« В дружбе народов – единство России»
Цель: дать представление о том, что формирует мирные взаимоотношения, создать представление о культурном богатстве и своеобразии различных народов, о дружественных отношениях народов России, о дружеских отношениях в коллективе.
Задачи:
-Познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями жителей нашей страны.
-Наглядно продемонстрировать культурное своеобразие и богатство народов России.
-Сформировать систему ценностных понятий: дружба, культура, толерантность, терпимость, прощение, взаимовыручка.
содействовать формированию дружного коллектива.
- Обратите внимание на эпиграфы к уроку.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить ?
Мы обсудим такие вопросы: что такое дружба народов,
какая бывает дружба, нужна ли нам дружба, при каких условиях возможна дружба и мир в обществе. (Слайд 1)
- Мир, в котором мы живём, дарит намного прекрасных моментов. Общение друг с другом- это то, что делает нашу жизнь лучше. Но общаться, порой, бывает нелегко, тк мы живем в многонациональном государстве. На территории России проживают люди 160 национальностей. Правда, только семь народов имеют численность более одного миллиона – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Остальные народности малочисленны. Почему непросто жить в такой семье? (каждый выделяет свою нацию, забывая о толерантности). (Слайд 2)
- Но есть ли примеры того, как люди разных национальностей выручали друг друга? ( ВО война выиграна людьми разных нац-тей, Россия строит Керченский мост для крымчан, проводит воду, свет. Армянин, Ш.Карапетян, мастер спорта по плаванию, в течение 2 часов вытаскивал детей из перевернувшегося автобуса, Чернобыльскую АС тушили люди разных народов. В этом сила России и любого другого гос-ва.
- Как же люди смогли договориться и жить одной большой дружной семьей? В мире и независимости? Немного из истории: ( ученик рассказывает легенду) (Слайд 3)
Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали называть другом.
Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
То есть в основе любого здорового общества лежат дружеские отношения.
- Ребята, если мы посмотрим в толковый словарь Ожегова, то найдем такие значения слова «друг», «мир» , «дружба».
Мир – Земля, внутренний мир, духовный мир и др., отсутствие войны.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Все эти понятия взаимосвязаны: мир в обществе может быть лишь тогда, когда все члены коллектива находятся в дружеских отношениях. Это же касается государства в целом: вражда приводит к войне либо гражданской, либо между странами. (Сирия, Ливан, гражданская война на Донбассе и др.)
- Кого можно назвать другом, ребята? Есть ли у вас верные друзья? Расскажите о них (ответы).
- Зачитаем еще отрывки из сочинений старшеклассников о дружбе: (читают дети)
1. Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы – сила!
2. Дружба – самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни.
3. Дружба – одно из самых светлых чувств человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу.
С каждым годом вы становитесь взрослее. Пусть со временем ваши мнения, взгляды изменятся, а сочинения станут более глубокими и мудрыми.
Но те слова, которые мы только, что услышали, пусть останутся в нашей памяти. И вы руководствуйтесь ими, при выборе друзей.
- А все ли люди хотят дружить, все ли страны поддерживают дружеские отношения с соседями?
Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? Нужно ли стремиться к укреплению мира и дружбы среди народов Земли? В это понятие мы вкладываем следующее:
1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».
2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.
3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах.
А в каких детских международных конкурсах мы с вами участвовали? (математический конкурс «Кенгуру», «Русский Медвежонок» по русскому языку.)
4) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.
- А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? (Слайд 4) Орденом Дружбы народов награждаются:
-граждане России;
-предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.
-Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны. Такие награды имеют:
«Литературная газета», г. «Московские новости», «Пионерская правда». Московский цыганский театр «Ромэн». Город Южно-Сахалинск, г.Ялта. Это и журналисты-международники, русские писатели: В.Астафьев, Б.Васильев, Ч.Айтматов. Тренер футбольной команды Тихонов, певица Э.Пьеха, патриарх Московский и мн. др) Есть награды и за вклад в дело мира – это денежные премии. Премии «За укрепление мира между народами», Нобелевскую премию мира в свое время получили Рузвельт, Мать Тереза, Анд. Сахаров, Мих.Горбачев, Нельсон Мандела.
(Слайд 5) Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Например, в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы.
(Слайд 6) Названия населённых пунктов, названия трудных участков горных переходов (перевал Дружба на ледник Джамансу. Алтай).
(Слайд 7) Дружба с животными. Кто дружит с ними и в чем это выражается?
(Слайд 8) Дружба в семье. Между кем? Как часто вы провоцируете ссоры в семье? Из-за чего? Стоит ли оно того?
Спортивный клуб, команду можно называть «Дружба». Наш колхоз называется «Дружба народов»
Интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми: праздник Урожая в Красногвардейском районе, т.к. собрано 320 тыс. тонн зерна, больше всего по Крыму!
- Сейчас я предлагаю посмотреть вам молдавский танец в знак того. что мы признаем таланты людей не только своей страны. но и любых других народов и умеем учиться друг у друга всему лучшему. (видео2 «Молдавский танец»)
- Очень много существует пословиц о дружбе и мире. Вспомните их.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Мир - во славу, война - в отраву.
Цветам нужно солнце, а людям - мир.
Свет победит тьму, а мир - войну.
Мир строит, война разрушает.
Договор в Кремле - мир на земле.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу».
Человек без друзей,
что дерево без корней.
Нет друга - ищи,
а нашел – береги.
Дружба крепка не лестью,
а правдой и честью.
Дружба как стекло:
разобьешь - не сложишь.
Скажи мне кто твой друг,
и я скажу, кто ты.
Не тот друг, кто на пиру гуляет,
а тот, кто в беде помогает.
“Дружба и братство
дороже богатства”
- В нашей школе учатся дети 12 национальностей. И для всех, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций, Россия является Родиной.
- Ребята, я предлагаю послушать вам стихотворения о дружбе и мире:
Нам
нужен мир
Нам нужен мир
На голубой планете.
Его хотят
И взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись
на рассвете,
Не вспоминать,
Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить
города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир
Навеки! Навсегда!
- Сегодня на уроке мы с вами вывели правила общения. Как мы должны общаться с друзьями? (ответы)
Не ссорится
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить – быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Перечитайте их, это хорошие, добрые качества - дружбу надо ценить.
- Чтобы торжествовал естественный интерес, надо знать друг друга: о культуре и традициях тех, с кем мы живем бок о бок. Ведь знать друг о друге – значит проникать в культуру другого народа, уважать своих соседей. Культура какого дружеского народа вам ближе всего? Почему? (ответы)
- Поведем итоги. У каждого народа есть что-то своё - интересное и характерное. И у каждого народа есть прекрасные люди – добрые, спокойные, открытые. И есть другие – глупые, злые, алчные и агрессивные. Немало людей посмеиваются над представителями других наций. Как правило, это не очень умные и не очень добрые люди, не знающие, что такое благородство. Необходимо уважать национальные чувства других народов: быть уважительными, отзывчивыми, проявлять к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе.
Давайте же познавать и изучать культурные традиции народов нашей России, давайте понимать друг друга и дружить!
- А сейчас мы выпустим в небо голубей! Символически ( из бумаги) Голубь – символ мира и дружбы. На каждом их них напишем, как нужно себя вести, чтобы жить дружно. ( Детям раздать вырезанных из бумаги голубей с кусочками двустороннего скотча. Они пишут слова, снимают защитную бумагу со скотча и прикрепляют голубей над доской)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.