Воспитательная система класса
Оценка 5

Воспитательная система класса

Оценка 5
Документация
doc
классное руководство
5 кл
15.02.2018
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса "Созвездие". Неотъемлемой частью процесса обучения является процесс воспитания. Качество воспитания зависит от того, чем определяется смысл воспитательной работы. Невозможно получить результат своей деятельности не планируя её. Разработка воспитательной системы класса очень важна для обеспечения целостности процесса воспитания. Воспитательная система разработана в соответствии с законом "Об образовании", образовательными стандартами и программой развития школы.Воспитательная система 5 класса "Созвездие"
ВСК 5 а.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение   «Школа № 19» Автор­разработчик: Солоухина  Светлана Владимировна учитель математики и экономики высшей  квалификационной  категории классный руководитель  5 «Б» класса Нижний Новгород 2017 г. Содержание Введение…………………………………………………………………………….……...3 Раздел I. 1.1. Аналитическая часть. ……………...……………………………………………........5 1.2. Целеполагание……………………………………………………………..................14 1.3. Концептуальные основы воспитательной системы  «Созвездие»………………………………………………………………………………..15 Раздел II.  Основные положения воспитательной системы 2.1. Системообразующая деятельность…………………………………………………..24 2.2. Приоритетные  направления воспитательной работы…………………….………..24 2.3. Этапы функционирования воспитательной системы……………………….….......28 2.4. Диагностика эффективности воспитательной работы………….………………......34 2.5. Ожидаемые результаты реализации воспитательной системы…………………….36 Раздел III. Компоненты воспитательной системы 3.1.Управление жизнедеятельностью класса……………………………….....................37 3. 1.1. Детское самоуправление………………………………………………………...…37 3.1.2. Родительское самоуправление………………………………………………...…....38 3.2. Работа с родителями……………………………………………………………….......39 Литература…………………………………………………………………………………..43 Приложения…………………………………………………………………........................44 2 Введение  «Детство­это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие   стало,   прежде   всего,   познанием   человека   и   Отечества,   его истории   и   культуры,   традиций   и   обычаев,   его   исторической   и культурной памяти» В.А.Сухомлинский       Отличительной особенностью учителя всегда является то, что в общении с ребенком он не   только   обучает   его,   но   прежде   всего,   воспитывает.   Многие   согласятся   с   тем,   что процесс воспитания гораздо сложнее, чем процесс обучения. Ведь научить можно даже самого слабого ребенка путем упорных тренировок, а вот воспитать хорошего человека намного труднее. Особенно актуален этот вопрос сейчас, когда повсеместно наблюдается падение уровня культуры общества, уровня воспитанности, духовное обнищание человека.          Воспитание – процесс, обеспечивающий преемственность ценностей, неразрывность исторического времени, целостность общества. Качество воспитания зависит от того, чем определяется   смысл   воспитательной   работы.   Смысл   воспитательной   работы   –   в   ее результативности. Это ­ одна из так называемых «актуальных потребностей»: жизнь стала настолько   прагматичной,   что   бессмысленные   действия,   даже   очень   активные, расцениваются как бесполезные.       Сложность современного воспитания состоит еще и в том, что оно не может что­либо навязывать, принуждать, заставлять. Но с другой стороны, воспитание – это не стихийный процесс; воспитание не может протекать тогда, когда в нем возникла необходимость. Ни один человек не сможет прийти к результату своей деятельности, не планируя ее. Поэтому и   воспитание   должно   быть   процессом   цельным,   не   распадающимся   на   отдельные педагогические   мероприятия.   Воспитатель   постоянно   должен   обдумывать   способы взаимодействия с детьми, изучать передовой опыт с тем, чтобы превращать педагогические технологии   в   систему,   направленную   на   достижение   конечного   результата   ­   развить   в личности то, что представляет наибольшую ценность для человека в отдельности и для человечества в целом.        Школа   должна   обеспечивать   подготовку   подрастающего   поколения   к   жизни   в   современном обществе, к участию в социальном развитии, к совершению ответственных и сознательных   поступков,   направленных   на   самореализацию.   Однако,   экономические преобразования,   расслоение   общества,   коснувшееся   каждой   семьи,   привели   к   смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира   взрослых,   негативное   отношение   к   понятиям   человеческого   достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют  на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.    Дефицит   внимания,   любви,   ласки,   заботы   к   детям   со   стороны   родителей, равнодушие   взрослых   –   вот   те   причины,   которые   порождают   детскую   отчужденность, отчаяние, тревожность, озлобленность и разочарование.     Сегодня мы часто наблюдаем 3 эмоциональное   безразличие   детей   к   событиям,   происходящим   вокруг,   к   окружающим людям, бурные и неадекватные реакции  в ответ на реальные жизненные ситуации. Анализируя   замечательную     по   своей   глубине   и   простоте   мысль   В.А.   Сухомлинского, приходим к выводу, что успех воспитания зависит от того, как много светлых и радостных минут детства может взять ребенок в самостоятельную жизнь. Задача учителя и родителей – помочь познать себя, человека, роль человека в жизни страны, сформировать позитивное отношение   к   МИРУ,   ОТЕЧЕСТВУ.   Справиться   с   этой   задачей   возможно   только   при условии   тесного   доброжелательного   сотрудничества   семьи   и   школы.   Смысл педагогического  взаимодействия  семьи и школы в создании условий  для создания ситуации  успеха для ребенка   (комфортной,   радостной,   счастливой,   успешной   жизни),   для     развития   его индивидуальности в общем доме «школа – семья».   Мы едины в стремлении сделать наших детей счастливыми. Цель классного руководителя и родителей совпадает. Основная наша идея ­ единый союз учителей, детей и родителей ­ идея полной большой дружной семьи. Каждый   ребенок   ­   звездочка,   неповторимая   и   единственная,   вокруг   него   ­   другие звездочки, а вместе они – коллектив­созвездие. Именно поэтому воспитательная система имеет название «Созвездие».       Воспитательная система "Созвездие" разработана в соответствии с государственными программами, законом «Об образовании», с программой развития школы.     . 4 Раздел 1. 1.1.Аналитическая часть                                                                                                                             Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его      тоже  во всех отношениях. К.Д.Ушинский            5 «А» класс был сформирован на базе 4 «А» класса. В течении лета 2012 года, закончив 4 класс, выбыло 7 человек, прибыло – 2 человека. На 01.09.2012 года в классе было24 человека, в течении 2 четверти выбыла еще 1 девочка­ Дерюгина Марина и прибыл 1 мальчик­ Толкачев Антон. Состав класса                                                                                                                        Диаграмма 1. Из диаграммы № 1 видно, что класс на 75 % состоит из мальчиков и  только 25 % девочек. 