Воспитательное мероприятие - конференция. Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 класс)
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл
31.05.2017
Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это урок нравственности, основанный на общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре и главной ценности - хлебу. Мероприятие помогает детям понять, что хлеб — это не просто продукт питания, он является символом самой жизни, всякой пищи и трудов, которые необходимы для существования и сопровождает нас от рождения до смерти, в будни и праздники, в радости и печали.
В русском языке существует пословица "хлеб – всей жизни голова", то есть, нет ничего более значительного, чем хлеб. Вообще приготовление хлеба — одна из древних практик человеческой цивилизации, а сам хлеб символизирует собой душу. Хлеб сопровождает переход человека как в этот, так и в иной мир. Когда рождается ребенок, приготавливается свежий хлеб для покровительницы рожениц, на свадьбу готовили свадебный каравай. Сразу после того, как человек скончается, печется другой обрядовый хлеб «в путь», с которым покойника провожают на тот свет. Для нашего народа хлеб был не просто едой - это была основа его жизни и самая дорогая святыня. По старинке в каждом доме должны лежать на столе хлеб-соль. Зайдешь - и сразу видно: здесь радушно угостят гостя званого и незваного, человека путешествующего по миру.
А еще было такое поверье: «Хлеб на столе - Бог в доме». Во все времена хлеб хранили и берегли. Он с человеком от рождения и до глубокой старости. Он объединяет людей.Сформировать у детей знания о хлебе, как об одном из величайших богатств на Земле. Понимание ценности хлеба, как мерила жизни, как святыни, как одного из важнейших пищевых продуктов. Проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Создания условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения. Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Воспитательное мероприятие.docx
Воспитательное мероприятие конференция.
Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова».
Аннотация
Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это
урок нравственности, основанный на общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к
национальной культуре и главной ценности хлебу. Мероприятие помогает детям понять, что хлеб — это
не просто продукт питания, он является символом самой жизни, всякой пищи и трудов, которые
необходимы для существования и сопровождает нас от рождения до смерти, в будни и праздники, в
радости и печали.
В русском языке существует пословица "хлеб – всей жизни голова", то есть, нет ничего более
значительного, чем хлеб. Вообще приготовление хлеба — одна из древних практик человеческой
цивилизации, а сам хлеб символизирует собой душу. Хлеб сопровождает переход человека как в этот, так
и в иной мир. Когда рождается ребенок, приготавливается свежий хлеб для покровительницы рожениц, на
свадьбу готовили свадебный каравай. Сразу после того, как человек скончается, печется другой
обрядовый хлеб «в путь», с которым покойника провожают на тот свет. Для нашего народа хлеб был не
просто едой это была основа его жизни и самая дорогая святыня. По старинке в каждом доме должны
лежать на столе хлебсоль. Зайдешь и сразу видно: здесь радушно угостят гостя званого и незваного,
человека путешествующего по миру.
А еще было такое поверье: «Хлеб на столе Бог в доме». Во все времена хлеб хранили и берегли. Он с
человеком от рождения и до глубокой старости. Он объединяет людей.
Актуальность: Значение хлеба в жизни человека.
Проблема: идя из столовой, дети увидели, брошенную и растоптанную кемто булочку. Вопросы
проблемы: как люди выращивают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу? Значение
хлеба?
Гипотеза: если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол,
то будет бережнее относиться к нему
Цель: формирование у детей знаний о хлебе, как об одном из величайших богатств на Земле. Понимание
ценности хлеба, как мерила жизни, как святыни, как одного из важнейших пищевых продуктов.
Проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной
продукции. Создания условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления,
воображения. Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Задачи:
обогатить и уточнить знания детей о хлебе;
формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоса;
уточнить знания о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни
человека;
поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
воспитывать внимание, терпение, трудолюбие;
обогатить кругозор детей.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка. Самовар, бублики баранки, другие угощения.
Рушник полотенце, хлебсоль, колоски, выставка образцов хлебобулочных изделий. Иллюстрации, книги,
выставка детских рисунков,таблички групп, пословицы, песня о хлебе Зыкиной. Надпись: «На чужой
каравай рот не разевай,
А пораньше вставай, да свой затевай».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Оргмомент.
