Воспитательный потенциал школьных традиций МАОУ СОШ п. Азанка.

  • docx
  • 03.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе рассмотрены критерии школьных традиций, следуя которым достигается максимальный воспитательный эффект в классе и школе
Иконка файла материала воспитательный потенциал школьного уклада и школьных традиций.docx

 

Воспитательный потенциал школьных традиций МАОУ СОШ п. Азанка.

Заместитель директора по воспитательной работе Кадовб М.Л.

 

В толковых словарях разных авторов слово «традиция» означает примерно одно и то же: исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, укоренившийся порядок и т.п.

Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Какое-то явление в школе может приобрести традиционный характер только тогда, когда оно получит поддержку обучающихся, когда они будут беречь и развивать то, что приняли не по предписанию сверху, а по желанию самого коллектива, если учащиеся гордятся им, если оно носит не разовый, эпизодический характер, а приобрело свою определенную, установившуюся форму.

Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание.- подчеркивает К.Д. Ушинский, - не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров...».

Традиционным признается только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер. Ключевое слово – явление. То есть школьной традицией может являться:

Ø отдельное мероприятие (например, Посвящение в первоклассники, День учителя, носящее событийный характер, а иначе оно  превратится в дело «для галочки»),

Ø отдельный рабочие моменты в течение учебной недели (своеобразные мини-ритуалы линейки, тематические рейды смотры классных уголков, маршрутных листов в дневниках, соответствия дресс-коду, наличия светоотражателей и т.д., в каждой школе это что-то своё, обязательно родное и привычное),

Ø периодически меняющиеся элементы предметно-эстетической среды (могут быть в виде «точек фокуса» с мудрыми изречениями о здоровье, спорте, важности знаний, «волшебными словами» («счастье не за горами», «добро пожаловать»Могут быть в форме сменных экспозиций, обращающих внимание на какое либо событие: праздник, памятную дату, внеплановое событие. Это очень важно, т.к. стационарные школьные уголки как правило заполнены определенной информацией, рекомендованной различными структурами управлением образованием, органами соцзащиты, МВД и пр.)

Ø система работы, сложившаяся и устоявшаяся в школе с учетом специфики организации (система работы по профилактике ДДТТ, патриотическому воспитанию, формированию ЗОЖ темы в школах могут быть одинаковыми, а наполненность, конечно, разная)

Воспитательное пространство сельской школы или в малом городе представляет собой особую систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями, потому что значительная часть семей связана со школой тесными узами: здесь учились дети, внуки. Данные школы как правило, заканчивает значительное число педагогов и сотрудников (у нас 13 пед.работников из 30 и 14 сотрудников МОП из 26). Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей не только в школе, но и в поселке или микрорайоне в целом.

В РПВ, по которым работают ОО, понятие школьного уклада и традиций, прослеживается в той или иной степени  практически в каждом модуле. Так, в модуле «Самоуправление» незыблемы традиции работы Советов старшеклассников. Никто не отменит давно устоявшиеся формы работы с родителями. Конечно, развитие соцсетей в совокупности с пандемией дали толчок развитию дистанционных форм работы субъектов образовательного пространства, что можно отнести к развитию и обогащению уже устоявшихся традиций. О проявлении традиций в каждом отдельно взятом модуле РПВ можно говорить достаточно много. Сегодня я расскажу, исходя из нашего опыта – о традициях в модулях «Ключевые общешкольные дела» и «Организация предметно-эстетической среды».

Что такое  «ключевые общешкольные дела»? Это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся. Это чаще всего и есть главные школьные традиции, зародившиеся еще в советской школе. Но есть и новые традиции.

Каковы же особенности наших традиций? Я выделила такие признаки, с которыми, я думаю, мои коллеги согласятся:

1. Незыблемость (именно, повторюсь,  традиции с «советского детства»):

ü День знаний (или Праздник Первого звонка»)

ü День Учителя (сейчас может называться День дублера), но День учителя шире и включает гораздо больше событийных моментов данного мероприятия

ü Новый год

ü Военно-спортивная игра «Зарница»

ü Вахта памяти

ü Субботники

также многолетние традиции:

ü Минута славы на общешкольных линейках

ü Социальная лавка (круглогодичная акция взаимопомощи)

ü Свеча памяти (совместно с родителями, в виду особенных условий ее проведения).

