ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ
Оценка 4.7

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

Оценка 4.7
Лекции +3
docx
музыка +1
Взрослым
10.04.2018
ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ
Данная статья посвящена рассмотрению приемов музыкотерапии, используемых в педагогической деятельности педагога дополнительного образования, учителя музыки, преподавателя школы искусств. Доказывается благотворное воздействие этих приемов на гармоничную адаптацию и социализацию детей в условиях их творческой деятельности, на примере вокального коллектива «Серебряные голоса». Ключевые слова: музыкотерапия, адаптация, социализация, здоровье, педагогическая деятельность.Данная статья посвящена рассмотрению приемов музыкотерапии, используемых в педагогической деятельности. Доказывается благотворное воздействие этих приемов на гармоничную адаптацию и социализацию детей в условиях их творческой деятельности, на примере вокального коллектива «Серебряные голоса». Ключевые слова: музыкотерапия, адаптация, социализация, здоровье, педагогическая деятельность.
Любова Статья.docx
ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ  МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», г. Кемерово А. И. Любова Данная   статья   посвящена   рассмотрению   приемов   музыкотерапии, используемых   в   педагогической   деятельности.   Доказывается   благотворное воздействие этих приемов на гармоничную адаптацию и социализацию детей в условиях   их   творческой   деятельности,   на   примере   вокального   коллектива «Серебряные голоса». Ключевые   слова:  музыкотерапия,   адаптация,   социализация,   здоровье, педагогическая деятельность. THE IMPACT OF MUSIC THERAPY METHOD ON SOCIALIZATION AND ADAPTATION OF CHILDREN The Palace of creativity of children and youth, Kemerovo A. I. Lubova This article is devoted to music therapy techniques used in teaching activities. We prove the beneficial effects of these techniques on harmonious adaptation and socialization of children in terms of their creative activity, using the example of vocal group "Silver voice".  Keywords: music therapy, adaptation, socialization, pedagogical activity. Социализация   и   адаптация   детей   и   подростков   является   одной   из актуальных проблем современности, поскольку гармоничное вхождение ребенка в общество – это залог счастливого будущего не только отдельной личности, но и всей страны в целом. Поэтому вопрос о правильных методах социализации детей во многом определяет полномасштабное развитие современного общества. Однако   педагогический   опыт   свидетельствует,   что   за   последнее десятилетие   значительно   увеличилось   количество   детей   с   серьёзными эмоциональными,   логопедическими   расстройствами   и   нарушениями   опорно­ двигательной   системы.   Думается,   что   одной   из   главных   причин   данной тенденции   является   невозможность   многих   родителей   уделять   полноценное внимание   развитию   ребенка,   его   социализации   в   современных   реалиях ускорившегося темпа жизни. Безусловно, логопеды, дефектологи и специалисты в   области   оздоровительной   физкультуры   помогают   разрешить   некоторые вопросы,  но   только  на  физическом   уровне.  Одной   из   главных  составляющих успешной социализации ребенка, на наш взгляд, является духовное общение с ним,   пробуждающее   скрытые   в   нем   коммуникативные   качества,   позитивное отношение   и   познавательный   интерес   к   окружающему   миру.   Известно,   что занятия   творчеством   способствуют   гармоничному   развитию   ребенка,   его органичному   вхождению   в   общество.   Поэтому   неслучайно   в   последние десятилетия среди педагогов наметилась тенденция включать в общепринятые педагогические методы и приемы  метод арт­терапии.  Музыкотерапия, как вид арт­терапии, является особой формой работы с использованием музыки в любом виде (пение, прослушивание аудиозаписей, игра на   музыкальных  инструментах  и  т.д.).  