Тема: « Дети войны».
Цели урока : 1) рассказать учащимся о молодых ребятах, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны;
2) развитие критического мышления; развитие способности анализировать;
3) воспитание положительных человеческих качеств : патриотизма, чувства долга, гуманизма.
Оборудование урока : компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня наш урок посвящён 75-летию Победы СССР над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Эта война началась 22 июня 1941 года и длилась долгих и мучительных четыре года. За эти годы наш народ понёс огромные потери, испытал невыносимые трудности , пролил реки слёз… И в это труднейшее для страны время ваши ровесники и ребята, которые не намного старше вас тоже сражались и совершали подвиги, защищали Родину, защищали свой народ. Давайте вспомним сегодня этих ребят..
II. Основная часть.
Учащиеся заранее получили задания.
Звучит сообщение о начале войны. ( Ю.Б.Левитан)
Выходят несколько учеников в военной форме. Звучит песня «Священная война»(А.Александров, В.Лебедев-Кумач), которую поёт весь класс ( слова показаны на экране).
Ученик 1. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры-герои – они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Чаще всего посмертно.. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.
Ученик 2. Марат Казей. ( на экране появляется его фото) Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить только 4 класса сельской школы. В годы войны он был участником партизанского отряда. Наравне со старшими товарищами он ходил в разведку – как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944 года при выполнении задания около деревни Хоромицкие Минской области 14- летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залёг в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было – подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие – две гранаты, с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал : когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.
В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.
Ученик 3. Валя Котик. Валя родился в 1930 году в селе Хмелёвка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вёл собственную маленькую войну : рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев. С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной организацией и выполнял поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками- мальчишками получили настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии. Задание партизан Валя выполнил : начальник жандармерии , обер- лейтенант Франц Кениг и семеро немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены. Валя участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.16 февраля 1944 года, через 5 дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец- Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.
В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.
Все вместе под «минусовку»поём песню «Орлёнок» ( муз. В.Белый, сл. А.Шведов). Слова показаны на экране.
Ученик 4. Лёня Голиков. Он родился в 1926 году в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области. Когда началась война, добыл винтовку и ушёл в партизаны. Под видом нищего Лёня ходил по деревням , собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам. В 1942 году он вступил в отряд. В его наградном листке содержатся такие данные : «Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. 12 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц».Лёня был представлен к высшей правительственной награде – медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить их не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Выжить удалось лишь нескольким, но Лёни среди них не было : он погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года, не дожив до 17 лет.
Звучит песня «Грустные ивы»(муз. М.Блантер, сл. А.Жаров)
Ученик 5. Саша Чекалин. Он родился в 1925 году в селе Песковатское Тульской области. До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко – фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд «Передовой», где успел прослужить всего чуть больше месяца. К ноябрю партизанский отряд нанёс фашистам значительный урон : грели склады, взрывались на минах автомашины., шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на город Лихвин. Вдали показалась автомашина. Прошла минута – и взрыв разнёс машину на части. За ней взорвались ещё несколько машин. В начале ноября 1941 года Саша простудился и слёг. Комиссар разрешил ему отлежаться у проверенного человека в ближайшей деревне. Но нашёлся предатель, который выдал его.. Ночью фашисты ворвались в дом. Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить её, но та не взорвалась. Через несколько дней пыток фашисты повесили подростка на центральной площади Лихвина и более 20 дней не разрешали убирать с виселицы его труп.
Звание Героя Советского Союза Александру Чекалину было присвоено в 1942 году.
Ученик 6. Зина Портнова. Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в Белоруссию. Там её и застала война. В 1942 году вступила в организацию «Юные мстители» и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. С августа 1943 года Зина – разведчица партизанского отряда. В декабре 1943 года была арестована во время выполнения задания. Во время допроса девочка схватила пистолет фашистского следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена. Допрашивали её самые изощрённые в жестоких пытках палачи. Её обещали сохранить жизнь, если она назовёт имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твёрдостью этой упрямой девочки. Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь , что так её быстрее убьют. Однажды на тюремном дворе заключённые видели, как совсем седая девочка, когда её вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колёса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колёс и снова повели на допрос. 10 января 1944года 17- летнюю Зину расстреляли.
Звание Героя Советского Союза Зинаиде было присвоено в 1958 году.
Ученик 7. Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. И эти данные не отражают истинного количества «сыновей и дочерей полка», так как здесь не учтены дети-участники партизанских отрядов и подполья.
Просмотр видео «Маленькие герои большой войны» ( Мария Михалева).
III.Заключение.
Слово учителя: - Дорогие ребята! Сегодня вы узнали о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Я думаю, что память о них и их подвигах навсегда останется ваших сердцах и послужит вам примером высшего проявления патриотизма и любви к Родине. В заключение хотелось бы показать вам ещё одно видео , в котором звучит песня о том, что есть ещё много героев, имён которых мы даже не знаем, но ценой их жизней завоёвано мирное небо над нами.
Просмотр отрывка из фильма «Офицеры» ( «От героев былых времён не осталось порой имён…).
_Ребята, какое впечатление произвёл на вас сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Что полезного извлекли для себя? Чему научились?
IV.Домашнее задание. Написать мини-сочинение « Какое впечатление произвёл на меня урок о детях войны».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.