Возможности использования мобильного класса на уроках иностранного языка.
Образовательный веб-квест как метод мобильного обучения.
Подготовила:
Польщикова А.Е.,
учитель иностранного языка
МБОУ «Пригородная СОШ №1
Оренбургского района»
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие учителя уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология веб-квест.
Что такое веб-квест?
«Quest» в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.
Работа над веб–квестом развивает такие умения как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто реальное, что ведет к эффективности учебного задания. Меняется и роль учителя на уроке. Он становится консультантом, наставником.
Классификация веб-квестов
По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
По длительности выполнения Web-квесты могут быть красткосрочными и долгосрочными.
Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трёх занятий. Они могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.
Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца, может быть, на четверть или даже учебный год.
По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
Формы веб-квеста:
Виды задания Веб-Квеста
Структура веб-квеста: Introduction (Введение), Task (Заданиe), Process (Выполнение), Evaluation (Оценивание), Сonclusion (Заключение), Credits (Использованные материалы), TeacherPage (Комментарии для преподавателя).
Однако, данная структура не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Учитель может конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников.
Introduction (Введение) - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель- подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценность.
Task (Заданиe) - четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата.
· проблема, или загадка, которую необходимо решить;
· позиция, которую нужно сформулировать и защитить;
· продукт, который нужно создать;
· реферат, который должен быть создан;
· доклад или журналистской счет;
· творческая работа, презентация, постер и т.д;
Задание должно быть проблемным, четко сформулировано, иметь познавательную ценность.
Process (Выполнение) - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.); С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.
Здесь можно указать ссылки на ресурсы и не выделять для них отдельный раздел.
Evaluation (Оценивание) - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.
Сonclusion (Заключение)- краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.
Credits (Использованные материалы)- ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Данный раздел можно объединить с разделом Process (Выполнение).
TeacherPage (Комментарии для преподавателя) - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
• происхождение, цели и задачи веб-квеста, о чем он
• возрастная категория учащихся (может ли быть использован другими учащимися при наличии дополнений, корректировки)
• планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)
• процесс организации над веб-квестом
• необходимые ресурсы
• ценность и достоинство данного веб-квеста
Этапы работы над веб-квестом
1. На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними школьник углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрел новые знания. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся, чтобы ученик мог выбрать себе дело по душе и работать, сознавая необходимость решения поставленной проблемы. Одну и ту же тему могут выбрать несколько учеников, тем интереснее будет обсуждение результатов, поскольку работы могут освещать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Возможна работа в группах при выполнении заданий.
2. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в мировом информационном пространстве.
3. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web – сайта, html – странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта.
4. Обсуждение результатов работы над веб-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией. В завершении работы над заданием, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
5. Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
Процесс создания веб-квеста
Процесс создания ВК не всегда линеен, но есть определенные шаги, которые могут быть предприняты для создания собственного Web-Quest [B.J., Dodge, 2004]: Сейчас в сети Интернет существуют специальные сайты для создания Веб-квестов, на которых можно найти шаблоны для Web-Quest и подробную инструкцию по их созданию (пример наиболее популярного англо-язычного сайта для создания Веб-квестов - http://questgarden.com/.)
Следует отметить, что веб-квест может быть оформлен как на бумажном носителе, так и в электронном формате.
Шаг 1: определите тему. Есть четыре условия, которым должна соответствовать тема вашего Веб-квеста:
А) соответствовать требованиям государственных стандартов
к содержанию учебных программ;
Б) содержать задание, которое будет способствовать развитию
более высокого уровня мышления учащихся;
В) содержательно заменять или дополнять имеющиеся материалы по
теме урока, освоением которых со стороны учащихся вы не
полностью удовлетворены;
Г) эффективно использовать Интернет.
· Шаг 2: выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
· Шаг 3: придумайте задания. С начала выберите форму, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:
* В виде презентации (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt) На слайде размещаем картинку и пишем один или два вопроса. Так на каждом слайде можно рассмотреть определенную тему.
* В виде текста (напр. программа Word – расширение .doc). Размещаем информацию с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе формата A4 или A3.
