Тематическое направление: экологическое воспитание.
Тема: «Хранители воды»
Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения. В современном мире, который находится на грани экологической катастрофы, проблема сохранения воды является одной из актуальных.
«Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.» - слова известного русского писателя, Сергея Аксакова. Вода – основа существования любого живого организма. Организм человека до 65% состоит из воды. Она как батарейка тепла и холода на нашей планете. Не будет воды – не будет и жизни! Всё многообразие воды составляет 71% поверхности нашей планеты. Запасы воды на Земле очень велики. Но пресная вода составляет лишь 3% всех водных ресурсов планеты. Идея провести мероприятие на данную тему возникла не случайно. У детей в этом возрасте отсутствует истинное представление о ценности воды для человека и природы, о том, что является источником ее загрязнения, какие мероприятия проводятся по предотвращению загрязнения.
Мероприятие предназначено для детей 7-9 лет, 2 класс
Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности экологической направленности в соответствии с ФГОС НОО. Оно может быть проведено как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной и внеурочной деятельности. Материал может быть использован учителями начальных классов, классными руководителями, работниками библиотеки, организаторами воспитательной работы с детьми и педагогами дополнительного образования.
Внеклассное мероприятие будет проведено в игровой форме, так как в первом классе данная форма еще остается ведущей. Данное мероприятия будет основано на совместной творческой и поисковой деятельности, в ходе которой дети будут решать экологические задачи, проводить совместные опыты, учиться оценивать экологические ситуации, думать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Цель: создание у детей правильного отношения к воде и формирование к ней бережного отношения.
Задачи:
-расширить представления учащихся о роли воды в жизни человека и природы;
-познакомить с такими понятиями как «экология», «экологическая проблема»;
-формировать у учащихся способность формулировать проблему и предлагать пути ее решения, на основе полученных знаний;
-рассмотреть экологические проблемы и роль человека в них;
-развивать у школьников бережное отношение к водным ресурсам;
-формировать умение работать в команде.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
· Выполнять учебную задачу урока;
· Оценивать достижения сои и одноклассников на уроке;
· Работать по плану, предложенному учителем
Познавательные УУД:
· Умение использовать свой жизненный опыт при ответе на вопросы учителя;
· Работа с информацией, отбирать нужную, учиться делать по ней выводы;
· Овладевать начальными навыками исследовательской деятельности
Коммуникативные УУД:
· Умение работать в команде;
· Задавать вопросы;
· Выражать свои мысли, идеи
Личностные УУД:
· Учиться ответственности за состояние окружающей среды;
· Осознавать свою роль в деле охраны окружающей среды;
· Развивать навыки сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослыми
Предметные:
Знать:
· Что такое «экология» и «экологическая проблема»
· Что вода очень важный природный ресурс и источник жизни для всего живого на земле
· Правила бережного отношения к воде
· Способы экономного расходования воды
Уметь:
· Выдвигать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать
· Работать с полученной информацией
Для реализации поставленной цели и достижения планируемых результатов используются следующие педагогические технологии:
· технология сотрудничества
· коммуникативно-диалоговая технология;
· здоровьесберегающая технология;
· игровые технологии;
Методы: беседа, проблемный диалог, фронтальный опрос.
Для подготовки данного мероприятия необходимы, следующие ресурсы:
TeachTouch - Интерактивный комплекс для образования
шум воды, цветные картинки, ватман, фломастеры, цветные карандаши, кисти, краски.
Ход мероприятия
Организационный момент
Эмоциональный настрой
-Все готовы к полету?
В страну белоснежную и очень полезную
На пути вас ждут большие испытания,
А на финише -победа, радость, знания.
Всем желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
Создание проблемной ситуации:
Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть шкатулка, а в ней что-то спрятано. А что это, вы узнаете, когда прослушаете одну сказку:
Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле
Экологическая сказка
«Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын 12 принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.
Стали над ним все смеяться, а он и говорит:
— Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства. А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой. В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски. А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесно е, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.
Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.»
-кто догадался, о чем пойдет речь на нашем занятии? (о воде)
Правильно. Мы будем говорить сегодня о знакомом и в то же время загадочном веществе.
Попробуйте назвать значение воды для человека на основе услышанной сказки(ответы детей)
Мы с вами каждый день сталкиваемся с водой, а задумываемся ли мы о ней?
Почему вода считается самым главным веществом на планете?
Сможет ли человек хотя бы день прожить без воды?
Бережно ли мы относимся к воде?
На эти и другие вопросы мы с вами сегодня попробуем ответить.
Итак, наше занятие мы начнем с игры. Мозаику все умеют собирать? Отлично! Я каждому раздам кусочек от картинки. Ваша задача собрать эти картинки, как мозаику, всего у вас должно получиться 3 картинки. Таким образом, мы с вами разделимся на 3 команды.
Дети собирают картинки, рассаживаются за столы.
У нас получилось 3 команды. Предлагаю выбрать капитана и придумать название.
