"Возможности формирования функциональной грамотности при обучении математики"

  • pptx
  • 09.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала фг на уроках математики.pptx

Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя математики

Инновационные педагогические технологии

здоровьесберегающие;
технологии проектной деятельности;
технология формирующего оценивания;
развивающие;
коррекционные;
информационно-коммуникационные;
дистанционные образовательные технологии;
личностно-ориентированные;
игровые.

Информационно-коммуникационные технологии

Программы-тренажеры по математике,  
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/.
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ext-search/.
Открытый ресурс «Сдам ГИА».
Демонстрационные программы.
Информационно-справочные материалы.

Технология проектно-исследовательской деятельности

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях
урок-исследование;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера.
Исследовательская деятельность на уроке способствует формированию УУД, ключевых компетенций учащихся:
Личностные:
самооценка;
самоконтроль.
Регулятивные:
постановка цели;
составление плана своей работы.
Коммуникативные:
аргументация;
защита своей идеи.
Формы учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях
элективные курсы, предполагающие углублённое изучение предмета;
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах.

Дистанционные образовательные технологии

Учи.ру
Для учащихся работа на платформе https://uchi.ru/ предоставляет:
большой выбор предметов;
разнообразие заданий (проверочные работы, видеоуроки);
отработку вычислительных навыков;
участие в олимпиадах;
возможность контроля и оказания помощи со стороны родителей;
пополнение портфолио;
Мне, как учителю даёт возможность:
использование платформы в урочной и внеурочной деятельности;
проведение уроков в дистанционном формате;
получение детальной статистики об образовательных результатах каждого ученика;
формирования индивидуальных заданий;
привлечение к участию в конкурсах и олимпиадах;
повышение интереса к предмету;
бесплатное прохождение курсов повышения квалификации;
участие в конференциях и вебинарах.

«Российская электронная школа» (РЭШ)

Электронный ресурс РЭШ https://resh.edu.ru - формирование функциональной грамотности учащихся
демонстрационные материалы;
банк заданий по математике;
характеристики заданий;
методические рекомендации;
критерии оценивания.
Для проверки функциональной грамотности на сайте https://fg.resh.edu.ru работаю по следующему алгоритму:
Ввожу название мероприятия.
Выбираю элемент для оценки – математическая грамотность.
Ввожу дату, вариант КИМ.
Получаю коды доступа, раздаю учащимся.
Проверяю работу как эксперт

Ресурс ЯКласс

для учителя:
создание домашних, проверочных, контрольных работ;
обширный теоретический материал по темам школьного курса;
получение сгенерированного отчёта о выполненных заданиях;
создание собственных заданий;
участие в конференциях и вебинарах
для учащихся:
изучение теоретического материала самостоятельно;
отработку заданий по всем темам курса;
участие в олимпиадах.

Технология формирующего оценивания

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Могу объяснить, какие функции называются «Обратными».
Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции;
Умею строить график обратной функции, но могу допустить 1ошибку по невнимательности.
( из 7 заданий допускается 1 ошибка)

Могу объяснить, какие функции называются «Обратными».
Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции;
Умею строить график обратной функции, но могу допустить 2 ошибки (1вычислительного характера, 1 в построении графика)
( из 7 заданий допускаются 2 ошибки)

Понимаю, какие функции называются «Обратными»
Знаю, алгоритм нахождения обратной функции, но не во всех случаях могу применить;
Умею строить график обратной функции, но могу допустить ошибки.
( из 7 заданий допускаются 3 ошибки)

Понимаю, какие функции называются «Обратными».
Не знаю, алгоритм нахождения обратной функции, но могу сделать задание по образцу и допустить вычислительные ошибки.
Не умею строить график обратной функции.
(из 7 заданий больше половины сделано не верно)

Интерактивные технологии

Формы
работа в парах;
игра;
технология сотрудничества.
Применение интерактивных технологий даёт ученикам:
развитие личностной рефлексии;
осознание включенности в общее дело;
развитие навыков общения;
принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
повышение познавательной активности.
классному коллективу:
формирование класса как группы по общим интересам;
повышение познавательной активности;
развитие навыков самоанализа и анализа в процессе рефлексии.
учителю:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Здоровьесберегающие технологии

Электронный банк открытых заданий PISA прошлых лет

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Портал «Решу ЕГЭ»

Предусматривает самостоятельную подготовку учащихся к итоговой аттестации https://ege.sdamgia.ru/.
Его преимущества:
размещён справочный материал;
подробный разбор заданий, несколько вариантов решения;
последовательность в повторении тем, возможность проверки знаний;
возможность проведения итогового контроля в формате ЕГЭ;
возможность проведения итогового контроля индивидуального уровня каждого учащегося;
знакомство с критериями оценивания второй части ЕГЭ;
мониторинг и статистика результатов в классном журнале.

Особенности заданий PISA

Особое внимание уделяется:
1. Оценке математических рассуждений.
2. Компьютерному моделированию.
При этом предполагается:
Анализ информации графиков, диаграмм, таблиц для понимания истинного и ложного утверждения.
Решение реальных проблем, включающих экономию затрат и экологические риски, средствами математики.

Особенности заданий PISA

Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний.
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, близкая понятная учащемуся.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и немногословны
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области.
Используются иллюстрации - рисунки, таблицы.

“Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.

Возможности формирования функциональной грамотности при обучении математики

Доступен электронный банк заданий в PISA-формате для проведения тренировочных работ:
Срок проведения тренировочных работ – до 31 мая 2021 года.
Работы ориентированы на обучающихся 8 и 9 классов.
Для начала работы требуется регистрация на платформе как учителя (с указанием образовательной организации)
Создается мероприятие по нужному направлению ФГ, формируется список обучающихся (класс) и набор ключей доступа к мероприятию.
Часть заданий проверяется автоматически, часть - “вручную”.
Методические материалы по оцениванию прилагаются.
Есть подробная инструкция:

Платформа РЭШ и электронный банк PISA

https://fg.resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/instruction

9










Ключевые преимущества платформ
Повышение образовательных результатов
Измерения показывают: при регулярных занятиях на сайте ученики на 30% успешнее справляются с контрольными работами в школе и олимпиадными заданиями.
Усвоение материала без пробелов
Последовательно выполняя задания, изучая одну тему за другой, ученики в комфортном темпе и с нужным количеством повторений осваивают школьную программу. Такой подход позволяет изучить материал полностью и избежать возникновения пробелов в знаниях.
Рост интереса к обучению
онлайн-занятия на платформе  способствуют развитию у детей интереса к школьным предметам.
Доступность для детей с особыми образовательными потребностями
 позволяет осуществлять дистанционное обучение детей в различных социокультурных условиях, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).
Статистика в реальном времени
 позволяет оперативно получать сравнительную статистику успеваемости по каждому конкретному ученику, а также в разрезе классов/школ/городов.