Пояснительная записка |
Программа «Начальное техническое творчество» адаптированная, имеет базовый уровень освоения, составлена на основе учебного издания Министерство образования и науки Российской Федерации Дополнительное образование выполняет компенсаторные функции, развивает интерес детей к познанию и творчеству, способствует всестороннему развитию личности ребенка. С учетом социальных условий и возможностей осуществляется индивидуальный подход к обучению учащихся, создание условий для творческого роста воспитанников. Данная программа базируется на получении основных видов навыков: • сенсорные (навыки восприятия) - умение читать различные виды схем, определять расстояния на «глаз» и т.д.; • графические - владение приемами работы с чертежными инструментами: линейка, транспортир, лекало, циркуль, угольник и др.; • двигательные - развитие мелкой моторики пальцев; • волевые - привитие навыков дисциплины, скрупулезности в выполнении работы, внимания. • дизайнерские - обучение эстетическому и оригинальному оформлению поделки. Актуальность программы: в современных условиях существуют проблемы недостатка компетентных рабочих технического профиля. Программа «Начальное техническое творчество» (НТТ) направлена на повышение общекультурного уровня учащихся, получение знаний в области конструирования и технологий, развитие действенно-практической сферы личности и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, архитектор. Инженер имеет дело с техникой, техническими объектами и технологической деятельностью. Поэтому, НТТ - первая ступень в подготовке детей в области конструкторской и изобретательской деятельности. Направленность программы: техническая, художественная, социально-педагогическая. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она пробуждает интерес к познанию мира техники, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственное изображение и устойчивый интерес к технике. Объединение «Начальное техническое творчество» расширяет знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использование в жизни. Это первая ступень в занятиях детей техническим творчеством. В процессе работы дети создают различные по сложности, но доступные для выполнения макеты, пользуясь ручными инструментами и приспособлениями: линейкой, лекалом, транспортиром, циркулем и др. При изготовлении макетов, моделей, игрушек и сувениров закладываются базовые понятия о простейших геометрических фигурах, контуре, силуэте, размере. Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. Для всего этого необходимы умения правильной работы с инструментами, знания правил техники безопасности. |
Графическая подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежности, их назначение и правила пользования. Технологические занятия по объемным моделям предусматривают самые распространенные технологические операции по изготовлению авиа, авто, судомоделей. В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными предметами: • технология - закрепление методов работы с бумагой, ножницами, клеем; • изобразительное искусство - навыки раскрашивания разверток моделей; • история - небольшие повествовательные элементы по истории развития техники. Обучение производится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы. Главное - это выявление опыта детей, включение их в содружество и в активный поиск знаний. |
Характеристика участников образовательного процесса |
Занятия в объединении «Начальное техническое творчество» - групповые. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа 7-12 лет (1-5 класс). Учащиеся объединяются в группы 10-12 человек по годам обучения. Программа состоит из двух модулей. I модуль - «Введение в начальное техническое творчество», рассчитан на два года обучения по 3 6 учебных часов (по одному часу в неделю) в каждом году. II модуль - «Углублённое изучение начального технического творчества», рассчитан на два года обучения: по 36 учебных часов (по одному часу в неделю) в каждом году. В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования, дети и их родители. Занятия проводятся в виде лекций, бесед, практических и комбинированных занятий. Для лучшего восприятия материала используются наглядные пособия: образцы готовых изделий, моделей, макетов, чертежей, схем, набросков, шаблонов и др. К теоретическим и практическим занятиям организовываются экскурсии на выставку технического и декоративно-прикладного творчества. Программа предполагает получение учащимися элементарных знаний по черчению, начертательной геометрии, техническому конструированию, изобразительному искусству и ДР- Цель программы |
Обучение воспитанников основам конструирования моделей из бумаги и ознакомление со способами моделирования; создание условий для развития творческих способностей и самостоятельной деятельности учащихся. |
