Внеклассная музыкальная деятельность детей естественно дополняет уроки музыки и имеет целью углубить получаемые учащимися знания о музыкальном искусстве и творчестве, совершенствовать исполнительские навыки и навыки восприятия искусства. Наряду с преемственностью основными принципами организации внеклассной музыкальной деятельности школьников являются закономерность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
Система дополнительного музыкального образования школьников складывалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий, при этом широкое распространение получили студийные и кружковые формы музы-кально-творческого развития детей и подростков.Система дополнительного музыкального образования школьников складывалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий, при этом широкое распространение получили студийные и кружковые формы музыкально-творческого развития детей и подростков.
Доклад на тему:
«Воспитательный потенциал дополнительного образования в условиях
реализации ФГОС ООО»
Воспитательный потенциал дополнительного образования в условиях
реализации ФГОС ООО – так звучит тема моего выступления. Система
дополнительного музыкального образования школьников складывалась в нашей
стране на протяжении многих десятилетий, при этом широкое распространение
получили студийные и кружковые формы музыкальнотворческого развития детей
и подростков.
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования
является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и
подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в
настоящее время ведущим в обучении школьников.
Задачи:
Развивать общую музыкальность и эмоциональность, интеллектуальную
сферу и творческий потенциал, художественноэстетический вкус.
Воспитывать потребности в общении с музыкальным искусством своего
народа, и разных народов мира, классическим и современным музыкальным
наследием .
Формировать музыкальную культуру школьников – как неотъемлемую часть
их общей духовной культуры на основе приобщения к вершинным
достижениям музыкального искусства.
Средство воспитания: Изучение музыкального искусства как социального
явления и развитие творческих способностей учащихся в различных видах
деятельности во внеклассное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Стоит понимать, что воспитательная
функция проходит красной нитью по всему образовательному процессу, т.е.
осуществляется как в урочное, так и во внеклассное время.
1Ведущей направленностью программы дополнительного музыкального
образования детей и подростков в условиях реализации ФГОС ООО является
формирование культуры творческой личности, приобщение учащихся к миру
музыкального искусства, через их собственное творчество и освоение
Предлагаемая программа имеет
художественного опыта прошлого.
которая является важным
художественноэстетическую направленность,
направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей
художественного вкуса и творческих способностей. Я считаю важным
осуществлять развивающее обучение школьников: прививать интерес, любовь и
трепетное отношение к музыке, как виду искусства через творческое
самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном
творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»). Актуальность программы
детского объединения заключается в том, что она направлена на создание условий
для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность
Каждый ребенок – это
каждому проявить себя, почувствовать успешным.
индивидуальность, которому свойственны те или иные черты, который наделен
индивидуальными музыкальными способностями, которые необходимо развивать.
Музыка не живет вне человека, она всегда несет в себе частицу его души.
Личность многогранна. А умение разглядеть эти грани и вовремя направить в
нужную сторону, развить и совершенствовать – это важнейшая цель современного
учителя.
Свой опыт я широко и с удовольствием использую во внеклассной
деятельности с детским объединением «ДоМиСолька», в котором занимаются
дети с разными музыкальными способностями, имеющие ярко выраженные
вокальные данные, отличную музыкальную память, артистизм.
В детском объединении созданы различные творческие группы по
направлениям: вокальный ансамбль «Вдохновение», вокальный ансамбль
«Непоседы», вокальный ансамбль «Звонкие голоса», вокальный ансамбль
«Фейерверк». Со всеми этими ребятами я с удовольствием работаю.
2Основная работа проходит в форме репетиционных занятий эмоционально и
увлекательно, разнообразно и продуктивно. Общие репетиции сближают их, и
между ними устанавливаются дружественные, товарищеские отношения. Дети,
сплоченные в единый, дружный творческий коллектив, обогащают свои знания и
умения в области эстетического воспитания – музыкального, хорового искусства,
знакомятся с лучшими образцами народного творчества. Подготовка к
совместному выступлению имеет большое значение в решении воспитательных и
образовательных задач.
