Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории
Оценка 4.6

Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
Взрослым
17.11.2021
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории.docx

Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

Применение технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения — одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения. Применение технических средств необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.

К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Прежде всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог с привлечением материалов районной и городской видеотек, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов («Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Пугачев», «Композитор Глинка»), Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во время кружковой работы. Так, фрагменты художественных фильмов лучше показывать во внеурочное время, используя их в большей степени для решения воспитательных задач.

После чего следует подготовиться к показу на уроке: провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра.

Старшеклассники могут записать для уроков документальные фильмы, например, «Первая мировая война», «Обыкновенный фашизм», созданных на основе архивных материалов, интервью участников событий, изъяв из звукового ряда оценочные суждения и готовые выводы. В таком случае фрагменты этих «препарированных» фильмов позволят ученикам сделать собственные умозаключения и при повторном полном просмотре сравнить с выводами ученых.

Все более применение находят видеоклассы, в комплект которых входят мониторы на столах учащихся и полный видеокомплект около рабочего места учителя: видеомагнитофон, видеокамера, телевизор и большой экран, видеопроектор, центральный монитор, колонки, пульт управления. Музыкально занятия оформляются при помощи электрофона.

Для работы заранее разрабатываются обучающие программы, создаются дидактические материалы (карточки с названием темы, план изучения нового, даты, термины, понятия, схемы, вопросы и задания, фрагменты исторических документов, карт и др.). При помощи видеокамеры учитель выводит нужные дидактические материалы на мониторы и передает на большой экран. Один ученик заполняет ручкой или фломастером текстовую или хронологическую таблицу, дополняет схему за рабочим местом преподавателя, а другие ученики, используя свой монитор, выполняют необходимые действия на своем рабочем месте. Упрощается демонстрация мелких иллюстраций, слайдов, портретов.

Большое значение для эффективности использования технических средств имеет обстановка, в которой они применяются.

Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым учитель должен привлечь внимание учащихся. Учитель должен объяснить новые понятия. Некоторые новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо известны учащимся и о их значении легко догадаться по контексту.

После такой подготовительной работы, учителю необходимо позаботиться о чёткой организации киноурока. Учитель должен кратко остановиться на названии кинофильма.

В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия.

Перед учащимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.

Работа с кинофрагментами состоит из следующих четырёх этапов:

1. Работа с незнакомыми словами.

2. Вступительная беседа.

3. Просмотр кинофрагмента.

4. проверка понимания кинофрагмента.

Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, — это проверка понимания учащимися содержания кинофрагмента. Здесь можно рекомендовать следующие приёмы работы:

Такое ценное качество видео, как сочетание яркой формы кинонаглядности с возможностью многократного предъявления, с каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства при изучении истории и обществознания. Особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал урока должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания истории и обществознания.

Таким образом, значение видеофильма определяется, прежде всего, возможностями его как особого устройства для передачи информации и организации её запоминания.

Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся — актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории.

Список использованных источников и литературы

1. Источники:

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. / А. А Данилов, Л.Г. Косулина. — Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. — М. — Просвещение. — 2007. — 240с.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. / А.А. Данилов, Л Г. Косулина Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М. — Просвещение. — 2007. — 287с.

4. «История России. ХVΙ-XΙX веков». Министерство РФ, ГУ РЦ ЭМТО. — 2004.

5. Литература:

6. Гончарова Е. Компания Билла Гейтcа собирается открыть представительство в Воронеже/ Е. Гончарова. — (http://www.mkommunar.ru /? lev1=14&id=12239)

7. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. — 2002. — №2. — 2-6с.

8. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. — 2005. — №1.

9. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. — 2007. — №2.

10. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. — 2005. — №8. — 68с.

11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. — М.: Академия, 2007.

12. Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. — М.: Владос, 2001. — 272с. — 169с.

13. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. — 2005. — №7.

14. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. — 2008. — №3. — с.3-6.

15. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. — 2008. — №1. — 3-8с.

16. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против к4лассно-урочной организации образования/ Н.Б. Крылова // Школьные технологии. — 2004. — №5.

17. Куркин Е.Б. Технологизация образования — требование времени/ Е.Б. Куркин // Школьные технологии. — 2007. — №1. — с.23-33.

18. Манцивода А.В. Достижения в Интернете и будущее информационной среды российского образования / А.В. Манцивода, А.А. Малых // Информационные технологии. — 2008. — №1.

19. Маткин А.А. ИКТ — компетентность учителя истории / А.А. Маткин. — (http://schools. perm.ru)

20. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. — Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14

21. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. / В.Б. Румянцев // Преподавание истории и в школе. — 2002. — № 8. — 75-77с.

22. Современные методы в современном преподавании. Материалы конференции // Преподавание истории в школе. — 2003. — № 9. — 48с.

23. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. — М. — Владос, 2007. — 227с.

24. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / В.В. Тороп // Преподавание истории в школе. — 2007. — №2. — с.4-8

25. Цифровые образовательные ресурсы в учебном образовательном процессе педагогического вуза и школы: Тезисы докладов I региональной научно-практической конференции. — Воронеж: ВГПУ, 2007. — 140с.

26. Чернов А.В. Мультимедийный кабинет / А.В. Чернов // Преподавание истории в школе. — 2001. — № 7. — 40-46с.

27. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель истории. — 2005. — №5. — 13-17с.

28. Шоценко ССтрана, загадочная, как Сфинкс / С. Шоценко // История (Приложение к газете «Первое сентября»). — 2004. — № 13. — 24с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории

Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории

Все более применение находят видеоклассы, в комплект которых входят мониторы на столах учащихся и полный видеокомплект около рабочего места учителя: видеомагнитофон, видеокамера, телевизор и большой…

Все более применение находят видеоклассы, в комплект которых входят мониторы на столах учащихся и полный видеокомплект около рабочего места учителя: видеомагнитофон, видеокамера, телевизор и большой…

Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие

Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021