Е.А. Чистова
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
филиала ЦМШ «Балтийский» г. Калининграда
elena.chistova.68@mail.ru
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АГИОГРАФИИ
Аннотация. В статье представлен опыт работы по изучению агиографических произведений на уроках русского языка и литературы в школе: «Житие блаженного великого князя Александра Невского», «Житие Петра и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского». Рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания, развития личности, знакомства с нравственными ценностями и нормами жизни, приобщения детей к чтению, к изучению истории нашей Родины. Описаны виды работ при изучении данных произведений, результаты урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: агиографическая литература, духовно-нравственное воспитание, формирование личности, добро, семья, верность, любовь.
Одним из ориентиров духовно-нравственного развития является агиографическая литература, именно на ней воспитаны многие поколения наших предшественников
Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна во все времена, она волнует педагогическое сообщество как в России, так и во всем мире. Русский философ Иван Ильин неоднократно высказывал в своих работах мысль о том, что виной крушения целых народов является именно духовно-нравственный кризис. ФГОСы делают акцент, прежде всего, на нравственном развитии личности, на воспитании человека, всю жизнь стремящегося к духовному росту, ценящего общественные, семейные традиции, почитающего свою историю, свои корни. Поэтому в образовательном сообществе не утихает полемика о содержании, формах и методах образования, которые способствовали бы духовно-нравственному становлению подрастающего поколения и были результативны. Поиск путей решения данной проблемы позволил сделать заключение: чтобы ребёнок не только познакомился с ценностями, нравственными нормами жизни, но и принял их, чтобы они стали для него личностно значимыми, что и является главной задачей духовно-нравственного воспитания, нужна серьёзная мотивация, глубокие механизмы воздействия.
Как учитель русского языка и литературы, считаю, что уроки духовности и нравственности в школе можно и нужно проводить на основе изучаемых произведений. Знакомство с духовным опытом А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других русских классиков вызывает у школьников интерес, даёт возможность для обогащения, прежде всего, внутреннего мира. Одним из ориентиров духовно-нравственного развития, несомненно, является агиографическая литература, именно на ней воспитаны многие поколения наших предшественников. Радует тот факт, что в школьной программе отведено место агиографическим произведениям: «Житие блаженного великого князя Александра Невского», «Житие Петра и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского». Но учителю необходимо отдавать себе отчет в том, что, используя житийные произведения в качестве средства нравственного воспитания, нужно очень серьезно отнестись, в первую очередь, к самому себе, к своему внутреннему миру. Святитель Феофан Затворник в своих письмах утверждал: «Если читать отеческие писания без приложения к себе, толку не будет, а еще зло. Только теории собираются в голове и учат не себя направлять на добро, а других осуждать»[1].
Агиографическое наследие очень важно изучать в современной школе, ведь оно нацелено на формирование богатой духовно личности, учит взаимоотношениям с окружающими, построенным на основе христианских ценностей. Также при чтении и анализе житий русских святых важен исторический аспект. Многие русские святые сыграли огромную роль в укреплении Руси и возвышении русского национального самосознания. С точки зрения воспитания очень важен дух патриотизма, соборности, преемственности, который окружает житийную литературу и невольно передается каждому читающему. Знакомясь с житиями, ребята понимают, что святые – это такие же люди, как и мы, но жизнь каждого из них стала подвигом. Жития иллюстрируют жизнь духа наглядно, а главное – понятно. Недаром в Древней Руси житие было любимым, самым читаемым литературным жанром.
Перейдем к агиографическим произведениям, включенным в школьную программу.
