Воспитательное мероприятие
Тема: «Основные требования этикета»
Цель: напомнить обучающимся основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитывать навыки культурного поведения.
Оформление: высказывания знаменитых ученых, пословицы и поговорки:
Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. – Ж. Руссо.
Ход мероприятия.
Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд
Скромность всякому к лицу.
Скромность красит человека.
На грош амуниции – на рубль амбиции.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Этикет – от французского «etiquette» установленный порядок поведения где–либо. Этикет гласит о том, как произвести благоприятное впечатление в обществе, какие требования предъявляются к одежде, манерам, поведению человека, каковы особенности организации приема или презентации и многое другое.
Вопрос: Какие черты этикета главные?
Конечно, воспитанность, вежливость.
Сервантес писал: «Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость ». Это высказывание будет эпиграфом нашего классного часа.
Вежливость – это форма общения с людьми, которая выражает уважение к личному достоинству человека и чувство собственного достоинства. Вежливость проявляется в словах, тоне, жестах, мимике. Везде и всегда необходимо вежливо относиться к знакомым и незнакомым людям, к младшим и старшим, к взрослым, друзьям и товарищам.
Вот что по этому поводу сказал С. Маршак в своем шутливом стихотворении «Ежели вы вежливы».
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухи.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой и с бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам, явившимся заранее,
Минуты на собрание, часы на ожидание!
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. В 19 веке о воспитанном человеке говорили, что он обладает хорошими манерами.
«Да бросьте вы церемониться!» – говорят тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью электронно-вычислительной машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур – короче говоря, церемоний.
Правил поведения, действительно, существовало и существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все было строго определено и расписано.
Правила возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Например, один из самых распространенных в мире способов приветствия – рукопожатие – дошел до нас из таинственной дали тысячелетий. Тогда это было разумной мерой предосторожности – взаимное ощупывание рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений и оружия у встречного человека.
Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи. Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно обойтись с ним значило покрыть себя позором.
Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много. Через полторы тысячи лет дошла до нас история о том, как явились к правителям древнегреческого государства Спарты послы соседней страны просить военной помощи. И вместо короткой и толковой просьбы они произнесли красивую и путаную речь на два часа. Спартанцы ответили им: «Начало вашей длинной речи мы забыли, а конца не поняли, так как забыли начало».
Во все времена и у всех народов глубоким вниманием и уважением пользовалась женщина-мать.
Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства. Примеров можно приводить много. И все эти обычаи были глубоко человечны, они помогали людям жить.
Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди, прежде всего, называют свое имя? Почему девочке следует идти справа своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор?
Например, возникновение последнего обычая объясняют по-разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.
Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильно.
Чаще всего – на разные «почему» мы получаем один ответ: так принято.
Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения. Я надеюсь, вы хорошо понимаете, что речь идет не обо всех старых правилах и привычках. Многие из них потеряли смысл настолько, что кажутся просто невероятными. В одном восточном своде приличий, например, я встретила советы, как воспитанному человеку облизывать пальцы после еды. Ну-ка, представьте себе, что в школьной столовой вы проделали эту процедуру. Как на вас посмотрят?
Конечно, же, некрасивые, негигиеничные, унижающие достоинство формы поведения уходят в прошлое. А какие остаются? Какие, вновь возникают и вливаются в наш сегодняшний этикет?
Анализ ситуации:
В плотном потоке людей, хлынувшем из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками и всякой поклажей.
— Давайте вашу корзину,— тронул ее за руку мальчик лет пятнадцати.
Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе.
Один из идущих сзади сказал:
— Ох, и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!
А другой откликнулся:
— Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь.
Вопрос: Почему первый человек решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение помощи.
Наверное, это зависит от общего отношения к людям. Чего мы ждем от них, от всех (знакомых и незнакомых) – хорошего или плохого?
Дагестанский поэт, лауреат Ленинской премии Расул Гамзатов написал стихотворение:
«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я знаю!»
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком незнаком,
Что я могу сказать о нем плохого?»
Вопрос: Чувствуете разницу?
