ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕПКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОВМЕСТНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДОМА
Оценка 4.9

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕПКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОВМЕСТНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДОМА

Оценка 4.9
docx
03.10.2023
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕПКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОВМЕСТНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДОМА
из опыта работы.docx

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕПКИ В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОВМЕСТНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
СЕМЬИ И ДОМА

У кого сноровка, тот и действует ловко.
Русская народная пословица

Актуальность вопроса формирования навыков совместной коллективной
работы с детьми дошкольного возраста очевидна для педагогов, работающих в ДОУ. Работая непосредственно с детьми, общаясь с родителями, мы пришли к выводу, что многие дети не умеют играть и сотрудничать вместе, предпочитая личные интересы не соотносить с интересами товарищей.
Зачатки эгоизма проявляются не только в саду, но и во внутрисемейных
отношениях. Обсуждая проблему с родителями, мы выяснили, что во многом ее первоисточником послужили они сами, бабушки, дедушки. Причины разные:
гиперопека, искажение нравственных ценностных ориентиров, и, что самое
страшное, равнодушие родителей, которые все вопросы по воспитанию ребенка переадресовали дошкольным образовательным учреждениям. Педагогам приходится работать с учетом этих особенностей, работать не только с детьми, но и со взрослыми.
Профессионализм педагога, знание возрастных особенностей детей, учет
индивидуальных потребностей, как детей, так и родителей помогут в корректировке проблемных моментов. «Один в поле не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» – вековая народная мудрость нашего народа подчеркивает необходимость коллективной деятельности, ее позитивной направленности.
Как, каким образом заинтересовать ребенка, чтобы он научился обсуждать,
планировать, выполнять работу вместе? Как сделать, чтобы дети слышали друг друга и радовались общему процессу деятельности? Как привлечь родителей к тому, чтобы они проводили время со своим ребенком? Современным родителям проще заплатить за занятия в секции или кружке, причем делают они это из лучших побуждений. Задача педагога в детском саду наладить взаимодействие с родителями и разъяснить необходимость активного семейного участия в развитии детей. Ведь именно семья – это главный учитель, образец, авторитет для ребенка.
Мы остановили свой выбор на продуктивном творчестве, а именно на
лепке. Дети уже с младшего дошкольного возраста могут самостоятельно находить себе интересное занятие. Занятие лепкой очень полезны для детей, для их общего развития. В первую очередь развиваются когнитивные способности.
Происходит обогащение чувственного опыта детей, ребенок знакомится с цветом, формой и величиной. Активизируются органы чувств, совершенствуется восприятие. Эмоциональный толчок находит свое выражение в развитии речи.
Сенсорное развитие, ознакомление с сенсорными эталонами служит базовой
основой для дальнейшего успешного освоения мира предметов, окружения. Дети, имеющие возможность заниматься лепкой отличаются познавательной активностью. Глина, песок, тесто, пластилин предоставляют большой простор для развития любознательности, творческой активности, развития воображения.
Тем более что все эти материалы доступны и дома. То, что нельзя купить, можно сделать самим, конечно, с помощью взрослых. А самое главное, если ребенок в кругу семьи занимается этим творчеством, если он видит заинтересованность близких ему людей, он чувствует свою значимость, свое эмоциональное благополучие, он замотивирован на результат, он будет стремиться довести начатое дело до конца.
Очень удачной находкой мы считаем проведение «Субботних вечеров», в
ходе которых родители занимаются лепкой в рамках тематической недели, и
отсылают фото и видео в групповой чат. Лепка в домашних условиях позволяет закрепить технические навыки и умения, полученные на занятиях в детском саду. Дети дома продолжают учиться работать коллективно, учатся договариваться, распределять работу по частям, а после выполнения работы обсудить процесс и результат, придумать вместе с родителями разные варианты применения готового изделия.
Коллективное семейное творчество положительно влияет на микроклимат, как в семье, так и в группе детского сада. Наиболее популярными темами