Многолетняя традиция остается, живет, но, в зависимости от условий, изменяется, обогащается, приобретает новые черты, и в этом её главная ценность.

2. Гибкость. Меняются дети, их интересы. Наша традиция  круглогодичного спортивного марафона под общим девизом «Сегодня, сейчас и в лихую годину Россия здорова, сильна и едина» осталась, но центрообразующим ядром в разные периоды в истории нашей школы были футбол, хоккей, а в настоящее время это волейбол. Конечно, здесь роль играет и личность учителя физкультуры, и его специализация. Но хочется отметить, что во всех данных направлениях спорта наши учащиеся обязательно добивались успехов на городском уровне.

3. Взаимозаменяемость. Традиции могут уходить в силу разных обстоятельств. У нас  главная душевная боль – это  постоянное, достаточно быстрое снижение числа обучающихся, которое привело сначала к исчезновению параллелей, а затем и числа одноклассников. Традиции классного ученического самоуправления, соревнования между параллелями приходится пересматривать, от чего-то, к сожалению, постепенно отказываться, что-то видоизменять. Конечно, они обязательно должны соответствовать духу школы, и помогать в воспитании подрастающих поколений.

4. Новизна. (как бы это, на первый взгляд, не противоречило  самому понятию «традиций»)

Ø День психологической разгрузки (пятница)

Ø Окна России, Победы, Новогодние и т.п. (наша особенность участвуют  ВСЕ от учащихся  и педагогов до уборщицы и директора).

Молодая, только зарождающаяся традиция на первых порах вполне может быть не очень интересной со стороны формы, но в дальнейшем она обязательно накопит такие черты, которые украсят её, сделают привлекательной для школьников.

5. Возрождаемость. Всероссийские акции позволяют возродить ряд школьных традиций (например, «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Батарейки – сдавайтесь» - традиции сбора вторсырья). Всероссийские организации и движения возродили конечно же в измененном виде вступление детей в общественные организации РДШ, волонтеров, в ряде школ юнармии. В нашей школе открытие лагеря с дневным пребыванием детей актуализировало 9 лет назад возрождение вожатского отряда.

А сейчас подробнее о воспитательном потенциале некоторых новых и старых традиций нашей школы.

Традиция «Социальная лавка» зародилась примерно 15 лет назад. Конечно, и ранее проводились акции по сбору вещей для малообеспеченных семей, пострадавших от пожаров и т.п. Отправной точкой стала просьба одного из жителей поселка реализовать вещи среди обучающихся школы. Вещей много, очень качественные и красивые. Собрали классных руководителей, узнали потребности в классах. Рассортировали по размерам. Чтобы не обособлять ребят, приглашали целыми классами. Нас удивило, что ребята даже из вполне обеспеченных семей примеряли вещи и забирали их с удовольствием. Но еще больше нас удивило, что на следующий день очень многие принесли из дома вещи, из которых ребята «выросли». Тк. одежды было очень много, учащиеся предложили выделить помещение, где вещи хранились бы постоянно, и по мере необходимости раздавались. И сегодня очень приятно, что к нам приходят родители учащихся, окончивших школу много лет назад, и спрашивают разрешения принести одежду, обувь, канцтовары, потому что помнят, как это было здорово. Сегодня жители в поселке знают о данной работе в школе. Классные руководители знают о потребностях своих учащихся, делают заявку на необходимые вещи. Что дает эта неяркая и незаметная, на первый взгляд, традиция? Воспитание сопереживания, сочувствия и милосердия. Бережливости – ведь ребенок осознает, что вещь может послужить еще добрую службу. Вовлечение в социально – значимые виды деятельности. Формирование жизненного кредо «Помощь всем, кто в ней нуждается». Поэтому ребята с большим энтузиазмом откликаются на сборы подарков для ветеранов педагогического труда на День пенсионера, детям войны и труженикам тыла на День победы.