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
2.Психологическая адаптация. Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни,
Очень много бед и забот.
Разве нужны нам хмурые лица,
Или чьято сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Поэтому, повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку.
3. Наша реклама:
(запись на доске)
Мы: Наше занятие:
активные продуктивное
трудолюбивые интересное
собраны творческое
внимательны воспитательное
Учитель: Дети, угадайте загадку: «В каждом городе и селе, главный я на столе». (Хлеб). Какие загадки
о хлебе вы еще знаете? «Вы припомните скорей, кто источник сухарей»? « Вырос в поле колоском, на
столе лежу куском». «Чёрная гора, а всем мила». «Мнут и катают, в печи закаляют, а потом за
столом нарезают ножом».
Сегодня у нас необычный праздник. Посвящен он главной пище русского народа — хлебу.
У нашего народа существует очень древний обычай встречать гостей хлебом солью. На чем преподносят
хлеб соль? (На вышитом полотенце). Так его подносили уважаемым гостям. Это был признак
гостеприимства. И мы сегодня приветствуем гостей по старинке.
(Выносится хлеб соль на рушнике полотенце).
Слово предоставляется группе чтецов
1.Ученик: Если мы хотим когото
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.
2.Ученик: Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлебсоль из рук!
Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные. Рады видеть всех вас у нас на празднике.
Кажется, что мы знаем о хлебе все. Хлеб всему голова. Но сколько интересного еще можно рассказать об
этом продукте питания. Считаю, что наша конференция, которую мы проведем, вызовет у вас интерес,
потому что дети класса подготовили доклады – сообщения, стихотворения.
Все ученики объединяются в группы:
1).историки;
2).агрономы;
3).библиотекари;
4).чтецы;
5).«справочное бюро».
4. Сообщение темы, цели занятия.
5. Вступительная беседа с минуткой поэзии.
1). В начале занятия учитель обращает внимание на доску, где записана пословица: «Без золота проживёшь, а без
хлеба — нет».
О чем говорит эта пословица?
Подумайте над ее содержанием Слово предоставляется группе библиотекарей
Не хлебом единым живет человек
Но жизни без хлеба не мыслит
Хлеб "головою" считали весь век
Ему поклонялись, молились.
2). Легенда
Когда то в Галиче жил король Даниил, он имел такого мастера ювелира, который делал ему деньги. Тот
мастер в золоте купался, но свободы у него не было. Король Данило сам открывал мастерскую, где
работал мастер, замыкал ее собственноручно, когда надо было мастеру кудато выйти. Тот мастер только
один знал обо всем богатстве короля.
И так разжился тот мастер, что не понимал, что такое быть голодным. И однажды говорит королю:
Золото – царь. Даниил поправляет его:
Нет, человек, хлеб всему голова!
Нет, золото и серебро.
Так они поспорили. Король ушел из мастерской. А на следующий день видит король Даниил золотом
надпись на стене: «Хлеб болото, а всему голова серебро и золото».
Даниил ничего не сказал. Но на следующий день привел мастера, запер его снова в мастерской. А тут
плохие вести враг идет. Даниил собрал войско, отправился в поход. Поехал, а о мастере забыл, что
заперт. Король издал такой закон, никто не смеет в мастерскую ходить, иначе смерть.
Прошло несколько месяцев. Даниил с войском возвращается домой, ждет от мастераювелира подарка за
победу, а того нет. И здесь король вспомнил. Соскочил с коня, бежит в мастерскую, открывает, а на куче
золота только костяк мастера, а на стене золотом написано: «Серебро, золото это болото, а хлеб – царь».
Так жизнь научила ...
2). Ассоциативный куст.
«Хлеб », какое это короткое слово. Но сколько в нем тепла. С хлебом связано так же много в нашей жизни. Этот
продукт питания стал символом труда и мира. С давних времен наш народ больше всего ценит хлеб. Ведь хлеб это
изобилие. Люди это слово произносят с уважением.
С чем ассоциируется у вас слово «хлеб»?
Хлеб
/////\\\\\
Свежий, мягкий, вкусный, душистый, круглый, теплый, черный, белый.
Слово предоставляется группе «справочное бюро»
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб
3). Какое же значение слова «хлеб» в толковом словаре?
