Мотивация и барьеры. Методические рекомендации
Оценка 4.7

Мотивация и барьеры. Методические рекомендации

Оценка 4.7
docx
28.12.2021
Мотивация и барьеры. Методические рекомендации
Мотивация и барьеры. Методические рекомендации.docx

Мотивация и барьеры. Практические упражнения

Принято делить мотивацию на внутреннюю и внешнюю. Спроси, что, по мнению ученика, значит внешняя и внутренняя мотивация. Помоги сформулировать определения: внешняя мотивация — это когда человек получает какую-то награду со стороны (например, от родителей или учителя), а внутренняя — когда человек делает что-то потому, что ему это нравится, или потому, что он понимает важность этого действия. Попроси привести примеры внешней мотивации (оценки, поход в кино) и подумать, что может быть внутренней мотивацией в учебе (хорошо знать предмет, стать профессионалом). Предложи сформулировать, какие есть плюсы и минусы каждого вида мотивации

Внешняя мотивация

Внутренняя мотивация

+

+

Близкое вознаграждение

Нет вознаграждения — нет мотивации

Работает всегда

Отдаленная цель

Легко поддерживать

Короткое действие

Работает дольше

Сложно поддерживать

 

Спроси ученика, какую мотивацию он считает сильнее: внешнюю или внутреннюю, — и почему. Помоги сформулировать вывод: внутренняя мотивация сильнее, но ее сложно поддерживать, поэтому сильнее всего работает сочетание обоих видов мотивации. Приведи пример: взрослые люди выбирают ту работу, на которой зарплата выше (внешняя мотивация), но также ту, на которой им интереснее работать, на которой они могут реализовать свои идеи, добиться успеха (внутренняя мотивация).

 

Упражнение 1. «Внутри и снаружи»

Внимательно прочитай примеры мотивации и определи: это внутренняя мотивация или внешняя?

Блоки: «Хочу быть самым умным», «Выучу стихотворение — получу 5», «Если я прочитаю страницу, мама меня похвалит», «Я люблю узнавать новое об окружающем мире», «Мне нравится решать задачи», «Если я буду хорошо учиться, то смогу много зарабатывать», «Мне нужно учить английский, чтобы свободно общаться со сверстниками за границей», «Если я закончу четверть на одни 5, папа купит мне планшет».

 

Упражнение 2. «Что мотивирует меня?»

Теперь предложи подумать, что мотивирует ученика. Напомни, что вы уже говорили о том, что лучше всего совмещать оба вида мотивации. Пусть ученик запишет в табличку все элементы мотивации, которые помогают ему учиться и сильнее стараться. Если это элемент внешней мотивации, его нужно записать в левый столбик, а если внутренней — то в правый. Помоги ученику вспомнить как можно больше элементов.

Не стоит выполнять это задание дольше 5 минут. Если ученик вспомнил мало элементов, можно предложить ему потом самостоятельно дополнять таблицу, если что-то вспомнится.

Внешняя мотивация

Внутренняя мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После заполнения попроси ученика посмотреть на табличку и сказать, какого вида мотивации в ней больше.

 

Упражнение 3. «Корректор»

Поговорите о том, что мотивация — не единственный фактор, влияющий на учебу. Важно уметь сохранять внимание долгое время. Предложи поиграть в игру, которая поможет ученику быть еще более внимательным и лучше учиться.

Текст для ученика: «В тетради ты видишь таблицу с разными фигурами. В верхней части такие же фигуры, но внутри нарисованы символы. Тебе нужно нарисовать в соответствующих фигурах такие же символы, внимательно просматривая таблицу строчка за строчкой». Помоги ученику заполнить первую строчку, чтобы убедиться, что он правильно понял задание. Предупреди, что на выполнение задания дается 5 минут. За это время ученику нужно заполнить как можно больше фигур, но при этом стараться не ошибаться. Поставь таймер на 5 минут и дай команду «Старт», по истечении времени дай команду «Стоп».

