Воспитательное мероприятие: "Основные требования этикета"
Оценка 4.8

Воспитательное мероприятие: "Основные требования этикета"

Оценка 4.8
docx
21.04.2024
Воспитательное мероприятие: "Основные требования этикета"
основные требования этикета.docx

Воспитательное мероприятие

Тема: «Основные требования этикета»

 

              Цель: напомнить обучающимся основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитывать навыки культурного поведения.

              Оформление: высказывания знаменитых ученых, пословицы и поговорки:

Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. – Ж. Руссо.

             Ход мероприятия.

Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд

Скромность всякому к лицу.

Скромность красит человека.

На грош амуниции – на рубль амбиции.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Этикет – от французского «etiquette» установленный порядок поведения где–либо. Этикет гласит о том, как произвести благоприятное впечатление в обществе, какие требования предъявляются к одежде, манерам, поведению человека, каковы особенности организации приема или презентации и многое другое.

Вопрос: Какие черты этикета главные?

Конечно, воспитанность, вежливость.

Сервантес писал: «Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость ». Это высказывание будет эпиграфом нашего классного часа.

Вежливость – это форма общения с людьми, которая выражает уважение к личному достоинству человека и чувство собственного достоинства. Вежливость проявляется в словах, тоне, жестах, мимике. Везде и всегда необходимо вежливо относиться к знакомым и незнакомым людям, к младшим и старшим, к взрослым, друзьям и товарищам.

Вот что по этому поводу сказал С. Маршак в своем шутливом стихотворении «Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухи.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы –

То есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание, часы на ожидание!

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. В 19 веке о воспитанном человеке говорили, что он обладает хорошими манерами.

«Да бросьте вы церемониться!» – говорят тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои бе­зупречные манеры и с пунктуальностью электронно-вычислительной машины выполняет огромное коли­чество установленных этикетом правил, ритуалов, про­цедур – короче говоря, церемоний.

Правил поведения, действительно, существовало и существует бесконечное множество. В древнем Ки­тае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все было строго определено и расписано.

Правила возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Например, один из самых распространенных в мире способов привет­ствия – рукопожатие – дошел до нас из таинствен­ной дали тысячелетий. Тогда это было разумной ме­рой предосторожности – взаимное ощупывание рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений и оружия у встречного человека.

Шло время. Проверенные опытом многих поко­лений, правила постепенно превращались в обычаи. Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно обойтись с ним значило покрыть себя позором.

Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много. Через полто­ры тысячи лет дошла до нас история о том, как яви­лись к правителям древнегреческого государства Спарты послы соседней страны просить военной по­мощи. И вместо короткой и толковой просьбы они произнесли красивую и путаную речь на два часа. Спартанцы ответили им: «Начало вашей длинной речи мы забыли, а конца не поняли, так как забыли начало».

Во все времена и у всех народов глубоким внима­нием и уважением пользовалась женщина-мать.

Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства. Примеров можно приводить много. И все эти обычаи были глу­боко человечны, они помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и проис­хождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут ру­кой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди, преж­де всего, называют свое имя? Почему девочке следует идти справа своего спутника? Почему при встре­че и приветствии мужчины снимают головной убор?

Например, возникновение последнего обычая объ­ясняют по-разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив сво­бодного гражданина, должны были обнажать обри­тую голову. Другие авторы считают, что он возник в средневековье, когда рыцари снимали шлемы, ос­тавляя голову незащищенной в знак проявления до­верия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предпо­ложений более правильно.

Чаще всего – на разные «почему» мы получаем один ответ: так принято.

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы по­ведения. Я надеюсь, вы хорошо понимаете, что речь идет не обо всех старых правилах и привычках. Мно­гие из них потеряли смысл настолько, что кажутся просто невероятными. В одном восточном своде при­личий, например, я встретила советы, как воспитан­ному человеку облизывать пальцы после еды. Ну-ка, представьте себе, что в школьной столовой вы про­делали эту процедуру. Как на вас посмотрят?

Конечно, же, некрасивые, негигиеничные, унижа­ющие достоинство формы поведения уходят в прош­лое. А какие остаются? Какие, вновь возникают и вливаются в наш сегодняшний этикет?

Анализ ситуации:

В плотном потоке людей, хлынувшем из вечер­ней электрички, медленно двигалась женщина, тя­жело нагруженная авоськами, сумками и всякой по­клажей.

— Давайте вашу корзину,— тронул ее за руку мальчик лет пятнадцати.

Она удивленно взглянула на него, мотнула голо­вой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе.

Один из идущих сзади сказал:

— Ох, и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!

А другой откликнулся:

— Зачем вы так? Мальчик просто хотел по­мочь.

Вопрос: Почему первый человек решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок маль­чика как предложение помощи.

Наверное, это зависит от общего отношения к лю­дям. Чего мы ждем от них, от всех (знакомых и не­знакомых) – хорошего или плохого?

Дагестанский поэт, лауреат Ленинской премии Расул Гамзатов написал стихотворение:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком незнаком,

Что про него хорошего я знаю!»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком незнаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

Вопрос: Чувствуете разницу?

К культуре поведения это имеет самое прямое от­ношение.