оказались «Посуда. Чайный сервиз». Мы рекомендовали родителям поменяться ролями с ребенком, предложив ему распределить позиции задания, объясняя «семейной бригаде» процесс лепки сначала из целого куска глины, пластилина, а потом и ленточным способом. Тем более что в домашних условиях легко реализовывался принцип лепки с натуры. Вместе с родителями можно лепить конструктивным способом из нескольких частей один предмет посуды, постепенно усложняя объект. Тематический блок «Продукты питания» мы рекомендовали осуществлять с использованием соленого теста. Предварительно мы ознакомили родителей со способами изготовления соленого теста, обратив внимание на различную рецептуру. Желательно иметь несколько вариантов теста: крутой замес может вполне сочетаться с тестом боле слабой консистенции. Здесь удачно закрепляются навыки лепки разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
Тесто очень пластичный материал, который легко поддается ребенку, не
требуя дополнительных силовых усилий. Скатывать, расплющивать, углублять, защипывать тесто легче, чем пластилин. А использование потешек и прибауток в процессе сглаживания и выравнивания поверхности изделия повышает доброжелательность атмосферы, можно использовать и различные тексты пальчиковых гимнастик.
Родители вместе с детьми в коллективном творчестве помогли нам
наполнить центр сюжетно-ролевых игр интересными, яркими игровыми атрибутами из теста. Мини-булочки и батоны, бублики, пирожные, торты – все эти поделки из соленого теста, просушенные и раскрашенные, покрытые лаком служат превосходным игровым материалом.
В рекомендациях для родителей мы предлагаем им использовать дополнительные материалы для декорирования: изюм, зернышки, горошины, семечки, пуговицы и бусины, но при этом необходимо помнить о правилах безопасности. Соленое тесто используется в основном на кухне, так как родителям легче контролировать процесс, преобразовывать исходный материал, использовать красители и духовку для сушки изделий. К тому же на кухне ребенок имеет возможность продемонстрировать родителям то, как он научился мыть руки и убирать за собой рабочее место.
Очень хорошо подходит для совместного семейного творчества лепка по
представлению героев сказок. Лепить предпочтительнее из пластилина, совмещая несколько видов. Коллективные работы из нескольких фигур можно выполнять на протяжении нескольких вечеров, так как композиционное построение работы требует соблюдения пропорций, соотношения по размерам фигур.
Произведение желательно брать хорошо знакомое детям, обсудить дома героев, внешний вид и особенности мимики. Мелкие детали можно выполнять совместно, дополняя репликами героев произведения.
Особое место занимает в семейном коллективном творчестве пластилинография. Данную нетрадиционную технику изобразительного творчества дети осваивали через создание картинок с полу объемными предметами на горизонтальной плоскости. Очень эффектно выглядели картины на круглых пластинках от проигрывателя. Дети и родители вместе изготовляли серии иллюстраций по материалам сказок. В основном работы были в виде триптихов. Они включали в себя основные сюжетные линии, связанные с легендами. Анализируя работы детей и родителей, хочется отметить индивидуальность в выполнении портретов героев сказки и выделении кульминационных моментов сказки. Работы оформляются скотчем, либо вставляются в портретные рамки, мультифоры.
Вместе с ребенком в процесс творчества вовлекаются родители, активно
участвуя в творческих конкурсах, выставках различного уровня. Родители получают возможность знакомиться с практическими задачами развития и воспитания своих детей в домашних условиях. Коллективное творчество в часы семейного досуга воспитывает усидчивость и аккуратность, так как поведение регулируется родителями. Повышается коэффициент доверия к детскому саду, к педагогам. Ребенок с удовольствием идет в детский сад, где ему интересно, где его ждут друзья, с которыми он умеет играть и сотрудничать.
Список литературы:
1. Давыдова, Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись [Текст] / Г. Н. Давыдова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. - 88 с.
2. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография [Текст] / Т. С. Комарова.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 144 с.
3. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография [Текст]
/ Т. С. Комарова.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 224 с.
4.Молчанова, Е. Г. Давай научим родителей играть! [Текст] / Е. Г. Молчанова, Е. Л.
Андреева. - Изд.2-е. - Ростов н /Д: Феникс, 2020. - 238 с.


 

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕПКИ

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕПКИ

Происходит обогащение чувственного опыта детей, ребенок знакомится с цветом, формой и величиной

Происходит обогащение чувственного опыта детей, ребенок знакомится с цветом, формой и величиной

Скатывать, расплющивать, углублять, защипывать тесто легче, чем пластилин

Скатывать, расплющивать, углублять, защипывать тесто легче, чем пластилин

Повышается коэффициент доверия к детскому саду, к педагогам

Повышается коэффициент доверия к детскому саду, к педагогам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023