Хлеб хлеба, мн. хлебы, хлебов, и хлеба, хлебов, муж.
Пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде. Ржаной или черный хлеб. Белый или пшеничный хлеб.
Печеный хлеб. Ситный, хлеб. Пеклеванный хлеб.
Давайте вспомним:
Какой вы знаете хлеб по названиям? (зерновой, бородинский). Какой бывает хлеб по форме?
(прямоугольный — кирпич и круглый). Круглый хлеб ещё имеет другое название — каравай. (каравай это
хлеб, только круглый).
6. Игра «Архитектор».
(работа в парах).
Восстановите пословицы:
Хочешь, есть калачи – вода – мать.
Хлеб отец, не сиди на печи.
На черной земле, чем пирог с бедой.
Лучше хлеб с водой, белый хлеб родит
Без хлеба и богатырская еда.
Хлеб да вода медом сыт не будешь.
7. Ожидания, результат. Я надеюсь, что наше занятие будет творческим, вдохновенным, добрым, радостным, полезным и поучительным. А
чего вы ожидаете от этого мероприятия? (Ответы детей.) Результат: оформление альбома совместного творчества
детей и родителей: «Я называю хлеб святым ...».
8. Рассказ учителя.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Хлеб на столе большая радость людям! Свежий, душистый, он вобрал в себя тепло солнца, всю радость и
неутомимость человеческого труда.
Хлеб! Какое искреннее и теплое чувство уважения вызывает это слово в сердце каждого человека!
Испокон веков у славян ведется, что хлеб в доме это богатство, соль это гостеприимство и искренность.
Нашу Родину издавна называют хлебным краем, потому что люди, живущие здесь, всегда были
трудолюбивы, умели хорошо обрабатывать землю и выращивать на нем хорошие урожаи.
Для нашего народа хлеб был не просто едой это была основа его жизни и самая дорогая святыня. По
старинке в каждом доме должны лежать на столе хлебсоль. Зайдешь и сразу видно: здесь радушно
угостят гостя званого и незваного, человека путешествующего по миру.
А еще было такое поверье: «Хлеб на столе Бог в доме». Во все времена хлеб хранили и берегли. Он с
человеком от рождения и до глубокой старости. Он объединяет людей. И сегодня мы с вами отправляемся
в виртуальное путешествие: «Как к нам хлеб на стол пришел».
Слово предоставляется группе чтецов
Чистоговорка о хлебе
Ачачач вот калач.
Чичичи пекутся в печке калачи.
Чомчомчом мы довольны калачом.
Чичичи мы любим, кушать калачи.
1). Ученик:
Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекамумельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
2). Ученик:
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
3). Ученик:
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
4). Ученик:
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.
5).Ученик:
До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, всё в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
9. Физминутка.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки),
Дрожжи тесто раздували, (выпускают воздух).
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Нука, тесто, вширь и ввысь. (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли (имитация взбивания теста)
И немного повзбивали.
Минутка изюминка.
В музее швейцарского города Цюриха сохраняется лепешка, испеченная около 6000 лет назад.
Самые большие блины метр в диаметре пекли в Петербурге по велению императрицы Екатерины 2.
На Мадагаскаре растут хлебные деревья.
10.Учитель: Рождение хлеба всегда чудо: и много веков назад, когда наши предки впервые попробовали
кусочки обугленной зерновой каши, и теперь, когда мы едим батоны, булки, калачи.
Слово предоставляется группе историков.
Употреблять в пищу, семена диких злаков люди начали 15000 лет назад. Прежде всего предки научились
растирать зерна между камнями и есть их смешанными с водой. Шли века. Люди начали использовать
огонь для выпечки вкуснее зерновой каши.
Первый печеный хлеб появился у египтян. Это было 6000 лет назад. Население этой страны научилось
разрыхлять тесто способом брожения. Чаще всего на хлебе изображали зерна, боевой лук, стрелы. Греки
знали 70 рецептов выпечки хлеба.
Минутка изюминка.
В 1988 году, в Санкт Петербурге, был создан музей хлеба. В России, это единственный музей, а в
мире тринадцатый. В 1993 году, правительство России, приняло решение о приеме этого музея в
государственный список. Название этого музея, говорит о его сути. Здесь есть все, что связано с
хлебом и его производством. История хлеба, зародилась давнымдавно, когда наши предки ещё жили в
пещерах. Об этом говорят археологические находки, которые представлены в этом музее.
