«Воспитательный потенциал
логопедических занятий и учебных предметов»
учитель-логопед: Сеткина Г.В.
МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск
«Знания без воспитания подобны мечу в руках сумасшедшего» Д.И.Менделеев
Можно рассуждать об обучении и воспитании как о «лице» и «осанке»применительно к современной системе образования.
Обучение и воспитание, прежде чем стать двумя сторонами единого педагогического процесса, в прошлом стояли долгое время «по разные стороны баррикад». Рыцарь был воспитан, но не учен (часто – неграмотен), а нувориш в своих последующих поколениях стал хорошо обученным, но от этого не становился воспитанным.
В настоящее время, обучение и воспитание служат единой цели: всестороннему развитию личности ребенка.
За год до смерти в своем дневникеЛ.Н. Толстой написал:«Воспитание спасет мир». На протяжении почти века педагогические идеи Толстого были не только забыты,но и иронично отторгнуты большой наукой. В сегодняшние дни эти слова звучат наиболее актуально.
Логопедические занятия. способствуют воспитанию умений выражать свои мысли, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила речевого этикета; умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы.
Русский язык.Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности.
Литература. Содержания текстов для чтения создают основу для обсуждения таких понятий, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Разбор литературных произведенийпомогает учащимся разобраться в мотивах поступков героев.
Иностранный язык. Содержание учебного материала направлено на воспитание уважения к многонациональному, поликультурному, полилингвальному и поликонфессиональному составу общества.
Общественно-научные предметы (история, география, обществоведение).
Способствуют формированию основ гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации личности учащегося, чувства гордости за свою Родину; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; гражданской идентичности; эмоционально окрашенного отношения к природе и культуре.
Математика и информатика, естественно-научные предметы. Способствуют формированию критического и логического мышления; навыков оценки, структурирования информации и выделения главного; умений доводить начатую работу до конца; стремления выбирать рациональный путь решения задачи.
Предметы из области «Искусство». Обеспечивают развитие эстетического вкуса, художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику природных объектов; умение оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.
Трудовое обучение. Содержание предмета обеспечивает формирование качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда; понимание культурно-исторической ценности традиций.
Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения.
Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.
Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности учащегося:
· поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
· репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
· творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
· методы обучения на основе заданий по выбору учащихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценностей, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;
· метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
· методы обучения в парах, малых группах -воспитывают у учащегося, прежде всего, коммуникативные универсальные учебные действия – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
· методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения учащегося: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии.
И, самое главное, не нужно забывать, что педагог воспитывает учащихся, прежде всего, собственным примером. Как говорится: «Хочешь научить доброте – будь добрым!»
«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя». Н.В. Гоголь
На каждом занятии учитель должен демонстрировать такие качества, как: -умение мотивировать учащихся; - умение слушать учащихся; - тактичность; - доброжелательность;- эмоциональную устойчивость; - культуру речи; - педагогическую поддержку.
В конце каждого урока я предлагаю оценивать не только знания учащихся, но и отмечать положительные качества воспитанности: - умение слушать и не перебивать товарища во время устных ответов; - умение задавать корректно поставленные вопросы одноклассникам и педагогу; - умение объективно поставить оценку товарищу при взаимопроверке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.