Примеры названий: «Очистители воды», «Водный патруль», «Защитники воды» и т.п..
Для начала вспомним с вами правила работы в команде: работать дружно, активно, не перебивать, дать возможность высказать свое мнение. А у капитана будет особенная миссия- на листах самооценки в конце занятия оцените работу каждого участника группы.
Внимательно рассмотрите картинки, которые собрали. Что вы на них видите? (на картинках изображено загрязнение воды)
Вам нравятся эти изображения? (Нет)
Какие эмоции они у вас вызывают? (тревогу, страх, грусть)
Какие проблемы показаны на данных картинках?
Почему мы говорим, что «Природа в опасности»? (исчезают животные, погибают растения)
Почему вода в водоеме грязная?
Кто виноват в загрязнениях?
Что нужно сделать, чтобы спасти водоемы от хагрязнения?на все эти вопросы мы будем с вами отвечать в ходе нашего занятия.
Работа по теме занятия.
А сейчас мы побудем с вами маленькими исследователями. Как выдумаете, от какого слова произошло прилагательное «экологические» (экология) –Правильно. А сейчас возьмите словари, которые есть у вас на столах и найдите определение слову –экология. (кто нашел-читает)
Экология –это
1. Наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
2. Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
-Что изучает экология?
-А что же такое экологическая безопасность? (это защита от плохого воздействия загрязненной окружающей среды)
Молодцы! Вы очень хорошо работаете со словарями. А сейчас мы побудем с вами экологами. Как вы думаете, чем они занимаются? (они выясняют причины загрязнения окружающей среды)
А сейчас пришла пора размяться
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на
месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Хорошо размялись, молодцы. Продолжаем работу по теме. Знаете ли вы, какое значение имеет вода для всего живого на земле?
Я сейчас каждой команде дам высказывание о воде, а вы попробуете его пояснить.
1 команда: Томас Фуллер: Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец.
2 команда: Константин Яковлевич Ваншенкин: Вода, вода, кругом вода.
3 команда: Хью Оден: Тысячи людей живут без любви, но никто — без воды.
Проверка: фронтальный опрос, выступление представителей команды.
Давайте сделаем с вами выводы: воды на планете Земля гораздо больше, чем суши. Но вся ли она годится для наших нужд. Так как большую ее часть составляют моря и океаны, а в них соленая вода. Человек может прожить без алмазов, без денег, но без воды он прожить не может. Вода всегда была и будет ценна для человека.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Я сейчас возьму краски, вы дадите мне свои ладошки я вам их закрашу. (закрашиваются ладошки). Теперь подумайте и ответьте на вопросы:
Сможете ли вы с такими ладошками покушать?
Сможете ли вы с такими ладошками выполнить уроки?
Сможете вы с такими ладошками поздороваться с друзьями?
Нет, конечно. Ваши ладошки грязные, а что нужно сделать, чтобы вы смогли выполнить все эти действия? (помыть водой) правильно, идем мыть наши ладошки.
Следующее задание будет творческое. Каждой команде необходимо подумать и решить, что может сделать каждый из вас для охраны и бережного отношения к воде. Это может быть плакат «Берегите воду», условные знаки «Правила поведения у водоема», листовка «Как сохранить воду чистой», памятка «Сохраним воду».
Команды выполняют задание, обсуждают, принимают решение. Затем представляют свои работы перед классом.
Вывод: охранять воду нужно от мусора, дыма, грязи, нарушителей экологии.
А
теперь поиграем с вами в игру «Рыбалка»
Заранее подготавливается таз, полный воды. В
него нужно накидать мелких игрушек. Задача учащихся выловить «рыбок» при помощи
ложки.
Молодцы! Все игрушки достали.
А теперь вспомним, как проходит ваш день. Расскажите мне свой режим дня. Дети отвечают.
Вывод: в течение дня мы постоянно сталкиваемся с водой: умыться, приготовить еду, покушать, помыть руки. Вода неотъемлемая часть нашей жизни.
А насколько бережно вы относитесь к использованию воды? Задумывались ли вы когда-нибудь, что в пустую тратите воду? Учитель раздает учащимся памятку «Как сберечь воду»
Итог занятия
Что такое экология? Какие экологические проблемы мы сегодня решали?
Какой вывод мы сделали сегодня для себя? (нужно беречь воду, это важная часть нашей жизни)
Как вы понимаете выражение –«Мы- дети природы»?
Рефлексия
На доске солнышко.
Ребята, посмотрите внимательно, чего не хватает нашему солнышку? (лучей)
Правильно. Давайте с вами подарим лучики солнышку. У каждого есть два цвета лучей желтые- мне очень понравилось занятие, узнал много интересного. И голубые- мне было скучно, ничего нового не узнал. Учащиеся выбирают лучи и клеят их к солнышку.
А в конце я хочу, чтобы мы с вами посмотрели небольшой мультик о воде.
https://www.youtube.com/watch?v=cNf-z_-N5Hw
Спасибо за работу. Вы большие молодцы. Занятие окончено.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.