 

   Внутренняя мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности, а внешняя — с внешними обстоятельствами и условиями. И внешняя, и внутренняя мотивация может быть как положительной, так и отрицательной. Простым языком можно объяснить эту разницу так:

       либо мы получаем что-то хорошее за исполнение того или иного действия;

       либо нам угрожает возможность осуществления чего-то плохого в связи с невыполнением действия.

 

Можешь ли ты привести пример положительной или отрицательной мотивации, с которой ты сталкивался?

 

К отрицательной мотивации относятся все случаи вроде «Если ты не пойдешь со мной гулять, я обижусь» или «Если ты не будешь готовиться к экзаменам, то никуда не поступишь». Отрицательная мотивация обычно построена на противопоставлении поощрений и наказаний и часто оказывает влияние через набор отрицательных чувств и эмоций — страх, вину.

 

Попробуй заполнить схему ниже.

Внешняя положительная

 

Если ты сделаешь все дз, на выходных мы поедем кататься на сапах.

Внутренняя положительная

 

Если я сделаю все дз, то закреплю весь пройденный материал и буду более уверен в своих силах перед контрольными.

Внешняя отрицательная

 

Если ты не сделаешь все дз, то на выходных не пойдешь в кино с друзьями.

Внутренняя отрицательная

 

Если я не сделаю все дз, то учителя будут ругаться.

 

Внутренние отрицательная и положительная мотивации также во многом соотносятся с двумя основными мотивами личности — мотивацией к успеху и мотивацией избегания неудач. Сравни:

       Стану программистом, потому что мне нравится писать код, и я хочу разрабатывать программы.

       Стану программистом, чтобы не переживать по поводу дохода и не тратить много времени на поиск работы.

 

          Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха. Такой человек осторожен, боязлив и тревожен, не любит рисковать, старается подстелить соломку в любом деле.

Мотивация достижения успеха способствует тому, что человек в своём поведении и жизни в целом направлен на достижение целей, на преодоление препятствий, на получение желаемого. Такой человек более смел и решителен, не боится рисковать, старается ставить цели и идти к их достижению.

 

Как думаешь, в чем плюсы и минусы того и другого типа мотивации?

 

 

+

Мотивация к успеху

Человек осознает свои желания, понимает, куда и зачем он стремится, положительно относится к ошибкам и более уверен в своих силах 

Иногда человек забывает о рисках, которые могут встретиться на пути к достижению целей

Мотивация избегания неудач

Помогает осознать трудности и опасности, с которыми можно столкнуться на пути к достижению своих целей

Концентрируясь на мотивации избегания, на нежелательных объектах, человек зачастую забывает подумать о том, чего бы ему на самом деле хотелось

 

         Мотивация избегания нередко актуализируется тогда, когда человек находится в великом затруднении насчет того, чего же ему на самом деле хочется, чего же ему такого сделать, чтобы ему было хорошо. Когда не хватает сил на поиски хорошей цели для себя, на осознание своих потребностей, человек концентрируется на том, чтобы исключить неприятные переживания из жизни.

Руководствуясь в своем поведении мотивацией избегания, человек, часто сам того не понимая, расставляет определенные акценты: мозг занят мыслями о нежеланном, и по этой причине именно с нежеланным человеку приходится иметь дело.

Наконец, концентрируясь на мотивации избегания, на нежелательных объектах, человек зачастую забывает подумать о том, чего бы ему на самом деле хотелось. Цитата об этом — вместо вопроса «от чего мы убегаем» стоит подумать — «к чему бежим». Забывая поставить себе цель, человек бежит не зная куда. Без четких целей — куда бы человек ни пришел — он вряд ли останется довольным, потому что, как мы говорили на прошлом занятии, потребности в автономности, уважении и самореализации являются одними из основных психологических потребностей человека, без которых не достигнуть ощущения благополучия и удовлетворенности. 