Задачи программы |
• обучить работе с бумагой, клеем, картоном, пластилином, природным материалом; • обучить навыкам технического творчества; • привить навыки работы с инструментами (ножницы, линейка, циркуль, угольник, лекала, и др.); • обучить технологической терминологии (развёртка, геометрические фигуры и тела, технический рисунок, чертёж, эскиз, масштаб, фальцевание и др.); • способствовать развитию смекалки и изобретательности детей; • способствовать развитию у воспитанников мотивации к творческому поиску; • развивать творческое мышление; • развивать способность к самостоятельному труду; • воспитывать бережное отношение к труду; • формировать умение работать в коллективе. Задачи I года обучения • обучить правилам безопасной работы с ножницами; • познакомить с историей возникновения бумажной промышленности; • познакомить со свойствами бумаги и картона; • обучить простейшим операциям при работе с бумагой и картоном; • дать первоначальные понятия об объемных фигурах; • научить воспитанников виду работы с бумагой - аппликации; • обучить начальным навыкам работы с пластилином и природным материалом; • способствовать развитию художественного вкуса. Задачи II года обучения • дать представление о создании механической игрушки и технологии её выполнения; • поддерживать стремление разобраться в устройстве выполняемых объектов; • привить навыки работы с наборами готовых деталей; • обучить работе с более сложными поделками из пластилина и природного материала; • дать первоначальные понятия о геометрических телах; • научить выполнению контурных моделей (авиа, судо, автомодели); • обучить технологии изготовления объёмных поделок; • способствовать развитию художественного вкуса. |
Задачи III года обучения • познакомить с видом работы с бумагой - оригами; • закрепить и расширить знания о некоторых чертежных инструментах принадлежностях; • познакомить с разновидностью судо, авиа и автомоделей, научить технологии склеивания движущихся, настольных, контурных, объемных, летающих и плавающих моделей; • дать понятия о контуре, силуэте, геометрических фигурах; • научить изготавливать развертки; • способствовать развитию художественного вкуса. Задачи IV года обучения' • развивать устойчивый интерес к устройству технических объектов и поисковой творческой деятельности; • обучить правилам выполнения работы по чертежам и схемам; • научить работать с различным материалом: ткань, фольга, вата, бумажные салфетки, нитки и др. • расширить знания о геометрических телах • научить находить в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, уметь видеть и устранять дефекты. Учебно-тематический план I года обучения, 36 часов |
№ |
Тема |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
|||
Теория |
Практика |
Всего |
|
|||
1 |
Вводное занятие, инструктаж ТБ... |
1 |
- |
1 |
|
|
2 |
Знакомство и работа с бумагой и картоном. |
1 |
3 |
• 4 |
|
|
3 |
Плоские поделки. |
1 |
7 |
8 |
|
|
4 |
Объемные поделки. |
1 |
4 |
5 |
|
|
5 |
Аппликация на бумаге. |
1 |
3 |
4 |
|
|
6 |
Работа с пластилином и природным |
1 |
3 |
4 |
|
|
|
материалом. |
|
|
|
|
7 |
Техническое моделирование |
1 |
3 |
4 |
|
8 |
Культурно-досуговая деятельность |
|
5 |
5 |
|
9 |
Заключительное занятие. Итоговая аттестация. |
|
1 |
1 |
|
|
Итого: |
7 |
29 |
34 |
|
Содержание программы I года обучения 1. Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, инструктаж по антитеррористической безопасности. Режим работы в объединении и правила поведения на занятиях. Демонстрация поделок, выполненных учащимися объединения. Изготовление поделки на свободную тему: с целью ознакомления с умениями и навыками учащихся. |
2. Знакомство и работа с бумагой и картоном Сведения о производстве бумаги и картона. Виды и сорта бумаги и картона. Их назначение и свойства. Приемы обработки бумаги, изменяющие характер листа: разрывание, сминание, скручивание. Способы соединения бумаги: разъемное и неразъемное. Склеивание внахлест и в торец. Инструменты для разметки и сборки изделий: линейка, угольник, карандаш, циркуль, ножницы, клей и т.д. Правила работы с ножницами: по прямой, кривой, вырезание отверстий; фальцевание линий сгиба. Практическая работа 1. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Практическая работа 2. Работы с бумагой и картоном. Складывание - поделка «Звезда». Практическая работаЗ. Складывание, разрезание, разметка и склеивание - поделка «Вертушка». |
3. Плоские поделки Знакомство с шаблонами и трафаретами, способами их применения. Разметка и изготовление плоских поделок с помощью шаблонов и трафаретов. Соединение деталей при помощи проволоки и клея. Практическая работа 1. Вырезание изделий по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое или в несколько раз. |
