оригинальные находки в жизни школы.  5. Связь с наукой:  o над какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив  школы;  o участие педагогического коллектива (отдельных учителей) в исследовании  проблемы "Теория и практика воспитательных систем". Темы исследования.  Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы  1. Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.  2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.  3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.  4. Отношение к внутришкольным конфликтам.  5. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.  6. Событийный характер деятельности.  7. Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).  8 8. Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием,  родителей, учащихся).  В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной  системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания. Предлагаем  один из вариантов такого анализа.  Критерии  эффективности  воспитательной  системы I. Сформированность  познавательного  потенциала личности  учащегося II. Сформированность  нравственного  потенциала личности  учащегося Показатели Методики изучения 1. Освоение учащимися  образовательной программы  2. Развитость мышления  3. Познавательная активность  учащихся  4. Сформированность учебной  деятельности  1. Нравственная направленность  личности  2. Сформированность  отношений ребенка к Родине,  обществу, семье, школе, себе,  природе, труду.  1. Школьный тест  умственного развития  2. Cтатистический анализ  текущей и итоговой  успеваемости  3. Методики изучения  развития познавательных  процессов личности ребенка 4. Метод экспертной оценки  педагогов и самооценки  учащихся (МЭОП и СУ)  5. Педагогическое наблюдение 1. Тест Н.Е. Щурковой  "Размышляем о жизненном  опыте"  2. Методика С.М. Петровой  "Русские пословицы"  3. Методики "Акт  добровольцев",  "Недописанный тезис",  "Ситуация свободного  выбора"  4. Метод ранжирования  5. Методики "Репка" ("Что во  мне выросло"), "Магазин",  "Золотая рыбка", "Цветик ­  9 семицветик"  III. Сформированность  коммуникативного  потенциала личности  выпускника 1. Коммуникабельность  2. Сформированность  коммуникативной культуры  учащихся  1. Методика выявления  коммуникативных  склонностей учащихся  2. МЭПО и СУ  3. Знание этикета поведения  3. Педагогическое наблюдение IV. Сформированность  эстетического  потенциала выпускника  школы 1. Развитость чувства  прекрасного  2. Сформированность других  эстетических чувств  1. Методика Торренса 2. МЭПО и СУ  3. Педагогическое наблюдение V. Сформированность  физического потенциала  выпускника 1. Состояние здоровья  выпускника школы  2. Развитость физических  качеств личности  VI. Удовлетворенность  учащихся  жизнедеятельностью в  школе 1. Комфортность ребенка в  школе  2. Эмоционально­ психологическое положение  ученика в школе (классе)  1. Статистический  медицинский анализ  состояния здоровья ученика 2. Выполнение контрольных  нормативов по проверке  развития физических  качеств  1. Методика А.А. Андреева  "Изучение  удовлетворенности  учащегося школьной  жизнью"  2. Методики "Наши  отношения",  "Психологическая  атмосфера в коллективе"  3. Анкета "Ты и твоя школа"  4. Социометрия  10 VI. Сформированность  общешкольного  коллектива 1. Состояние эмоционально­ психологических отношений в коллективе  1. Методика "Наши  отношения"  2. Развитость самоуправления  2. Методика М.И. Рожкова  3. Сформированность  совместной деятельности  3. Социометрический  эксперимент  .  Использованная литература: 1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! ­ Москва, 2000  2. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред.  В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.­ М.: Педагогическое общество России, 1999  3. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.­ Владимир, 1993  4. Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации / Под ред.  Е.Н.Степанова:­ Смоленск, 2000  5. Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.­М.,1997  6. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.­Минск, 1995  7. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.А.Степанова.­ М.,  2000  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова­ М.,2001  11

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»

«Воспитательная система: этапы и методики изучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018