Методические разработки
воспитательных мероприятий
Тематическое направление:
патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Тема методической разработки:
квест-игра «Путешествие в прошлое»
Автор: Басанцева Жанна Алексеевна,
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 4 с. Петропавловское
Арзгирский район
Ставропольский край
2024 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление: «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности».
Тема квест-игры: «Путешествие в прошлое».
Актуальность: формирование гражданственности у подростков - острая проблема современности, этот процесс требует много времени и усилий. Именно классному руководителю необходимо популяризировать знания о малой Родине, воспитать любовь к родному селу, краю, стране. Знание истории малой Родины и стране, помогает школьникам осознавать своем место в жизни родного края и страны.
Квест-игра рассчитана на возраст школьников 14-16 лет (8-9 кл)
Воспитательного мероприятия квест-игра имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя, является одним из запланированных мероприятий о людях и событиях страны 19 века, 20 века, о становлении характера переселенцев и сотрудничестве их с местными жителями. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, так как испытания в квесте проходят группы одного класса, помогает воспитывать в учащихся чувство уважения к истории села и страны. К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников 9 классов. Охвачены все учащиеся, после данного мероприятия работа была продолжена: разучены литературные произведения земляков (стихи, воспоминания), составленыбиографии петропавловцев – участников знаковых мероприятий в жизни села и страны. Собраны книги и брошюры и вырезки из газет по истории Арзгирского района, села Петропавловского.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Цель: Сформировать знания учащихся о малой Родине, воспитать любовь к родному краю, формирование условий для приобщения обучающихся к культурному наследию предков.
Задачи мероприятия:
Воспитательные:
· воспитывать интерес и любовь к малой Родине;
· способствовать возникновению интереса к культуре и традициям народа заселявших земли Ставропольского края
Развивающие:
· развивать любознательность и творческие способности школьников;
развивать навыки работы в группе.
Образовательные:
· Формировать простейшие географические представления о селе Петропавловском
· Закреплять знания школьников о памятных местах родного села.
· Расширять осведомлённость в сфере человеческой деятельности, представления об их значимости для жизни общества.
· Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Регулятивные УУД:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
Коммуникативные УУД:
-лидерство и согласование действий с командой;
- построение речевых высказываний, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с заданиями
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры-квеста, так как игра выступает одним из самых эффективных средств межличностного развития школьниковдевятого класса и способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, а также является важным фактором социализации гражданина.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие методы:
Словесные методы: беседа, объяснение, рассказ;
Наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;
Практические методы: упражнения, тренинг.
При проведении классного часа возможны различные формы индивидуальной и групповой работы.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Мультимедийное оборудование, карта-схема села Петропавловское для ориентирования, таблички с названием станций, дидактический материал для выполнения заданий, маршрутные листы для команд.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка может быть использована классными руководителями и учителями-предметниками средней школы во внеурочной деятельности, при подготовке и проведению классных часов краеведческой направленности, а также во время работы в школьном летнем лагере.
Основная часть.
Подготовка воспитательного мероприятия
1. Экскурсия по улицам села Петропавловское.
2. Оформление альбома по выдающимся людям, уроженцам села, ветеранам села.
3. Рассматривание фотографий достопримечательностей села, жизни односельчан в разные периоды страны.
4. Заучивание стихов, поговорок, пословиц о родном крае.
5. Беседы о родном селе, районе, о Родине.
7. Рисование на тему «Моё село».
Сценарийквеста«Путешествие в прошлое»
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:
1. Подготовительный этап
- разработка заданий
- подготовка маршрутных листов
2. Организационный
- формирование команд, выбор капитана команды
- назначение ответственных на станциях маршрута игры из числа родителей и их подготовка
3. Игровой этап
- знакомство с правилами квеста
- проведение игры
4. Заключительный этап
- подведение итогов
- награждение участников
Ход игры:
Класс делится на две-три группы, придумывают название команды, определяют капитана. Необходимо пройти все станции и собрать пазлы из которых складывается вид села, гербы РФ, Ставропольского края, Арзгирского района, села Петропавловского. Команды получают карту –схему села и лист выполнения заданий(прохождение станций).
Команда __________________________________
№ |
Название станции |
Результат |
1 |
С чего начинается Родина? |
|
2 |
Возрождение |
|
3 |
Степная |
|
4 |
Мельница |
|
5 |
Новая жизнь |
|
6 |
Комендатура |
|
7 |
Подвиг |
|
8 |
Мемориал |
|
9 |
История |
|
Итог |
|
Станция 1: С чего начинается Родина?
Задание: карточки с математическими примерами, правильный ответ - год образования села) пояснить почему так назвали село
При правильном ответе дается подсказка для поиска следующей станции.Ответ - (1904- храм).
Станция 2: Возрождение(храм).
Из предложенных предметов выбери самый значимый, под ним подсказка (глиняный горшок, кирпич, лампочка, платок, газета, скалка) Если правильно выбрал, поясни (подсказка Степная)
Станция 3: Степная.Задание на знание растенийи животных из Красной книги. Если выбрали верно, то из букв на обороте сложится подсказка (Мельница)
Станция 4: Мельница Из фото добудь информацию. Если ответ верный, то предлагается вставить слово встихотворении поэта земляка и это будет подсказка.
Мечты о праведной судьбине,
Исканья воли и земли
………… с Украины
Сюда когда-то привели.(переселенцев)
Станция 5: Новая жизнь.
Из разных эпох фотографии сложить в хронологическом порядке. На обороте будет подсказка. (на последней будет изображен кулак).
Станция 6: Комендатура.
Из палок неодинаковой длины выложено слово война. Это школьники должны сами прочесть. Под листвой рисунок орла. Это подсказка куда двигаться дальше. (улица Орлова)
Станция 7: Подвиг (Орлова, Соловьева)Дана карта и нужно определить сражение ВОВ, пояснить почему это сражение имело для страны огромное значение. (Сталинград). За правильный ответ даем пазлы. Вспомнить, где захоронены Орлов и Соловьев. Значит двигаться на мемориал памяти павшим землякам в годы ВОВ.
Станция 8: Мемориал павшим землякам. Мелком написаны буквы в разброс на дорожке к памятнику. (МУЗЕЙ), если группанашли все буквы и собрали слово -даем пазлы.
Станция 9: история.В кабинете стоят портреты историков. Ребятам нужно найти портрет местного краеведа. нужно догадаться, что им нужна книга Ю.П.Сварича(краевед земляк) тоже историка.
Из полученных пазлов складывается на отдельном столе картина
Выявляются победители, и проводится награждение команд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.