4. Объемные поделки |
Знакомство с геометрическими фигурами: куб, конус, цилиндр. Первоначальные понятия об объемных геометрических телах, развертках. Правила и приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания. Практическая работа 1-2. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Ракета». Практическая работаЗ. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Самолет», Практическая работа 4. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Танк». |
5. Аппликация на бумаге Аппликация - это художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Техника и порядок последовательного выполнения работы. Создание художественных композиций. Практическая работа 1-3. Выполнение аппликационных работ из готовых геометрических фигур на листе бумаги: «Грузовик», «Автобус», «Поезд», «Лодка». |
6. Пластилин и природный материал Пластилин - пластичный материал, позволяющий скреплять и изготавливать недостающие детали в поделках. Природный материал: шишки, семена растений, орехи, желуди, ракушки, ветки, палочки, птичьи перья, хвоя и т.д. Формирование у детей умения анализировать природный материал, как основу будущей поделки. Практическая работа 1. Знакомство со свойствами природного материала, правильная заготовка и хранение природных материалов. Освоение навыков работы с пластилином и природным материалом. Практическая работа 2-3. Создание сюжетных композиций и объемных поделок с использованием пластилина и природного материала: «Плот», «Катамаран», «НЛО». |
7. Техническое моделирование Работа с наборами готовых деталей. Название и назначение крепежа, при помощи которого будут соединяться детали: болты, гайки. Правила, техника безопасности и приемы работы с монтажными инструментами: отверткой и гаечным ключом (при монтаже и демонтаже). Показ различных способов и методов соединения деталей: подвижные и неподвижные. Практическая работа1-3. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств и сооружений из наборов готовых деталей (по собственному замыслу) с планированием предстоящих действий. Дополнение собранйых моделей самодельными элементами (например, картонный кузов, катушка от ниток и др.). |
8. Культурно-досуговая деятельность Тематические беседы о праздниках: День учителя, Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта. Выполнение сувенирных поделок из бумаги, картона, природного материала. Начальные основы композиции, понятия формы и цвета. Приемы отделочных работ. |
Изготовление елочных игрушек и новогодних украшений, открытка ко Дню Защитника Отечества, выполнение шкатулки из бумаги ко Дню 8 Марта. Посещение и участие в выставках и конкурсах. Ю.Заключительное занятие Подведение итогов работы за год. Подготовка поделок к итоговой выставке. Итоговая выставка работ обучающихся. Рекомендации по работе во время летних каникул: самостоятельное изготовление поделок. Перспективы работы в следующем учебном году. Учебно-тематический план II года обучения, 36 часов |
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие, инструктаж ТБ. |
|
1 |
2 |
2 |
Работа с пластилином и природным материалом. |
1 |
1 |
2 |
3 |
Суд о и авиамодели. |
I |
6 |
7 |
4 |
Механические игрушки. |
1 |
4 |
5 |
5 |
Автомодели. |
1 |
3 |
4 |
6 |
Техническое моделирование из наборов готовых деталей. |
1 |
1 |
2 |
7 |
Объемные поделки. |
1 |
5 |
6 |
8 |
Культурно-досуговая деятельность |
2 |
3 |
5 |
9 |
Заключительное занятие, итоговая аттестация. |
1 |
2 |
3 |
Итого: 10 26 36 |
Содержание программы II года обучения 1. Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности, инструктаж по антитеррористической безопасности. Режим работы и правила поведения на занятиях. Показ моделей предстоящих работ и образцов поделок, к качеству которых нужно стремиться. Практическая работа. Выполнение поделки по собственному замыслу для проверки навыков и умений, полученных в предыдущем учебном году. 2. Работа с пластилином и природным материалом |
Выполнение соединения деталей без клея, с использованием приёма вдавливания пластилина в природный материал. Практическая работа. Изготовление картин методом «размазывания» пластилина по картону и создание законченной композиции по собственному замыслу. |
З.Судо и авиамодели Графическая подготовка - обозначение линий чертежа: линии видимого и невидимого контура, линии сгиба, осевая (штрих-пунктир) и вспомогательная линии. Сведения о плавучих средствах. Значение авиации и судоходства в жизни людей. Виды транспорта, устройство судо, и авиамоделей, назначение деталей, их взаимозависимость. Практическая работа 1-3. Изготовление авиамоделей: выполнение контурных моделей с крыльями по технологии симметричного вырезания, сборка и склеивание контурных моделей «Ракета», «Самолет «Сокол-9», «Вертолет», «Самолет» Юпитер». Практическая работа 4-6. Изготовление судомоделей: выполнение контурных моделей по технологии симметричного вырезания: «Лодка с матросиком», «Лодка с парусом», «Катерок», «Баржа». |