Конечно, важно не забывать о рисках и уметь вовремя остановиться и отдохнуть, но для нашего же психологического благополучия и насыщенного чувства удовлетворенности жизнью мотивационный акцент с трудностей и опасностей должен смещаться на достижение желаемых целей.

 

Упражнение 4. «Определи мотивацию»

Чтобы научиться менять наш подход, нужно сначала научиться замечать, когда мы используем мотивацию избегания неудач. Посмотри на ситуации ниже и выбери те, которые соответствуют отрицательной мотивации и мотиву избегания неудач.

       Послушаю курс на Arzamas об истории искусства, потому что хочу в этом разбираться.

       Подготовлюсь к вступительным экзаменам в лицей, чтобы больше не ходить в свою школу.

       Лучше не буду высказывать свое мнение, чтобы не показаться глупым.

       Каждый день буду смотреть основные новости, чтобы быть в курсе событий.

       Вымою посуду, чтобы не злить родителей.

       Буду вешать одежду сразу на вешалку, чтобы не пришлось лишний раз убираться.

       Буду заниматься спортом, чтобы быть здоровым и выносливым.

       Не буду подаваться не стажировку, потому что боюсь отказа.

       Лучше не буду участвовать в этом конкурсе, чтобы не расстраиваться лишний раз.

       Пойду на курс подготовки к ЕГЭ, чтобы быть более уверенным в своих силах.

       Соглашусь на эту работу, вдруг никуда больше не возьмут.

       Поступлю на этот факультет, чтобы не думать больше об этом.

 

Выбери три примера отрицательной мотивации из списка и переделай их в положительную мотивацию. Например:

       Буду вешать одежду сразу на вешалку, чтобы не пришлось лишний раз убираться.

       Буду вешать одежду на вешалку сразу, чтобы в комнате было чисто, и мне было проще выбрать, в чем пойти.

 

Упражнение 5. «Мои барьеры»

У каждого из нас есть ограничения, которые мешают нам сделать шаг вперед, установки, которые отнимают веру в себя. Ниже список самых распространенных:

       я недостаточно талантлив, умен, красив;

       я родился не в той стране, семье, времени;

       это не для таких, как я;

       я невезучий;

       у меня вряд ли это получится.

Подумай, какие барьеры заставляли тебя чувствовать себя плохо хотя бы раз за последние три месяца. Дополни ими список выше.

 

Осознание этих барьеров — первый шаг к победе, потому что как только они становятся видимыми, барьеры не могут влиять на нас неосознанно.

Второй инструмент в борьбе с ограничениями — рефрейминг. Рефрейминг — это умение посмотреть на ситуацию через другую «рамку», то есть под другим углом. Например, на ситуацию «Мне нужно подготовить проект для конкурса» можно смотреть через рамку мышления трудности и ограничения: «У меня вряд ли что-то получится, ведь это очень сложная задача, а я недостаточно талантлив». А можно изменить эту рамку на мышление вызова и воспринимать препятствие не как что-то страшное и ограничивающее, а как новую ступень и новый вызов, с которым ты попробуешь справиться. Так, меняя рамки, можно посмотреть на ситуации под разными углами и найти выход, которого раньше не замечал.

 

Упражнение 6. «Меняем фрейм»

Вот еще несколько примеров смены рамок.

