Воспитательные и нравственные черты в творчестве Х.К. Андерсена на примере анализа святочного рассказа «Девочка со спичками"
Оценка 5

Воспитательные и нравственные черты в творчестве Х.К. Андерсена на примере анализа святочного рассказа «Девочка со спичками"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
1 кл—5 кл
17.01.2022
Воспитательные и нравственные черты в творчестве Х.К. Андерсена на примере анализа святочного рассказа «Девочка со спичками"
исследовательский проект
проект 3.docx

 

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автаномное общеобразовательное учреждение

гимназия № 174 им.Л.Я.Драпкина

Железнодорожного района

 

 

 

 

Исследовательский проект

 «Воспитательные и нравственные черты в творчестве Х.К. Андерсена на примере анализа святочного рассказа «Девочка со спичками» »

Исполнитель:

Ученица 2-В класса

Руководитель: Репнин Александр Леонидович

учитель начальных классов

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2022

Оглавление

Название раздела Страницы

Введение

Глава 1. Теоретический материал

1.   Биография и творчество Х.К.Андерсена

2.   Девочка со спичками

Глава 2.  Анализ рассказа «Девочка со спичками»

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Название

Приложение 2. Название

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность

Современный мир предъявляет очень высокие требования к человеку. Наше время требует человека гибкого, разностороннего, человека творческого, активного, толерантного.

 Вместе с тем наблюдается кризис духовной культуры.  В наше время, когда кино и социальные сети стали не только частью культуры, но и самой культурой, привило к тому, что современный ребенок не имеет никаких интересов, кроме телевизора и гаджетов. Это привело к тому, что мы перестали ценить близких, быть счастливыми, к тому, что самые важные и дорогие вещи в жизни каждого человека, обесценились, стали казаться чем-то простым, обыденным.   

 Помимо всего прочего, следствием духовного кризиса зачастую становится разного рода правонарушения, связанные с распитием слабоалкогольных спиртных напитков и курением, среди подростков. Борьба с данными правонарушениями ведется всесторонняя: школа, правоохранительные органы, даже реклама. Однако применяемые методы оказываются малоэффективны в наши дни – причина в духовной пустоте, « я не умею ничем другим себя занять»…

Я считаю, что именно духовная пустота является причиной того, что люди стали меньше читать. На мой взгляд, наиболее эффективным методом, для того чтобы избежать, предупредить духовный кризис, является чтение и глубокий анализ художественной литературы.

Цель: проанализировать рассказ «Девочка со спичками», раскрыть его нравственный и воспитательный смысл

 

Задачи:

1.Собрать краткую информацию о биографии и творчестве Х.К.Андерсена

2. Найти и прочитать рассказ «Девочка со спичками»

3.Посмотреть экранизацию рассказа «Девочка со спичками» и сравнить с произведением

4.Изучить историю создания данного рассказа

5.Проанализировать рассказ

6. Выявить нравственные и воспитательные черты рассказа «Девочка со спичками»

7.Провести опрос знакомых и одноклассников

Объект: творчество Х.К. Андерсена и его воспитательный потенциал

Предмет: воспитательные и нравственные черты в творчестве Х.К. Андерсена на примере святочного рассказа «Девочка со спичками»

Гипотеза: глубокий анализ произведения способен повлиять на духовный мир слушателя (читателя) и изменить его.

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретический материал

1.1.          Биография и творчество Х.К.Андерсена

Вряд ли кто не знает имя великого сказочника Ханса Христиана Андерсена . Он родился 2 апреля 1805 года на острове Фюн. Происходил из бедной семьи: его отец был плотником и сапожником, а мать – прачкой. Он не был женат и у него не было детей. Умер писатель 4 августа 1875 г. от болезни . В день его похорон вся Дания была в трауре.

Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые.

Родители Андерсена очень любили своего сына и пытались создать все условия для того, чтобы детство мальчика было счастливым. Но, к сожалению, у него рано умер отец (когда будущему писателю было 11 лет), и Андерсену пришлось пойти работать, чтобы помочь матери. И вот здесь он и столкнулся с равнодушием мира взрослых к судьбам детей, оказавшихся в трудном положении .

Удивительное смешение забавного и серьезного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена. Он стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.

Единственной и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами. Эта мимолетная тема превращает сборник сказок Андерсена в целое, захватывающее произведение, в гимн благотворительности, самоотверженности, мужеству и человеческому героизму. Эта тема звучит в таких сказках, как «Дикие лебеди», «Русалочка» и многих других.

В работе Андерсена, в той особой вселенной, которая является миром его сказок, царит суровый моральный закон. В конце концов, недаром маленькая русалка или бедная ромашка, верный оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют своей жизнью ради высокой любви.

