Воспитательная система лицея

  • Педсоветы
  • doc
  • 31.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале представлена модель воспитательной системы МОУ Лицей №6 города Качканар Свердловской области.Наш лицей -это школа открытых возможностей "МОСТ".(мысли открыто.сотрудничай, твори).В нашей системе каждый ученик и родитель может двигаться от одного уровня к другому , при этом достигая определённых результатов.
Иконка файла материала модель Лицей Качканар.doc
Описание модели социализации, реализуемой в МОУ Лицей, г. Качканар. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» основано в 1971 году в статусе общеобразовательной школы.  Наше   образовательное   учреждение   уникально   тем,   что   единственное   в   городе   в   качестве приоритетного направления развития выбрало и успешно реализует естественнонаучное образование. МОУ Лицей это место, где: ­ добротно учат, ­ помогают реализовать себя, ­ хочется дружить, творить, искать и находить. Лицей     находится   в   удобном,   с   точки   зрения   воспитательных   возможностей,   микрорайоне, обладающем развитой социальной инфраструктурой. Рядом с Лицеем располагается целый комплекс учреждений дополнительного образования (Детская художественная школа, Детская школа искусств, Детско­юношеские   спортивные   школы   «РОУКС»,   «Самбо   и   Дзюдо»,   Дворец   спорта,   УДО «Альтернатива»).  Неподалёку от здания лицея находится культурный центр Качканарского городского округа   –   Городской     центр   досуга.  В   непосредственной   близости     располагаются   Качканарское водохранилище и окружающий его лесной массив. Понимая   необходимость   использования   вышеописанных   особенностей,   лицеем   была   инициирована деятельность по слиянию образовательных сред близлежащих образовательных учреждений в единое образовательное  пространство. А в   ходе  дальнейшего  инновационного   поиска     в  МОУ  Лицей   сложилась   образовательная  система, получившая название МОСТ. Для нас МОСТ — символ интеграции, пространство возможностей для осознания себя частью единого  целого. Коллектив лицея стремится организовать аутентичное образование, обеспечив воспитание  личности, способной «творить» свою жизнь, понимая и развивая свои возможности, готовой к  постоянному саморазвитию, к принятию ответственности . Индивидуальность человека, его «Я», творит себя и одновременно познает, реализуя ту или иную  деятельность. В связи с этим содержание образования понимается как развитие,   выращивание   тех    способностей   и   способов   мышления   и деятельности,   которые   присущи   индивидуальности    данного   ребенка, проявляющейся в той или иной деятельности.Образовательная система лицея – это:  1.  базовое   образование  с   лицейским   компонентом   углубленного   изучения   предметов   естественно­ математического   цикла,   обеспечивающие   выполнение   государственного   образовательного   стандарта, факультативные,  элективные курсы;  2. внеурочный, внеклассный блок – расширение образовательного пространства за счёт создания сети кружков, клубов, а также Научного общества учащихся 3.  внешкольное образовательное пространство  лицея подразумевает его открытость   современной социо ­ культурной среде и использование культурно­исторического потенциала Свердловской области, г.Качканара  В этой системе каждый член лицейской семьи свободно движется от одного уровня к другому. Уровень учебный. На этом уровне критерий успешности – освоение знаний, учебной программы. Но если работает только этот уровень, то школа превращается в конвейер, где нет человека, нет субъекта, нет открытости и нет самоопределения. Уровень проектно ­ исследовательский. Работа на этом уровне реализуется через мастерские и мастер­классы, проектные семинары и лаборатории как на уроках, так и вне учебного времени: в летних школах, на лицейских  мероприятиях. Эти формы и практики формируют проектное мышление, работают на самоопределение  лицеиста.  Уровень самоопределения.  Уровень предметных и социальных проб,  выхода во внешнюю среду.  Это сотрудничество с носителями университетского знания, образцов науки, культуры, управления. Уровень открытого пространства. Это уровень публичных слушаний и общественных экспертиз. Здесь работа идет не только и не столько над   учебными   проблемами,   сколько   над   проблемами   управления,   организационными   и   правовыми условиями,   принципами   и   регуляторами   взаимодействия   всех,   кто   входит   в   открытое   лицейское пространство. Именно этот высший уровень и «держит»  созданное пространство. Работая на   социализацию выпускника, описанная система реализует идею «Школы социального опыта».  В   качестве   методологической   основы   данной   модели   выступает  критическая концепция социализации  (К. Роджерс,  В. Хайнц,  А.Маслоу), где в роли основной выдвигается задача   формирования   осознанного   и   даже   критического   отношения   к   существующим общественным порядкам, развития у индивида его стремлений к «контактам с материальной и общественной   средой»   (В.   Хайнц),   к   самоутверждению   в   обществе.   В   своих   теоретических работах   сторонники   критической   концепции   социализации   активно   оперируют   понятиями «самоуправление»,   «самореализация»,   «самоутверждение»,   «духовная   самоконцентрация»   и др.   Человек   ­   активный   субъект   социализации,   который   (по   по   мере   своего   личностного развития)   не   столько   приспосабливается   к   людям   и   обстоятельствам,   сколько   стремится   к самореализации и самоутверждению. Выбранная   нами   модель   социализации   ориентировала   лицей   на   создание   собственной социокультурной среды, обогащающей образ жизни обучающихся. Отличительной особенностью данного сценария   является   постоянное   активное   включение   в   социум.   