В материале представлена модель воспитательной системы МОУ Лицей №6 города Качканар Свердловской области.Наш лицей -это школа открытых возможностей "МОСТ".(мысли открыто.сотрудничай, твори).В нашей системе каждый ученик и родитель может двигаться от одного уровня к другому , при этом достигая определённых результатов.
Описание модели социализации, реализуемой в МОУ Лицей, г. Качканар.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» основано в 1971 году в статусе
общеобразовательной школы.
Наше образовательное учреждение уникально тем, что единственное в городе в качестве
приоритетного направления развития выбрало и успешно реализует естественнонаучное образование.
МОУ Лицей это место, где:
добротно учат,
помогают реализовать себя,
хочется дружить, творить, искать и находить.
Лицей находится в удобном, с точки зрения воспитательных возможностей, микрорайоне,
обладающем развитой социальной инфраструктурой. Рядом с Лицеем располагается целый комплекс
учреждений дополнительного образования (Детская художественная школа, Детская школа искусств,
Детскоюношеские спортивные школы «РОУКС», «Самбо и Дзюдо», Дворец спорта, УДО
«Альтернатива»). Неподалёку от здания лицея находится культурный центр Качканарского городского
округа – Городской центр досуга. В непосредственной близости располагаются Качканарское
водохранилище и окружающий его лесной массив.
Понимая необходимость использования вышеописанных особенностей, лицеем была инициирована
деятельность по слиянию образовательных сред близлежащих образовательных учреждений в единое
образовательное пространство.
А в ходе дальнейшего инновационного поиска в МОУ Лицей сложилась образовательная система,
получившая название МОСТ.
Для нас МОСТ — символ интеграции, пространство возможностей для осознания себя частью единого
целого.
Коллектив лицея стремится организовать аутентичное образование, обеспечив воспитание
личности, способной «творить» свою жизнь, понимая и развивая свои возможности, готовой к
постоянному саморазвитию, к принятию ответственности .
Индивидуальность человека, его «Я», творит себя и одновременно познает, реализуя ту или иную
деятельность. В связи с этим содержание образования понимается как развитие, выращивание тех
способностей и способов мышления и деятельности, которые присущи индивидуальности
данного ребенка, проявляющейся в той или иной деятельности.Образовательная система лицея – это:
1. базовое образование с лицейским компонентом углубленного изучения предметов естественно
математического цикла, обеспечивающие выполнение государственного образовательного стандарта,
факультативные, элективные курсы;
2. внеурочный, внеклассный блок – расширение образовательного пространства за счёт создания сети
кружков, клубов, а также Научного общества учащихся
3. внешкольное образовательное пространство лицея подразумевает его открытость современной
социо культурной среде и использование культурноисторического потенциала Свердловской области,
г.Качканара
В этой системе каждый член лицейской семьи свободно движется от одного уровня к другому.
Уровень учебный.
На этом уровне критерий успешности – освоение знаний, учебной
программы. Но если работает только этот уровень, то школа превращается в конвейер, где нет человека,
нет субъекта, нет открытости и нет самоопределения.
Уровень проектно исследовательский.
Работа на этом уровне реализуется через мастерские и мастерклассы, проектные
семинары и лаборатории как на уроках, так и вне учебного времени: в летних школах, на лицейских
мероприятиях. Эти формы и практики формируют проектное мышление, работают на самоопределение
лицеиста.
Уровень самоопределения.
Уровень предметных и социальных проб, выхода во внешнюю среду. Это сотрудничество с носителями
университетского знания, образцов науки, культуры, управления.
Уровень открытого пространства.
Это уровень публичных слушаний и общественных экспертиз. Здесь работа идет не только и не столько
над учебными проблемами, сколько над проблемами управления, организационными и правовыми
условиями, принципами и регуляторами взаимодействия всех, кто входит в открытое лицейское
пространство. Именно этот высший уровень и «держит» созданное пространство.
Работая на социализацию выпускника, описанная система реализует идею «Школы
социального опыта».
В качестве методологической основы данной модели выступает критическая
концепция социализации (К. Роджерс, В. Хайнц, А.Маслоу), где в роли основной выдвигается
задача формирования осознанного и даже критического отношения к существующим
общественным порядкам, развития у индивида его стремлений к «контактам с материальной и
общественной средой» (В. Хайнц), к самоутверждению в обществе. В своих теоретических
работах сторонники критической концепции социализации активно оперируют понятиями
«самоуправление», «самореализация», «самоутверждение», «духовная самоконцентрация» и
др. Человек активный субъект социализации, который (по по мере своего личностного
развития) не столько приспосабливается к людям и обстоятельствам, сколько стремится к
самореализации и самоутверждению.
Выбранная нами модель социализации ориентировала лицей на создание собственной
социокультурной среды, обогащающей образ жизни обучающихся. Отличительной особенностью данного
сценария является постоянное активное включение в социум. Мы стремимся обеспечить каждому
лицеисту позицию участника разнообразной деятельности, в том числе добровольной общественной, в
лицее царит разновозрастное взаимодействие, занятия органично выходят за пределы лицея в досуговые
формы и учреждения дополнительного образования.
