План-конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «На что потратить жизнь».
Дата проведения: 05.04.2022 г.
Форма проведения: беседа, викторина «На что потратить жизнь?».
Участники: кадеты 6 «Е» класса.
ФИО воспитателя: Чернов В.В.
Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей воспитанниками и формирование ответственного отношения к ним.
Задачи:
Использование современных педагогических технологий:
№ п/п |
Название современных педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе |
Этапы мероприятия, на которых технология применяется |
1. |
Технологии сотрудничества. |
Основной этап. |
2. |
Технология педагогического общения. |
Мотивационный этап, основной этап. |
3. |
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). |
Основной этап. |
4. |
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания. |
Рефлексия. |
Оборудование, оформление, реквизиты:
- электронная презентация;
- интерактивная доска;
- жетоны.
Ход мероприятия:
Слайд 1
I. Мотивационный этап.
Воспитатель.
Слайд 2
Эпиграфом к нашей беседе будут высказывания выдающихся философов:
«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» Винсент Думинуко (итальянский философ)
«…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (философ Сенека)
Сейчас, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, мне бы хотелось чтобы вы ответили мне на некоторые вопросы.
Как вы думаете, говоря о материальных или духовных ценностях. Что важнее?
(Ответ обучающихся)
Конечно, важнее духовные ценности. Именно они дают нам возможность сделать правильный выбор между хорошим и плохим, добрым и злым.
Слайд 3
Давайте попробуем с вами разобраться, что вы относите к духовным ценностям, а что к материальным ценностям:
– За деньги можно купить книгу… (но не мудрость, знания и умения.)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не дружбу и понимание)
– за деньги можно купить дом… (но не семью, заботу и любовь)
- за деньги можно купить развлечения… (но не счастье) (ответы обучающихся)
Да совершенно верно материальные ценности - это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить.
Духовные ценности в отличие от материальных мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей.
А как вы думаете, что такое счастье. (Ответы обучающихся)
Счастье – это когда исполняются мечты.
Счастье – это когда рядом есть близкие люди.
Ребята, а есть готовый рецепт счастья, кто знает, как стать счастливым?
(Воспитанники. Надо учиться ставить для себя цели и достигать их.)
II. Вступление
Слайд
Воспитатель:
Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь в сегодняшнем классном часе? (ответы кадет)
Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни.
Также мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
Но перед началом игры, давайте выясним, что же такое ценности и какие они бывают.
III. Основной этап
Слайд 4
Воспитатель:
Что такое «ценности» и какие они бывают? (выступления кадет).
ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.
Категорию ценностей ввел в социологию Макс Вебер. Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний.
Социологи предлагают такую классификацию ценностей:
Слайд 5
1. витальные (жизненные) ценности: ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общественное признание, жизнь, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;
Слайд 6
2. экономические (материальные) ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископаемые, рабочая сила, ресурсы.
Слайд 7
3. социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
Слайд 8
4. политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.
5. Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.
Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.
Слайд 9
6. Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.
Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее, история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.
Воспитатель:
Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.
Слайд 10
Перед тем, как начать игру послушайте и проанализируйте притчу про сосуд. Притча про сосуд.
Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.
В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.
Затем спрашивает:
- Банка полна?
-Да! – соглашаются студенты.
Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.
Он снова спросил студентов:
- Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная.
Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!
- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.
Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.
Воспитатель: Мне бы хотелось задать вопрос:
- На что бы вы променяли свою жизнь”? (ответы кадет)
Слайд 11
Сейчас мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
Перед началом игры каждая группа, разбившись на группы по пять человек, получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! (Раздаю каждой группе по 10 жетонов)
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Слайд 12
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:…..
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Показываю группам слайды с названиями двух первых “товаров”. Обмениваю жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
Слайд 13
Следующая пара:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара на двоих. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка, на которой вы мечтаете жениться, действительно в недалеком будущем станет вашей женой. (2 жетона)
Слайд 14
Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Слайд 15
Следующая пара:
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Слайд 16
Далее:
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.
Слайд 17
Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Слайд 18
Дальше:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Слайд 19
Следующая пара:
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Слайд 20
Затем:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
Слайд 21
И, наконец:
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
IV. Подведение итогов
Воспитатель:
В течение одной-двух минут постарайтесь проанализируйте решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы вы можете сделать о ваших жизненных ценностях.
Слайд 22
Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:
- Мнения других людей обо мне
- Забота о благополучии других
- Мои собственные потребности
- Материальные блага
- Долгосрочные цели
- Надежность
- Осмысленная жизнь
- Мир, согласие
Слайд 23
Воспитатель:
Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы: (слайд).
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
Вероятнее всего, можно услышать от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”.
Слайд 24
Воспитатель:
Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.
Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Слайд 25
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни!
V. Рефлексия.
Воспитатель: В заключение нашего мероприятия, я предлагаю вам закончить фразы. Слайд 26
1.Преуспевающий в жизни человек - это человек, который…... (ставит перед собой цель и добивается её)
2.Человек-неудачник - это человек, который…. (думает, что у него никогда, ничего не получится)
3.Если человек не имеет…. то, он не состоялся (прожил жизнь зря). (ума, совести)
4.Если человек имеет……….,то он состоялся. (разум, ответственность, совесть..)
Кадеты заканчивают фразы.
Воспитатель: Хотелось бы закончить наше занятие фразой: Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
Воспитатель 6 «Е» класса Чернов В.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.