Она   дает  возможность   активизировать ребенка,   преодолевать   неблагоприятные   установки   и   отношения,   помогает наладить контакт между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство   внутреннего   контроля,   открывает   новые   способности,   повышает самооценку   и   способствует   решению   задачи   самопомощи     учащимся   в   их социализации. Еще в первой половине ХХ века  известные отечественные психологи Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский говорили о благотворном влиянии музыки на состояние человека. Однако наибольший интерес к данному методу проявился     во   второй   половине   ХХ   века,   о   чем   свидетельствует   большое количество исследований зарубежных (Ю. Брюкнер, С. Гроф, И. Медераке, А. Менегетти, К. Швабе и К. Ульбрих) и отечественных (Л. С. Брусиловский, И. А. Евдокимов, В. Ю. Завьялов, М. Л. Лазарев, В. А. Макашева, В. И. Петрушин, В. М. Элькин, С. В. Шушарджан, Н. М. Щелованов и др.) авторов, а также с 2008 года   ежегодное   проведение   на   факультете   музыки   РГПУ   им.   А.   И.   Герцена Международных   конференций   на   тему,   посвященных   музыкотерапии   в музыкальном образовании. Заметим, что трудах перечисленных авторов больший акцент   ставится   на   музыкотерапии,   как   психологической   коррекции, преимущественно, больных людей, но мало уделяется внимание интересующему нас   вопросу   влияния   метода   музыкотерапии   на   развитие   коммуникативных качеств и социализации детей.  Подобные попытки осуществлены в статьях А. А. Гвоздевой [1], Д. Н. Лаврищевой [2], Ю. С. Мельниченко [3] и Е. Н. Туровой [6], где приводятся описания   экспериментов   в   данном   ключе,   дается   качественная   оценка использованию метода музыкотерапии на уроках музыки (А. А. Гвоздева, Д. Н. Лаврищева) или в помощи социальной коррекции детей (Ю. С. Мельниченко, Е. Н.   Турова).   Однако   в   этих   исследованиях   дети   не   являются   активными участниками   творческого   процесса   и   не   вовлечены   в   артистическую деятельность,  поэтому  в  данном  статье   будет   произведена   попытка   осветить процесс социализации и адаптации детей с помощью метода музыкотерапии в условиях   их   активной   творческой   деятельности,   на   примере   вокального коллектива   «Серебряные   голоса»   Дворца   творчества   Ленинского   района   г. Кемерово, руководителем которого является автор данной статьи.  Данный коллектив существует 11 лет на базе Дворца творчества детей и молодежи Ленинского района г. Кемерово и успешно реализует свой творческий потенциал на всероссийских, международных фестивалях, конкурсах, а также городских   и   областных   мероприятиях,   является   лауреатом   международных конкурсов,   таких   как   «Подснежник»,   «Сибирь   зажигает   звезды»,   «Закружи вьюга» и др.  Несмотря на успех коллектива, руководителю   в процессе работы часто приходится сталкиваться с разного рода педагогическими проблемами: разным уровнем   музыкальной   подготовки,   различий   социального   статуса   семей участников коллектива, наличием психолого­педагогических проблем и т. д. Все эти   отрицательные   моменты,   несомненно,   корректируются   в   процессе воспитательной   работы   и   требуют   отдельного   особого   рассмотрения,   но   в данном   исследовании   мы   сконцентрируем   внимание   на   одной   из   самой краеугольных проблем – проблеме социализации и адаптации детей.  Приходящие   дети   представляют   разный   уровень   воспитания, физиологического   развития   и   социально­психологической     подготовки,   что вызывает   определенные   трудности   при   их   социализации   и   адаптации   в коллективе.   Руководитель,   задавшись   целью   сгладить   сложности   вхождения детей в коллектив, на протяжении нескольких лет наряду с распространенными педагогическими   методами,   приемами   и   технологиями   использует   также   и метод музыкотерапии.  Для   обоснования   необходимости   использования   музыкотерапии   в педагогическом процессе было проведено тестирование первичное (в сентябре 2014   года)   и   вторичное   (в   мае   2015   года)   на   двадцати   четырех   новичках творческого   коллектива.   Диагностические   исследования     были   отобраны   по следующим   критерия:   социализированность   личности   (по   М.   