Совместная работа над общей программой выступления, сами выступления
создают атмосферу увлеченности искусством, что в свою очередь развивает
чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм. Участие
в ансамбле позволяет каждому ребенку рассказать о том прекрасном, что живет в
его сердце, это прекрасное донести до слушателей, заразить их эстетическими
чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему
народу, родной природе, увлечь их красотой великих идеалов. Выступление –
результат творческих усилий коллектива.
Школьные праздники являются одной из массовых форм внеклассной
работы. Их тематика может быть самой разнообразной, но особое значение
приобретают календарные праздники, а также посвященные знаменательным
датам. Без нашего участия не проходит ни одно традиционное мероприятие в
школе. Например «Общешкольное родительское собрание», концерт посвящен
«Международному празднику мам». «Вечер школьных друзей», «День
освобождения Суджи», «8 Марта – Международный женский день», традиционный
выпускной бал в школе.
Наш творческий коллектив с огромным желанием участвует в совместных
мероприятиях с педагогическими и культурными учреждениями города. Наши
ученики – постоянные участники районных праздников.
Результаты творческой деятельности были неоднократно отмечены на
районных конкурсах. Перед вами победители районных конкурсов «Эстрадной
3вокальной песни»: Чупахин Илья, Кристина Крит, Козлова Арина, Щеголева Анна.
Победители районного конкурса «исполнителей Сольного пения»: Джемилю
Рената, Долбина Ксения, Петренко Дина и Скоркина София, также победители
районного фестиваля «Я вхожу в мир искусств»: Козлова Арина, Ладоненко
Анастасия, анс. «Кадеты» и анс. «Звонкие голоса», хор «Школьные годы» –
дипломант конкурса, Петренко Дина, Долбина Ксения
Одаренные детиодаренные во всем. Петренко Дина, Долбина Ксения,
Джемилю Рената, Клесова Полина, Воскобойникова Полина, Цвигун Виктория,
Козлова Арина.
Мы гордимся своими наградами. В нашей копилке дипломы районных
конкурсов. Имеем награды различных уровней: от школьных смотров
художественной самодеятельности до районных конкурсов.
Я уверена, что это возможно в условиях творческого подхода к занятиям.
Современная жизнь диктует свои законы, информатизация образовательного
процесса многое меняет, но не заменяет облик учителя. Участие детей и
подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними
возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.
Творческих Вам успехов!
4Рекомендуемая литература
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. –
М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002. – 240 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителямузыканта. – М.: ВЛАДОС,
2000.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителямузыканта: БУМ. – М., 2000.
– 336 с.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие
для студ. пед. интов. – М.: Просвещение, 1983.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак.
педвузов. – М.: ИЦ «Академия», 2002.
6. Брылин Б. Вокальноинструментальные ансамбли школьников, М.:
“Просвещение”, 1990.
7. Брылин Б.А. Вокальноинструментальные ансамбли школьников. – М., 1990.
8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Г.М. Методика музыкального воспитания в
школе: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3е изд., стереотип. –
М.: ИЦ «Академия», 2000.
9. Каргин А.С.
Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов. – М., 1987.
10. Куприянова Л.Л. Основные принципы работы с детским народнохоровым
коллективом. – М., 1981.
11. Медведь Э.И.
Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. Учеб. пособие. – М.: ЦГЛ «РОН», 2002.
12. Музыка. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ / Отв. Ред. Т.Н. Овчинникова. – М.; Просвещение, 1983.
13. Начальный период обучения ингре на фортепиано. Метод. разработка / Под
ред. С.Р. Гуляевой. – М., 1989.
514. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания
младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: ИЦ
«Академия», 2001.
15. Программы дополнительного художественного образования детей / Ред.сост.
Н.И. Кучер, Е.П. Кабкова. – М.: Просвещение, 2005.
16. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сб.ст. / Под ред.
Л.А. Баренбойма. Л., 1970.
17. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. М., 1981.
18. Чепуров В.Н. Театр в школе. Кн. для учителя – 2е изд., М.: Просвещение,
1983.
19. Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. М.,1992.
20. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука
музыкальнотворческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.
6