Если хочешь понять душу народа - обратись к музыке. Так издавна говорили мудрые люди. Хакасская народная музыка неповторима. Ее истоки лежат в глубокой древности. Музыка хакасского народа - это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В хакасском обществе музыка окружала человека постоянно: и в радостные моменты, и в печали. Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. А каждый хакас, кроме этого, должен был оставить свою собственную песню среди потомков о своей жизни.Воспитательное мероприятие "Тахпахи - душа народа"
Авторы: Токмашева Лилия Анатольевна, учитель начальных классов, Полежаева Роза Рахимовна, учитель начальных классов МБОУ "Чарковская средняя общеобразовательная школа - интернат"
ТокмашеваЛ.А., Полежаева Р.Р..doc
Токмашева Лилия Анатольевна, учитель начальных классов;
Полежаева Роза Рахимовна, учитель начальных классов
МБОУ «Чарковская средняя общеобразовательная школа – интернат»
Аал Чарков, УстьАбаканский район, Республика Хакасия
Воспитательное мероприятие
«Тахпахи – душа народа»
Сценарий мероприятия:
1. Вступительное слово учителя:
Если хочешь понять душу народа обратись к музыке. Так издавна говорили мудрые люди.
Хакасская народная музыка неповторима. Ее истоки лежат в глубокой древности. Музыка
хакасского народа это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного
синего Неба. В хакасском обществе музыка окружала человека постоянно: и в радостные
моменты, и в печали. Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, построить дом
и вырастить сына. А каждый хакас, кроме этого, должен был оставить свою собственную
песню среди потомков о своей жизни.
2. Выступления обучающихся:
1 ученик: Тахпах часть хакасского песенного фольклора
Тахпах составная часть песенного фольклора. В него, кроме тахпаха, входят песни,
сыыт — плач, тахпахисыыты птиц и зверей, хай (горловое пение).
Жизнь хакасского народа была немыслима без тахпаха. В них он выражал свое
отношение к событиям. Ценилось умение через слова и мелодию тахпаха передать мысли и
чувства. Не было хакаса, который бы не смог спеть свой тахпах. Наиболее красивые и мудрые
тахпахи оставались в памяти народа.
Музыка для хакаса являлась главной при обрядах и обращениях к сверхъестественным
силам. Тахпах изображает жизнь, быт и нравы хакасского народа. Герой тахпаха – человек
труженик, охотник, или же народный певец тахпахчи.
2 ученик: Создание тахпахов
Тахпахи создаются тогда, когда человек не может сдержать свои чувства при виде
красот природы, при обращении к любимому человеку. Тахпах создается как стихотворный,
песенный ответ на песнювопрос. Он складывается мгновенно, между вступившими в песенное состязание людьми. Между певцами часто происходили состязания, где мастера
старались превзойти друг друга в умении сочинять тахпахи.
3 ученик: Река, спустившись с белых тасхылов,
Разве не разольется по белым полям?
Песню, рожденную на любимой земле,
Разве не услышит весь мой народ?
4 ученик: Река, спустившись с синих тасхылов,
Разве не разольется по зеленым полям?
Песню, спетую парнемпесенником,
Разве не услышат много людей?
Каждый тахпахчи является и поэтом, и композитором, и певцом. Сам же тахпах — это
образец высокого мастерства многих поколений народных певцов.
5 ученик: Взрослым приходилось очень много работать, чтобы выжить. Но после работы
собирались для отдыха на хакасские посиделки – щилых в одной юрте. Молодые
веселились, пели песни, играли. Замужние женщины шили одежду, вышивали. Мужчины
занимались резьбой по дереву, чеканкой. После веселья и игр, все усаживались в кружок на
ковёр и сочиняли тахпахи (песни) о работе, о скотине, природе. Также описывали силы и
красоту природы цветение трав, журчание ручьев, величавость гор и другое. А затем они по
очереди пели их под чатхан (струнный музыкальный инструмент). О чём пели певцы? О
Родине, природе, семье. Каждый человек должен был обязательно сочинить песню о своей
жизни.
6 ученик: Тахпахи короткие четырехстишия. В первых двух строках певец описывает силы
и красоту природы цветение трав, журчание ручьев, величавость гор и т.п., а в
заключительных двух строчках описывает свою жизнь.
7 ученик: Вот как проходила подготовка ко сну ребёнка.
Баю – баюшки, родной,
Глазки сонные закрой
Жизнь большую проживёшь
Все дороги обойдёшь. В табуне степных коней
Друга себе выберешь.
Добра людям не жалей,
Когда большой вырастешь.
8 ученик: К сожалению, всё меньше остаётся певцовсказителей и людей, умеющих сочинять
тахпахи. Но хакасский народ бережно относится к устному народному творчеству и передаёт
свои песни из поколения в поколение.
Но сейчас произошел подъем интереса к национальной музыке. Были образованы
национальные ансамбли, которые пользуются успехом не только на Родине, но и далеко за ее
пределами. Живая классическая хакасская музыка до сих пор живет, звучит.
3. Прослушивание тахпахов. Разбор их содержания.
О чём поёт тахпахчи? Что он прославляет?
Как построен тахпах?
4. Составление тахпахов обучающимися.
Попробуем сочинить свои тахпахи.
5. Прослушивание тахпахов собственного сочинения.
6. Итог занятия:
- Мы с вами живем на священной земле Хакасия, где древние традиции, обычаи живут в
легендах и сказаниях, где журчат ручьи, сбегающие с гор, шелестит листвой береза, все это и
есть тайная мелодия твоей Родины, сбереги все это в своем сердце и донеси потомкам и
счастье улыбнется тебе не раз!Всего вам доброго!
Оборудование:
Мультимедийная система;
Записи хакасской музыки;
Картины природы Хакасии
Список литературы
1.
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, Хакасское
книжное издательство, 1996.
2. Кошелева А.Л.
Поэтическое слово Сибири. – Абакан, Хакасское книжное
издательство, 1996.
3. Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии. – Абакан,
Хакасское книжное издательство, 1997.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.