5 Возрастной состав класса                                                                                                                Диаграмма 2    Из диаграммы № 2 видно, что дети в классе одного возраста. Успеваемость класса    Успеваемость в классе достаточно высокая: качество знаний 67 %. Отличники ­ 2человека, хорошисты ­ 14человек, с 1­2 тройками­ 5 человек.      У троих детей из класса отмечаются проблемы с усвоением материала (Антон Т.,  Егор  Н., Александр Г.), один из этих детей находится на индивидуальном обучении. Мотивы к обучению у 67 % обучающихся  внешние  (социальные),  (чтобы не ругали, чтоб порадовать родителей, получить хорошую оценку).  И   только   33%детей   с внутренними  мотивами, (хотели бы узнавать больше нового; нравится читать, писать, считать; нравится думать, рассуждать, преодолевать трудности). Состояние здоровья детей Количество Группа здоровья Класс 5 «А» детей 24 1 1 2 20 3 3 Физкультурная группа Осн. 19 Подг. 5 ЛФК ­ Таблица 1 Из таблицы 1 видно, что  большинство обучающихся имеют вторую группу здоровья и   относятся   к   основной   физкультурной   группе.   Это   позволяет   проводить   спортивные мероприятия. Класс ­ социальная группа 6 В классе несколько микрогрупп, которые сформировались из начальной школы; 3 человека вновь прибыли в 5 класс, их общение с коллективом затруднено. Большинство детей имеют лидерские качества, но ни один из них не занимает  лидерских позиций в классе. Ребятам  трудно сотрудничать между собой.  7 Ребята во внеурочное время посещают кружки, секции, как в школе, так и вне школы: Досуговая деятельность  обучающихся 1) Музыкальную школу – 3человека, 2) Танцевальные студии – 2 человека, 3) Спортивные секции – 8 человек, 4) ИЗО студии­ 2 человека, 5) Курсы английского языка – 4 человека, 6) Театральный кружок – 1 человек.                                                                                                         Диаграмма 3 8 4   детей   посещают   сразу   несколько   кружков   и   секций,   8   человек   не   посещают дополнительные занятия.        Обучающиеся класса ведут достаточно активный образ жизни, но   детей не охвачены формами досуговой деятельности. Эти ребята теряют интерес к активной жизни и могут попасть   в   группу   риска.   По   мнению   родителей,   многие   дети   заполняют   свой   досуг компьютерными   играми,   что   негативно   сказывается   на   их   нервной   системе,   а   также познавательных процессах.      Несмотря на то, что дети достаточно активны в своей жизни, к общественной жизни класса они проявляют слабый интерес, без особого желания участвуют в общешкольных мероприятиях. Уровень развития творческой активности                                                                                                  Диаграмма 4 Из диаграммы № 4 видно, что  у 42 % обучающихся класса низкий уровень развития творческой активности. Такой   уровень   творческой   активности   говорит   о   том,   что   привлекать   детей   к участию в жизни школы и класса достаточно сложно, поэтому предстоит большая работа со стороны классного руководителя.  Воспитательную работу следует строить так, чтобы помочь детям раскрыть творческие способности каждого ребенка.  Мотивы деятельности в классном коллективе 9 Диаграмма 5    Из диаграммы № 5 видно, что личные мотивы преобладают над коллективными, поэтому при   планировании   деятельности   следует   больше   уделять   внимание   мероприятиям социальной направленности и  мероприятиям с использованием методов КТД. Психологические особенности класса      Для   уточнения   содержания   педагогической   деятельности   по   воспитанию   детей, постановке   целей   и   задач,   был   проведен   ряд   диагностических   исследований(см. приложения 1,2,3,4): Социализированность личности (по методике Рожкова) № 1 2 3 4 5 6 Диагностика Общая социализация Адаптивность Автономность Социальная активность Нравственное воспитание Самообладание низкий  0% 0% 11% 0% 4% 21% Показатели средний высокий 61% 28% 61% 50% 32% 58% 39% 72% 28% 50% 64% 21% 10 Из таблицы 2 видно, что уровень социальной активности высокий. Уровень тревожности № Тип тревожности Уровни нормальный повышенный высокий 1 Общая тревожность 2 Школьная  тревожность 3 Самооценочная  тревожность 4 Межличностная  тревожность 68% 52% 73% 42% 21% 32% 21% 47% 11% 5% 6% 11% Таблица 2 очень высокий 0% 11% 0% 0% Таблица 3   Из таблицы  3 видно, что почти у 50% обучающихся повышенный уровень тревожности;  самый высокий уровень школьной и межличностной тревожности. Уровни самооценки № 1 Завышенная 2 Нормальная 3 Заниженная 4 Низкая Самооценка 4 «А» 7% 64% 18% 11% 5 «А» 0% 45% 31% 24% Таблица 4 При переходе из 4 в 5­й класс уровень самооценки обучающихся заметно снизился.  Характер отношений ученика  № Характер отношений 1 К семье 2 К Отечеству 3 К Земле 4 К миру 5 К труду  6 К культуре 7 К знаниям 8 К человеку как таковому 9 К человеку как другому 10 К человеку как иному 11 К своему телесному Я 12 К своему душевному Я 13 К своему духовному Я Устойчиво­ позитивное отношение Уровни Ситуативно­ позитивное отношение Ситуативно­ негативное отношение 67% 60% 47% 13% 67% 27% 54% 0% 60% 20% 60% 7% 13% 33% 27% 53% 54% 33% 60% 13% 93% 33% 60% 40% 53% 80% 0% 13% 0% 33% 0% 13% 33% 7% 7% 20% 0% 40% 7% 11 Анализируя данные таблицы 5, можно сказать, что большая часть обучающихся класса позитивно относится к себе, к человеку, к семье, природе, к стране, к миру, к труду, к знаниям.  Некоторые же дети проявляют негативное отношение к таким категориям как: Таблица 5  к миру­33%,  к культуре­13%,  к знаниям­33%,  к человеку как таковому­7%,  к человеку как иному­20%,  к своему душевному Я­ 40%.      В классе, в котором отмечается высокий уровень качества знаний (более 70%) по всем предметам, дети проявляют ситуативно­негативное отношение к знаниям. Знания носят для них чисто утилитарный характер: они учат ради оценки, а не ради самих знаний.       И   ещё,   что   более   неожиданно,   ребята,   проявляющие   себя   самолюбивыми,   иногда эгоистичными, показывают негативное отношение к своему душевному Я, на первый план выходит внешний облик. Это означает, что детям хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно   оказаться   красивыми,   богатыми   и   знаменитыми.   Их   кумиры,   как   правило, именно такие. В глубине души они надеются на свою привлекательность для других, но уверены,   что   они,   в   первую   очередь,   видят   их   недостатки.   Такие   дети   предпочитают оставаться на втором, но обозримом плане.     Ребята, которые проявляют свое негативное отношение к миру, уверены, что мир можно поддержать лишь силой и войной. Они считают, что сильнее тот, кого боятся. Во всех видят потенциальных врагов. Но вместе с тем инициатором действий выступать не будут.  Социальная карта класса 12 Диаграмма 6  Диаграмма № 6 иллюстрирует, что лишь 25 % детей воспитываются в неполных семьях.  В классе  есть 3 ребенка,   которые воспитываются  в семье с одним неродным родителем (отчимом). Многодетные семьи – 2 ( трое и четверо детей), одинокие матери – 1.                                                                                                                           Диаграмма 7 13 Из диаграммы № 7 видно, что 81% родителей имеют высокий возрастной статус.                                                                                                                        