4. Механические игрушки Механические игрушки - это игрушки с шарнирным соединением, в котором для подвижного соединения используется проволока. Практическая работа 1-4. Изготовление механических поделок: «Собачка с лапкой», «Зайчик на колесиках», «Оленёнок», «Такса», «Слоник», «Лось» и др. |
б.Автомодели Беседа о машинах, их классификации и роли в жизни человека. Контурные автомодели - это простейшие виды автотранспорта. Практическая работа 1-3. Основы создания контурных моделей на основе примера машины «Нива», «Грузовик», «Волга» и т.д. |
б.Техническое моделирование из наборов готовых деталей Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из наборов готовых деталей. Элементы предварительного планирования с определением последовательности сборки для создания данного объекта. Практическая работа. Работа по образцу. Работа по технической инструкции. |
7. Объемные поделки Первоначальные понятия о разметке. Способы разметки. Понятия о шаблонах, трафаретах. Способы и приемы работы с ними. Практическая работа 1-5. Изготовление поделок: «Шкатулка «Белочка», «Петрушка», «Слоник с бахромой», «Карандашница», «Павлин на основе конуса» и др. |
8. Культурно-досуговая деятельность Художественное выполнение сувениров, открыток, поделок ко Дню учителя, Новому году, Дню Защитника Отечества, Дню 8 Марта, 9 мая и др. Организация и проведение праздничных мероприятий. Посещение и участие в выставках и конкурсах. Экскурсии в Республиканский центр научно- технического творчества учащихся и др. 9. Заключительное занятие Практическая работа 7. Выполнение поделки по своему замыслу Практическая работа 2. Выставка и просмотр выполненных учениками поделок. Подведение итогов работы за год. Учебно-тематический план III года обучения, 36 часов |
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие, инструктаж ТБ. |
1 |
- |
1 |
2 |
Оригами. |
|
2 |
3 |
3 |
Основы конструирования. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Авто, судо и авиамодели. |
1 |
8 |
9 |
5 |
Первоначальные понятия о простейших геометрических фигурах. |
1 |
4 |
5 |
6 |
Объемные поделки. |
1 |
4 |
5 |
7 |
Культурно-досуговая деятельность |
|
6 |
8 |
9 |
Итоговое занятие, аттестация воспитанников. |
I |
1 |
2 |
|
Итого: |
9 |
27 |
36 |
Содержание программы III года обучения 1. Вводное занятие Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учетом конкретных условий проведения занятий и интересов учащцхся. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ. Расписание занятий в текущем учебном году. Изготовление поделки по собственному замыслу, с целью выявления интересов учащихся. |
2. Оригами Понятие оригами и киригами. История развития. Простейшие способы конструирования в технике оригами. Базовые формы. Практическая работа 1-3. Выполнение игрушек-самоделок: «Лодочка», «Пароходик», «Самолетик», «Шапочка», «Кошелек» и др. |
3. Основы конструирования Закрепление и расширение знаний о некоторых чертежных инструментах и принадлежностях: линейка, циркуль, транспортир, лекало. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приемы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приемы работы с циркулем. Условные обозначения на графических изображениях: линия видимого и невидимого контура, осевая линия, сплошная тонкая (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Понятия об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение или уменьшение изображения плоских деталей при помощи клеток разной площади. Практическая работа 1-2. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона модели самолета, корабля, автомобиля с применением знаний осевой симметрии, увеличение или уменьшение выкройки по клеткам. |
4. Авто, судо и авиамодели Понятия о моделях и их разновидностях: действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные, объемные, летающие, плавающие. Изготовление объемных авто, судо и авиамоделей по самостоятельно построенной выкройке, по чертежам или эскизам. Технология изготовления моделей надстроек. Использование дополнительных материалов: проволоки, ниток и др. для улучшения внешнего вида моделей. Виды самолетов, их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и т.д. Устройство модели самолета: фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное оперение, на которых располагаются рули. Космические летательные аппараты. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизатор. Сведения из истории мореплавателей и великих географических открытий. Виды судов, их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские и др. Устройство корабля: нос, корма, борт, палуба. Особенности изготовления плавающих средств. Практическая работа 1-2. Изготовление автомодели. Сборка отдельных деталей в единое целое. Раскрашивание и отделка деталей модели. Сборка модели. Практическая работа 3-5. Изготовление поделок самолетов из бумаги: «Самолет «ЯК-3», «Ракета» из конуса и цилиндра. Проведение игр и соревнований с бумажными моделями самолетов на дальность полетов, точность посадки, скорости перелетов и т. д. Практическая работа 6-8. Изготовление простейших судомоделей: «Плот», «Катамаран», «Лодочка», «Яхта». Изготовление простейшего летательного аппарата «Планер». |