Творческий расцвет Андерсена пришелся на конец 30-х и 40-ые годы. Появляются такие шедевры, как « Стойкий оловянный солдатик»(1838), «Соловей», « Гадкий утенок» (1843), « Снежная королева» (1844), « Девочка со спичками» (1845), «Тень» (1847),»Мать» (1848)и др.

В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

Особо нам хотелось бы выделить сказку « Девочка со спичками ».Это произведение можно смело отнести к жанру святочного рассказа, и именно это творение великого сказочника является предметом нашего исследования.

1.2.          Девочка со спичками

Рассказ «Девочка со спичками» был написан в 1844 г, когда Андерсен гостил в замке Августенборг на острове Альс. Это была история, сочинённая как сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю. Святочный рассказ был издан в 1845 г.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — жирный гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, рождественская ёлка с игрушками, покойная бабушка… Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ  рассказа «Девочка со спичками»

Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах её биографии читатель узнаёт из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила её мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.

Мир нищеты, в котором живёт маленькая торговка спичками, отделён от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное своё наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его нелепость. В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший. Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из неё люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребёнок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.

Девочка целый день продавала спичи и не продала ни одной. Она не может вернуться домой, потому что отец прибьёт её. Кроме того, дома тоже холодно, щели заткнуты соломой и тряпками. Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.

В предсмертных видениях девочки реализуются все её потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищённость и любовь). В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идёт, чтобы кормить её. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской ёлке.

Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.

При анализе, первым что бросается в глаза становится тема человеческого равнодушия и милосердия. В современном обществе данная проблема остается актуальной.

 Обнаружив девочку мертвой, люди начинают жалеть ее, толпиться возле ее безжизненного тела, что-то обсуждать, ужасаться произошедшему, хотя еще вчера, каждый взрослый из этой толпы, мог бы ей помочь, хотя бы один из них мог обратить внимание на замерзающего ребенка, помочь ей тогда, когда это было еще возможно, но все они оставались равнодушными, до тех пор, пока не стало слишком поздно.

В настоящее время, к сожалению, такое встречается не реже. Часто мы сами проходим мимо чужой беды, оставаясь к ней равнодушными: это может быть и потерявшийся ребенок в торговом центре, и бабушка со слезами на глазах возле витрины, человек просящий милостыню, замерзающее животное, безжалостно выброшенное на улицу-  все это мы перестали замечать, а могли бы обратить внимание.

Второе на что следует обратить внимание, читая этот рассказ, это неприятие человека чем-то отличающегося от массы.

В нашем мире можно наблюдать как одни дети, могут не принимать другого, из-за отсутствия у него гаджетов, дорогой одежды, компьютера и пр. точно так же как богатые люди проезжая в каретах, стараются не замечать девочку которая принадлежит к беднякам.

Тема равнодушия и милосердия не единственная тема, затронутая в этом рассказе.

Те образы, которые возникают у девочки, когда она зажигает спички, заставляют задуматься, что самое дорогое в этой жизни бесплатно, что мы не умеем быть счастливыми и радоваться тому, что у нас есть.

Замерзая девочка сначала видит огонь, разожженный в печи, потом накрытый стол, украшенную елку и последним увидела бабушку.

Каждый вечер мы приходим в теплый дом, разогреваем себе еду, рядом с нами наша семья. Разве это не счастье? Разве этому нельзя радоваться? Быть благодарным за то, что есть? но это стало на столько обычным для большинства, что люди перестали этому радоваться, стали воспринимать это как что-то должное, само-собою разумеющееся. Разве может быть что-то дороже чем тепло заботливых рук, улыбка близкого человека? Конечно нет.Вот и выходит, что самые дорогие вещи в мире-бесплатны.

То как поступает отец с маленькой дочерью, заставляет задуматься и о его судьбе. Так как последним что видит девочка, стала ее бабушка, можно сделать вывод что ее мама, скорее всего умерла. Отец не смог справиться с горем и скорее всего начал пить. По тому как закончился рассказ, можно смело сказать, что алкоголь не решает проблемы, а лишь усугубляет ее, а результатом стала не одна загубленная жизнь, а две.

Грустная сказка учит нас внимательно относиться к людям, не проходить мимо чужого горя и беды. Девочке уже нельзя помочь, но нам нужно оглянуться и посмотреть, может кому-то нужна наша помощь? Автор пытается донести до нас основную мысль, что нельзя быть равнодушными, нужно проявлять сострадание и помогать людям, даже если они об этом не просят.