* Визуальный материал. Выглядит как набор картинок, фотографий, карикатур, (приложить можно в виде архива – расширение .zip, так как размер приложений ограничен).
· Шаг 4: придумайте систему оценивания.
* Количество пунктов, начисляемых за тот или иной вопрос.
* Какому количеству пунктов какой уровень соответствует (напр. 5 пунктов – хорошо).
* В случае если одного конкретного ответа нет, то опишите, как оценить устный рассказ если он аргументированный, дополненный собственными знаниями или наоборот неполный, неточный.
· Шаг 5: найдите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.
· Шаг 6: имея на листе приблизительный план и основную информацию, приступайте к созданию Web-Quest
Карта веб-квеста
Название
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Введение
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, «Ты – детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия» и пр.) или сценарий, предварительный план работы, обзор веб-квеста.
2. Задача
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной или групповой работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список информационных ресурсов (в электронном виде – на компакт-дисках, видео- и аудио-носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет по теме), необходимых для выполнения учащимся задания.
4. Порядок работы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном или коллективном выполнении задания (этапы).
5. Оценка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расскажите учащимся, как их работа будет оцениваться. В таблице оценок вы можете указать отдельные рубрики для индивидуальной и групповой работы.
6. Заключение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Можно включить в раздел и риторические вопросы или дополнительные ссылки, чтобы побудить учащихся расширить свои знания за пределы темы веб-квеста.
7. Консультации (дополнительный для учащихся)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» отчетов).
8. Рекомендации (дополнительный для учителей)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
9. Использованные ресурсы / Благодарности / Об авторских правах (доп.)
Ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста / Благодарность авторам использованных ресурсов / Информация об условиях использования материалов веб-квеста.
Надеюсь, этот шаблон поможет Вам создать интересные веб-квесты, которые расширят вашим учащимся мир знаний и информации. Удачи и счастливого путешествия!
· Шаг седьмой. Когда все страницы заполнены, Веб квест готов к размещению на сайте, его можно опубликовать.
Web-Quest станет доступен для других только после опубликования.
· Опубликуйте веб-квест в сети Интернет, создав свой сайт.
Визитная карточка веб-квеста
· Предмет
· Возрастная категория учащихся
· Центральное задание
· Количество ролей
· Название ролей
· Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли)
· Список Интернет-источников (запишите хотя бы 2 Интернет-ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому интернет-ресурсу)
· Критерии оценки веб-квеста
· Предполагаемый результат
· Напишите, что, по вашему мнению, должно стать результатом работы каждой группы.
Для создания бланка оценки необходимо:
1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки.
Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать: достижение заявленной цели;
качество выполнения работы; качество процесса выполнения работы;
содержание; сложность задания.
2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.
3. Подготовить описание параметров оценки.
Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию.
4. При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).
Готовые бланки оценки заданий и шаблоны для их создания представлены на различных образовательных порталах:
http://edweb.sdsu.edu/triton/july/rubrics/Rubric_Template.html (в формате html)
http://www.SASinSchool.com
http://www.cs.ucf.edu/~MidLink (в формате MS Excel)
Он-лайн шаблоны для создания бланков оценки
Портал TeAchnology.Com Web Tools For Educators > Rubrics, Rubric Makers
http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/
Описание критериев оценки выполнения веб-квеста, которое дается в виде бланка оценки.
Оценка
Критерии оценки веб – квеста (1 вариант)
Оценка «5» - 140 -110 Оценка «4» - 109 - 80 Оценка «3»- 79 -60 Оценка «2 – 59 - 0 |
Использование технологии веб-квеста на уроках английского языка позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации; развивать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор школьников. Ребёнок учится работать в команде. Умение общения, навыки коммуникабельного поведения – вот большой дефицит для некоторой части сегодняшних молодых людей. Веб – квест является одним из способов целевого использования Интернета. Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.
Литература:
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2014.
2. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2012, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
3. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html
4.Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
5. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/
6. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
Дополнительные материалы:
Шаблоны для создания веб-квестов http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest_templates.php
Примеры сценариев веб-квестов http://istoriya-vt.narod.ru/primer.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.