КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Алтайский государственный колледж»
Индивидуальный проект
«Восток в средние века»
Проект подготовила:
Студентка группы № Т-902-к
Альбицкая Софья Алексеевна
Руководитель проекта:
Павлова М. В.
Отметка о допуске к защите:
Допущена
Итоговая оценка: ___________
г. Барнаул
2019-2020
Паспорт проекта
Цель: рассмотреть особенности экономического и культурного развития стран Востока в период средневековья.
Задачи:
1) Выявить самые развитые цивилизации на Востоке в период средневековья.
2) Изучить экономику и культуру стран Востока в Средние века.
3) Исследовать религию стран Востока, как общую культуру.
4) Обобщить информацию о жизни в Средние века на Востоке.
5) Разработать проектный продукт по данной теме.
Предмет: история.
Тип проекта: Информационный.
Сроки реализации проекта 2019-2020 учебный год.
Продукт проектной деятельности - альбом.
Содержание
Введение 4
Основная часть 6
Глава 1. Восточные страны периода средневековья: 6
1.1. Индия 7
1.2. Китай 10
1.3. Япония 14
1.4. Арабский халифат 17
Глава 2. Религия стран востока 20
Глава 3. О проектном продукте. 24
Заключение 25
Список использующей литературы и информационных
источников 29
Глоссарий 30
Приложение 32
Введение
Актуальность темы исследования. Древний Восток имеет особое значение для современного мира, и прежде всего, для развития естественнонаучной мысли. Если обратиться к истории этого процесса, можно однозначно контактировать, что общество Востока внесло неоценимый вклад в историю.
Средневековый восток оставил бесценное творческое наследие. Изучение данной темы актуально тем, что оно позволяет оценить весомый вклад, внесенный мыслителями Китая, Японии, Индии, арабского Востока в прогресс мировой цивилизации. Это позволяет раскрыть принцип преемственности в науке, которая передавалась от Востока к Западу и наоборот, что привело в конечном итоге к прогрессу общечеловеческой цивилизации.
Историческое развитие Древнего Востока - это история возникновения, становления и длительного развития первых цивилизаций, для которых характерно определенное историко-культурное единство и которые появились после распада первобытного сообщества. Цивилизация закономерно пришла на смену родовому строю и знаменовала собой новый уровень истории человечества. Сама по себе она является сложным историческим явлением
В Европе Средневековье - синоним «феодализма», это период между античностью и капиталистическими отношениями. А на Востоке не было античности. Восточная цивилизация развивалась неравномерно: периоды расцвета чередовались с периодами спада. Поэтому трудно строго определить границы средних веков на Востоке. Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков). Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).
Основная часть
1.Восточные страны периода средневековья
Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Становление средневековых обществ Востока характеризовалось утверждением феодальных отношений, как и в Европе. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.
Факторы, обусловливающие «запаздывание» восточных обществ:
1.Сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений;
2.Устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства;
3.Преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов;
4.Безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
1.1. Индия
Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.
Социально-экономическое развитие Индии в эпоху средневековья характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов, наряду с правителями, были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем.
Возле дворцов феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца, возникают новые города. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам.
В начале XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство — Делийский султанат (1206—1526), окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Политико-административная организация государства — типично исламская. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком — персидский.
Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). В период существования Делийского султаната началось проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли побережья Западной Индии.
В 1526 г. Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В государственный земельный фонд поступали все завоеванные территории. Из него раздавались «джагиры» — условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью.
Таким образом, средневековая Индия олицетворяет собой синтез разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций, этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна стала легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала естественный ход исторического развития.
1.2. Китай
Большинство историков полагают, что с падением империи Хань на рубеже II—III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Политические изменения в Китае III—VI вв. тесно связаны со сдвигами в этническом развитии. Хотя иноплеменники проникали и прежде, но именно IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. На юге процессы ассимиляции некитайского населения шли быстрее и менее драматично, оставляя значительные пространства не колонизированными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в языке сложились два основных диалекта китайского языка.