Диаграмма 8 Видно, что образование имеют все родители, 63 % с высшим образованием.                                                                                                                         Диаграмма 9 Совместная деятельность детей и родителей  Выполнение домашнего задания­11  Занятия спортом­5  Экскурсии, прогулки­9 14  Посещение театров­8  Разговор по душам­10.     Социальный   состав   семей   благополучный.   Активную   позицию   и   неравнодушное отношение к жизни класса и школы имеют лишь малая часть родителей. При материальном благополучии, стабильности, внешне здоровых отношениях, высоком уровне образования, в некоторых семьях мы встречаем полное безразличие к тому, что происходит в классе, школе. Дети чувствуют себя одинокими из­за недостатка внимания со стороны родителей. Меня,   как   классного   руководителя,   волнует   отстраненность   родителей   от   воспитания детей, отсутствие навыков сотрудничества семьи и школы. А ведь именно это рождает негативное   отношение   к   окружающим,   низкое   эмоционально­волевое   развитие,   и   самое главное – низкую сформированность представлений о мире, нравственных качеств.        Как научить сотрудничеству, партнерству, соучастию, сопереживанию? Как научить детей понимать друг друга, дружить со сверстниками; как научить родителей понимать детей,   чтобы   дети   не   потеряли   доверие   к   взрослым?   Поиски   ответов   на   эти   вопросы привели   к   созданию   данной   воспитательной   системы   класса,   которую   мы   будем реализовывать  в течении 5 лет совместно с родителями педагогами. В   результате   анализа   проведенных   диагностических   исследований   выявлены следующие проблемы: 1. При высоком уровне социальной активности ребята проявляют низкую творческую активность; 2. У   обучающихся   повышен   уровень   школьной   и   межличностной   тревожности   при 3. высокой социальной и учебной активности;  Несоответствие отношений обучающихся к своему внутреннему и внешнему Я. Для детей внешний облик важнее, чем внутренняя составляющая человека. 4. Более 80 % родителей имеют высокий возрастной и социальный статус, при этом детям уделяют недостаточно внимания. Лишь небольшая часть родителей (около 20 %) имеют эмоциональный контакт со своими детьми. 15 1.2.Целеполагание  Цель: Создание условий для   становления   и   развития   личности   обучающегося   в   её   индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;   формирования  компетенций и компетентностей, определяемых личностными,   государственными   потребностями   и семейными, возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.   общественными, Для достижения цели предстоит решить следующие задачи: 1. Формирования у воспитанников позитивной Я­концепции.  2. Способствовать раскрытию творческих способностей детей через организацию творческой деятельности в классе, используя методы коллективной творческой деятельности (КТД) и системно­деятельностного подхода. 3. Способствовать   формированию   общественно­ценностных   отношений, обогащению духовного мира, развитию познавательной и творческой активности обучающихся. 4. Создать   в   классе   благоприятную   эмоционально­психологическую   среду   для развития   кооперативной   компетенции   участников   образовательного   процесса (взаимодействие). Выстраивать перспективы самореализации в обществе. 5. Приобщать к здоровому образу жизни. 6. Развивать социальное партнерство с семьей. 16 1.3. Концептуальные основы воспитательной системы                                                          Он мудрецом не слыл,                                                           Он храбрецом не слыл,                                                   Но поклонись ему;                                                    Он человеком был! Расул Гамзатов          Для чего живет человек? От природы он хороший или плохой? Чем обязан человек обществу? Наконец, каковы те силы, которые двигают, развивают человека? Эти вопросы ставил перед собой наш современник Валерий Петрович Созонов, будучи в поиске целей воспитания.        Но, может быть, самое главное: ценности и смысл существования человека должны пронизывать написанные законы общества ­ мораль и нравственность.       С трудом, с оглядкой, через насилие над собственными убеждениями мы подходим к сознанию:   нет   ничего   выше,   дороже,   ценнее   человеческой   жизни,   сокровенного   «Я» человека, его индивидуального счастья. Человеческая жизнь ценна сама по себе, она дается человеку один раз, она конечна.        Гуманистическая  психология Запада считает: самый близкий, самый родной, самый любимый для меня в этом мире человек – это Я сам. «Нет ничего на свете интереснее для нас, чем мы сами,­ заявляет Д.Карнеги.­ О ком мы думаем утром, днем и вечером?­ О себе». «Кого ищете вы на коллективной фотографии прежде всего, если знаете, что на ней изображены и вы тоже?­ Конечно себя», ­  утверждает Д.   Карнеги.   И с ним нельзя не согласиться. Наше имя – самый прекрасный  звук на свете.          Поэтому высокая самооценка, сознание своей уникальности и ценности, ощущение собственного достоинства перед собой и другими есть условие нормального развития и здоровой психики человека,   условие здоровья социального. Ибо здоровый гармоничный внутренний   мир   есть   основа   социального   здоровья,   культурных   форм   самопроявления, самоутверждения.      Каков человек от природы: добрый или злой, хороший или плохой? Человек –существо социальное. Самой природой он предназначен для жизни в обществе, среди людей, т.е. запрограммирован на добро, мир, согласие. Каковые свойства только и могут обеспечить ему саму возможность нормального жизнетворчества и взаимодействие с окружающими. Поэтому   с   полным   основанием   можно   сказать,   что   человек   от   природы  хороший, нравственный.         Поэтому ребенка не надо переделывать, «формировать», давить на него, тормозя и деформируя его развитие.        Тем не менее ребенок не есть маленький взрослый. Чтобы стать зрелым человеком, богатой   и   конструктивной   личностью,   требуется   пройти   большой   и   сложный   путь, преодолеть большие и маленькие проблемы. Жизнь всегда была и будет трудна. Иначе и быть   не   может:   только   через   сопротивление,   преодоление,   переживание   происходит развитие, ребенок становится сильным, готовым исполнить свое предназначение.  Поэтому ребенку нужна помощь, нужна духовная подпитка.        Безусловно, у каждого человека есть в этой жизни свое призвание, своя уникальная миссия,   которую   должен   исполнить   он   и   только   он.   В   чем   сущность   этой   миссии   ­ 17 «поручения» великой природы? Она в самореализации, в самоосуществлении. Сделать то, что   можешь   только   ты,   отдать   себя,   оставив   часть   себя   в   предметах   материальной   и духовной культуры общества, в мыслях, чувствах других людей, памяти народа.     Каковы же движущие силы детского развития? Каков их характер?  Где они находятся: внутри ребенка или вне его – в социуме, в педагоге?       Сколько существует наука о человеке, столько же человек пытается понять себя, свою природу, свои жизненные силы. Вспомним идеи ведущих психологов 20 века: З. Фрейд полагал, что самые мощные силы человека – это стремление к власти; Д. Дьюи считал, что это стремление к ощущению собственной значимости; К. Роджерс – что это стремление стать самим собой; Я. Морено ­   что это жажда самоутверждения; В. Франкл – что это стремление   найти   смысл   жизни;   А.   