В материале представлена модель воспитательной системы МОУ Лицей №6 города Качканар Свердловской области.Наш лицей -это школа открытых возможностей "МОСТ".(мысли открыто.сотрудничай, твори).В нашей системе каждый ученик и родитель может двигаться от одного уровня к другому , при этом достигая определённых результатов.
модель Лицей Качканар.doc
Описание модели социализации, реализуемой в МОУ Лицей, г. Качканар.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» основано в 1971 году в статусе
общеобразовательной школы.
Наше образовательное учреждение уникально тем, что единственное в городе в качестве
приоритетного направления развития выбрало и успешно реализует естественнонаучное образование.
МОУ Лицей это место, где:
добротно учат,
помогают реализовать себя,
хочется дружить, творить, искать и находить.
Лицей находится в удобном, с точки зрения воспитательных возможностей, микрорайоне,
обладающем развитой социальной инфраструктурой. Рядом с Лицеем располагается целый комплекс
учреждений дополнительного образования (Детская художественная школа, Детская школа искусств,
Детскоюношеские спортивные школы «РОУКС», «Самбо и Дзюдо», Дворец спорта, УДО
«Альтернатива»). Неподалёку от здания лицея находится культурный центр Качканарского городского
округа – Городской центр досуга. В непосредственной близости располагаются Качканарское
водохранилище и окружающий его лесной массив.
Понимая необходимость использования вышеописанных особенностей, лицеем была инициирована
деятельность по слиянию образовательных сред близлежащих образовательных учреждений в единое
образовательное пространство.
А в ходе дальнейшего инновационного поиска в МОУ Лицей сложилась образовательная система,
получившая название МОСТ.
Для нас МОСТ — символ интеграции, пространство возможностей для осознания себя частью единого
целого.
Коллектив лицея стремится организовать аутентичное образование, обеспечив воспитание
личности, способной «творить» свою жизнь, понимая и развивая свои возможности, готовой к
постоянному саморазвитию, к принятию ответственности .
Индивидуальность человека, его «Я», творит себя и одновременно познает, реализуя ту или иную
деятельность. В связи с этим содержание образования понимается как развитие, выращивание тех
способностей и способов мышления и деятельности, которые присущи индивидуальности
данного ребенка, проявляющейся в той или иной деятельности. Образовательная система лицея – это:
1. базовое образование с лицейским компонентом углубленного изучения предметов естественно
математического цикла, обеспечивающие выполнение государственного образовательного стандарта,
факультативные, элективные курсы;
2. внеурочный, внеклассный блок – расширение образовательного пространства за счёт создания сети
кружков, клубов, а также Научного общества учащихся
3. внешкольное образовательное пространство лицея подразумевает его открытость современной
социо культурной среде и использование культурноисторического потенциала Свердловской области,
г.Качканара
В этой системе каждый член лицейской семьи свободно движется от одного уровня к другому.
Уровень учебный.
На этом уровне критерий успешности – освоение знаний, учебной
программы. Но если работает только этот уровень, то школа превращается в конвейер, где нет человека,
нет субъекта, нет открытости и нет самоопределения.
Уровень проектно исследовательский.
Работа на этом уровне реализуется через мастерские и мастерклассы, проектные
семинары и лаборатории как на уроках, так и вне учебного времени: в летних школах, на лицейских
мероприятиях. Эти формы и практики формируют проектное мышление, работают на самоопределение
лицеиста.
Уровень самоопределения.
Уровень предметных и социальных проб, выхода во внешнюю среду. Это сотрудничество с носителями
университетского знания, образцов науки, культуры, управления.
Уровень открытого пространства.
Это уровень публичных слушаний и общественных экспертиз. Здесь работа идет не только и не столько
над учебными проблемами, сколько над проблемами управления, организационными и правовыми
условиями, принципами и регуляторами взаимодействия всех, кто входит в открытое лицейское
пространство. Именно этот высший уровень и «держит» созданное пространство.
Работая на социализацию выпускника, описанная система реализует идею «Школы
социального опыта».
В качестве методологической основы данной модели выступает критическая
концепция социализации (К. Роджерс, В. Хайнц, А.Маслоу), где в роли основной выдвигается
задача формирования осознанного и даже критического отношения к существующим
общественным порядкам, развития у индивида его стремлений к «контактам с материальной и
общественной средой» (В. Хайнц), к самоутверждению в обществе. В своих теоретических
работах сторонники критической концепции социализации активно оперируют понятиями
«самоуправление», «самореализация», «самоутверждение», «духовная самоконцентрация» и
др. Человек активный субъект социализации, который (по по мере своего личностного
развития) не столько приспосабливается к людям и обстоятельствам, сколько стремится к
самореализации и самоутверждению.
Выбранная нами модель социализации ориентировала лицей на создание собственной
социокультурной среды, обогащающей образ жизни обучающихся. Отличительной особенностью данного
сценария является постоянное активное включение в социум. Мы стремимся обеспечить каждому
лицеисту позицию участника разнообразной деятельности, в том числе добровольной общественной, в
лицее царит разновозрастное взаимодействие, занятия органично выходят за пределы лицея в досуговые
формы и учреждения дополнительного образования.