Процесс этнической консолидации китайцев повлиял на политические изменения. Вырос бюрократический аппарат. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.
Экономика Китая VII—XII вв. основывалась на аграрном производстве. Система землепользования включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держателей государственных земель. Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов.
В китайском средневековом обществе размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII—VIII вв. Но уже к началу XI в. власть аристократии слабеет и начинается процесс сращивания ее с чиновной бюрократией.
В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. Со временем усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием индивидуального долга.
В 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215—1294) ставка была перенесена в Пекин. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время.
В эпоху правления династии — Мин (1368-1644) было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.
Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., но к концу столетия начинают нарастать негативные явления. Период XVI — первая половина XVII вв. характеризовался затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре, кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.
Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628—1644 гг. во главе с Ли Цзы-чэнем. В 1644 г. его войска заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.
Таким образом, история средневекового Китая представляет собой настоящий калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все другие державы мира.
С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая.
1.3. Япония
Историю средневековой Японии условно можно разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в.— первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в.— середина XIX в.).
На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно переносились сюда из соседнего, более могущественного в то время, Китая. Первоначально Япония многое взяла у высокоразвитой цивилизации Китая. Именно оттуда через Корею на японские острова пришел буддизм, который, слившись с местным синтоизмом, стал господствующей религией японцев, и конфуцианство, а вместе с ним китайские идеи централизованного государства. Важным приобретением стала письменность. Переняв китайское иероглифическое письмо, японцы приспособили его к родному языку, и еще долгие века признаком образованности считалось владение и, более того, сочинение стихов на китайском языке, престиж которого можно сравнить со статусом латыни в истории Западной Европы.
Японский император так же, как и китайский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании.
Однако уже в это время происходит формирование феодальных отношений. В XI—XII вв. окончательно утверждается новая форма землевладения — феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодальный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была община. Сословие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремесленников, крестьян и дворян. Однако в целом Япония пошла по пути развития собственнических институтов, являясь своеобразным исключением из традиционной схемы развития восточных обществ. Причины этого кроются в специфике географических условий и исторического развития страны. Государство здесь сразу сложилось из общиннородового строя, минуя стадию рабовладения; географические условия не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства (ирригация), наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способствовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства.
В 1192 г. верховным правителем Японии с титулом «сегун» стал Минамото — глава влиятельного аристократического дома. Сегу-нат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. С приходом к власти сегуна изменился аграрный строй страны. Япония приобрела форму военно-феодального государства с культом война-самурая, о котором судили не только по мастерству владения мечом, но и по преданности своему владыке, готовности к самопожертвованию и умению стойко переносить боль. Японские мечи, изготовлением которых занималась каста искусных ремесленников, были настолько совершенны, что даже стали предметом мистического культа.
В период Асикага (1336—1568), ознаменовавшийся разгулом анархии, преобладающую роль начали играть личные и местные феодальные связи. Сегуны из рода Асикага никогда не правили всей страной, а иногда их власть вообще была номинальной. Политическая раздробленность поставила на повестку дня задачу объединения страны. Эту миссию выполнили три выдающихся политических деятеля страны: Ода Нобунага (1534— 1582), Тоетоми Хидэеси (1536—1598) и Токугава Иэясу (1542—1616).
Таким образом, исторический путь Японии в средние века был не менее напряженным и драматическим, чем у соседнего Китая, с которыми островное государство периодически поддерживало культурные и экономические контакты, заимствуя у более зрелого и опытного соседа образцы политического и социально-экономического устройства. Однако поиск своего национального пути развития привел к становлению самобытной культуры, режима власти, общественного строя. Отличительной чертой японского пути развития стали сравнительно высокий динамизм всех процессов, высокая социальная мобильность при не столь явных формах социального антагонизма, способность нации воспринимать и творчески перерабатывать достижения других культур и цивилизаций.
