М.А. Квашнин- учитель обществознания
МБОУ СОШ № 102 г. Новосибирск
Воспитательные аспекты на уроках обществознания на примере профилактики насилия
В работе представлен вопрос профилактики насилия на уроках обществознания, обосновывается актуальность данного вопроса. Обоснованы функции ее использования.
Методика, профилактика, насилие, урок обществознания.
Насилие как социально-психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой. Показано, что воспитание общечеловеческих ценностей (здоровье, любовь, образованность) и формирование ценностных ориентации оказывают существенное влияние на становление личности и характера; причина насилия — в комплексе факторов, дезорганизующих отношения подростка социумом.
Основным инструментом создания правомерного поведения выступает во-первых иллюстрация изучаемых понятий личным и социальным примером, во-вторых – лектории по праву, в-третьих – направления социальной и культурной деятельности. Таким образом, суть построения правовой культуры старшеклассника состоит в том, что, используя данные средства, школьный учитель обществознания дает учащемуся возможность не только раскрыть свой образовательный потенциал в вопросах права и законности, сформировать установку на правомерный тип поведения, но также и проявить свои творческие способности, посредством урока обществознания.
В рамках профилактики насилия, реализуемой в образовательном учреждении, целесообразно выделить следующие направления работы педагогов:
1. Организационная работа с целью разработки и осуществления комплекса мероприятий по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми;
2. Диагностическая работа с целью своевременного выявления факторов риска, которые могут привести к возникновению случаев насилия. В частности - диагностика психологических особенностей детей;
3. Профилактическая работа с обучающимися для предотвращения возможного насилия;
4. Реабилитационная работа по оказанию психосоциальной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения в школе и дома.
В школах необходимо вести планомерную работу по профилактике насилия и агрессии у детей, которая должна быть организована только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Тогда станет возможным присвоение детьми нравственных ценностей. Воспитание должно охватывать и учебную, и внеурочную деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.