1. Определение понятия
Восприятие – это психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта.
2. Специфика развития восприятия у детей с ДЦП
Нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных» и др.);
Трудности в восприятии конфликтных составных фигур (например, утки и зайца);
Долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию;
Нечеткость восприятия картинок;
Не умеют найти нужную картинку или узнать ее;
Не умеют найти важную деталь на картинке или в натуре;
Затруднения в написании цифр и изображения могут быть зеркальными либо перевернутыми;
Плохо ориентируется на строке или в клетках тетради;
Трудности воспроизводства букв;
Невозможность узнать графическое изображение цифр, сосчитать предметы и т.д.
3. Причины возникновения отклонений и как они отражаются на развитии восприятия
Недостаточность зрения, нарушение зрительно-моторной координации;
Позотонические рефлексы;
Умственное развитие ребенка;
Снижение слуха, недостаточность фонематического слуха;
Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами;
Речевое развитие;
Двигательный анализатор;
Малое включение активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта;
Недостаточность тактильного восприятия;
Нарушение пространственного восприятия;
5. Особенности развития восприятия, связанные с возрастом детей
Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4–8 мес.
К 3 мес. ребенок способен следить за разнообразными движениями игрушки в вертикальной и в горизонтальной плоскости. Зрительное прослеживание у детей с ДЦП формируется позднее и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.
При нормальном развитии с 5 —6 мес. интенсивно начинают развиваться такие свойства восприятия, как активность, предметность, целостность, структурность и др. Все эти свойства начинают формироваться на основе активного перцептивного поведения. У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта.
Зрительно-моторная координация у детей с ДЦП формируется примерно к 4 годам.
5. Особенности развития восприятия, связанные с возрастом детей
У ряда детей в возрасте 3 — 5 лет отождествление предметов, изображенных на картинке, с предложенными для выбора игрушками производилось не по форме, а по цвету, что характерно для здоровых детей второго года жизни.
У детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития в возрасте до 3–4 лет можно заметить полную пространственную дезориентацию.
У детей с ДЦП в возрасте 6 — 7 лет, не имеющих умственной отсталости, в процессе выполнения заданий по развитию речи, конструированию и рисованию было обнаружено: общие трудности пространственного восприятия, характерные для здоровых детей данного возраста, и качественно своеобразные трудности восприятия пространства у детей с ДЦП, отличающиеся большей стойкостью и частотой проявления.
6. Особенности развития восприятия с учётом форм ДЦП
У детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития возникают наибольшие затруднения в формировании стереогноза;
При гемиплегии нарушена боковая ориентация, при диплегии – ориентация по вертикали, при тетраплегии – ориентация в направлении спереди назад (сагиттальная).;
Дети с гиперкинетической формой ДЦП раньше проявляют способность к пространственному восприятию и простейшему обобщению;
У детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития в возрасте до 3–4 лет можно заметить полную пространственную дезориентацию, проявляющуюся особенно ярко при формировании пространственных представлений о предмете.
7. Последствия нарушения развития восприятия для дальнейшего развития личности ребёнка с ДЦП
Трудности в выработке навыков самообслуживания, в развитии предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом
Использование ограниченного поля зрения
Трудности в адекватном графическому изображению предметов у детей с сохранным интеллектом, отрицательно влияет на качества гаптического восприятия фигур
Задержка речевого развития
Ограниченность предметно-практической деятельности ребёнка из-за недостаточности активного осязательного восприятия-стереогноз
Задержка развития ориентировки в пространстве
Нарушение психики
Неправильные представления о форме и сущности окружающих предметов
Нарушения в развитии объемных представлений
Трудности в развитии представлений о времен, в умении различать и выделять признаки времен года
Трудности в ориентировки по направлениям- "лево - право"
Недостаточность акгеного осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления, к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности
Личностная незрелость, робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы, повышенная чувствительность, обидчивость, замкнутость, впечатлительность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.