Житие Александра Невского на уроках русского языка и литературы
В житийной литературе описано немало случаев, когда Господь помогал православным воинам, ведь они шли на защиту своей Родины. Так и Александр Невский перед битвой обратился к своей дружине со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: …сии во оружии, и сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!».[2] Великий князь со своим войском победил превосходящего по количеству и по силе противника, потому что правда была на его стороне. Подобные примеры оставляют неизгладимый след в душах детей, они стараются больше узнать о жизни святого, соотнести его опыт со своей жизнью, жизнью своих близких. А дети, у которых имя Александр, гордятся тем, что их небесный покровитель и защитник – святой князь Александр Невский. Другим тоже становится интересно, кто их покровитель, и они обращаются к житиям святых, чьи имена носят. Так родился проект «Мой небесный покровитель».
Также ребята стараются найти другую информацию, связанную с жизнью Александра Невского. Они самостоятельно прочитали и затем рассказали на уроке о том, что в 1938 году, когда воспитание было атеистическим, Сергей Эйзенштейн и Дмитрий Васильев сняли фильм «Александр Невский», получивший оглушительный успех. А в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, кинофильм «Александр Невский» вернулся на экраны страны и имел ещё больший успех. В 1942 году, когда исполнилось 700 лет со дня Ледового побоища, в СССР выпустили плакат с обращением И.В. Сталина к советскому народу: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». В этом же году учредили орден Александра Невского, это единственная награда, существовавшая в Российской империи, в СССР и в современной России. На уроках у нас обязательно идет речь о том, что именно Александр Невский в 2008 году стал победителем проекта «Имя России», среди голосовавших за великого князя, и это для меня отрадно, очень много моих учеников и их родителей.
Ребята интересуются и тем, какие храмы посвящены Александру Невскому, это приходы в Самаре, Твери, Туле, Ялте, Челябинске, Санкт-Петербурге и других больших и малых городах России, в том числе храм в Калининграде. Первоначально его планировалось назвать в честь покровительницы студентов святой мученицы Татианы, однако во время малого освящения храма 16 ноября 2013 года патриарх Кирилл решил назвать храм в честь Александра Невского, так как он расположен на улице Александра Невского. Этот святой вошел в нашу историю как хранитель и защитник родной русской земли, поэтому на самом западе России и был воздвигнут храм в его честь. На основе собранных материалов мы совместно с детьми подготовили и провели интегрированный урок литературы и истории «Личность Александра Невского в истории и литературе».
Изучение жизни Александра Невского мы проводим и на уроках русского языка. Это подробные и сжатые изложения, изложения с элементами сочинения, сочинения-рассуждения, комплексный анализ текста. Работая на уроках с отдельными эпизодами жития святого благоверного князя, ученики приходят к выводу о том, что духовных высот достигают люди, которые действуют во славу Божию, с упованием на Него. Именно поэтому Александр Невский вошел в нашу историю как символ беззаветного служения своему Отечеству, в чем мы убеждаемся при знакомстве с описанием его жизни.
Житие Петра и Февронии Муромских
Общеизвестен факт, что лучшее средство воспитания – это личный пример. К сожалению, есть семьи, где царит безнравственная атмосфера, где дети предоставлены сами себе, бесконтрольно смотрят телепередачи, пользуются Интернетом, это пагубно отражается на личности, может вывести ребенка на неверный путь. Апостол Павел предупреждал нас об этом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы»[3] (1 Кор 15. 33). Поэтому очень важно в наше время обращаться к примерам из житийной литературы. Житие святых, покровителей семьи в России Петра и Февронии Муромских, вызывает большой интерес у детей, потому что проблемы возникают во многих семьях, это неизбежно. Дети с большим интересом знакомятся с жизнью Муромских князей, ставших для всех нас примером верности, взаимоуважения, любви и благочестия. При жизни супруги всегда слушали людские мольбы о помощи, они всегда слышали чужую беду, старались помочь каждому. Перейдя в Царство Божие, они не перестали помогать людям. С Небес они слышат все наши мольбы, ходатайствуют за нас перед Господом. Особенно впечатляет учеников эпизод, повествующий о том, как несколько раз Петра и Февронию клали в разные гробы, а они все равно оказались вместе и после смерти.