И.   Рожкову) [Приложение   №1],   уровень   воспитанности   (по   М.   П.   Капустиной   и   М.   И. Шиловой)   [Приложение   №2],   личностная   и   реактивная   (ситуационная) тревожность   (по   Айзенку)   [Приложение   №3].   Первичные   результаты диагностики   показали,   что   у   ряда   учащихся   выявлен   повышенный   уровень тревожности,     сниженный   уровень   воспитанности   и   социализированности [Приложение 4]. Поэтому была доказана необходимость организации работы по устранению выявленных недостатков.  В   рамках   данной   статьи   считаем   целесообразным   предварить   наше исследование   краткими   сведениями   о   самом   методе   музыкотерапии   и существующих   практике.    формах,   реализующейся   в   отечественной   педагогической Появление метода музыкотерапии относится к началу ХХ века, в период проведения   первых   исследований,   изучающих   влияние   физического   свойства звуков   музыки   на   здоровье   человека.   В   разных   странах   были   сформированы   занимающиеся   лечением   душевных   и музыкотерапевтические   школы, физических недугов людей с помощью музыки. Так, известный отечественный музыкотерапевт В. И. Петрушин в своем труде «Музыкальная психотерапия» отмечает, что музыка является важным терапевтическим средством, способным нормализовать  психологическую  жизнь  человека,  избавить  его  от болезней,  а также усилить положительные стороны характера личности (уверенность в себе, волевые качества, осознания себя как важной единицы общества) [4, с. 5].  Широкое   применение   данного   метода   в   психологической   практике,   не могло остаться не замеченным для педагогической среды, поскольку творческая деятельность   доступна   всем   детям,   в   реализации   которой   проявляются индивидуальные возможности каждого, формируются навыки общения и работы в коллективе, развиваются умственные способности, слух, внимание и память. В отечественной педагогике приемы, методы и технологии музыкотерапии применяются   достаточно   давно.   Многие   педагоги­практики   включают   в содержание   занятий   музыкальные   произведения,   оказывающие   благотворное релаксирующее или активизирующее влияние на психику детей.  Многие   ученые­педагоги   и   психологи   ХХ   века   отмечают,   что   музыка всесторонне и разнопланово действует на общее развитие ребенка, поскольку ее позитивное   воздействие   можно   проследить   уже   в   младенческом   возрасте. Реагируя на первые музыкальные звуки, ребенок приобретает начальный опыт эмоциональных переживаний, способных развивать сферу чувств и формировать мышление.   Развитие   музыкального   вкуса,   эмоциональной   отзывчивости   в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. За   последние   годы   в   российской   науке   сложилась   крепкая   школа, занимающаяся   коррекционной   педагогикой.   В   ее   число   входят   огромное количество   педагогов,   таких   как   Н.   В.   Бабкина,   Л.   Б.   Баряева,   Н.   Л. Белопольская, Н. Ю. Борякова, Т. А. Власова, Н. Г. Цыпина, И. Ю. Левченко, И. В.   Евтушенко   и   другие.   В   недрах   данной   школы   родились   коррекционные музыкотерапевтические технологиии, разработанные Л. С. Брусиловским, В. А. Гиляровским, Ю. П. Лисицыным, В. И. Петрушиным, И. В. Темкиным, Г. П. Шипулиным, В. С. Шушарджаном и другими музыкотерапевтами. В   существующих   концепциях   музыкотерапии   различают   три   основные формы метода музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. Кроме этого,   музыкотерапия   может   быть   двух   видов:   индивидуальная   и   групповая. Групповую   музыкотерапию   принято   использовать   в   случаях   необходимости работы   с   коммуникативным   поведением   человека   или   в   помощь   его социализации (в первую очередь, детской социализации). Рассмотрим более подробно перечисленные выше формы музыкотерапии. Рецептивная музыкотерапия  (пассивная) предполагает   что пациент в процессе   музыкотерапевтического   сеанса   занимает   позицию   простого слушателя. Так, ребенок получает музыкотерапевтический сеанс, не участвуя в   Например,   дети   слушают   специальную   релаксирующую   или нем. активизирующую музыку (в зависимости от проблемы, требующей коррекции). Специально   подобранные   музыкальные   произведения   снимают   гнев,   досаду, улучшают   настроение,   положительно   влияют   на   общее   самочувствие, способствуют   развитию   межличностных   отношений   и   позволяют   преодолеть недоверие и психологическую защиту ребенка. Активная   форма  –   основана   на   действенной   работе   с   музыкальным материалом:   инструментальное   и   вокально­хоровое   исполнительство.   