Активно используем совместную творческую деятельность обучающихся в таких формах,
которые способствуют развитию практики сотрудничества: групповую, исследовательскую работу (в
лицее ежегодно проходят Научнопрактические конференции «Старт в будущее», театрализацию ,
ролевые игры, совместные поисковые проекты.
Особо ценной в этом плане является деятельность ученического самоуправления.
В лицее создана и активно развивается общественная организация «Ассоциация учащейся молодёжи»
(АУМ)
Д дружноРработать
У учиться
Ж жить
Б быть
А активным
Идея самоуправления реализуется на 5 уровнях
1 уровень первичных коллективов
2 уровень — кураторы ( учащиеся, ответственные за работу по напрвлениям)
3 уровень — председатель (координирует работу всех органов и объединений учащихся)
4 уровень конференция АУМ
5 уровень — Управляющий совет МОУ Лицей
На уровне первичных коллективов работа реализуется по 6 направлениям:
Ялидер (управленческая деятельность)
Ятворец (проект «Мир, который нужен мне»)
Яволонтер (проект «Азбука добра»)
Япатриот (проект «Огонёк»)
Яздоровый человек (проект «Слагаемые здорового образа жизни»)
Ягражданин (программа Центра правовой культуры «Фемида»)
В формат «Школы социального опыта» очень органично вписывается деятельность площадок для
самовыражения обучающихся : театральной студии «Лицедеи», научного общества учащихся «НЛО»,
видеостудии «Вид Ок», прессцентра, клуба «Огонёк».
Проектируя данную модель, мы поняли, что любая система вырастает из среды.
Сегодня в лицее развернута активная деятельность по развитию информационнообразовательной
среды.
Для нас ИОС — это школьная модель информационного общества в миниатюре. В ней каждый
получает возможность прожить все виды ИКТ активности, ИКТ компетентности, с которыми он
сталкивается в жизни, не выходя за рамки образовательной среды.
Для этого мы активно наполняем и структурируем виртуальное пространство лицея. В основе
коммуникационного аспекта информационнообразовательной среды лежит локальная сеть,
отличительной особенностью которой является её гетерогенность. Каждый педагог и учащийся имеет
свободный доступ к ЭОР, сетевым сообществам, возможность работы в системе электронных журналов
и дневников непосредственно со своего рабочего места.
При проектировании и построении ИОС лицея мы ставим во главу угла ее наполнение содержанием,
требуемым для достижения принципиально новых образовательных результатов, предусматриваемых
ФГОС.
В режиме постоянного развития находится медиатека лицея. Наблюдается положительная
динамика создания педагогами собственных медиатекстов и их размещения в локальной сети и сети
Интернет. Систематическая работа в данном направлении позволила выйти на создание инновационных
медийных продуктов. Это сайт «Флора Качканара» и гордость нашего лицея проект «Дневник
школьника», сочетающий свойства учебного пособия и портфолио ученика. За последние годы
проект вырос в линию дневников для учащихся 14 классов.
“Дневник школьника” уникальный, полифункциональный продукт, являющийся реальным
инструментом социализации обучающихся. Дневник является содержательным дополнением курса
“Окружающий мир”, направлен на формирование у обучающихся образа Малой Родины, способствует
формированию “образа Я”, универсальных учебных действий.
Одним из важнейших аспектов в развитии ИОС Лицея является интеграция используемых
педагогических технологий и ИКТ в единую систему педагогических воздействий. Так вживление в
образовательный процесс ИКТ через использование автоматизированных рабочих мест учителя и
учеников позволяет усилить интерактивный характер обучения, что и является импульсом для
возникновения ИКТ активности обучающихся. А применение системы экспериментов Prolog позволяет
поновому взглянуть на природу различных явлений и процессов. Активно используются при построении
образовательной практики медиатехнологии, а с 2012 года — дистанционные образовательные технологии.ИОС лицея это комплексная педагогическая телекоммуникационная система. И в первую
очередь, она признана обеспечить высокую эффективность взаимодействия субъектов образовательного
процесса, ведь имеено в процессе взаимодействия у человека возникает социальный опыт. Поэтому для
лицеистов, их родителей и педагогов стало доброй традицией организовывать онлайн события:
видеоконференции, семинары, использовать в некоторых аспектах общения возможности сайта лицея,
системы электронных журналов и дневников.
На наш взгляд грамотно организованная и развивающаяся образовательная среда является
основой для эффективной социализации личности.
В качестве основного результата реализации такой модели социализации как «Школа социального
опыта» является такой интегральный показатель как умение человека жить в ладу с собой и
окружающим миром.
Данный результат складывается из:
адекватной самооценки
сформированная самоидентификация себя в окружающем мире людей, природы, знаний
способности к саморазвитию
положительной яконцепции
умения адаптироваться
высокого уровня развития ключевых компетентностей на основе системных, надпредметных,
универсальных знаний о себе и обществе
принятия общечеловеческих ценностей
высокого уровня усвоения социальных норм и образцов поведения
позитивного отношения к усваиваемым нормам
принятия мира во всём его многообразии
навыков конструктивного взаимодействия
способности взять ответственность за свой выбор на себя.