Активно используем совместную творческую деятельность обучающихся в таких формах,
которые способствуют развитию практики сотрудничества: групповую, исследовательскую работу (в
лицее ежегодно проходят Научнопрактические конференции «Старт в будущее», театрализацию ,
ролевые игры, совместные поисковые проекты.
Особо ценной в этом плане является деятельность ученического самоуправления.
В лицее создана и активно развивается общественная организация «Ассоциация учащейся молодёжи»
(АУМ)
Д дружно Рработать
У учиться
Ж жить
Б быть
А активным
Идея самоуправления реализуется на 5 уровнях
1 уровень первичных коллективов
2 уровень — кураторы ( учащиеся, ответственные за работу по напрвлениям)
3 уровень — председатель (координирует работу всех органов и объединений учащихся)
4 уровень конференция АУМ
5 уровень — Управляющий совет МОУ Лицей
На уровне первичных коллективов работа реализуется по 6 направлениям:
Ялидер (управленческая деятельность)
Ятворец (проект «Мир, который нужен мне»)
Яволонтер (проект «Азбука добра»)
Япатриот (проект «Огонёк»)
Яздоровый человек (проект «Слагаемые здорового образа жизни»)
Ягражданин (программа Центра правовой культуры «Фемида»)
В формат «Школы социального опыта» очень органично вписывается деятельность площадок для
самовыражения обучающихся : театральной студии «Лицедеи», научного общества учащихся «НЛО»,
видеостудии «Вид Ок», прессцентра, клуба «Огонёк».
Проектируя данную модель, мы поняли, что любая система вырастает из среды.
Сегодня в лицее развернута активная деятельность по развитию информационнообразовательной
среды.
Для нас ИОС — это школьная модель информационного общества в миниатюре. В ней каждый
получает возможность прожить все виды ИКТ активности, ИКТ компетентности, с которыми он
сталкивается в жизни, не выходя за рамки образовательной среды.
Для этого мы активно наполняем и структурируем виртуальное пространство лицея. В основе
коммуникационного аспекта информационнообразовательной среды лежит локальная сеть,
отличительной особенностью которой является её гетерогенность. Каждый педагог и учащийся имеет
свободный доступ к ЭОР, сетевым сообществам, возможность работы в системе электронных журналов
и дневников непосредственно со своего рабочего места.
При проектировании и построении ИОС лицея мы ставим во главу угла ее наполнение содержанием,
требуемым для достижения принципиально новых образовательных результатов, предусматриваемых
ФГОС.
В режиме постоянного развития находится медиатека лицея. Наблюдается положительная
динамика создания педагогами собственных медиатекстов и их размещения в локальной сети и сети
Интернет. Систематическая работа в данном направлении позволила выйти на создание инновационных
медийных продуктов. Это сайт «Флора Качканара» и гордость нашего лицея проект «Дневник
школьника», сочетающий свойства учебного пособия и портфолио ученика. За последние годы
проект вырос в линию дневников для учащихся 14 классов.
“Дневник школьника” уникальный, полифункциональный продукт, являющийся реальным
инструментом социализации обучающихся. Дневник является содержательным дополнением курса
“Окружающий мир”, направлен на формирование у обучающихся образа Малой Родины, способствует
формированию “образа Я”, универсальных учебных действий.
Одним из важнейших аспектов в развитии ИОС Лицея является интеграция используемых
педагогических технологий и ИКТ в единую систему педагогических воздействий. Так вживление в
образовательный процесс ИКТ через использование автоматизированных рабочих мест учителя и
учеников позволяет усилить интерактивный характер обучения, что и является импульсом для
возникновения ИКТ активности обучающихся. А применение системы экспериментов Prolog позволяет
поновому взглянуть на природу различных явлений и процессов. Активно используются при построении
образовательной практики медиатехнологии, а с 2012 года — дистанционные образовательные технологии. ИОС лицея это комплексная педагогическая телекоммуникационная система. И в первую
очередь, она признана обеспечить высокую эффективность взаимодействия субъектов образовательного
процесса, ведь имеено в процессе взаимодействия у человека возникает социальный опыт. Поэтому для
лицеистов, их родителей и педагогов стало доброй традицией организовывать онлайн события:
видеоконференции, семинары, использовать в некоторых аспектах общения возможности сайта лицея,
системы электронных журналов и дневников.
На наш взгляд грамотно организованная и развивающаяся образовательная среда является
основой для эффективной социализации личности.
В качестве основного результата реализации такой модели социализации как «Школа социального
опыта» является такой интегральный показатель как умение человека жить в ладу с собой и
окружающим миром.
Данный результат складывается из:
адекватной самооценки
сформированная самоидентификация себя в окружающем мире людей, природы, знаний
способности к саморазвитию
положительной яконцепции
умения адаптироваться
высокого уровня развития ключевых компетентностей на основе системных, надпредметных,
универсальных знаний о себе и обществе
принятия общечеловеческих ценностей
высокого уровня усвоения социальных норм и образцов поведения
позитивного отношения к усваиваемым нормам
принятия мира во всём его многообразии
навыков конструктивного взаимодействия
способности взять ответственность за свой выбор на себя.
Воспитательная система лицея
Воспитательная система лицея
Воспитательная система лицея
Воспитательная система лицея
Воспитательная система лицея
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.