Воспитательный час на тему: Наука сегодня

  • docx
  • 08.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Наука сегодня кл.час.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Луганской Народной Республики

«Луганский колледж технологий торговых процессов и

кулинарного мастерства»

 

 

 

 

 

Воспитательный час на тему:

 

«Наука сегодня»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель:                                                Курячая О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск 2020-02-06

 

 

Тема воспитательного часа: «Наука сегодня»

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

А.С.Пушкин

Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества;

-познакомить учащихся с  историей возникновения Дня науки, расширить кругозор путём популяризации  знаний о достижениях в различных области  науки;

-развивать познавательную и творческую активность учащихся, прививать интерес к изучению предметов как основ научных знаний.

-воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Задачи:

Достижение личностных результатов:

·                   Профориентационное, личностное самоопределение;

·                   расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;

·                   организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения

Достижение метапредметных  результатов:

1. Формирование регулятивных УУД: 

·        действия самооценки;

2. Формирование коммуникативных УУД:

·        определение цели, функции участников, способов взаимодействия

·        умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Форма проведения: учебная дискуссия

Методы и приемы: игра, беседа,  метод рефлексии, самоанализ.

Оборудование для учителя: компьютер, сценарий.

Литература:

Шалаева, Г.П. Знаете ли вы? / Г.П. Шалаева, В.П. Ситников. – М.: Фил. общ. «Слово», 1998. – 447 с.

 

 

 

 

 

 

 

С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век –
Всегда стремился к знанью человек…

Ведущий 1:   Здравствуйте, дорогие друзья науки и творчества!

Сегодня у нас очень интересная и увлекательная тема: 

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

 (Ответы детей)

Ведущий 2:   - Совершенно верно, сегодня мы поговорим с вами о научных открытиях, о роли науки и техники в нашей жизни.

- Какие научные открытия вы знаете?

(Ответы детей)

Ведущий 1:   - А проведем наш классный час мы в форме дискуссии. Вы знаете, что такое дискуссия?

(Ответы детей)

- Это латинское слово означает подробное исследование вопроса, спор по правилам для того, чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему.

Ведущий 2:   - У участников дискуссии есть особые правила. Как вы думаете, какие они?

(Ответы детей)

1.Правило поднятой руки – говорить можно с разрешения преподавателя или ведущего, подняв руку.

2. Закон един: все слушают, когда говорит один.

3.  С уважением относимся к мнению каждого учащегося. Любое мнение — это точка зрения.

4. Придерживаюсь дружелюбного тона. Обращаюсь к учащемуся по имени или другим уважительным способом (мой собеседник, оппонент).

Ведущий 1:   - Теперь, надеемся, наш классный час пройдет в соответствии с этими правилами!

Ведущий 1:   8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.

 Ведущий 2: В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» в этот день был учрежден праздник российских ученых.

 

Ведущий 1: До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля. День российской науки: Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук (1724 год)

 Ведущий2: Между этими двумя указами - огромный путь, пройденный российскими учеными. Российская наука всегда шла в авангарде мирового научного прогресса и дала миру много великих имен и открытий.

 Ведущий1: Во всем мире известны имена таких ученых, как М.В.Ломоносов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, Л.Д. Ландау, И.В.Курчатов, А.П.Александров, С.П.Королев, многие другие.

Ведущий2:Приветствуем всех, кто любит учиться, ставить опыты и эксперименты, узнавать новое, делать свои исследования и открытия.

Ведущий1: День российской науки отмечается 8 февраля. Этот день был утверждён указом президента России. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук.

Ведущий2: Учёными России многое делалось впервые, - например, разработано учение о биосфере, запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

 Ведущий1: И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в 21 веке прогресс в физике, химии, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.

Ведущий2: И сегодня в стране работают замечательные учёные, чьи исследования вызывают большой интерес в мире.

Ведущий1: Примеры из биографий величайших ученых мира:

1) Альберт Эйнштейн: рос тихим, рассеянным, до 3-х лет не говорил; в школе пропускал уроки, чтобы читать книги по математике, естествознанию и философии; провалился на вступительных экзаменах в высшее политехническое училище.