Мы   стремимся   обеспечить   каждому лицеисту позицию участника разнообразной деятельности, в том числе добровольной общественной, в лицее царит разновозрастное взаимодействие, занятия органично выходят за пределы лицея в досуговые формы и учреждения дополнительного образования. Активно   используем   совместную   творческую   деятельность   обучающихся   в   таких   формах, которые способствуют развитию  практики сотрудничества: групповую, исследовательскую  работу (в лицее   ежегодно   проходят   Научно­практические   конференции   «Старт   в   будущее»,   театрализацию   , ролевые игры, совместные поисковые проекты. Особо ценной  в этом плане является деятельность ученического самоуправления. В лицее создана   и активно развивается общественная организация  «Ассоциация учащейся молодёжи» (АУМ) Д ­ дружноР­работать У ­ учиться Ж ­ жить Б ­ быть А ­активным Идея самоуправления реализуется на 5 уровнях 1 уровень ­  первичных коллективов 2 уровень — кураторы ( учащиеся, ответственные за работу по напрвлениям) 3 уровень — председатель (координирует работу всех органов и объединений учащихся) 4 уровень ­ конференция АУМ 5 уровень — Управляющий совет МОУ Лицей На уровне первичных коллективов работа реализуется по 6 направлениям: Я­лидер (управленческая деятельность) Я­творец (проект «Мир, который нужен мне») Я­волонтер (проект «Азбука добра») Я­патриот (проект «Огонёк») Я­здоровый человек (проект «Слагаемые здорового образа жизни») Я­гражданин (программа Центра правовой культуры «Фемида») В формат «Школы социального опыта» очень органично вписывается деятельность площадок для самовыражения обучающихся :  театральной студии «Лицедеи», научного общества учащихся «НЛО», видеостудии «Вид Ок», пресс­центра, клуба «Огонёк». Проектируя данную модель, мы поняли, что любая система вырастает из среды. Сегодня в лицее развернута активная деятельность по развитию информационно­образовательной среды. Для нас ИОС — это школьная модель информационного общества в миниатюре. В ней каждый получает   возможность прожить все  виды  ИКТ­ активности,  ИКТ­ компетентности,  с которыми  он сталкивается в жизни, не выходя за рамки образовательной среды. Для  этого  мы     активно  наполняем   и   структурируем   виртуальное     пространство   лицея.       В  основе коммуникационного   аспекта   информационно­образовательной   среды   лежит   локальная   сеть, отличительной особенностью  которой  является её гетерогенность.    Каждый педагог и учащийся имеет свободный  доступ к ЭОР,  сетевым сообществам, возможность работы в системе электронных журналов и дневников непосредственно со своего рабочего места.  При проектировании и построении ИОС лицея мы ставим  во главу угла  ее наполнение содержанием, требуемым для достижения  принципиально новых образовательных результатов, предусматриваемых ФГОС. В   режиме   постоянного   развития   находится   медиатека   лицея.   Наблюдается   положительная динамика создания педагогами собственных медиатекстов и их размещения  в  локальной сети и сети Интернет.  Систематическая работа в данном направлении позволила выйти на создание инновационных медийных продуктов. Это сайт  «Флора Качканара» и  гордость нашего лицея ­   проект «Дневник школьника»,   сочетающий   свойства   учебного   пособия   и   портфолио   ученика.   За   последние   годы проект вырос в линию дневников для учащихся 1­4 классов. “Дневник   школьника”     ­  уникальный,   полифункциональный   продукт,   являющийся   реальным инструментом   социализации   обучающихся.   Дневник   является   содержательным   дополнением   курса “Окружающий мир”, направлен на формирование  у обучающихся образа Малой Родины, способствует формированию “образа Я”, универсальных учебных действий. Одним   из   важнейших   аспектов   в   развитии   ИОС   Лицея   является   интеграция   используемых педагогических технологий   и ИКТ в единую систему педагогических воздействий.  Так вживление в образовательный   процесс   ИКТ   через   использование   автоматизированных   рабочих   мест     учителя   и учеников   позволяет   усилить   интерактивный   характер   обучения,   что   и   является   импульсом   для возникновения ИКТ ­ активности обучающихся. А применение системы экспериментов Prolog позволяет по­новому взглянуть на природу различных явлений и процессов. Активно используются при построении образовательной практики медиатехнологии, а с 2012 года — дистанционные образовательные технологии.ИОС   лицея   ­   это   комплексная   педагогическая   телекоммуникационная   система.   И   в   первую очередь, она признана обеспечить высокую эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса, ведь имеено в процессе взаимодействия у человека возникает социальный опыт. Поэтому для лицеистов,   их   родителей   и   педагогов   стало   доброй   традицией   организовывать   он­лайн   события: видеоконференции, семинары, использовать в некоторых аспектах общения возможности сайта лицея, системы электронных журналов и дневников. На   наш   взгляд   грамотно   организованная   и   развивающаяся   образовательная   среда   является основой для эффективной социализации личности. В   качестве   основного   результата   реализации   такой   модели   социализации   как   «Школа   социального опыта»   является   такой   интегральный   показатель   как  умение   человека   жить   в   ладу   с   собой   и окружающим миром.  Данный результат складывается из: ­адекватной самооценки ­ сформированная самоидентификация себя в окружающем мире людей, природы, знаний ­способности к саморазвитию ­положительной я­концепции ­умения адаптироваться ­высокого   уровня   развития   ключевых   компетентностей   на   основе   системных,   надпредметных, универсальных знаний о себе и обществе ­принятия общечеловеческих ценностей ­высокого уровня усвоения социальных норм и образцов поведения ­позитивного отношения к усваиваемым нормам ­принятия мира во всём его многообразии ­навыков конструктивного взаимодействия ­способности взять ответственность за свой выбор на себя.