Чтобы проверить, способен ли детский рассказ повлиять на духовный мир, я попросила учеников 1 и 2 класса нарисовать свою самую заветную мечту, до того, как прочитала рассказ и поделилась своим анализом (приложение 1).

Рисунки получились самые разные, кто-то нарисовал дорогую технику, машины, дома, кто-то нарисовал деньги, стать звездой эстрады.

После того как рисунки были собраны и проанализированы, в обоих классах я прочитала рассказ, поделилась своим анализом и снова попросила нарисовать мечту (приложение 2). Рисунки сильно отличались от первых, они стали более светлыми и добрыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сказки Андерсена глубоки и неиссякаемы в своей мудрости и правдивости, ведь говорят они о нашей жизни, которая мало изменилась со времен, когда жил великий волшебник на нашей земле . Ведь только печальное делает черствых людей добрее. Грустная сказка учит нас внимательно относиться к людям, не проходить мимо чужого горя и беды.

«Девочка со спичками» не просто сказка – это замечательный образец святочного рассказа, давно ставший классикой. К сожалению, на этот раз в реальной жизни чуда не произошло. Самый добрый и светлый праздник не принёс радости ребёнку. Девочка замерзла, и только после этого обрела всё, чего ей не хватало. Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение вполне разумным.

Героиня призвана смягчить сердца человеческие, возродить чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Автор взывает к состраданию и милосердию людей.

Смерть ребёнка в рождественскую ночь – это слишком страшное событие, подчёркивающее преступление всего человечества по отношению к детям…

По- нашему, сказка "Девочка со спичками" актуальна сегодня как никогда. Она учит не быть жестокими не только к близким, а ко всем. Быть милосердными, не забывать, что мы люди.  Думаем, автор хотел, чтобы люди плакали и сопереживали.

По результатам небольшого исследования, мы пришли к выводу, что детская сказка способна изменить не только духовный мир человека, но и его мысли.

Библиографический список

1.http://otzovik.com/review-3375548:html

2. Андерсен Г.Х.  Девочка со спичками [Электронный ресурс] / Г.Х.Андерсен. – Режим доступа:  https://www.litmir.me/br/?b=47606&p=1.html

3. «Конспект занятия по внеклассному чтению Х.К Андерсен «Девочка со спичками»

4«Рождественская история «Девочка со спичками» (Импровизация сказки Г.Х. Андерсена) на основе…надя рушева — девочка-солнце, девочка-вселенная

5. Copyright (c) 2009-2019 Goldlit. Литературная критика, сочинения, краткие содержания, биографии писателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Название

 

 

 

.

 

 




 

Управление образования Администрации города

Управление образования Администрации города

Оглавление Название раздела Страницы

Оглавление Название раздела Страницы

Введение Актуальность Современный мир предъявляет очень высокие требования к человеку

Введение Актуальность Современный мир предъявляет очень высокие требования к человеку

Задачи: 1.Собрать краткую информацию о биографии и творчестве

Задачи: 1.Собрать краткую информацию о биографии и творчестве

Глава 1. Теоретический материал 1

Глава 1. Теоретический материал 1

Эта тема звучит в таких сказках, как «Дикие лебеди», «Русалочка» и многих других

Эта тема звучит в таких сказках, как «Дикие лебеди», «Русалочка» и многих других

Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — жирный гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней…

Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — жирный гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней…

Глава 2. Анализ рассказа «Девочка со спичками»

Глава 2. Анализ рассказа «Девочка со спичками»

Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно

Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно

Те образы, которые возникают у девочки, когда она зажигает спички, заставляют задуматься, что самое дорогое в этой жизни бесплатно, что мы не умеем быть счастливыми…

Те образы, которые возникают у девочки, когда она зажигает спички, заставляют задуматься, что самое дорогое в этой жизни бесплатно, что мы не умеем быть счастливыми…

Рисунки получились самые разные, кто-то нарисовал дорогую технику, машины, дома, кто-то нарисовал деньги, стать звездой эстрады

Рисунки получились самые разные, кто-то нарисовал дорогую технику, машины, дома, кто-то нарисовал деньги, стать звездой эстрады

Заключение Сказки Андерсена глубоки и неиссякаемы в своей мудрости и правдивости, ведь говорят они о нашей жизни, которая мало изменилась со времен, когда жил великий…

Заключение Сказки Андерсена глубоки и неиссякаемы в своей мудрости и правдивости, ведь говорят они о нашей жизни, которая мало изменилась со времен, когда жил великий…

Библиографический список 1.http://otzovik

Библиографический список 1.http://otzovik

Приложение 1.

Приложение 1.

Приложение 2. Название

Приложение 2. Название
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2022