1.4. Арабский халифат
На территории Аравийского полуострова уже во II тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов. В V-VI вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась ремеслом и торговлей. Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась скотоводством.
Религиозным центром Западной Аравии стала Мекка. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба. Этот храм связан с упавшем на землю священным камнем, которому поклонялись с древнейших времен, и с культом бога племени курейш Аллаха (от араба. илах – хозяин).
В VI в. н, э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать. Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам.
Идею о едином Боге проповедовали приверженцы секты ханифов, одним из которых был Мухаммед (ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии –ислама. На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение ислам не было поддержано большинством соплеменников Мухаммеда. Однако в 630г. знать Мекки вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.
Руководствуясь поиском выхода из кризиса путем захвата чужих земель и идеологией ислама, преемники Мухаммеда начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим. До конца VII в. под властью арабов оказались страны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис. В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, Западная Индия, Северо-Западная Африка. В 711 г. арабские войска под руководством Тарика переплыли из Африки на Пиренейский полуостров (от имени Тарика произошло название Гибралтар – гора Тарика). Быстро завоевав Пиренейские земли, они устремились в Галлию. Однако в 732 г. в битве при Пуатье потерпели поражение от короля франков Карла Морделла. К середине IX в. арабами были захвачены Сицилия, Сардиния, южные районы Италии, остров Крит. На этом арабские завоевания прекратились, но велась многолетняя война с Византийской империей. Арабы дважды осаждали Константинополь.
Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, в первую очередь с достижениями в области точных наук – математики, астрономии, географии и др.
В 750 г. Начала правление династия Аббассидов. Халифат Аббассидов вел постоянные войны с Византией. В 1258 г. после разгрома монголами арабского войска и взятия ими Багдада государство Аббассидов перестало существовать. Последнее арабское государство на Пиренейском полуострове – Гранадский эмират – просуществовал до 1492 г. С его падением закончилась история арабского халифата как государства.
2. Религия стран востока
Нетрудно представить, какую большую роль в таких обществах играла религия. Прежде всего, она санкционировала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, превращению его в божественный символ, связующее единство данной общности. Кроме того, тесно связанная с консервативной традицией и закреплявшая ее механизм, освящавшая ее нормы религия всегда стояла также на страже незыблемости социальной структуры.
Другими словами, по отношению к государству и обществу религия была цементирующей основой, но эффективность этой основы, сила ее защитной мощи во многом зависели от нее самой. Известно, что разные религиозные системы далеко не в одинаковой степени укрепляли традиционную социальную структуру или существующую политическую власть. Там, где религиозная система слабо поддерживала государство, власть и вместе с ней общество гибли легче, как это видно на примере древних ближневосточных империй, будь то персидская, ассирийская или какая-либо иная. Там же, где она функционировала оптимально, результат был иным, хотя и здесь могли быть существенные различия.
B Индии буддизм не вполне удовлетворял интересы правящих кругов. B его лоне возникали разнообразные религиозные секты, которые продолжали выступать против кастовых привилегий, проповедовали идеи религиозного и отчасти экономического равенства. B противовес буддизму происходит постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. B индуизме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.
B Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оправдывало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими братьями, между друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должностные лица — «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански образованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.
B Японии древнейшую религию (синтоизм, или «путь местных богов») в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры (memo) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли его японцы), который превратился в строго централизованную государственную религию. Буддийские монастыри превратились в крупных феодальных землевладельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что трансформировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально-экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.
В VI ст. на Аравийском полуострове существовало несколько независимых одна от одной дофеодальных государств. У старейшин родов и племенной знати сосредоточивалось много животных, в особенности верблюдов. В областях, где было развитое земледелие, происходил процесс феодализации. Этот процесс охватил города-государства, в частности Мекку. На этой почве возникло религиозно-политическое движение – халифат. Это движение было направлено против племенных культов за создание общей религии с одним божеством. Халифское движение было направлено против родоплеменной знати, в руках которой была власть в арабских дофеодальных государствах. Он возник в тех центрах Аравии, где феодальный строй приобрел большего развития и значения – в Йємене и городе Ятрибе, охватил также и Мекку, где одним из его представителей был Мухамед.