Вахта памяти. Это ключевое общешкольное дело превратилось в большой цикл событий, объединенных единой целью и органично следующих одно за другим непрерывным потоком в течение месяца.

Открытие Вахты: общешкольная линейка, на которой все учащиеся, педагоги и сотрудники прикрепляют себе на одежду георгиевские ленты, открытие календаря Победы, на котором ведется обратный отсчет «До 77- летия Великой Победы осталось 77 дней!», каждый день на календаре размещается фотография с событием, по возможности произошедшим именно в данную дату. В классах проводится сбор средств на приобретение подарков для тружеников тыла, расходных материалов для изготовления победной праздничной символики. Организовываются мастер-классы по изготовлению значков, оформляются Окна Победы, выпускники традиционно изготавливают, а затем возлагают гирлянду к обелиску. Непосредственно 9 мая все дети распределены по этапам праздника: акция «георгиевская ленточка», участие в Бессмертном полку, обход  по адресам тружеников тыла и детей войны, Почетный караул, участие сводной коробки в поселковом мини-параде. Таким образом достигается 100% вовлечение детей, каждый вносит свой личный вклад в большое коллективное дело. Традиция парада учащихся  трансформировалась в связи с резким уменьшением числа детей в классах. Тем не менее, свой «боевой дух и выправку» ребята демонстрируют во время общешкольной военно-спортивной игры «Зарница».

какие цели и задачи видим мы, педагоги, разрабатывая и обогащая событийно данную традицию школы:

– чувство привязанности к тем местам, где ребенок родился и проживает;

– заботу об интересах  малой Родины;

– проявление гражданских чувств и формирование чувства осознанного долга перед Родиной, отстаивания ее чести и достоинства, свободы и независимости;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности;

Основная цель Дня психологической разгрузки - создание положительного эмоционального фона в школе, гармонизация детско-родительских отношений и детско-педагогических отношений, снятие психоэмоционального напряжения и усталости  у обучающихся, накапливающихся к концу учебной недели. Ведь ребята находятся в стенах школы с 8 утра до 17-00 -18-00 (уроки, внеурочка, ГПД, ДО – и это всё в одних и тех же стенах школы). То есть в городе дети на ДО идут в ДШИ, ДЮСШ, дворовые клубы, спорткомплексы. Сельские – в одной среде постоянно!

День психологической разгрузки (ДПР) - это, своего рода, психолого-педагогический эксперимент. Решение о его введении было принято в ходе совместной работы администрации с педагогом-психологом, социальным педагогом. Идея была изначально озвучена на заседании Совета старшеклассников и передана администрации школы. Мы увидели в ней ряд положительных моментов. Школьная форма либо единый стиль (т.н. дресс-код) введена в ОО достаточно давно. У этого явления среди общественности есть как сторонники, так и противники. Каждая сторона приводит свои аргументы от упорядочивания образовательного процесса до «уравниловки» и подавления индивидуальности ребёнка. В любой школе всегда есть либо бунтари, откровенно игнорирующие общие требования, либо ребята, использующие всевозможные уловки для обхода  данных требований. Давайте вспомним, что выделяет само понятие «традиция»: поддержка обучающихся, когда они будут беречь и развивать то, что приняли не по предписанию сверху, а по желанию самого коллектива. 

Итак, что из себя представляет ДПР?  В пятницу упраздняется дресскод. И что это дает?

Снятие психологического напряжения в конце рабочей недели через:

1.     Внесение разнообразия в школьное окружение

2.     Возможность самовыражения и проявления индивидуальности

3.     Возможность проявления чувства стиля

4.     Проявление творчества

Воспитательный момент во –первых, через формирование чувства ответственности. В течение недели необходимо соблюдение единого стиля либо формы, иначе класс не участвует в ДПР, а приходит в деловом стиле. Во- вторых, формирование у детей умения приводить в согласие свои желания и возможности.

Были сомнения, «не переборщат» ли дети с внешним видом. Первый такой день дал тему на ближайшие часы общения в классах о внешнем виде человека в разных жизненных ситуациях и организациях. Педагоги были услышаны детьми. Самым удивительным для нас стало то, что новая традиция была с восторгом принята не у старшеклассников, а среди учащихся начальной школы.