Данный метод больше типичен для учебных заведений дополнительного образования, где дети поют (вокалотерапия), играют на музыкальных инструментах и двигаются под   музыку   по   специально   разработанным   программам.   Среди   технологий активной   педагогической   музыкотерапии   выделим   вокалотерапию, логопедическую ритмику и игру на музыкальных инструментах.  Интегративная   форма  –   наряду   с   музыкой   задействует   возможности других видов арт­терапии: рисование под музыку, музыкально­подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы. Самой эффективной технологией в данном контексте может послужить вокалотерапия,  как   групповая,   так   и   индивидуальная.  В   процессе   пения конфигурация  душевного  пространства  человека  изменяется, уходят  зажимы, высвобождаются   чувства   и   эмоции.   Возникает   эстетическое   переживание, способное   привести   даже   самых   агрессивных   детей   в   состояние   душевного равновесия. Пение благотворно влияет на психику человека, развивает образное мышление, воображение и творческие способности. Благодаря коллективному творчеству у детей  развивается такие качества, как   доверие,   умение   работать   в   команде   в   любых   условиях,   ощущение групповой   сплоченности.   В   данном   вопросе   очень   действенно   совместное посещение мастер­классов, концертов, прослушивание и обсуждение музыки, а также концертная деятельность.  Музыкотерапия   в   творческом   процессе   музыкальных   студий   и коллективов   представляет   собой   совокупность   приемов   и   технологий, направленных   на   формирование   у   ребенка   богатой   эмоциональной   сферы помощью   вовлечения   его   в   широкий   круг   музыкальных   художественных переживаний.    Технологии   музыкотерапии   развивают   и   усиливают   внимание детей   к   чувствам,   дают   возможность   для   самовыражения   и   самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, а, следовательно, найти свое место в окружающем пространстве – социуме. На занятиях с детьми включаются различные адаптационные механизмы: музыка   позволяет   преодолеть   психологическую   защиту   ребенка   –   успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт   между   педагогом   и   ребенком;   повышает   самооценку   на   основе самоактуализации; способствует контролированию чувств; помогает пережить катарсис;     развивает   эмпатические   способности;   помогает   занять   ребенка увлекательным   творческим   процессом   –   пением,   музыкальными   играми, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д.   В своей педагогической практике руководитель коллектива «Серебряные голоса» использует указанные выше формы метода музыкотерапии.  Рецептивная   музыкотерапия  используется  в   период   включения   в коллектив вновь прибывших детей, являющихся наблюдателями и слушателями творческого процесса. Они воспринимают музыкальный материал, знакомятся с участниками   коллектива   и   приобщаются   к   творческой   атмосфере.   Помимо этого,   дети   наблюдают   подготовки   к   концертам,   конкурсам,   являются зрителями   различных   музыкальных   мероприятий.   Так   происходит   их постепенное включение в жизнь коллектива. Активные   формы   музыкальной   терапии  используются   на   протяжении всего   обучения   в   вокальной   группе:   ансамблевое   пение   и   сольное исполнительство, движения под музыку, вокалотерапия. В процессе погружения в творческую деятельность, вновь прибывшие дети пытаются пробовать свои силы в музыкальной деятельности, активно развивают свои  коммуникабельные качества и приобретают исполнительские навыки.  