Знать Мекки выступила против Мухамеда, и в 622 г. он вынужден был бежать в Медины, где нашел поддержку со стороны местной знати, которая была недовольная конкуренцией со стороны знати Мекки.
Через несколько лет арабское население Медины вошло в состав мусульманской общины, которой руководил Мухамед. Он выполнял не только функции правителя Медины, но и был военным руководителем.
Суть новой религии состояла в признании Аллаха единым божеством, а Мухамеда – его пророком. Рекомендуется каждый день молиться, отсчитывать сороковую часть доходов в пользу бедных, постится. Мусульмане должны принимать участие в священной войне против неверных. Подрывалось предшествующее деление населения на роды и племена, из чего начиналось почти каждое государственное образование.
Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк-посланник бога на земле. Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.
Мохаммед довольно быстро собрал значительное число приверженцев и уже в 630 г. сумел поселиться в Мекке, жители которой к тому времени прониклись его верой и учением. Новая религия получила название ислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий – христианами, иудеями и зороастрийцами – последователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах чеканилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед – посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».
Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.
Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.
К этому времени (20–30 гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.
3. О проектном продукте
Я выбрала продукт в виде альбома, потому что этот вид работы более раскрывает данную тему. Мой продукт выполнен в программе «Microsoft Word 2010». Для создания этого альбома мне потребовалось продумать, как он будет оформлен и воспользоваться интернет ресурсами для нахождения иллюстраций.
Мой продукт предназначен для просмотра средневековой культуры Востока. В нём представлено традиционные наряды, архитектура, художественные ремесла и повседневная жизнь средневекового Востока.
Данный альбом можно использовать на занятиях по истории связанной с данной темой или использовать для изучения культуры Востока в средние века.
Заключение
На Востоке в период Средневековья развивались феодальные отношения. Существовали крупное землевладение (государственное и частное), рентные отношения, связывавшие крупного землевладельца с основными производителями прибавочного продукта — крестьянами, находившимися в той или иной мере в зависимости, основанной главным образом на внеэкономическом принуждении.
Следует отметить и особую политическую организацию феодального общества Востока с ее аморфной государственной структурой, центробежными тенденциями.
Большое влияние на развитие общественно-политической жизни народов оказали арабские завоевания. Благодаря распространению мировой религии — ислама — и арабского языка, который использовался не только в молитвах, но и при решении светских проблем, жизнь народов на обширных территориях — от Западной Африки до границ Китая — стала более единообразной.
Феодализм средневекового Востока невозможно понять без учета его специфических черт, которые были связаны со стойкой многоукладностью, с глубоким влиянием традиций. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер эволюции средневековых стран Востока.
Следует отметить, что ни одна из, рассматриваемых стран не достигла в эпоху Средневековья европейского уровня позднего феодализма, в недрах которого начиналось становление капиталистических отношений. По сравнению со средневековыми европейскими странами здесь резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность многих средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.
Феодальные отношения в странах Востока переплетались и длительное время уживались даже с первобытнообщинными укладами. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в Средние века.
Большую роль играла сельская община. Замкнутое натуральное хозяйство позволяло ей сохранять пережитки первобытнообщинного строя во взаимоотношениях между ее членами и в организации управления общиной. Государственная собственность (в ее узком понимании) включала землевладение монарха и государственной казны. В широком же смысле она охватывала и земельные пожалования, осуществлявшиеся из государственного фонда, лицам, причастным к власти.
Государство всемерно охраняло свою собственность на землю, сдерживало развитие частной собственности.