К сожалению, есть среди ребят такие, которые подозревают, что вокруг них все глупы, жадны, злы. Сами понимаете, с подобными мыслями очень трудно стать воспитанным человеком, просто даже невоз­можно.

Анализ ситуации:

Приехал Олег в лагерь. Направили его, ну, допустим, в пятую комнату. А там уже трое других ребят устроились. Си­дят, журналы рассматривают.

Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в за­пасе: мигом отвяжется. И вообще какие-то они по­дозрительные, надо сладости подальше спрятать.

Вопрос: Почему Олег так подумал о своих будущих соседях?

Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно.

Не часто, но такие люди, зараженные недоверием и злостью, все же встречаются. Они отравляют нашу жизнь в классе, во дворе, они могут вконец испор­тить веселую лагерную смену.

Вопрос: Каким будет поведение человека, когда он верит, что в людях много хорошего?

Возможно, что он скажет « Привет, ребята! А меня сюда направили, Я Олег, из двенадцатой школы, А вы? Вот здорово: все из разных школ. . . У вас, которая кровать свободна?. . Да ты не убирай гантели, они мне и не мешают во­все. Если вам что – то надо, книги или ножик, так бери­те».

Вопрос: С которым из этих Олегов вы хотели бы оказать­ся в одной палате?

Вопрос: А каждый ли из вас уверен, что, если бы в лагере можно было выби­рать соседей по койке, вас все бы охотно выбрали? Над этим стоит задуматься!

А. С. Макаренко говорил, что к людям надо под­ходить с «оптимистической гипотезой». Оптимист – тот, кто верит в хорошее. Гипотеза – предположе­ние.

Нужно верить, что мы живем среди хороших, че­стных, умных, воспитанных людей. Такая вера рож­дает доброе отношение к человеку – самую главную основу воспитанности. Когда она есть, то не страшно забыть или не знать каких-то правил. Доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступить.

Анализ ситуации:

Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите пере­дать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт.

Вопрос: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан?

Анализ ситуации:

Три подружки уселись на дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих.

Вопрос: Можно ли это сделать пря­мо тут же?

Анализ ситуации:

Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится.

Вопрос: Что вы скажете тому, кто ее подарил?

Анализируя ситуации, вы объяснили не только, как поступить, но и почему именно так, то, наверное, по­чувствовали, что доброе отношение к людям проявля­ется в разных форма, в разных наших качествах.

Одно из них – тактичность.

Тактичность и вежливость – не одно и то же.

Анализ ситуации:

Нарядная, оживленная женщина в сопровожде­нии морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.

— Садитесь, пожалуйста!

— Ну что ты. . . Спасибо. . . Не надо. . .

— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Вопрос: Это проявление вежливости? Тактичности?

Хорошее отношение к людям проявляется еще в одном важном качестве.

Анализ ситуации:

После очередного дежурства по школе нужно было выпустить «Колючку». Володя вызвался сделать ее. Прошла неделя, но газета не появилась. Одноклассники стали спрашивать Володю: «Почему ты не сделал газету, ты же обещал?» Владимир пробовал отшутиться: «Я своему слову хозяин: захотел – дал, захо­тел – назад взял».

Вопрос: Было ли смешно одноклассникам?

Обещание не предмет для шуток. Персидский поэт пятнадцатого века Джами заметил:

Давая обещанье, не шути.

Дал обещанье – нет назад пути.

Дал слово – ты им связан. Связать – обязать – обвязать – слова одного корня. Воспитанный чело­век – человек точный и обязательный. А, кроме того, он скромен.

Скромность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказать­ся на первом плане. Очень известный французский философ восемнадцатого века Жан-Жак Руссо писал: «Признак хорошего воспитания – черта, особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключа­ется не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же дер­жаться скромно, не задевая их гордости».

Итак, мы вернулись к главной мысли: воспитан­ный человек хорошо относится к людям. Только при этом условии можно быть всегда искренним, привет­ливым, доброжелательным. И нам не придется зас­тавлять себя следовать правилам этикета, это полу­чится естественно, само собой, а манеры непринужденными и приятными.

По правилам этикета, обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно использовать специальные формулы вежливости («волшебные слова» – говорили вы в детстве): будьте добры, пожалуйста, и т. п.

 Итог мероприятия.

Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Что нового вы узнали?


 

Воспитательное мероприятие Тема: «Основные требования этикета»

Воспитательное мероприятие Тема: «Основные требования этикета»

Вот что по этому поводу сказал

Вот что по этому поводу сказал

Шло время. Проверенные опытом многих поко­лений, правила постепенно превращались в обычаи

Шло время. Проверенные опытом многих поко­лений, правила постепенно превращались в обычаи

Анализ ситуации: В плотном потоке людей, хлынувшем из вечер­ней электрички, медленно двигалась женщина, тя­жело нагруженная авоськами, сумками и всякой по­клажей

Анализ ситуации: В плотном потоке людей, хлынувшем из вечер­ней электрички, медленно двигалась женщина, тя­жело нагруженная авоськами, сумками и всякой по­клажей

Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы

Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы

Вопрос: Что вы скажете тому, кто ее подарил?

Вопрос: Что вы скажете тому, кто ее подарил?

Итак, мы вернулись к главной мысли: воспитан­ный человек хорошо относится к людям

Итак, мы вернулись к главной мысли: воспитан­ный человек хорошо относится к людям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2024