2) Константин Циолковский: 11-ый ребенок в семье; постоянно спрыгивал с заборов и деревьев, за что в семье его называли не по имени, а по прозвищу Птица; любил сочинять всякие приключения, но слушать его было некогда, и за копеечки он нанимал себе в слушатели младшего братишку. В 10 лет после скарлатины сильно понизился слух, и временно ослабилась умственная деятельность.

3) Михайло Ломоносов: родился на крайнем севере в семье крестьянина-помора; отца видел редко, рано остался без матери; жил с мачехой; потом со второй, которая была особенно злой и завистливой; отец отпустил вместе с обозами в Москву, но ненадолго; чтобы обучаться, остался в столице без разрешения, посему считался в розыске.

4) Дмитрий Менделеев: 14-ый, самый младший ребенок в семье; отец умер после рождения сына; воспитывался матерью; будучи студентом, заболел чахоткой, постоянно горлом шла кровь; во время врачебного обхода случайно услышал, как врач сказал: «Ну, этот уже не поднимется»; после того, как врачи вышли, назло всему сел в кровати, достал конспекты и начал учить.

5) Капица Петр Леонидович  крупнейший физик-экспериментатор, один из основателей физики низких температур. Открыл сверхтекучесть жидкого гелия при температурах ниже 2,17 К и множество других физических явлений, установил ряд закономерностей.

6) И́горь Васи́льевич Курча́тов советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии , главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.

- Предлагаем вам познакомиться с некоторыми интересными фактами:

Ведущий 2:    «А знаете ли вы что?»

·        Лыжи изобрели в Скандинавии около 3000 лет до н.э.

·        Мяч изобрели в Египте около 2000 лет до н.э.

·        Ножницы изобрели в Китае около 1500 лет до н.э.

·        Паровоз был изобретен английским инженером Ричардом Тревитиком в 1803 году

·        Первый в мире персональный компьютер был создан в 1944 году в Гарвардском университете (США) и назывался он «Гарвард Ай Би Эм – 1»

·        Виртуальная реальность была создана в 1965 году Иваном Слахерлендом американским ученым

·        В 1977 году появился Интернет

·        Первая пишущая машинка была сконструирована в 1873 году американскими изобретателями

·        Тележка, которой мы пользуемся в магазине, была изобретена в 1956 году французским торговцем Раймондом Жозефом

·        7 мая 1895года русским физиком Поповым впервые был продемонстрирован практичный радиоприёмник

    Ведущий1: Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

  Ведущий2: И сегодня научный потенциал России остается высоким. Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.

Ведущий1: И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года, спустя 22 года после Петра Капицы, российский физик, академик Жорес Иванович Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.

Ведущий2: В 2000 году российскими учеными был сделан ряд открытий: открыт 116-й элемент таблицы Менделеева, впервые в мире построена единая «кривая» изменений магнитного поля нашей планеты за последние 600 миллионов лет, колебания которого обнаруживают связь с глобальными изменениями климата;

Ведущий1: ученые из Научно-исследовательского кинофотоинститута разработали и изготовили экспериментальную телесистему, которая позволяет смотреть трехмерное цветное изображение без специальных очков;

Ведущий2: ученые из Института биофизики клетки РАН обнаружили, что повышенная солнечная активность может провоцировать вспышки эпидемий,

Ведущий1: новосибирские ученые открыли механизм старения человека, что позволит через несколько лет решить проблему продления человеческой жизни;

Ведущий2: ученые из МГУ и Института биоорганической химии РАН обнаружили, что одноклеточный микроорганизм Tripanosoma Gruzi Chagas синтезирует вещество, которое подавляет и убивает раковые клетки, а здоровье остается целым и невредимым.

 Ведущий1: Достижения российской науки, изменяющее современные представления о здоровье человека, о причинах возникновения «болезней цивилизации», о реальных возможностях их предотвращения и избавления от них постепенно получают признание в мире.