Музыкальные занятия проходят в двух видах работы: индивидуальной и групповой. На первом этапе ведутся только групповые занятия для адаптации в коллективе,   психологического   раскрепощения   и   пробуждения   музыкального интереса детей. В процессе таких занятий с детьми занимаются дыхательными, упражнениями,   психологическими артикуляционными   и   вокальными   тренингами на релаксацию и активизацию, кроме этого, руководитель побуждает детей   к   проявлению   их   артистических   и   вокальных   способностей.   После коллективного вида работы начинают проводиться индивидуальные занятия, где большую роль играет технология вокалотерапии.   Интегративная   музыкотерапия  применяется   для   детей   младшей возрастной группы (5­7 лет), в ходе которой участники учатся воспринимать и чувствовать   музыку,   фантазировать   и   представлять   музыкальные   образы, выражать их в рисунках, движениях и осмысленном пении. В конце учебного года было проведено повторное тестирование с целью обнаружения прогресса в развитии  вновь прибывших участников. Показатели тестирования доказали, что использование метода музыкотерапии на занятиях оказывают   положительное   влияние   на   динамику   социализации   и   адаптации участников коллектива «Серебряные голоса» [Приложение №4].  Таким образом, согласно анализу двух проведенных тестирований, можно отметить,   что   у   детей   была   преодолена   психологическая   защита   –   они успокоились   или   наоборот   активизировались,   настроились,   заинтересовались (96%); у занимающихся улучшились взаимоотношения со взрослыми и другими детьми (84%); повысилась самооценка на основе самоактуализации (88%); вырос уровень   эмоционального   реагирования   (97%);   у   опрошенных   появилось увлекательное   занятие   –   музыкальные   игры,   пение,   движение   под   музыку, импровизация на музыкальных инструментах и т. д. (98%). Необходимо   подчеркнуть,  что   уровень   адаптации   детей   вырос   на  20%, стабилизировалось психоэмоциональное состояние на 32%, а также повысились на   18%   коммуникативные   качества.   Более,   чем   у   80%   детей,   посещающих музыкальные   занятия,   наблюдается   положительная   динамика   в   повышении самооценки,   проявлении   доброжелательности,   уверенности   в   своих   силах, раскрытии творческих способностей. Таким образом, повторное диагностическое исследование показало, что применение музыкотерапии в вокальном коллективе эффективно сказывается на профилактики  и  самокоррекции  негативных  психо­эмоциональных   состояний.   на   психо­эмоциональное Музыкальное   искусство   положительно   влияет   состояние   учащихся,   а   также   благотворно   влияет   на   повышение   уровней социализированности,   воспитанности   и   понижение   уровня   личностной тревожности.  Список литературы 1. Гвоздева А. А. Музыкотерапия как средство адаптации детей группы ранней социализации   к  условиям  детского   сада //  Психология  и  педагогика  XXI века: теория, практика и перспективы : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 апр. 2014 г.) / гл. ред.: О. Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2014. – С. 111–113.  2. Лаврищева   Д.   Н.   Музыкотерапия   как   фактор   социализации   детей   и подростков // Наука и образование: открытия, перспективы, имена / гл. ред. А. В. Виневская. – Таганрог, 2012. – № 3. – С. 52­58.   3. Мельниченко Ю. С. Музыкотерапия как метод адаптации и социализации   [Электронный   ресурс].  URL: несовершеннолетних http   ://   nsportal  .  ru   /  kultura      /  muzykalnoe    ­  /2015/06/12/ iskusstvo    muzykoterapiya    /  library     (дата обращения 15.09.2015). – Загл. с экр.  ­  kak   ­  metod    ­  adaptatsii    ­  i  ­  sotsializatsii 4. Петрушин   В.   И.   Музыкальная   психотерапия.   Теория   и   практика:   Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999. – 176 с. 5. Рапацкая   Л.   А.,   Тишина   Е.   Ю.   Семина   Н.   В.   Проблемы   педагогической музыкотерапии   как   нового   направления   современной   науки   //  Вестник Костромского   государственного   университета   им.   