Возможности использования теорий мотивации в деятельности современного учителя
Оценка 4.9

Возможности использования теорий мотивации в деятельности современного учителя

Оценка 4.9
docx
28.12.2021
Возможности использования теорий мотивации в деятельности современного учителя
Возможности использования теорий мотивации в деятельности современного учителя.docx

Возможности использования теорий мотивации в деятельности современного учителя

 

Мотивация присутствует во всех видах деятельности. Этот принцип ориентирует учителя не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, но и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности.

Отношения учащегося к знаниям, учению, труду, другим ценностям формируются не только в процессе и на основе познания, а формируются вместе (в соответствии) с потребностями и целями человека и общества. Но для того, чтобы принцип мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие законы, но и внутренние закономерности процесса обучения:

— источником активности человека являются его потребности;

— в деятельности всегда есть ее мотивационное ядро: существует единство деятельности и мотивации;

— поведение и деятельность человека побуждается, направляется и регулируется мотивацией;

— формирование мотивационной сферы школьника и функционирование мотивационной стороны процесса обучения осуществляется достаточно эффективно, если взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с мотивационной основой учебной деятельности.

Назовем основные противоречия, на разрешение которых нацеливает принцип мотивации:

— между потребностями и другими побуждениями человека и способами их удовлетворения;

— между имеющимся уровнем сформированное™ мотивационной сферы и требуемым;

— между актуальными и потенциальными состояниями мотивации.

Разрешение названных противоречий возможно при соблюдении

определенных требований, правил и условий реализации данного принципа.

Требования принципа мотивации:

1) необходимо формировать гармоничную мотивационную сферу — в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда, мотивация достижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения);

2) следующее требование принципа тесно связано с первым, вытекает из него. Целенаправленное формирование мотивации невозможно, если педагог не знает, насколько развито это свойство у каждого учащегося и всего класса в целом. Знание этого позволяет учителю сориентироваться в педагогической ситуации и сделать правильный выбор цели ее развития. Следовательно, необходимо своевременное выявление мотивации учения и труда;

3) целесообразный отбор и применение на уроках средств побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтоб они способствовали, развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет побуждающей функции методов обучения, и за счет сочетания различных видов деятельности;

4) необходимо обеспечить динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности;

5) необходимо своевременно выявлять результаты применения педагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся — анализировать свою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничное развитие данной сферы.

Чтобы выполнить эти требования, необходимо выполнять следующие правила:

1. Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся. Постоянно, на основе педагогической диагностики, анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации.

2. Формировать у учащихся интеллектуальную потребность, потребности в познании, труде, познавательном общении, в достижении и связанные с ними мотивации как компоненты целостной мотивационной сферы.

3. При определении целей уроков предусмотреть активизацию состояний заинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности, организованности, самостоятельности и т. п.

4. Соотносить цели развития мотивации с возможностями педагогических средств; применение любого из них должно быть целесообразным, своевременным и психологически оправданным.

5. Осуществлять взаимодействие учителя и учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.

6. Анализировать свою деятельность, пользуясь специально разработанными методиками.

Чтобы успешно применять принцип мотивации, как и любой другой принцип дидактики, необходимо не только знать его основные положения, но и соблюдать ряд условий его реализации:

а) знать и применять диагностические методики для выявления уровня развития мотивации учащихся;

б) при выборе целей пользоваться для этого специально разработанной номенклатурой;

в) руководствоваться методическими рекомендациями по применению средств побуждающего воздействия и анализа педагогической деятельности;

г) иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности учащегося;

д) учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:

— управлять вниманием учащихся;

— разъяснять смысл предстоящей деятельности;

— актуализировать необходимые мотивационные состояния;

— побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;

— обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;

— обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;

— оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся.

Возникает вопрос: а как ее сформировать? Вот тут без познавательной мотивации не обойтись.

Специфика познавательной мотивации состоит в том, что она появляется в процессе формирования у ребенка учебной деятельности. Здесь ситуация напоминает замкнутый круг. К сожалению, довольно часто приходится констатировать несформированность учебной деятельности или ее компонентов (учебных действий, самоконтроля, самооценки и др.). Иногда говорится даже об отсутствии учебной деятельности. Ребенок учится, а у него нет учебной деятельности? Психологи давно подметили, что дети учатся по-разному, и предложили различать учебу и учебную деятельность. Строго говоря, учебная деятельность имеет место тогда и только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом. В остальных случаях мы имеем дело с несформированной учебной деятельностью.

Познавательный мотив формируется уже в начальной школе. Отечественный исследователь детства Д.Б. Эльконин, известный школьным психологам, прежде всего, как один из создателей системы развивающего обучения, писал об учебной деятельности младшего школьника. При этом он подчеркивал, что мотивами, адекватными этой деятельности, могут быть только такие, которые связаны с ее содержанием, то есть познавательные.

Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны. Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова): широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы — мотивы самообразования.

А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем — уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х—8-х классов.

Психологов давно волнует вопрос: что надо изменить в системе школьного обучения, чтобы повернуть детей к учебе? Но это отдельный вопрос, отвечать на который нужно психологам вместе с другими специалистами — социологами, медиками и даже экономистами.

Д.Б. Эльконин, много сил отдавший изучению психологии школьника, отмечал, что позиция школьника — это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это — позиция человека, совершенствующего самого себя. 

Как же сформировать такую позицию у школьника? Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов.

 

Воробьёва И.М.

Педагог-организатор социально-гуманитарного направления ЦДО

Газпром школа Санкт-Петербург


 

Возможности использования теорий мотивации в деятельности современного учителя

Возможности использования теорий мотивации в деятельности современного учителя

Требования принципа мотивации: 1) необходимо формировать гармоничную мотивационную сферу — в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация…

Требования принципа мотивации: 1) необходимо формировать гармоничную мотивационную сферу — в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация…

Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся

Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся

Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у…

Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у…

В остальных случаях мы имеем дело с несформированной учебной деятельностью

В остальных случаях мы имеем дело с несформированной учебной деятельностью

Как же сформировать такую позицию у школьника?

Как же сформировать такую позицию у школьника?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021