Отличным было и положение средневековых восточных городов. Низкий уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что города здесь не стали организующей и направляющей силой общественного прогресса. Они жили за счет перераспределения ренты-налога, поскольку прибавочный продукт, концентрировавшийся в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих кругов.
Сельская община тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан. Это определило порядки, существовавшие в восточных городах. Ремесленники находились под жестким контролем государственного аппарата, были скованы правовыми, религиозными предписаниями, сословными и кастовыми ограничениями. Правовой статус горожан не отличался от статуса жителей деревни. В отличие от европейского восточного города не стали опорой центральной власти в ее борьбе с раздробленностью государства.
Список литературы
1. Васильев, Л.С. История Востока: учебник по специальности «История»/ Л.С. Васильев. —6-е изд., перераб. и доп. —М.: Юрайт 1998. — 679 с.
2. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизации на Востоке: Очерки общей теории / Б.С. Ерасов. — М.: Наука, 1990. —349 с.
3. Кузищин, В. И. История Древнего Востока: учебник по специальности «История» / В. И. Кузищин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юриайт 2005. — 460 с.
4. Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: учебник для вузов / Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. — М.: Издательская группа Норма — Инфра ,1999. — 624 с.
ВУЗ: ДонГАУ. Работа по теме: восток и запад в средневековье. Глава: Страны Востока в Средние века. [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/6272988/page:4/ (дата обращения: 26.03.2020).
Лекция 15. Религии Востока от средневековья до конца наших дней. [Электронный ресурс]. URL:
http://mmkaz.narod.ru/religions_sds/lectures/l15_east.htm (дата обращения: 26.03.2020)
Глоссарий
1. Античность - термин, означающий греко-римскую древность. Этот термин был принят в начале XVIII века на французском языке в Бельгии и обозначал особый вид искусства.
2. Феодальные отношения - это такие при, которых все земля и власть принадлежит крупным землевладельцам -феодалам, которые эксплуатируют зависимых крестьян.
3. Община - традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением.
4. Натуральная повинность - Затруднительность, а иногда и невозможность удовлетворять те или другие государственные и общественные потребности с помощью денежных средств
5. Этническое развитие - развитие народа, его культуры и обычаев. Этнос - народ.
6. Императорский секретариат - в средневековом Китае центральный административный орган империи во времена монгольского господства.
7. Имперская канцелярия - то учреждение прежде всего отвечало за связь рейхсканцлера с империей и государственным аппаратом.
8. Неоконфуцианство - как философия, течение общественно-политической мысли, как обновленная и модифицированная форма древнего конфуцианства сыграло огромную роль в истории средневекового Китая.
9. Китаизация - процесс распространения среди некитайских народностей китайской культуры или отдельных её аспектов.
10. Культ - почитание, поклонение. Культ разделяют на: Религиозный культ — религиозное почитание каких-либо богов и предметов (священные изображения, скульптуры); включающее обрядность и церемониальность.
11. Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.
12. Самураи - это военно-феодальный класс мелких дворян и князей в феодальной средневековой Японии.
13. Междоусобица - внутренний конфликт, война между какими-нибудь общественными группами или лицами в государстве (преимущественно в феодальном), также давний спор или борьба между социальными группами людей.
14. Племя курейш Алаха - правящий клан (племя) древней Мекки, хранители Каабы. Из них происходит пророк Мухаммед, все праведные халифы, род Омейядов и подавляющее большинство ключевых деятелей раннего ислама.
15. Индуизм - одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.
16. Иудей - этнорелигиозная группа [5], включающая тех, кто был рождён матерью-еврейкой, и тех, кто обратился в иудаизм.
17. Зороастрийцы - дна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры.
18. Многобожники - это равнять с Аллахом Его творения, приписывая им такие права и качества, которые присущи только Ему. Опасность этого греха состоит в том, что Аллах не прощает его без покаяния и уничтожает все благие дела многобожника.
Приложение
Альбом с иллюстрациями на 21 л.
Мультимедийная презентация на 20 слайдов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.