5. Понятия о геометрических фигурах Понятия о контуре и силуэте технических объектов. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник и др. Сопоставление |
формы окружающих предметов, частей машин и других объектов с геометрическими фигурами. Принципы работы устройства некоторых несложных объектов: Практическая работа 1-4. Создание силуэтов технических объектов из геометрических фигур различных по форме и размеру. Изготовление контурных моделей: «Корабль», «Грузовой автомобиль», «Самолет», «Кран». |
б.Объемные поделки Способы изготовления разверток (выкроек) геометрических тел: параллелепипед; цилиндр, конус. Практическая работа 1-3. Выполнение поделок на основе выполненных разверток. Конус - «Пучеглаз», «Марабу», «Динозавр»; цилиндр - «Гриб», «Красная шапочка»; параллелепипед - «Чебурашка», «Собачка», «Зайчик». |
7. Культурно-досуговая деятельность Изготовление сувениров, открыток, елочных украшений с применением различного материала: ниток, бумажных салфеток. Выполнение елочных игрушек: «Дед Мороз», «Снегурочка» (вата, блестки); «Снежинки» (бумажные салфетки); «Ёлка» (бархатная бумага). Открытки к 8 Марта и ко дню Защитника Отечества (бумажные салфетки, картон); «Валентинка» (нитки, картон). Организация и проведение праздничных мероприятий. Посещение выставок, участие в конкурсах. |
9. Заключительное занятие Практическая работа 1. Изготовление поделки по собственному замыслу. Итоговая аттестация воспитанников. Практическая работа 2. Подведение итогов. Выставка и анализ поделок,, выполненных учениками. |
Учебно-тематический план IV года обучения, 36 часов |
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие, инструктаж ТБ. |
|
1 |
1 |
2 |
Расширенные знания о геометрических телах. |
1 |
5 |
6 |
3 |
Изготовление макетов и моделей. |
1 |
5 |
6 |
4 |
Сложные объемные поделки. |
1 |
6 |
7 |
5 |
Сложные механические поделки. |
1 |
5 |
6 |
6 |
Культурно-досуговая деятельность |
|
8 |
8 |
8 |
Заключительное занятие, итоговая аттестация. |
1 |
1 |
2 |
|
Итого: |
' 5 |
31 |
36 |
Содержание программы IV года обучения 1. Вводное занятие Закрепление знаний о ТБ. Показ образцов игрушек и моделей. Задачи и содержание занятий в текущем учебном году с учетом конкретных условий и интересов учащихся. Изготовление подарков первоклассникам. |
2. Расширенные знания о геометрических телах Повторение пройденного материала о простейших геометрических телах: куб, параллелограмм, конус, цилиндр. Элементы геометрических тел:'грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объемная основа предметов и объектов. Практическая работа 1-5. Создание макетов и моделей из геометрических фигур и тел: грузовик, танк, ракета и др. |
3. Изготовление макетов и моделей Макет - разновидность модели. Модели подвижные и неподвижные. Процесс моделирования. Практическая работа 1-2. Выполнение макета жилого дома, макета гаража, макета водонапорной башни Практическая работа 3-5. Выполнение модели паровоза, модели автобуса с крутящимися колесами, модели катамарана, модели триплана и вертолета. |
4. Сложные объемные поделки Элементарные понятия о технической эстетике. Ознакомление с некоторыми элементами художественного оформления поделки. Первоначальные понятия о гармонии цветовых сочетаний. Оформление изделия в зависимости от его формы и назначения. Сложные объемные поделки с применением знаний о масштабе, нанесении размеров. Расширение знаний первоначальных понятий о сборочном чертеже. Практическая работа 1-6. Изготовление различных объемных поделок по образцу, шаблонам, чертежу, техническому рисунку и собственному замыслу с применением знаний и умений графической подготовки в начальном техническом моделировании. Изготовление поделки «Ладья». |
5. Сложные механические поделки Общее представление о процессе создания поделки: обдумывание, осмысление идеи, определение последовательности изготовления, подбор инструментов. Разработка и изготовление поделок развертками различной формы, с добавлением деталей, необходимых в |
