Тема: ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. НОРМЫ ОБЩЕНИЯ
Цель: воспитание культуры взаимоотношений
Задачи:
· формировать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать их;
· развитие стремления к поддержанию дружеских и уважительных отношений с окружающими их людьми, коммуникационных навыков;
· воспитание желания и стремления соблюдать нормы общения;
· соблюдение здоровьесберегающего режима на занятии
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, яблоки, песочные часы, бумажные круги, цветные карандаши.
Ход классного часа
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Учащиеся разделены на 3 группы.
-Здравствуйте ребята! А давайте сегодня сделаем наше приветствие необычным. Первая группа поздоровается со всеми как японцы (Сложить руки на груди и медленно поклониться друг другу и окружающим). Вторая группа, вы жители Конго. Вытяните обе руки вперед и подуйте на них. В некоторых североафриканских странах подносят правую руку к своему лбу, потом к губам, а затем — к груди. Это означает: «я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя». Так поздоровается третья группа.
2.Вступление
На партах у каждой группы лежит по яблоку.
-Ребята, возьмите, пожалуйста, яблоко и хорошо рассмотрите его. Запомните его особенности, черты и отдайте мне.
(Ученики отдают яблоки учителю)
-А теперь я их перемешаю. Сможете ли теперь вы узнать свое яблоко?
(Каждая группа узнает свое яблоко)
-Не смотря на то что яблоки очень похожи, вы все же смогли найти свое. Почему? (Потому что есть свои особенные черты)
-Как вы думайте а на вкус они тоже абсолютно одинаковые или так же могут различаются? (Могут отличатся: кислые, сладкие и т.д.)
-А можно ли такие же выводы сделать и о людях. (Все люди похожи, но каждый уникален, как внешне, так и по характеру)
-Вы правы, все люди уникальны и на земле мы не найдем 2 абсолютно одинаковых человека у каждого свои особенности и различия, свой характер, положительные и отрицательные стороны. Порой людям бывает нелегко найти общий язык, но общение является одной из основных потребностей человека. И для того, чтобы жить в мире и гармонии люди должны уметь достойно друг с другом общаться.
-Итак, тема нашего классного часа это «Человек в обществе. Нормы общения» (Слайд 1)
3.Работа с понятиями
-Для начало давайте разберемся с тем, что же такое общество (Ответы детей)
-Да, совершенно верно, общество- это окружающие нас люди. А кто нас в первую очередь окружает? (Слайд 2) (На доске постепенно в соответствии с ответами детей, оформляется следующая схема).
-А как вы понимаете слово общение. (Ответы детей). Общение- процесс взаимодействия двух и более людей. (Слайд 3)
-Какие виды общения вы знаете?
5. Упражнение «Найди конец пословицы».
-Про общение есть немало русских пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. (Слайд 4)
- Слева записано начало пословиц, а справа их конец. Найдите нужное окончание для пословицы.
1. Слово не воробей… вылетит не поймаешь
2. Сперва думай… потом говори
3. Ласковым словом… и камень растопишь
4. Острый язык-дарование…
А длинный наказание
1. Доброе молчание лучше… худого ворчания
2. Каков привет,… таков ответ
ФИЗМИНУТКА (Слайд 5)
6. Беседа по основной теме.
-Мы живём среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, спорить, шутить, т.е., общаться друг с другом при помощи речи. Это очень здорово, но в тоже время, и трудно. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
- Для чего люди общаются? (Ответы детей).
-В разговоре всегда участвуют как минимум двое- говорящий и слушающий. Нередко они меняются ролями. Для каждого из них существуют определённые правила, помогающие поддерживать интерес к беседе и собеседнику. Какие это правила могут быть вы сейчас расскажите.
7.Проверка домашнего задания.
-На дом вам было задано составить памятку по правилам общения.
Один из учеников читает составленные детьми правила.
-Молодцы ребята! Я думаю, что эту памятку нас нужно прикрепить на классный уголок, чтобы никогда ее не забывать.
8.Практическая часть
-Сейчас я прочитаю вам 3 истории. И мы вместе их проанализируем. Вас 3 группы и у каждого будет своя роль. Первая группа будет оптимистами (дети вспоминают значение слова оптимист).
-Вы расскажет все положительные стороны которые есть в этой истории. Вторая группа будет пессимистами (дети вспоминают значение слова пессимист).
-Вы расскажете все отрицательные стороны. А третья группа будет экспертами. Вы должны сказать как нужно было поступить в такой ситуации. Для этого оставьте те положительные стороны, которые назвали оптимисты, и исправьте все отрицательные стороны которые называли пессимисты. Оптимисты, пессимисты и эксперты меняются местами после каждой истории. На обсуждение каждой ситуации у вас 1 минута.
Ситуация 1.
После летних каникул Света и Таня встретились в школе.
- Здравствуй Таня, ты представляешь, я летом ездила в загородный детский лагерь - сказала Света
-Да подожди ты со своим лагерем - Ответила Таня
-Вот я летом 2 месяца у бабушки в деревне провела. И на рыбалку ходила и за грибами. И долго еще рассказывала Таня про свою поездку в деревню, а когда закончила, сказала: «Так что там ты хотела мне рассказать про свой лагерь, Света?»
Но Света сказала, что больше не хочет ничего рассказывать и ушла.
Ситуация 2.
Всю неделю 7 класс готовился к олимпиаде по биологии. Когда работы были написаны и проверены, стало известно, что первое место занял Семенов Алеша.
-Молодец Леша- сказал учитель, вручая мальчику грамоту.
- Ребята, давайте поздравим вашего товарища аплодисментами - обратился учитель к классу.
Весь класс громко захлопал, Леше было очень приятно.
Когда наступила перемена, то Семенов подошел к ребятам и предложил им поиграть после уроков в мяч, но одноклассники ему ответили ему ответили «Не хотим мы играть с тобой, умник. Иди зубри уроки»
Ситуация 3.
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте?- громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай рассказывай!- подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слёзы?- закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоумённо пожали плечами.
А теперь скажите, какие выводы вы сделали после проведения этой игры? (Нужно думать о чувствах окружающих людей, думать прежде чем говоришь, любую ситуацию можно рассмотреть с разными точек зрения)
-Чтобы проверить как хорошо вы усвоили сегодняшний классный час проведем последнюю игру «Собеседник».
-Разбейтесь по парам и за две минуты постарайтесь узнать друг о друге как можно больше используя все правила общения. (Дети рассказывают что нового они узнали друг о друге, какие правила общения они использовали)
9.Итоги
- Давайте вспомним все правила общения в коллективе, о которых говорили сегодня.
- Почему без правил никак нельзя обойтись и нужно их соблюдать?
10.Рефлексия
У детей на паре лежат белые круги, карандаши и фломастеры.
-Если классный час вам понравился, чему-то научил и оставил хорошее настроение, то нарисуйте на круге солнце или цветок или любую другую картинку, обозначающую хорошее настроение. Если классный час вам не понравился, оставил у вас негативные эмоции то нарисуйте тучу или грустное лицо или любой другой рисунок обозначающий плохое настроение. Если никаких эмоций у вас мероприятие не вызвало, то оставьте круг не раскрашенным.
-Уходя прикрепите свой рисунок к магнитной доске.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.