«Воспитательный потенциал логопедических занятий и учебных предметов»
Оценка 5

«Воспитательный потенциал логопедических занятий и учебных предметов»

Оценка 5
Документация +3
docx
дефектология +2
26.12.2023
«Воспитательный потенциал логопедических занятий и учебных предметов»
«Воспитательный потенциал логопедических занятий и учебных предметов» - материал, который можно использовать в качестве консультации для родителей, в качестве конспекта для выступлений и для лучшего понимания в качестве самообразования.
Воспитательный потенциал лог. занятий.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

«Воспитательный потенциал                       

логопедических занятий и учебных предметов»

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед: Сеткина Г.В.                                                                             

                                                                             

МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск

 

 

 

 

 

 

 

 «Знания без воспитания подобны мечу                          в руках сумасшедшего» Д.И.Менделеев           

Можно рассуждать об обучении и воспитании как о «лице» и «осанке»применительно к современной системе образования.

Обучение и воспитание, прежде чем стать двумя сторонами единого педагогического процесса, в прошлом стояли долгое время «по разные стороны баррикад». Рыцарь был воспитан, но не учен (часто – неграмотен), а нувориш в своих последующих поколениях стал хорошо обученным, но от этого не становился воспитанным.

В настоящее время, обучение и воспитание служат единой цели: всестороннему развитию личности ребенка.

За год до смерти в своем дневникеЛ.Н. Толстой написал:«Воспитание спасет мир».    На протяжении почти века педагогические идеи Толстого были не только забыты,но и иронично отторгнуты большой наукой. В сегодняшние дни эти слова звучат наиболее актуально.

Рассмотрим воспитательные возможности логопедических занятий и учебных предметов.

Логопедические занятия. способствуют воспитанию умений выражать свои мысли, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила речевого этикета; умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы.

Русский язык.Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности.

Литература. Содержания текстов для чтения создают основу для обсуждения таких понятий, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Разбор литературных произведенийпомогает учащимся разобраться в мотивах поступков героев.

Иностранный язык. Содержание учебного материала направлено на воспитание уважения к многонациональному, поликультурному, полилингвальному и поликонфессиональному составу общества.

Общественно-научные предметы (история, география, обществоведение). 

Способствуют формированию основ гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации личности учащегося, чувства гордости за свою Родину; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; гражданской идентичности; эмоционально окрашенного отношения к природе и культуре.

Математика и информатика, естественно-научные предметы. Способствуют формированию критического и логического мышления; навыков оценки, структурирования информации и выделения главного; умений доводить начатую работу до конца; стремления выбирать рациональный путь решения задачи.

Предметы из области «Искусство». Обеспечивают развитие эстетического вкуса, художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику природных объектов; умение оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.

Трудовое обучение. Содержание предмета обеспечивает формирование качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда; понимание культурно-исторической ценности традиций.

Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности учащегося:

·         поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;

·         репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;

·         творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;

·         методы обучения на основе заданий по выбору учащихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценностей, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;

·         метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;

·         методы обучения в парах, малых группах -воспитывают у учащегося, прежде всего, коммуникативные универсальные учебные действия – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;

·         методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения учащегося: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии.

И, самое главное, не нужно забывать, что педагог воспитывает учащихся, прежде всего, собственным примером. Как говорится: «Хочешь научить доброте – будь добрым!»

«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя». Н.В. Гоголь

На каждом занятии учитель должен демонстрировать такие качества, как:                                  -умение мотивировать учащихся;                                                                                                            - умение слушать учащихся;                                                                                                                            - тактичность;                                                                                                                                            - доброжелательность;- эмоциональную устойчивость;                                                                                                                                   - культуру речи;                                                                                                                                            - педагогическую поддержку.

В конце каждого урока я предлагаю оценивать не только знания учащихся, но и отмечать положительные качества воспитанности:                                                                                                  - умение слушать и не перебивать товарища во время устных ответов;                                       - умение задавать корректно поставленные вопросы одноклассникам и педагогу;     - умение объективно поставить оценку товарищу при взаимопроверке.


 

Воспитательный потенциал логопедических занятий и учебных предметов» учитель-логопед:

Воспитательный потенциал логопедических занятий и учебных предметов» учитель-логопед:

Знания без воспитания подобны мечу в руках сумасшедшего»

Знания без воспитания подобны мечу в руках сумасшедшего»

Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения

Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2023