Маслоу   что   это   стремление   к   самоактуализации, самореализации (структура внутренних базовых стремлений­ потребностей А.Маслоу). И. Мотков полагает, что главные, «ядерные стремления» следующие:  к сохранению и продолжению жизни;  к силе личности (уверенность в себе и высокая самооценка);  к свободе (самостоятельности и независимости);  к творческой самореализации.    Идеал личности может быть достигнут только при условии осуществления всех четырех стремлений, что определяет степень полноты педагогических условий…      В нормальных здоровых социальных условиях эти побуждения ведут развитие по пути жизнеутверждения, естественнокультурных способов самопроявления и самореализации.           Педагог, классный руководитель, родитель по одному собственному произволу не может сделать ребенка ни хуже, ни лучше. Они могут лишь в некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким бы хотелось взрослым! Если классный руководитель хочет, чтобы его дети были хорошими, необходимо сделать все чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.      Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь   для   него   самого.   Самое   главное   приобретение,   которое   ребенку   необходимо сделать в школьный период,­ это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он знает, умеет и способен.     Этого достичь можно только добром. Ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог В. А. Сухомлинский.        Как же происходит становление личности? Становление личности происходит через процесс социализации.     Социализация   есть   процесс   усвоения   индивидом   знаний,   опыта,   культуры предшествующих поколений. Как существо социальное, вне социума, вне человеческих отношений ребенок не может стать человеком. И он станет таковым в той мере, в какой освоит   богатство   этих   отношений,   способов   поведения   среди   людей.   Человек   словно аккумулятор: сколько в детстве он впитает в себя тепла, добра, света от окружающих, столько же в будущем отдаст их людям.        Основой процесса социализации является самоопределение в системе человеческих ценностей  и отношений,  социальных  функций и  ролей.  А, следовательно,  воспитание     18 рассматривается   как  процесс  человековедения,   протекающий,   как   целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.  Поэтому задачи  воспитания   в интегрированном  виде   сводятся к  формированию  у обучающихся   готовности   и   способности   выполнять   социальные   роли   в   конкретных условиях   жизни   и   деятельности   и   с   учетом   этапов   развития   личности.   Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом: Социум Семья Социальные роли Супружеская Отцовско­материнская Сыновне­дочерняя Коллектив Общество Мир Я – сфера Профессионально­ трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая Патриотическая Национально­ интернациональная Политическая Правовая Нравственная Экологическая Геосоциальная Интерсоциальная Материально­ потребительская Духовно­ потребительская Субъект учения  Самовоспитательная Субъект творчества  Психосаморегулятивная Целеутверждающая Задачи воспитания и самовоспитания Формирование супружеской культуры Формирование педагогической культуры Формирование чувства долга перед  родителями и родными Формирование профессиональных знаний,  умений, навыков и трудолюбия Формирование экономической культуры Формирование организаторской культуры Формирование коммуникативной культуры Формирование педагогической культуры Воспитание патриотизма Воспитание национально­интернациональной культуры Формирование политической культуры Воспитание правовой культуры Воспитание нравственности Формирование экологической культуры Формирование геосоциальной и  интерсоциальной  культуры (политической,  правовой, эстетической, коммуникативной,  педагогической, экологической) Воспитание здоровых материальных  потребностей  Воспитание духовных потребностей Формирование умений самообразования Формирование знаний, умений, навыков  самовоспитания  Раскрытие и реализация творческих  способностей Формирование знаний, умений и навыков  психической саморегуляции Формирование умений и способностей  ставить жизненные цели и достигать их Таким   образом,   мы   определили   для   себя   основные   направления     нашей воспитательной   системы.   Они     перекликаются   с   (социумом)   социальными   ролями,   при 19 выполнении которых «человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью». Мы считаем, что родители в сотрудничестве с классным руководителем способны передать и преумножить социальные ценности. Для этого мы формируем сплоченный родительский коллектив, объединенный общей целью воспитания детей. Итак,   в   воспитательном   процессе   взаимодействуют   два   начала:   момент самореализации, самоорганизации, самоосуществления личности и момент социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали  бы максимальному раскрытию   индивидуального   творческого   потенциала.   Данная   концепция   положена   в основу воспитательной системы  5 «А» класса МБОУ СОШ № 19. Принципы воспитательной системы       Принципы   оберегают   метод,   который   положен   в   основу   воспитательной   системы. Перенос центра тяжести с педагогики мероприятий на педагогику человека, на внутренний мир   ребенка   позволяет   приблизиться   к   заповедям   и   принципам,   к   которым   призывали педагоги   ­   гуманисты   Дистервег,   Песталоцци,   К.Д.   Ушинский,   Л.Н.   Толстой,   Л.С. Выготский. 1. Принцип   природосообразности.  Недопустимо,   бессмысленно,   вредно   пытаться переделывать ребенка. Принимать его таким, каков он есть,­ важнейшее правило воспитания. Природа­ это корни, воспитание ­ крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Все хотят быть честными, добрыми, хорошими.   Но   для   этого   надо   быть   психически   сильным,   физически   здоровым, самостоятельным и ответственным за собственное поведение, способным защитить себя в трудных и жестоких обстоятельствах. Чтобы сними справиться, надо много знать, уметь и быть готовым учиться постоянно. 2. Деятельностный принцип. Воспитывают не педагог, не нравоучения, а организация жизни   детей,   её   живые   уроки,   которые   образуют   личностный   опыт   каждого воспитанника. Чем богаче школьная деятельность, чем сильнее  она задевает сердца и   души   детей.   Чем   шире,   теплее   и   крепче     отношения,   которые   возникают   в процессе детской деятельности, тем крепче и вернее убеждение в гуманном «образе мира», тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс социализации.  Частичка   школьного   воспитательного   воздействия   на   ребенка   –   коллективное творческое дело ( КТД – по И.П. Иванову). В таком деле каждому воспитаннику найдется место и дело по душе. Здесь все способности важны. Здесь изменяются, укрепляются   отношения   между   воспитанниками,   меняется   отношение   к   самому себе – растет самоуважение. Факт изменения отношений и образует воспитывающий момент в любом воспитательном мероприятии. 3. Принцип   целостности   в   воспитании.  Надо   научиться   понимать   и   принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Забота о  здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача воспитателя.   