Цель: познакомить учащихся с еще неизвестными для них фактами истории Великой Отечественной войны, с теми героическими фрагментами нашей истории, благодаря которым был сохранен мир; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать уважение к поколению людей, завоевавших для нас свободу и независимость, чувство долга перед государством, в котором мы живем, патриотизм, любовь к героическому прошлому своего народа.
Оборудование: выставка рисунков учащихся " Подвиг народа в сердце живет", наглядный материал (надписи и высказывания о войне)
ХОД УРОКА.
1-й ведущий:
Дед, расскажи мне о прошлой войне.
Прости, что прошу тебя снова и снова.
Я знаю по ранней твоей седине,
Как было безжалостно там и сурово.
Дед, расскажи мне о друге своем.
Мы с ним уже больше не встретимся в мае.
Я помню, как в праздник вы пели вдвоем
Военные песни притихнувшей маме.
Дед, я их знаю давно наизусть,
Те песни, что были твоею судьбою.
И если тебе в подголоски гожусь,
Давай мы споем эти песни с тобою.
Я часто ловлю твой внимательный взгляд,
Когда ты глядишь на друзей моих шумных,
А годы, как старые раны, болят,
С которых в войну началась твоя юность.
Дед, раздели со мной память и грусть,
Как тихие радости ты с нами делишь.
Позволь, в День Победы я рядом пройдусь,
Когда ордена ты, волнуясь, оденешь.
2-й ведущий: 9 мая наша страна отмечает 71-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Пройдут многие десятилетия, но никогда из благодарной памяти потомков не изгладится священное величие подвига тех, кто начинал строить новую жизнь и отстоял ее в кровавой битве.
1-й ведущий:
Чем дальше мы уходим от войны,
Тем тяжелей нести по жизни раны,
Тем реже в парках города видны
Заросшие рубцами ветераны.
Чем дальше мы уходим от войны,
Тем меньше незабудок на могилах.
Тем чаще мы в минуты тишины
Держать слезу соленую не в силах.
2-й ведущий: Мы - дети трудной истории. Мы - свидетели и участники трагического времени, попытаемся осмыслить весь жизненный путь, пройденный страной, народом, своими родными и близкими. Есть над чем задуматься. Что в новом тысячелетии расскажем детям и внукам об опустошившей страну мировой войне?
1-й ведущий:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Такой она вдавила след
И скольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит, ставит обелиски…
2-й ведущий:
Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой!
Необратимым призывом прозвучали эти слова в первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. 1418 дней и ночей бушевала война. Огненный смерч, обрушившийся на нашу страну в июне 1941 года, стал испытанием для всего народа. Вспомним, как стоял вопрос: жить нам или не жить, быть нам как государству. Или не быть. Мы живем, потому что в час суровых испытаний выжила наша страна, выстоял ее солдат. Перед войной он был рабочим, колхозником, инженером, артистом, школьником - в июне сорок первого - стал солдатом. Дни, месяцы, четыре долгих года смотрела ему в глаза смерть, но солдат не отводил взгляда. В тысячу раз больнее было смотреть ему на села и города, которые в первые горькие месяцы вероломно развязанной фашизмом войны попали под иго врага.
1-й ведущий:
Уже темнеет. Наступленье,
Гремя, прошло свой путь дневной,
И в нами занятом селенье
Снег смешан с кровью и золой.
У журавля, где, как гостинец,
Нам всем студеная вода,
Ты сел, усталый пехотинец,
И все глядишь назад, туда,
Где в пол версте от крайней хаты
Мы, оторвавшись от земли,
Под орудийные раскаты
Уже не прячась, в рост пошли.
И ты уверен в эту пору,
Что раз такие пол версты
Ты смог пройти, то значит скоро
Пройти всю землю сможешь ты.
Ученик: В сорок первом году солдат временно отступал, но знал, что вернется с победой. Вехами его стали Москва и Сталинград, Курская дуга и форсирование Днепра, освобождение Европы и сражение за Берлин, сотни и тысячи других, порой безымянных, боев.
(Рассказ об освобождении города Артемовска)
1-й ведущий: Мы знаем, как велик был труд женщин в годы войны!
Женщинам лихих военных лет
Я с любовью посвящаю строки эти.
Тем, чьи косы седины порошит снег,
А улыбку время скорбью метит.
Проводив на фронт мужчин своих,
Вы рубили уголь, лес валили,
Вы варили сталь, детей растили
И надежду на победу берегли.
Гимнастерки и шинели шили,
Раненных из боя выносили,
Письма нежные на фронт строчили,
А ночами вы от слез тужили…
Сколько ж нужно мужества иметь,
Веры, пониманья, оптимизма,
Чтобы все невзгоды преодолеть,
Сохранить надежду к новой жизни!
Учитель: Истории, как говорят, свойственен юмор. Она и впрямь посмеялась над теми, кто возмечтал построить свое благополучие на порабощении других народов. Как некогда утонул в реке не в меру воинственный Барбаросса, так канул в реку забвения план "Барбаросса". Не вышло! Мы говорим это сегодня. Наши солдаты верили в это тогда, там, на полях сражений. Верили в первые дни войны, отходя с боями на восток. Верили, когда до победы оставались последние снаряды, последние километры и, наконец, последний бой. Мы узнаем о Великой Отечественной войне по рассказам старших, по книгам и кинофильмам, но сердцем усвоили подвиг легендарной фронтовой славы.
2-й ведущий:
Когда-нибудь умрет солдат последний,
Но не истлеют ордена.
И будет навсегда для нас победной
Ушедшая в историю война.
А у нас есть теперь гордый ориентир: подвиг Великой Отечественной. Есть Матросов и Гастелло, Покрышкин и Кожедуб, Молодая гвардия и сотни тысяч неизвестных героев.
1-й ведущий: Никому не выпадало и пусть больше не выпадает такой трудной судьбы. Но никому и никогда не выпадет столь же высокой. И пока живут на земле люди, они будут помнить тебя, Солдат, ведь время обладает удивительными свойствами: оно лечит раны и мирит врагов, спрессовывает года в мгновения, а мгновения оставляет в памяти человека на века.
Кто ушёл на
фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания.
И всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.
Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.
Мы здесь с тобой не потому, что дата, Как злой осколок память жжёт в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и будни приходи. Он защищал тебя на поле боя. Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя - Великой Армии простой солдат.
1 ученик: На рубеже весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежал у наших ног!
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди-
2 ученик: Есть справедливость на Земле!
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил!
Над Германией победное знамя,
Знамя правды своей водрузил!
Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава народу – герою!
Слава Армии славной его!
3 ученик: И в Берлине , в праздничную дату,
Был воздвигнут , чтоб стоять в веках,
Памятник - Советскому солдату,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.