Житие этих святых – пример того, какой должна быть семья, чтобы в будущем супруги несли достойно свой крест, были верными и умели любить. Житие Петра и Февронии – это настольная книга каждой семьи, к такому выводу пришли ученики после изучения их жития. При обсуждении данного произведения невозможно не вспомнить о том, что 8 июля – День святых Петра и Февронии, этот день на Руси считают Днем влюбленных. По инициативе жителей Мурома были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня святых Петра и Февронии. В 2008 году праздник получил официальный правительственный статус и был объявлен Днем семьи, любви и верности, а его символом стала ромашка.
Многие ребята вспоминают о том, что в Калининграде есть часовня Петра и Февронии, которая открыта в июле 2010 года, что таких храмов нет в России. Впервые в Калининграде реализована идея двухкупольного храма: два золоченых купола здания символизируют единение супружеской четы святых.
Собрав материалы, связанные с жизнью Петра и Февронии, с празднованием Дня семьи, любви и верности, мы подготовили и провели интегрированный урок литературы и биологии «Ромашка – растение семейства сложноцветных».
Заинтересовавшись примером достойной супружеской жизни, ребята самостоятельно обращаются к житиям святых, покровительствующих семье. Они подбирают литературу о Ксении Петербургской, оставшейся верной своему умершему мужу, непрестанно молившейся о спасении его души. Также дети находят материал об истории любви Николая Второго и императрицы Александры. Ребята восхищаются простотой взаимоотношений и искренностью, царившими в этой семье, и приходят к выводу о том, что это пример истинной православной семьи, детей здесь не баловали негой и роскошью, а воспитывали достойными христианами. На основе этих материалов было проведено внеурочное занятие «Традиции воспитания семьи Романовых».
С «Житием Петра и Февронии Муромских» мы работаем и на уроках русского языка, используя отрывки из произведения, стараясь не только развивать речевые навыки, но и содействовать нравственному воспитанию.
Житие Сергия Радонежского
Знакомство с житием Сергия Радонежского показывает ученикам высоту человеческого достоинства, побуждает к самосовершенствованию. Преподобному Сергию в своей жизни пришлось немало трудиться, терпеть, страдать. Как он справлялся с этими трудностями? Как поступал в сложных ситуациях, постоянно возникающих в жизни? Как делал свой нравственный выбор? Это дети узнают из жизнеописания святого. Житие Преподобного Сергия Радонежского очень ненавязчиво, просто и естественно учит нас. Как мы не замечаем воздуха, дыша им, так и факты из жизни этого святого остаются в памяти не потому, что их нужно выучить, а потому что это пища для души. Ребята проникаются ещё большим уважением к Сергию Радонежскому, когда узнают о том, насколько сложно в детстве ему давалась грамота, что ему пришлось терпеть насмешки детей, недовольство учителей. Как юноша решал проблему, где брал силы и смирение? Он не отчаивался, не обижался на насмешников, трудился не покладая рук и виновным в своих неудачах считал только себя. Юноша горячо и искренне молился, в итоге он получил Божию помощь – освоил грамоту. Этот пример показывает учащимся, что трудолюбие, умение прощать, сила духа всегда вознаграждаются.
Когда Сергий Радонежский решил уйти в монастырь, его родители были против. Он, проявив смирение, послушание, не стал перечить. Подобные примеры учат детей тому, что любовь к родителям – это, прежде всего, уважение, умение поступиться своими интересами, желаниями и прихотями. События из жизни Сергия Радонежского учат нас всегда поступать по совести, уметь отзываться на чужую боль, делать все возможное ради свободы и процветания своей Родины.