Нельзя делить ребенка на отдельные, изолированные друг от 20 друга   части,   нельзя   делить   на   искусственные   направления   детскую   жизнь   и целостный   опыт   воспитанника.   Целостно   все:   школьная   классная   жизнь,   образ окружающего мира и образ себя, урочная и внеурочная деятельность.  «Индивидуальный   подход»,   «личностно­ ориентированная педагогика»­ эти термины означают отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.  4. Эгоцентрированный   принцип. Этот принцип направлен на: 1. поддержку самоопределения личности; 2. развитие способности, таланта ребенка; 3. передачу системных научных знаний, умений, навыков и компетенции,  необходимых для социализации; 4. воспитание нравственности. 5. Принцип   духовно   –   нравственного   воспитания  направлен   на   формирование базовых национальных ценностей 6. Возрастной   принцип.  Знание   найденных   нами   базовых   потребностей   человека говорит   педагогу   о   специфике   каждого   возраст   ребенка   и   специфике педагогических   условий,   которые   воспитатель   обязан   создавать,   чтобы   развитие воспитанника осуществлялось последовательно и здоровым образом.          Учитывая     возрастной   принцип,   мы   решили   разбить   воспитательную   систему   на   3 ступени:  1 ступень ­  5­6 классы – период младшего подросткового возраста (средний школьный возраст);  2 ступень – 7­8 классы – период старшего подросткового возраста;  3   ступень   –   9   класс   ­   переходный   период   от   подросткового   к   раннему юношескому возрасту;    Исследования   внутреннего   мира   подростков   показывают,   что   одной   из   самых главных   моральных   проблем   среднего   школьного   возраста   является   несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности, проблемы в семье, влияние детей  могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.     В   этом   возрасте   особое   значение   приобретает   чувственная   сфера.   Свои   чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, поэтому классный руководитель должен быть внимателен   к   внутреннему   миру   ребенка,   больше   внимания   уделять   индивидуальной работе.   Подростковый   возраст   –   самый   благоприятный   для   творческого   развития. Обучающимся   нравится   решать   проблемные   ситуации,   находить   сходства   и   различия. Ребятам   интересны   внеклассные   мероприятия,   в   ходе   которых   можно   самим   решать проблемы, участвовать в дискуссии. Исследования   показывают   заметное   смещение   акцентов   с   традиционно положительных   моральных   ценностей   на   мнимые,   ложные   и   даже   антисоциальные. 21 Классному   руководителю   необходимо   обратить   внимание   на   следующие   аспекты воспитания:  формирование нравственных личных качеств;  знакомство с примерами положительных идеалов. Педагогу   нужно   глубоко   осмыслить   особенности   развития   и   поведения   современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это дает возможность классному руководителю  не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе:  «Школа­Семья­Общество­ Ребенок».       Особенное значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и   самореализации.   Обучающимся   будут   интересны   такие   классные   дела,   которые учитывают   их   интересы.   Ребят   привлекает   возможность   самостоятельной   организации классных дел, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с обучающимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром под названием «класс».   Базовые ценности не локализованы в содержании одного учебного предмета, они  пронизывают весь учебно­воспитательный процесс школы и формируют свое духовно –  нравственное пространство в воспитании школьников. Внеурочная                                                               Учебная               деятельность                                                                                    деятельность                                                                                                                                         Внешкольная           деятельность     Для   успешного   функционирования   воспитательной   системы,   мы   определили   воспитательное пространство и участников воспитательного процесса: Воспитательное пространство (участники воспитательного процесса) 22 Семья   Школа        Ребенок                                                                                                (субъект)     Детско­юношеские                                                                                   Учреждения                организации и движения                                                                           дополнительного                                                                                                                          образования  и спорта                                    СМИ                                                                                                                                             Традиционные российские                                                                                                           религиозные объединения                                                Общественные,                                            культурные организации Именно поэтому воспитательный процесс должен быть организован в условиях открытого  воспитательного пространства. Воспитательная система класса – открытая система, поэтому на ученика оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Классному руководителю необходимо  привести в систему эти воздействия. 23 Детская областная        библиотека Спортивные     учреждения Учителя­ предметники Классный      руководитель Дом детского    творчества Психолог,   соц. педагог    Семья Ребенок Одноклассники Общественные         организации Педагоги  дополнительного  образования Театры,               кинотеатры,       музеи       Организация воспитательного процесса в системе «школа­семья­социум» потребует  совместной работы всех взрослых людей и различных видов деятельности, и только  совокупное использование всех принципов, обеспечит успешное определение задач, отбор  содержания, выбор форм и методов, средств деятельности учителя и ученика.     Воспитательная система класса имеет внешние и внутренние связи и отношения: 1. Семья и школа. Только совместными усилиями родителей и школы, возможно,  достичь желаемых результатов в воспитании детей. 2. Ученический коллектив. Установление и укрепление связей учеников класса  между собой и  со сверстниками из других учебных коллективов, в частности 5«б» и 5«в»  классов. Также, важное значение имеет общение со старшими детьми, у них есть чему  поучиться. 3. Педагогическое сообщество: классный руководитель, учителя­предметники, педагог ­ психолог   тоже   входят   в   область   взаимодействий   обучающегося   и   являются   главными наставниками. 24 4.   Социум.   Значительно   обогатить   жизнь   класса   помогут   друзья   из   ближайшего социального   окружения.   Ими   могут   быть   руководители   кружков,   спортивных   секций. Областная детская библиотека с удовольствием сотрудничает и с детьми, и с родителями, и   с   классным   руководителем.   