Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ
Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет
зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале
жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие
движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в
горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и,
наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные
криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное
сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете,
появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может
самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени
бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов,
особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном
состоянии. Вместе с тем зрение является чувством, наименее развитым
при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение
может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии
следить глазами за движущимися объектами, однако вплоть до 2 - 4 -
месячного возраста их зрение является относительно слабым.
Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно
отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс
формирования и развития этих движений не полностью предопределен
генетически, его скорость и качество зависят от создания
соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения
детей развиваются быстрее и становятся более совершенными приналичии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также
людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может
наблюдать ребенок.
Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается
способность к различению простейших цветов, а на третьем -
четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца,
вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери.
Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет
очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором
появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда
чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери
(такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств
искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми
младенческого возраста).
Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские
психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на
шестой недели жизни ребенка его поведение при виде взрослого
человека резко меняется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго
останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то
теперь происходит нечто совсем иное: ребенок долго и внимательно
смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он начинает
гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он
весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи, побудь со
мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца
“комплексом оживления”.На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на
людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции
на человека являются специфическими и почти всегда ярко
эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2 - 3
месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией
движений.
Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка
комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых
лиц. Многие слепые от рождения дети также начинают улыбаться
примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей
матери.
Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама
собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение
матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого
выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его
голос приятным и эмоциональным.
Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с
ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию
комплекса оживления и может привести к общей задержке
психического развития ребенка.
Дальнейшие наблюдения и работы советских исследователей (Д. Б.
Эльконина, М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления
есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со
взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать
взрослого человека, общаться с ним.Первые элементы комплекса оживления появляются на втором
месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление,
причем все они вначале возникают как реакции на обращение
взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы
объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них
выступает как специфическая реакция на соответствующие
воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со
взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления
демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется
потребность общения со взрослым.
К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением
отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и
общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В
возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого
беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого
человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже
если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать.
Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро
прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца
первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка
постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с
матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего
уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и
боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 - 18 месяцам
жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляетсяинстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период
жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.
Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие
восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте.
Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть
отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей
действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного
года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр,
громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в
памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в
течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста ребенок, по -
видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более
одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа
увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и
голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы
в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по
отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов,
внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что
ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго
выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует
объективные связи, существующие между предметами.
Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей
младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они
оказываются способными к созданию и сохранению временных связей
между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полуторагодам, формируется долговременная память, рассчитанная на
длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает
знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем
году жизни даже через несколько месяцев.
Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся
примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние
на развитие у него восприятия формы и величины предметов.
Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с
практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями
освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы,
включаясь в обслуживание практических действий по
манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами
приобретают характер ориентировочно
исследовательских
перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом
месяцах жизни.
-
Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ
отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру
и развитая познавательная активность.
Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях
рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты,
простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным
элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к
цветам, у них весьма выражена ориентировочно - исследовательская
реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются,воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже
встречались раньше.
Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев
уже существует прототип схемы в форме элементарной способности
упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств,
присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит
тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов,
объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том
числе по изображениям.
Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает
способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни
он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по
памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка
воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где
находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает
активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.
Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает
младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию
когнитивной схемы.
Схема - это главная единица восприятия, которая представляет
собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и
включающий в себя наиболее информативные, существенные для
субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит
в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого
объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов.Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у
младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых
объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких
секунд.
Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять
воспринимаемого объекта и
информативные признаки
абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы
уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза,
прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести
целенаправленный поиск нужных информативных элементов.
К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия
мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.
Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических
действиях используют элементарные свойства и отношения предметов.
Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом
развития речи.