Школа – это институт социализации ребенка.  Учит адекватно воспринимать действительность и вести себя в коллективе, помогает формировать систему ценностей. Неспроста все возможные структуры (УО, ГИБДД, МВД, пожарные, покуратура) рекомендуют размещать в школьном пространстве свою информацию, ведь ребенок проводит в нём большую часть времени и порой незаметно для себя усваивает размещенную информации (т.н. эффект «25 кадра»).

Именно школа призвана воспитывать эстетически развитого, внутренне красивого человека.

Именно поэтому в рабочей программе воспитания отдельным модулем выделена «Организация предметно-эстетической среды», который хоть и не входит в перечень инвариативных, но прослеживается практически во всех РПВ.

Воспитательную среда подразделяется на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение.

Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия, настраивать на школьное общение и поведение, например, точки фокуса внимания «Добрый день», «Счастливых каникул», «Спасибо, что надели бахилы» (на входе), «Мы вас ждали, и вы пришли (в библиотеке), «Приятного аппетита», «Здесь нет ни пап, ни мам, убирай посуду сам» (в столовой) и т.п.;

- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся «Смотрю на мир глазами художника», позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) в школьном Уголке «Школьный меридиан»;

- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы скамеек, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий;

- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися, создание Уголков класса;

- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников День знаний, Последний звонок, Выпускной, Новый год, церемоний, торжественных линеек, выставок, собраний, конференций и т.п.), оформление фасада школы  к 9 мая, началу учебного года, Новому году, тематическое оформление фойе и классных комнат к открытию и работе ЛДП «Радуга детства»

- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории и оформлению школьных кабинетов (конкурс клумб, «Лучший классный уголок», «Самый новогодний класс»);

- акцентирование внимания обучающихся и гостей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах: витрина  «Спортивные достижения»,  стенды «Спортивная жизнь школы», «Готовы к труду и обороне», фотостенд «История центра «Точка Роста»;

- тематические стенды, формирующие правосознание, ответственное отношение к здоровью и безопасности, просвещение по различным вопросам, касающимся школы: «Школьная информация», «Итоговая аттестация», «Электробезопасность», «Пожарная безопасность», «За безопасность дорожного движения», «Интернет-безопасность», «Уголок безопасности», «Уголок террористической безопасности», «Уголок здоровья», «Школьная служба примирения», «Финансовая грамотность», «Профориентация», «Информация Центра образования цифрового и гуманитарного профилей», «Для вас, родители», «Правовая информация».

В ближайших планах - создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы тематических  стеллажей, на которых желающие обучающиеся, родители
и педагогические работники могут брать памятки, брошюры, буклеты по вопросам психологии, профилактики различных видов зависимостей, снижения тревожности, урегулирования детско-родительских отношений и т.д.; уже работаем над входной группой в кабинет РДШ. На уроках технологии ребята изготовили стилизованные тумбы для круглогодичного сбора батареек и крышек,  сейчас работают с интерьерными буквами.

Итог. Школьные традиции оказывают большое положительное влияние на воспитание в ребенке общечеловеческих норм поведения. Они влияют на формирование таких черт характера детей, как ответственность, обязательность, организованность, честность, а также воспитывает чувства сопереживания, уважения к окружающим людям, они делают жизнь детского коллектива более интересной и разнообразной.

Значение, традиций прежде всего в том, что они, как говорил А.С. Макаренко, представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно повторяющихся мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение. Все это дает не только определенный образовательный эффект, но и способствует сплочению учащихся в коллектив, пробуждает и воспитывает у них чувство гордости за свою школу. А на Минутах славы на общешкольных линейках эти чувства только укрепляются!

Итак, воспитательная работа в нашей школе строится на уже сложившихся традициях, большинство традиционных школьных дел интересны детям. Классные руководители проводят все мероприятия в соответствии с возрастом детей своего класса, все чаще практикуя совместные дела в силу небольшого количества ребят. Поэтому относятся к подготовке их с повышенной ответственностью, проявляя творчество и фантазию. Такая работа объединяет детский коллектив и помогает решить поставленные классным руководителем и школой воспитательные задачи.