Музеи,   выставки,   театры   и   кинотеатры,   также     часто посещаемы. Огромную помощь оказывает Дом творчества. Дети получают не только новые полезные знания, но и учатся культуре поведения. Таким   образом,   социальное   партнерство   оказывает   огромную   помощь   в   работе классного руководителя. Социальный партнер Детская областная  библиотека Спортивные учреждения ДДТю и клубы по месту  жительства Театры, кинотеатры,  выставки, музеи Общественные  организации Классные часы, КТД, интеллектуальные игры Формы взаимодействия Соревнования, акции, пропаганда здорового образа жизни Конкурсы, фестивали, игры, КТД праздники Акции, праздники, классные часы Акции, выставки, агитбригады 25 Образ выпускника Показатель   эффективности   функционирования   воспитательной   системы «Созвездие»   ­   будущий   выпускник   9   класса,   который   желает   и   может   обучаться   на следующей ступени, возможно, в новых условиях социального партнерства. Это человек  ­ способный к самореализации в важнейших ее сферах: семье,    труде, общении; ­ открывший личные ценности жизни через определенный жизненный опыт; ­ любящий и гордящийся своим народом, своей культурой, своей историей, своей страной; ­ имеющий потребность творить и совершенствоваться; ­ определившийся в выборе вида деятельности. Это личность  ­ уважающая себя и других людей; ­   имеющая   чувство   собственного   достоинства,   свободная   в   выборе   образа   жизни, признающая при этом моральные и юридические законы общества; ­ с высокой культурой, богатым внутренним миром; ­ заботящаяся о своем здоровье, стремящаяся физически совершенствоваться; ­ с развитой эмоциональной чувственной сферой, осознающая себя частью природы. Образ выпускника складывается из следующих нравственных представлений       Любовь к  своему народу,  истории, стране Духовность,  нравственность,  толерантность Любовь и  верность в  семье Признание себя,  своего Я Уважение к  труду,  созиданию,  творчеству  Стремление к  истине Здоровый образ  жизни Культура  общения,  поведения 26 Раздел 2. Основные положения воспитательной системы 2.1. Системообразующие виды деятельности Только   освоенные   и   осмысленные   ценности   становятся   для   ребенка   основой внутренней мотивации его деятельности. При этом ребенок чаще проживает радость, а встречаясь с внешними препятствиями, ищет способ их преодолеть, поскольку знает, к чему стремится. Обретая смысл жизни, он уверен, спокоен, счастлив.  Разнообразие   видов   деятельности   способствует   наибольшей   развитости человека, поэтому я представляю системообразующие виды деятельности по степени их значимости для данной системы:  познавательная  (ребенок   познает   объекты   окружающего   мира   и самого себя);  преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную   радость,   так   как   может   осязать   продукт   своего творчества);  ценностно­ориентировочная   (духовная   деятельность,   ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);  общение  (ребенок,   взаимодействуя   с   другим   субъектом,   учится принимать ценность другого). Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть не просто деятельность, а  совместная деятельность  детей и взрослых по реализации вместе   выработанных   целей   и   задач.   Совместный   поиск   ценностей,   норм   и   законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.  2.2. Приоритетные направления воспитательной работы Воспитательная работа в классе ведется по четырем направлениям. Все направления работы одинаково важны и значимы для детей. В течение учебного года ребята узнают много нового, пробуют себя в различных видах деятельности, помогают друг другу, учатся организовывать свою жизнь так, чтобы было интересно. Направления воспитательной работы  «Я и моя Семья» Работа по формированию уважительного отношения к родителям, семье. Осознание значимости семьи в жизни человека. Задачи: 1. 2. Создавать   благоприятную   атмосферу   в   классе,  направленную   на формирование коммуникативных навыков, преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания. Вовлекать родителей в совместную деятельность, внеклассные и школьные мероприятия. 27 3. Организовать   психолого­педагогическое   просвещение  родителей  через систему родительских собраний,  тематических, индивидуальных консультаций и бесед. Ожидаемые результаты:  Повышение культурного и педагогического уровня родителей. Активное участие и помощь родителей в жизни класса и школы.  «Я­Человек» Работа   по   формированию   интеллектуальной   культуры,   культуры   здоровья, осознанного   поведения,   направленного   на   улучшение   себя,   своей   личности,   духовно­ нравственных, гражданско­патриотических качеств, нравственных представлений, то есть целенаправленная работа по самосовершенствованию. Задачи: 1. 2. 3. 4. 5. Знакомить детей с традициями и опытом взрослых по сохранению здоровья. Приобщать детей к культуре Развивать навыки самопознания Развивать творческие способности детей Знакомить с героями России, традициями и обычаями страны. Ожидаемые результаты: Формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни. Формирование нравственных качеств личности Родители активны и показывают свой пример детям. 28 «Я и мой школьный коллектив» Работа   по   формированию   дружного   сплоченного   коллектива,   навыков   общения, культуры   поведения,   активной   жизненной   позиции   и   приобретение   навыков сотрудничества. Задачи: 1. Создавать   условия   для   позитивного   общения   в   классе,   для проявления самостоятельности и ответственности за свои поступки. 2. Создавать ситуацию успеха, демонстрировать  хоть малые достижения ребят родителям, сверстникам. 3. Учиться  адекватно  оценивать   себя   и  быть  объективным  в  оценивании других. Ожидаемые результаты: Создание   благоприятной   среды   для   позитивного   общения,   для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Активное участие детей во всех мероприятиях класса и школы.  Формирование межличностных отношений.  Активное участие родителей в жизни класса «Я и моя Россия» Работа по формированию у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к её традициям, стремление её защищать и преобразовывать. Задачи: 29 1. 2. 3. Воспитывать способность делать свой жизненный выбор, нести за него   ответственность,   отстаивать   свои   интересы,   позицию,   интересы своей семьи, государства. Формировать   уважительное   отношение   к   людям   других национальностей, к человечеству в целом. Воспитывать   гордость   за   свою   страну,   знать   отечественную историю,   законы   своего   государства,   сохранять   историю   города, края, страны. Ожидаемые  результаты: Формирование   у   детей   нравственной   позиции,   которую   они   могут отстоять. Формирование  чувства гордости за своих земляков. Формирование   чувства   уважения   к   ветеранам   Великой   Отечественной Войны. Каждое направление решает свои воспитательные задачи, которые в конечном итоге приближают нас к поставленной цели. Для   более   эффективного   решения   задач   вся   деятельность   в   рамках   каждого направления делится на несколько блоков. блоки диагностический информационный развивающий Диагностический блок (изучение семей) Беседы, анкеты, тесты, интервью. Целенаправленное наблюдение реального поведения и взаимоотношений в семье, в классе. Информационный блок (психолого­педагогическое просвещение) Тематические   родительские   собрания   (совместно   с   психологом   школы,   с сотрудником областной детской библиотеки) Развивающий блок Участие   родителей   в   подготовке,   организации   и   проведении   коллективных творческих дел, участие во внутришкольных и внешкольных мероприятиях. Тематические классные часы, экскурсии, походы в театры, кинотеатры, выезды на природу не только весной и летом, но и осенью и зимой. Викторины, конкурсы, дискуссии, интерактивные игры. 30 САМОПОЗНАНИЕ СА МО РЕ АЛ ИЗ АЦ ИЯ СА МО РАЗ ВИ ТИ Е САМОУТВЕРЖДЕНИЕ Каждый ребенок открывает и познает свой мир ­ зажигает свою звезду, познает себя, чтобы стать частью общества­созвездия, частью мира ­Галактики. 