К культуре поведения это имеет самое прямое отношение.
К сожалению, есть среди ребят такие, которые подозревают, что вокруг них все глупы, жадны, злы. Сами понимаете, с подобными мыслями очень трудно стать воспитанным человеком, просто даже невозможно.
Анализ ситуации:
Приехал Олег в лагерь. Направили его, ну, допустим, в пятую комнату. А там уже трое других ребят устроились. Сидят, журналы рассматривают.
Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в запасе: мигом отвяжется. И вообще какие-то они подозрительные, надо сладости подальше спрятать.
Вопрос: Почему Олег так подумал о своих будущих соседях?
Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно.
Не часто, но такие люди, зараженные недоверием и злостью, все же встречаются. Они отравляют нашу жизнь в классе, во дворе, они могут вконец испортить веселую лагерную смену.
Вопрос: Каким будет поведение человека, когда он верит, что в людях много хорошего?
Возможно, что он скажет « Привет, ребята! А меня сюда направили, Я Олег, из двенадцатой школы, А вы? Вот здорово: все из разных школ. . . У вас, которая кровать свободна?. . Да ты не убирай гантели, они мне и не мешают вовсе. Если вам что – то надо, книги или ножик, так берите».
Вопрос: С которым из этих Олегов вы хотели бы оказаться в одной палате?
Вопрос: А каждый ли из вас уверен, что, если бы в лагере можно было выбирать соседей по койке, вас все бы охотно выбрали? Над этим стоит задуматься!
А. С. Макаренко говорил, что к людям надо подходить с «оптимистической гипотезой». Оптимист – тот, кто верит в хорошее. Гипотеза – предположение.
Нужно верить, что мы живем среди хороших, честных, умных, воспитанных людей. Такая вера рождает доброе отношение к человеку – самую главную основу воспитанности. Когда она есть, то не страшно забыть или не знать каких-то правил. Доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступить.
Анализ ситуации:
Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт.
Вопрос: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан?
Анализ ситуации:
Три подружки уселись на дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих.
Вопрос: Можно ли это сделать прямо тут же?
Анализ ситуации:
Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится.
Вопрос: Что вы скажете тому, кто ее подарил?
Анализируя ситуации, вы объяснили не только, как поступить, но и почему именно так, то, наверное, почувствовали, что доброе отношение к людям проявляется в разных форма, в разных наших качествах.
Одно из них – тактичность.
Тактичность и вежливость – не одно и то же.
Анализ ситуации:
Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты. . . Спасибо. . . Не надо. . .
— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет.
Вопрос: Это проявление вежливости? Тактичности?
Хорошее отношение к людям проявляется еще в одном важном качестве.
Анализ ситуации:
После очередного дежурства по школе нужно было выпустить «Колючку». Володя вызвался сделать ее. Прошла неделя, но газета не появилась. Одноклассники стали спрашивать Володю: «Почему ты не сделал газету, ты же обещал?» Владимир пробовал отшутиться: «Я своему слову хозяин: захотел – дал, захотел – назад взял».
Вопрос: Было ли смешно одноклассникам?
Обещание не предмет для шуток. Персидский поэт пятнадцатого века Джами заметил:
Давая обещанье, не шути.
Дал обещанье – нет назад пути.
Дал слово – ты им связан. Связать – обязать – обвязать – слова одного корня. Воспитанный человек – человек точный и обязательный. А, кроме того, он скромен.
Скромность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане. Очень известный французский философ восемнадцатого века Жан-Жак Руссо писал: «Признак хорошего воспитания – черта, особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключается не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же держаться скромно, не задевая их гордости».
Итак, мы вернулись к главной мысли: воспитанный человек хорошо относится к людям. Только при этом условии можно быть всегда искренним, приветливым, доброжелательным. И нам не придется заставлять себя следовать правилам этикета, это получится естественно, само собой, а манеры непринужденными и приятными.
По правилам этикета, обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно использовать специальные формулы вежливости («волшебные слова» – говорили вы в детстве): будьте добры, пожалуйста, и т. п.
Итог мероприятия.
Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Что нового вы узнали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.