11.Учитель: Хлеб символ жизни. С давних пор он в большом почете народа. Так считают и сейчас. А
почему, узнаем из рассказа другой группы, немножечко из истории хлеба.
Слово передаем группе агрономов.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы… Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
Много тысячелетий назад люди научились выращивать рожь, пшеницу, овес, просо, ячмень и другие злаки.
Сейчас зерновые занимают огромные площади. Наибольшую массу продукции дает пшеница. Пшеница
однолетнее растение. Есть озимые и яровые формы. Ее озимые сорта сеют в районах с нежарким
климатом. Наша национальная пища ржаной хлеб. Форма хлеба характерна для русского хлебопечения
круглая, связана с верования славян в силу солнца. Хлеб из пшеничной муки всегда служил обрядовой
пищей, это нашло свое продолжение и в русских традициях: праздничный каравай, правильно! Каравай
считался главным хлебом на Руси.
Далее включается группа историков
Каравай — это самый древний хлеб и происходит его название от слова «кара» круг, круглый хлеб. Наши
предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл
круглый год, вселенная нашим предкам представлялась замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, как
считали, развивается по кругу. Человек рождается, живёт и умирает, чтобы вновь родится. И вот поэтому
хлеб – символ жизни – был круглым.
А сейчас мы угостим всех караваем, для этого надо отломить кусочек и макнуть его в соль. (музыка,
угощение хлебом).
Минутка изюминка.
Слово «бублик» пришло к нам из украинского языка. В родстве с бубликом бубен. Эти слова произошли
от одного существительного. А слово «калач» образовано от слова «коло» колесо. В этот ряд можно
поставить слова: колобок, кольцо, кольчуга. Все предметы круглые. Это их объединяет.
12. Игра Каравай, каравай…
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – Выбирай!
Без каравая не обходится ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку про
каравай, которую вы все прекрасно знаете. И я предлагаю вам поиграть в «Каравай».
Музыка. Группа детей водит хоровод и поёт:
Как на (имя) именины, испекли мы каравай:
вот такой вышины, вот такой ширины.
Каравайкаравай, кого хочешь — выбирай!
13.Учитель: Хлеб – это не только праздник. Хлеб это труд, пот и кровь... Хлеб это собрание хороших
человеческих качеств. Хлеб заставляет людей трудиться и помогает выживать. Не зря хлеб является
святым в христианстве. Хлеб надо беречь! Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного
обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу, и учить на своём примере других.
Помните, ребята, такие правила:
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2.Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
3.Нельзя играть с хлебом.
4.Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Вместе: Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
Итог.
Учитель: Вот и подошел наш праздник – конференция к завершению, думаю, наши ожидания
оправдались. Тысячу лет рядом с человеком хлеб. И все время мы не перестаем уважать его и отдавать
ему должное. Каждый день, когда вы берете в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто
создает этот продукт питания. Пусть всегда на вашем столе будет душистый хлеб.
Слово предоставляется группе чтецов
1.Ученик: Каравай земли и неба на твоём столе – Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
2. Ученик: Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Все вместе: «Хлеб всему голова!» —
В поле, в доме, в державе!
Звучит песня в исполнении Л. Зыкиной «Хлеб – всему голова».
Список литературы
1. М.Ивин “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980г.
2. А.Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”, Москав “Детская литература”, 1990г.
3 М.А. Федоров “Юному хлеборобу”, Москва “Россельхозиздат”, 1984г.
4. Р.Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”, Москва, “Росагропромиздат”, 1998г.
5. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990г
6. Бакалдин В.В. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное
издательство, 1975.
7. Стихи Яковлева Ю. , Приходько В. , Погореловского С
Воспитательное мероприятие - конференция. Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 класс)
Воспитательное мероприятие - конференция. Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 класс)
Воспитательное мероприятие - конференция. Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 класс)
Воспитательное мероприятие - конференция. Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 класс)
Воспитательное мероприятие - конференция. Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 класс)
Воспитательное мероприятие - конференция. Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 класс)
Воспитательное мероприятие - конференция. Тема: У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.