Ведущий 2:    «Да здравствуйте российская наука!»
Да здравствуйте российская наука!
Я с этим днем хочу поздравить вас.
Пускай удача вам протянет руку,
Пускай мечты сбываются сейчас. 
Пусть мир научный горестей не знает,
Вперед шагами бодрыми идет,
Пусть ряд открытий новых ожидает, 
Все лучшее пускай произойдет.

Преподаватель:  Наука в России отнесена к числу одного из приоритетов государства.

Наука прошла большой и сложный путь развития — от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.

   Наука могла знать и знала мрачные времена упадка и застоя, но трудно поверить, что ум человеческий мог столько спать. Стремление к знаниям, любопытство, наконец, присуще природе человека.

Ведущий 1:    «Новые идеи»
Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых, 
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом
К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!

Викторина «Хочу всё знать!»

Преподаватель: (Обучающимся задаются вопросы. Ответы могут быть в устной форме)

1.     Существуют перелетные насекомые? (Да, например, бабочки, репейница, божьи коровки)

2.     Самое большое наземное животное? (Слон)

3.     Какое животное считалось в Древнем Египте священным? При раскопках было найдено много статуэток из золота, серебра и бронзы, на которых оно было изображено. Если в семье умирало это животное, все члены семьи в знак траура выбривали брови, стригли волосы. (Кошка)

4.     Правда ли, что на Земле больше соленой воды, чем пресной? взято (Да. 97% соленой и 3% пресной)

5.     Правда ли, что археологи проектируют здания? (Нет. Здания проектирует архитектор, а археологи проводят раскопки, находят старинные предметы в земле)

6.     В какой стране находится Эйфелева башня? (Во Франции, город Париж)

7.     В названии какого месяца больше всего букв? (Сентябрь)

8.     Какое изобретение лишнее? Лупа, очки, часы, микроскоп и телескоп. (Часы, потому что в них нет увеличительного стекла)

9.     Как в старину называли глаз? (Око)

10. В какое время года сутки короче? (Одинаково. В сутках 24 часа. В зимнее время ночь становится длиннее, т е темнеет раньше, летом – наоборот.)

11. А правда, что люди пользовались беспроводными утюгами?  (Правда, в старину)

12. Правда, что уху варят из топора? (Нет, уху варят из рыбы)

13. Что во время звездного дождя падает с неба на землю? (Метеорит, небесное тело)

14. Назовите самую большую змею? (Анаконда)

15. А правда ли, что Юпитер самая большая планета в солнечной системе? (Нет, некоторые источники утверждают, что в нашей солнечной системе существуют планеты массой, гораздо больше Юпитера)

16. Какой праздник мы отмечаем вот уже 16 лет 8 февраля?(День науки в России)

17. Кто создал периодическую систему химических элементов? (Менделеев)

18. А кто из ученых, движимый знаниями, пришел в Москву пешком?(Ломоносов)

19. Где был изобретен первый персональный компьютер? ( В СССР)

20. Какая известная компьютерная фирма позже присвоила себе это изобретение? (Эппл)

21. Где Воронежский конструктор-любитель Дмитрий Пивоваров собрал свой первый самолет? (В собственном гараже)

22. Кто из ученых посетил 32 раза Германию, 33 Францию, 10 Швейцарию, 11 Англию, 9 Австро-Венгрию, 6 Италию и многие другие? (Менделеев)

23. Человек, который обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. О ком идет речь? (Ломоносов)

24. Зачем и для чего человеку нужны знания? (Знания нужны для того, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом – ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом. Если мы не будем знать, как работает тот или иной предмет, то можем оказаться в сложной жизненной ситуации)

25. Откуда мы черпаем свои знания? (Из школьных предметов, интернета, книг, родителей, учителей)

26. Как влияют научные открытия на нашу жизнь? (Жизнь ставится проще, благодаря новым изобретениям, например, интернет, телефон и т.д).

Рефлексия:

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию классного  часа: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Спасибо всем за участие и мой такой важный совет Вам:  

Свершите большие дела!


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также