Н.   А.   Некрасова.   – Кострома, 2011. – Вып. 2 (17). – С. 7 – 11. 6. Турова Е. Н. Музыкотерапия в формировании социально­коммуникативных навыков и у старших дошкольников. – Тюмень, 2015. – 11 с.  List of references 1. Gvozdeva   A.   A.   Muzykoterapija   kak   sredstvo   adaptacii   detej   gruppy   rannej socializacii k uslovijam detskogo sada // Psihologija i pedagogika XXI veka: teorija,   praktika   i   perspektivy:   materialy   mezhdunar.   nauch.–prakt.   konf. (Cheboksary, 08 apr. 2014 g.) / gl. red.: O. N. Shirokov. – Cheboksary: CNS Interaktiv pljus, 2014. – S. 111–113.  2. Lavrishheva D. N. Muzykoterapija kak faktor socializacii detej i podrostkov // Nauka i obrazovanie: otkrytija, perspektivy, imena / gl. red. A. V. Vinevskaja. – Taganrog, 2012. – № 3. – S. 52­58.   Mel'nichenko Ju. S. Muzykoterapija kak metod adaptacii i socializacii nesovershennoletnih [Jelektronnyj resurs]. URL: http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe­ iskusstvo/library/2015/06/12/muzykoterapiya­kak­metod­adaptatsii­i­sotsializatsii (data obrashhenija 15.09.2015). – Zagl. s jekr. 3. Petrushin V. I. Muzykal'naja psihoterapija. Teorija i praktika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. – M., 1999. – 176 s. 4. Rapackaja   L.   A.,   Tishina   E.   Ju.   Semina   N.   V.   Problemy   pedagogicheskoj muzykoterapii   kak   novogo   napravlenija   sovremennoj   nauki   //   Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. – Kostroma, 2011. – Vyp. 2 (17). – S. 7 – 11. 5. Turova   E.   N.   Muzykoterapija   v   formirovanii   social'no­kommunikativnyh navykov i u starshih doshkol'nikov. – Tjumen', 2015. – 11 s. Приложения: Приложение № 1 Тест № 1 Социализированность личности  (по разработке М.И. Рожкова)        Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.       Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать   (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием  по следующей шкале: 4 ­ всегда; 3 ­ почти всегда; 2 ­ иногда; 1 ­ очень редко; 0 ­ никогда. Вопросы: 1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей. 2. Считаю, что всегда надо чем­то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся ­ добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей. 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 8. Считаю, что делать людям добро ­ это главное в жизни. 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. 10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 11. Если я что­то задумал, то обязательно сделаю. 12. Мне нравится помогать другим. 13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 16. Переживаю неприятности других, как свои. 17. Стремлюсь не ссориться с товарищами. 18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. 19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 20. Стараюсь защищать тех, кого обижают. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Обработка   полученных   данных: Среднюю   оценку   социальной   адаптированности   обучающихся получают   при   сложении   всех   оценок   первой   строчки   и   делении   этой   суммы   на   5.   Оценка   автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности ­ с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности  ребенка;   если же он  больше двух, но меньше трех, то  это  свидетельствует  о средней степени   развития   социальных   качеств.   Если   коэффициент   окажется   меньше   двух   баллов,   то   можно предположить,   что   отдельный   обучающийся   (или   группа   учеников)   –   имеет   низкий   уровень   социальной адаптированности. Приложение № 2 Тест № 2 Уровень воспитанности (по разработке Н.П. Капустина и  М.И. Шиловой) 1. Ответственное отношение к учебе 1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 3 Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). 4 Аккуратен, исполнителен, точен. 2. Доброта и отзывчивость 1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 0 1 2 3 4 4 4 4 3 3 3 2 2 2 1 1 1 0 0 0 4 3 2 1 0 2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .  4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 3. Культурный уровень 1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного   миров,   передачи,   посвященные   жизни   и   деятельности   писателей,   артистов   кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте) 4 4 4 3 3 3 2 2 2 1 1 1 0 0 0 4 4 4 4 3 3 3 3 2 2 2 2 1 1 1 1 0 0 0 0 Расчет делать по каждому пункту.  Детям   сказать:   “Прочитайте   вопросы   анкеты   и   постарайтесь   долго   не   задумываться.   Ответьте   на   них, оценивая себя по 5­балльной шкале. (Расшифровка дана на доске)  “0” ­ всегда нет или никогда; “1” ­ очень редко, чаще случайно; ­“2”­ чаще нет, чем да, иногда вспоминаю; “3”­ чаще да, чем нет, иногда забываю; “4”­ всегда да, постоянно. Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол­во баллов) (3+4+3+4)/16 Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 3. (1+0,9+0,7)/3 Показатели До 0,5 – низкий уровень воспитанности; 0,6 – уровень воспитанности ниже среднего; 0,7 ­0,8 средний уровень воспитанности; до 0,9 уровень воспитанности выше среднего; 1 – высокий уровень воспитанности. Низкий   уровень:   слабое,   неустойчивое   положительное   поведение,   которое   регулируется   в   основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны. Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция. Хороший   уровень:  положительная   самостоятельность   в   деятельности   и   поведении,   общественная   позиция ситуативна. Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности. Тест № 3 Самооценка психических состояний «Тревожность»  (по Айзенку) Приложение 3 На предложенные вопросы надо отвечать: «да», «нет», «редко».  Вопросы: 1.Не чувствую в себе уверенности.  2.Часто из­за пустяков краснею.  3.Мой сон беспокоен.  4.Легко впадаю в уныние.  5.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.  6.Меня пугают трудности.  7.Люблю копаться в своих недостатках.  8.Меня легко убедить. 9.Я мнительный.  10.Я с трудом переношу время ожидания. Обработка результатов: «Да» – 2 балла; «Редко»– 1 балл;  «Нет» – 0 баллов. Оценка и интерпретация баллов.  0­7 баллов – не тревожны;  8­14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня; 15­20 баллов — очень тревожны. Общие показатели результатов проведенного тестирования в вокальном коллективе «Серебряные голоса» (учебный год 2014 ­2015 гг.) Приложение № 4 А)Тест № 1 № Социализированность личности  (по разработке М. И. Рожкова) 1 – 2 2 – 2 3 – 0 4 ­  2 1 – 3 2 – 3 3 – 2 4 ­  3 5 – 3 6 – 3 7 – 2 8 – 2 5 – 3 6 – 3 7 – 2 8 – 3 Сентябрь 2014 г. 9 – 3 10 – 1 11 – 1 12 – 4 Май 2015 г. 9 – 3 10 – 3 11 – 3 12 – 4 13 – 4 14 – 3 15 – 1 16 – 4 13 – 4 14 – 3 15 – 3 16 – 4 17 – 3 18 – 0 19 – 3 20 – 1  17 – 4 18 – 2 19 – 3 20 – 2  Сентябрь 2014 г Май 2015 г Оценка социальной адаптации: 3   –   средняя   или   высокая   степень   развития социальных качеств 3,4 – высокая степень развития социальных качеств 1,8 – низкий уровень социальной адаптации 2,8 – средний уровень социальной адаптации Оценка автономности 1,4 – низкий уровень  2,6 – средний уровень Оценка социальной активности 2,6 – средний уровень Оценка нравственности 3,2 – высокий уровень Б) Тест № 2 Уровень воспитанности (по разработке Н.П. Капустина и  М.И. Шиловой) В сентябре показатель уровня воспитанности равнялся 0,7 б. ­ на границе ниже среднего и среднего уровня, выраженное в самостоятельности, проявлении самоорганизации и саморегуляции, но отсутствует общественная позиция.  В   конце   года   показатель   изменился   на   0,8   б.,   т.е.   остался   на   границе   среднего   уровня воспитанности. Положительная динамика отмечена, но для воспитанности требуется более длительное время. Считаем необходимость провести это тестирование еще раз через год (в   мае 2016 г), чтобы проследить  произошедшие изменения.  В) Тест № 3 Самооценка психических состояний «Тревожность»  (по Айзенку) Общий балл тестирования  равняется  17,  относящийся   к  показателю   высокой тревожности. После года занятий показатель снизился до 9 баллов, говорящий о благотворном влиянии метода музыкотерапии, поскольку тревожность вошла в режим допустимого уровня.

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018