На примере «Жития Сергия Радонежского» мы составляем ассоциативные ряды: добро - радость – счастье; зло – горе – несчастье. Работая с этими понятиями, дети приходят к выводу о том, что, делая кому-либо добро, мы получаем его сами, в этом и есть настоящая духовная радость, даруемая нам свыше. Только поднимаясь по лестнице добра, радуясь радостью других, тех, кому ты сделал добро, можно почувствовать настоящее счастье. Только помогая другим людям, даже незнакомым, впуская в себя их боль, становясь частью их жизни, а значит, и частицею Бога, можно обретать радость и счастье на земле и блаженство в вечности. Этими принципами руководствовался и Преподобный Сергий, когда помогал нуждающимся из милосердия, жертвовал собой для всех, несмотря на свои желания. Добро он творил всем без разделения, и даже животным. Понимание таких, на первый взгляд, непреложных и простых истин очень актуально именно в наши дни, когда мы, порой, не умея и не желая проявить терпение, жалуемся на жизнь, на начальство, на правительство, ищем виноватых в своих неудачах и сами устаём от своего «нытья». Говоря с детьми о категории «добро», важно прийти к мнению о том, что истинное добро всегда идёт от души, не требует благодарности. Преподобный Сергий Радонежский бескорыстно на протяжении всей своей жизни совершал добро именно по велению сердца. Также очень важно побеседовать о бесценном вкладе Преподобного в становление государства Российского во время татарского нашествия. Сергий Радонежский при жизни стал воплощённым символом единства Руси, духовным авторитетом большинства людей. Советы Троицкого игумена влияли на дела государственные. Князья не раз обращались к нему за разрешением ссор, искали в нём мудрого посредника, справедливого миротворца. Как верный сын Отечества, он близко к сердцу принимал судьбу родной земли, разделял её горе и радости. В Троицкую обитель за советом и благословением отправился князь Димитрий Донской, перед битвой с татарами: «Живоночальной Троице помолитися, у игумена благословитися». Победа русского войска в Куликовской битве, которую предсказал Сергий Радонежский, показала врагу силу объединившейся Руси и убедила князей жить в мире и согласии.
Изучение жития Сергия Радонежского мы с ребятами продолжили в ходе интегрированного урока литературы и истории «Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского».
Таким образом, можно прийти к следующему выводу: изучение агиографической литературы очень важно в современной школе, это неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания.
Издавна на Руси основой семейного чтения, воспитания, была агиографическая литература, и в наше время она не потеряла своей актуальности. Читая и изучая житийную литературу, ученики усваивают важнейшие общечеловеческие ценности: Семья, Верность, Любовь к Богу, уважение к ближнему. Можно и нужно научить наших детей любить Отчизну, людей, живущих в ней, природу и все то, что нас окружает, используя образы житийной литературы.
Список литературы
1. Раков А. Г. Страницы души / А.Г. Раков. - М.: имени Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. – 224 с.
2. Хитров М.И. Великий князь Александр Невский / М.И. Хитров. - Лениздат, 1992. – 220 с.
3. Яроцкая В. Жития святых на уроках в школе http://www.proza.ru/2010/10/12/1507
E.A. Chistova
MAOU Grammar school number 22
Kaliningrad
EDUCATIONAL POTENTIAL OF AGIOGRAPHY
Abstract. The article presents the experience of studying hagiographic works at the lessons of the Russian language and literature at school: "Life of the Blessed Prince Alexander Nevsky", "Life of Peter and Fevronia of Murom", "Life of Sergius of Radonezh". The considered issues are: spiritual and moral education, personal development, acquaintance with moral values and standards of life along with attracting children to books and studying the history of our Motherland. The considered issues are: spiritual and moral education, personal development, acquaintance with moral values and standards of life along with attracting children to books and studying the history of our Motherland.
Keywords: hagiographic literature, spiritual and moral education, personality formation, goodness, family, loyalty, love.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Раков А. Страницы души. М., 2002. С. 224
[2] Великий князь Александр Невский. Лениздат, 1992. с. 83
[3] Новый завет. Первое послание к Коринфянам Апостола Павла
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.