31 2.3.Этапы функционирования воспитательной  системы класса Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной  системы  класса:  1) Проектирование «Кто здесь? Где Я?» 2) Становление «Поверь в себя ­ стань лучше!» 3) Стабильное функционирование «Реализуй себя!» 4) Коренное обновление «Мой выбор­мое будущее» I. «Кто здесь? Где Я?» Посмотрите на меня ­ посмотрим друг На друга увидим и поймем друг друга. Деятельность на том этапе (5 класс) проходит под девизом:              Зажги свою звезду,              Познай себя.             Тебе всегда я помогу,             С тобой твои друзья. ЦЕЛЬ: Осуществить социальную и предметную адаптацию обучающихся при переходе из  начальной школы в среднюю школу. ЗАДАЧИ: № 1 2 3 4 Классный руководитель Создание благоприятной атмосферы и морального макро и микроклимата для каждого воспитанника в классе. Помочь   узнать   свои   возможности   и   внутренние качества в новых условиях. Ознакомление с правилами организации учебной и внеурочной деятельности, построение отношений с людьми, прежде всего с новыми одноклассниками учителями Формирование   навыков   и   умений   основ здоровьесбережения Ученик Я,   ты,   он,   она­   вместе дружная семья Какой Я? Какие мы? В   здоровом   теле­   здоровый дух ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Овладение навыками работы над собой. 2. Обучающиеся научатся применять знания, полученные в урочное и внеурочное  время для разрешения конкретных жизненных ситуаций. 3. Процесс обучения не должен утратить позитивной мотивации. 4. У обучающихся формируется потребность в здоровом образе жизни. 5. Обучающиеся начинают проявлять свои творческие способности. 6. Ребенок осознает себя частью классного коллектива.     План реализации первого этапа приведен в приложении 4 . 32 II. «Поверь в себя ­ стань лучше!» Увидим себя глазами окружающих. Поверим в себя – станем лучше.  Деятельность на втором этапе (6 класс) проходит под девизом: И главное не верьте никогда, Что будто все проходит  и уходит Да, звезды меркнут иногда, Но ваши звездочки обязаны гореть на небосводе ЦЕЛЬ: перейти от локальной адаптации к первоначальному этапу социализации. ЗАДАЧИ: № 1 2 3 4 5 Классный руководитель Формирование   базовых   умений   и   навыков саморефлексии. Знакомство с примерами  положительных идеалов, воспитание   любви   и   уважения   к   родному   краю, стремления   к   укреплению   и   развитию   школьных традиций. Формирование первоначальных умений постановки перед собой целей и задач по организации режима и контроля над собой. Развитие системы оценочных суждений. Дальнейшее   развитие   самоуправления   с   целью формирования   активной   социальной   позиции, реализация своих способностей и возможностей в реализации лидерских функций. Ученик Остановись – подумай! Я­ часть моей России Кто хочет – тот добьется Что   такое   хорошо,   и   что такое плохо? Сделай доброе дело! ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Ученик в состоянии, при корректирующей деятельности классного руководителя, дать объективный самоотчет своим действиям и поступкам. 2. Класс как коллектив выстраивает организационную структуру: лидеры, актив. 3. Ребята умеют определить положительные стороны своего поведения. 4. Обучающиеся   стремятся   самостоятельно   планировать,   организовывать   классные дела. 5. Участие в школьных мероприятиях становится нормой, а не обязанностью. III. «Реализуй себя!» Для человека с талантом и  любовью к труду не  существует преград.  Бетховен Л. На   третьем   этапе   (7­8   класс)   активно   развиваются   самоуправленческие   начала, деятельность происходит под девизом: 33 Звезды на небе мерцают, как свечи Чтобы все видели ­  мир бесконечен! Знайте, друзья, хоть их и не счесть, В мире для каждого звездочка есть! ЦЕЛЬ: Реализация своих способностей, осознание своего места в социуме ЗАДАЧИ: № 1 2 3 4 Классный руководитель Создать условия для проявления инициативы Создать   условия   для   осознания   своего   места   в социуме Создание   условий   для   расширения   возможностей ученика Создание условий для совместной деятельности с родителями Ученик Я могу, я умею! Вместе мы сила! Мы творим! Мои родители ­ мои друзья! ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Окончательно формируется коллектив 2. Проявляются организаторские способности детей 3. Определяются социальные роли 4. Вырабатывается гражданская позиция (Я ­ Нижегородец, Я – Россиянин) 5. Родители организуют мероприятия с детьми. IV. «Мой выбор­мое будущее» Я буду жить в этом обществе, Я изменюсь сам и изменю это общество.   На этом этапе (9класс)  происходит становление качеств, необходимых для будущей   профессии.  ЦЕЛЬ: создать устойчивую мотивацию к саморазвитию и саморегулированию  воспитанника, к профессиональной ориентации. ЗАДАЧИ:  Создание условий для пропаганды здорового образа жизни  Создание условий для формирования у подростков нравственных личностных  качеств, системы справедливых оценочных суждений  Знакомство подростков с примерами положительных идеалов  Создание условий для возможности самовыражения и самореализации  Создание условий для профессионального самоопределения подростка  Создание условий для формирования положительной «Я – концепции» выпускника ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  Каждый ученик – это личность с принципами нравственности и морали  Каждый ученик определился с будущей профессией 34  В классном коллективе царит атмосфера добра, дружбы, сотрудничества  Ребенок ощущает свою сопричастность к будущему своей страны. На этом этапе применяются следующие формы работы: Встречи – диспуты Встречи с интересными  людьми Психологические  тренинги Дискуссии Организация  внеклассных мероприятий 35 Встречи –диспутыДискуссииВстречи синтересными людьмиОрганизация внеклассныхмероприятий На   всех   этапах   применяются   следующие   способы   реализации   воспитательной системы: ДИСПУТЫ КОНКУРСЫ ИГРЫ ВСТРЕЧИ КОНЦЕРТЫ МАСТЕРСКИЕ ОБЩЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ Е ТРЕНИНГИ Годовой цикл мероприятий  Направления Мероприятия и формы работы Примечания к е в о л е ч ­ Я я ь м е с   я о м и Я     й ы н ь л о к ш й о м и Я   в и т к е л л о к       часы   творчества, Классные часы и беседы по темам «Нравственность», «Патриотизм»;   участие   в общешкольных   концертах,   игровые   классные   часы   с целью   развития   коммуникативной   культуры; интеллектуальные   марафоны   и   другие   внеурочные мероприятия. Конкурс   творческих   работ   ко   дню   матери   «Мать­ хранительница   очага»,   семейные   новогодние   вечера, конкурс   творческих   работ   «Сын.   Отец.   Отечество», концерт   для   родителей   к   23   февраля   и   8   марта, родительские собрания­ концерты «Вот и стали мы на год взрослее».  