каждом конкретном случае. Определение способов соединения деталей: с помощью ниток, проволоки, клея, «щелевидного соединения; виды отделки и т.д. Практическая работа 1-5. Изготовление поделок - дергунчиков: «Ослик», «Медвежата», «Белочка и зайчик», «Сова», «Пони». |
6. Культурно-досуговая деятельность Изготовление сувениров, открыток, елочных игрушек и украшенйй из различного материала. Изготовление новогодних масок (картон, мишура); сосульки (фольга); открытки ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта (цветные бумажные салфетки, блестки); бусы (журнальные листки). Организация и проведение праздничных мероприятий. Посещение выставок, участие в конкурсах. |
8. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа на тему: «Чему мы научились и что узнали на занятиях объединения «Начальное техническое моделирование». Итоговая выставка работ учащихся. Итоговая аттестация. Прогнозируемые результаты • воспитанники умеют работать с бумагой, клеем, картоном, пластилином, природным материалом; • имеют навыки технического моделирования; • владеют навыками работы с инструментами (ножницы, линейка, циркуль, угольник, лекала, и др.) • владеют технологической терминологией (развёртка, геометрические фигуры и тела, технический рисунок, чертёж, эскиз, масштаб, фальцевание и др.); • развивается смекалка и изобретательность; • появляется мотивация к творческому поиску; • развивается творческое мышление; • имеют навыки самостоятельной работы; • воспитанники бережно относятся к труду; • умеют работать в коллективе. Прогнозируемые результаты I года обучения • умеют работать с ножницами; • знакомы с историей возникновения бумажной промышленности; • знают свойства бумаги и картона; |
имеют навыки простейших операций при работе с бумагой и картоном; имеют первоначальное понятие об объемных фигурах; умеют работать с бумагой в технике «аппликация»; имеют начальные навыки работы с пластилином и природным материалом; развивается художественный вкус. Прогнозируемые результаты II года обучения воспитанники имеют представление о создании механической игрушки и технологии её выполнения; учащиеся стремятся разобраться в устройстве выполняемых объектов; имеют навыки работы с наборами готовых деталей; умеют выполнять более сложные поделки из пластилина и природного материала; имеют навыки выполнения контурных моделей (авиа, судо, автомодели); знают технологию изготовления объёмных поделок, имеют первоначальные понятия о геометрических телах; развивается художественный вкус. Прогнозируемые результаты III года обучения воспитанники знакомы с техникой работы с бумагой «оригами»; владеют знаниями о чертежных инструментах и принадлежностях; знакомы с разновидностью судо, авиа и автомоделей, владеют технологией склеивания движущихся, настольных, контурных, объемных, летающих и контурных моделей (авиа, судо, автомодели); владеют понятиями «контур», «силуэт», различают геометрические фигуры; умеют изготавливать развертки; развивается художественный вкус. Прогнозируемые результаты IV года обучения: имеют углублённые знания о геометрических телах; у воспитанников наблюдается устойчивый интерес к устройству технических объектов и поисковой творческой деятельности; умеют выполнять работы по чертежам и схемам; |
• работают с различным материалом: ткань, фольга, вата, бумажные салфетки, нитки и ДР- • находят в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, уметь видеть и устранять дефекты. |
Формы и способы проверки результатов усвоения программы: |
Аттестация воспитанников проходит в форме: • промежуточная аттестация: поделка по окончанию каждой темы; • участие в выставках, соревнованиях, конкурсах, викторинах; • выполнение контрольной поделки в конце каждого учебного года. Выставки - это завершающий этап творчества детей за определенный период, демонстрирующийрезультаты их труда. Методическое обеспечение Формы проведения занятий: практическое, теоретическое или комбинированное занятие, беседа, конкурс, групповая, индивидуально-коллективная работа. Вид организации работы детей на занятиях: фронтальный, коллективный, групповой, коллективно-групповой. Методы организации занятий: • практический; • словесный; • наглядный; • метод релаксации; • динамические паузы. • моделирование по образцу. Детям предлагают образцы и, как правило, приемы их изготовления. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. • моделирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие элементы, для того чтобы воспроизвести, подобрать и использовать те или другие элементы. • моделирование по простейшим чертежам и схемам. Это создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Такие возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, а затем практическому созданию поделки. В результате у детей развивается образное мышление и познавательные способности. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.