Участие   в   общешкольных   мероприятиях,   проектах; совместное   творчество   с   целью   создания   газет   к праздникам,  коллективные творческие дела, классные часы,   направленные   на   развитие   коммуникативной культуры   обучающихся,   создание   и   обновление классной   символики,   совместные   с   родителями экскурсии, посещения театров, музеев, субботники. 36 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕТРЕНИНГИКОНЦЕРТЫКОНКУРСЫДИСПУТЫВСТРЕЧИИГРЫЭКСКУРСИИМАСТЕРСКИЕОБЩЕНИЯ я и с с о Р я о м и Я       Тематические   классные   часы;   мини   проекты   «Мой город»,   «История   моей   России»,   «Герои   России»; экскурсии   по   историческим   местам   города,   области, России;   участие   в   традиционных   конкурсах   «Сын. Отец. Отечество» Мероприятия, посвященные годовщинам ВОВ, встречи с ветеранами. Участие в городских акциях, субботниках.  Мои первые сто дней… Мои первые сто дней, проведенные с классом Здравствуйте мой 5 «А» класс. Сколько глаз сливаются в одно яркое созвездие жизни! А в них вопрос: «Какая ты наша новая учительница?» Как внимательно вы смот­ рите   на   меня,   как   ловите   (пока)каждое   мое   слово.   Знаю   это   ненадолго.   Скоро   вы покажете свой характер, свои положительные и отрицательные черты. А я как дирижер оркестра   под   названием   класс   постараюсь   направлять   вас   лишь   в   положительном направлении.  Вглядываясь в лица пятиклассников, я понимаю, все они такие разные и такие хо­ рошие… Идут дни, месяцы и вот уже второе полугодие, а школьная жизнь задает все но­ вые вопросы, ставит новые проблемы… Как же мы прожили это недолгое время вместе с моим 5 «А» классом? Приведу некоторые записи из дневника классного руководителя. Подготовила классный час об Отечественной войне 1812 года. Слушали, может не совсем внимательно. Возможно, что­то запомнили. К следующему тематическому класс­ ному часу подготовили 3 доклада, правда, по моему заданию. Своих одноклассников слу­ шали уже с большим интересом. А беседу о Сталинградской битве вызвались подготовить сами. Здорово! А я говорю себе, воспитывай патриотизм и стремление к изучению истории Рос­сии. В районе  и  в  школе  проводили   акцию  «Добрый   Нижний».  Участвовала   большая часть моих пятиклассников. Пусть потому, что хотели быть лучшими – сдать больше всех макулатуры. Но это же во благо. Конкурс газет ко дню учителя, к новому году, конкурс творческих работ ко дню матери­   участвовали,   но   было   трудно.   А   я   призываю   их   «Участвуйте   в   конкурсах», потому что знаю, это помогает активизировать работу в классе, делает её творческой и интересной.  Предстоит 23 февраля «День защитника Отечества». Замахнулись на концерт для пап и дедушек. Я не возражаю и верю в каждого, кто вызвался принимать  участие. Я с радостью понимаю, что это уже что­то значит после того, как они отказались от участия в новогоднем празднике. Я классный руководитель и должна раскрыть талант каждого воспитанника и раз­ вивать его. Ведь даже слово «учитель» можно понимать как «учитывать»­ учитывать то, 37 что каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Нужно только своевременно разглядеть ту звездочку, направить и зажечь её. Ведь это так важно. «Когда я имею моральное право сказать, что мои усилия принесли плоды?» Ещё не время… Пока у меня создается такое впечатление, что у моих воспитанников главные че­ ловеческие ценности­ духовные ценности вытесняются материальными. У них отмечается негативное   отношение   к   Отечеству,   к   миру,   к   своему   душевному   и   духовному   Я. Необходима постоянная работа, чтобы изменить мировоззрение каждого из ребят. И вот первый   результат   моей   работы   как   классного   руководителя­   это   создание   воспита­ тельной системы «Созвездие». Я часто представляю, какими будут мои нынешние пятиклассники. Это будут са­ мостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность, которые до­ стигли самоопределения путем саморазвития и самореализации. Таков мой идеал. Такова моя   цель.   Путь   к   ней   долгий   и   непростой.   Лишь   в   сотрудничестве   с   родителями   и детским коллективом мы сможем достичь её.  Я провожу с детьми беседы о чувствах, качествах, присущих человеку, таких как доброжелательность, любовь близких, верность и преданность традициям, скромность и благородство,   бескорыстие   и   щедрость.   Я   считаю,   что   слово   –   самое   необходимое прикос­новение   учителя   к   сердцам   своих   учеников.   Не   только   слово,   но   и   действие создает про­странство, которое можно назвать воспитательным. На мой взгляд, основа воспитания   личности,   Человека   с   большой   буквы­   это   взаимопонимание   ребенка   и взрослого, сопере­живание, стремление к сотворчеству и сотрудничеству. Отвечая на вопрос, когда мои усилия принесут плоды, я полностью соглашусь с ве­ ликим педагогом В.А. Сухомлинским, который сказал, что «первый наиболее ощутимый результат выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопро­ сом, что во мне хорошего и что плохого. И самые изощренные методы и приемы воспита­ ния останутся пустыми, если они не приведут к тому, что человек посмотрев на самого себя, задумался над собственной судьбой…» Работая первые несколько месяцев с этим классом как классный руководитель, я поняла, что главное не ломать их и не прогибать под себя, а просто жить с ними совмест­ ной деятельностью то время, которое нам выпало быть ВМЕСТЕ. И я буду очень рада, ес­ли именно мое общение с ребятами внесет свой вклад в их самоопределение, поможет ша­гать по жизни с высоко поднятой головой и быть успешными. А пока работа, совместные дела, мероприятия… 38 1.4. Диагностика эффективности функционирования воспитательной системы                                                                                      Диагностика – не панацея,  а средство, которое может                                                                                                         помочь сделать проблему                                                                                        беспроблемной Д. Добсон          Диагностика – это специфический вид педагогической деятельности. С ее помощью можно   определить   «актуальный   уровень   развития»   ребенка,   его   потенциальные возможности,   те   новообразования,   которые   с   ним   происходят,   выстроить   «зоны ближайшего   развития»,   в   случае   необходимости   провести   коррекцию   в  его   сознании   и поведении, предотвратить возможные трудности.       В моей деятельности педагогическая диагностика всегда занимает значительное место. Я выделяю следующие методы изучения детей и родителей, которые чаще всего использую в своей практике: Мониторинг                                       Анкетирование                        Микроисследование        Групповая и  индивидуальная  оценка                                                                                Экспертная оценка Методы изучения детей и  родителей Социометрия                                                                                                         Предварительное                        Тестирование                                                                    Изучение Критерии Диагностика 39

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018