 

Фрейм проблемы

Акцент на том, что неправильно или нежелательно

 

Фрейм результата

Акцент на том, что желательно или необходимо

 

 

Фрейм ошибки

Акцент на неудаче, ошибке

 

Фрейм обратной связи

Акцент на корректировке, чтобы достичь желаемого

 

 

Фрейм невозможности

Акцент на поиске ограничений, рисков, недостатков

 

Фрейм «как если бы»

Акцент на действии, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты

 

Что думаешь про эти фреймы? Какие из них особенно нравятся? Посмотри еще раз на свои барьеры из упражнения 2. Давай попробуем подобрать новый фрейм — наш инструмент, который поможет с ними справиться. После этого нам нужно найти ресурсы, которые помогут использовать новый фрейм. Эти ресурсы уже есть внутри тебя — это качества, которыми ты гордишься. Вспомни пять случаев, когда ты был собой очень доволен, и подумай, какие твои качества помогли тогда справиться со сложностями. Какие из них помогут преодолеть барьеры, которые мы себе выстраиваем? Запиши их в поле «Ресурсы». 

 

Мой барьер 1:

 

Новый фрейм:

 

Ресурсы:

 

Мой барьер 2:

 

Новый фрейм:

 

Ресурсы:

 

Мой барьер 3:

 

Новый фрейм:

 

Ресурсы:

 

 

Упражнение 7. «Мои награды»

Мы проделали огромную работу над собой — научились менять нашу мотивацию на положительную и идти к успеху, а не от неудачи. Однако найти именно внутреннюю положительную мотивацию не всегда бывает легко, да и когда нашли, ее может не хватить на весь наш путь к цели. Поэтому можно помочь себе не выгореть на пути к цели и добавить к положительной внутренней еще и положительную внешнюю мотивацию. Это те награды, которыми ты можешь себя порадовать при достижении промежуточных ступеней, чек-поинтов на пути к той самой заветной цели. Ты помнишь, что большую цель нужно делить на маленькие, конкретные и выполнимые шаги. Давай составим такой список наград для себя.

Небольшие награды за небольшие шаги: например, любимое пирожное или поход в ресторан с друзьями

 


 


 


 

Средние награды за средние шаги: например, покупка одежды или поездка в парк развлечений

 


 


 


 

Большие награды за большие шаги: например, новый телефон или путешествие


 


 


 

Воробьёва И.М.

Педагог-организатор социально-гуманитарного направления ЦДО

Газпром школа Санкт-Петербург


 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мотивация и барьеры. Практические упражнения

Мотивация и барьеры. Практические упражнения

Блоки: «Хочу быть самым умным», «Выучу стихотворение — получу 5», «Если я прочитаю страницу, мама меня похвалит», «Я люблю узнавать новое об окружающем мире», «Мне…

Блоки: «Хочу быть самым умным», «Выучу стихотворение — получу 5», «Если я прочитаю страницу, мама меня похвалит», «Я люблю узнавать новое об окружающем мире», «Мне…

Поговорите о том, что мотивация — не единственный фактор, влияющий на учебу

Поговорите о том, что мотивация — не единственный фактор, влияющий на учебу

К отрицательной мотивации относятся все случаи вроде «Если ты не пойдешь со мной гулять, я обижусь» или «Если ты не будешь готовиться к экзаменам, то…

К отрицательной мотивации относятся все случаи вроде «Если ты не пойдешь со мной гулять, я обижусь» или «Если ты не будешь готовиться к экзаменам, то…

Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха

Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха

Мотивация избегания нередко актуализируется тогда, когда человек находится в великом затруднении насчет того, чего же ему на самом деле хочется, чего же ему такого сделать,…

Мотивация избегания нередко актуализируется тогда, когда человек находится в великом затруднении насчет того, чего же ему на самом деле хочется, чего же ему такого сделать,…

Послушаю курс на Arzamas об истории искусства, потому что хочу в этом разбираться

Послушаю курс на Arzamas об истории искусства, потому что хочу в этом разбираться

Подумай, какие барьеры заставляли тебя чувствовать себя плохо хотя бы раз за последние три месяца

Подумай, какие барьеры заставляли тебя чувствовать себя плохо хотя бы раз за последние три месяца

Фрейм ошибки Акцент на неудаче, ошибке

Фрейм ошибки Акцент на неудаче, ошибке

Мой барьер 3: Новый фрейм:

Мой барьер 3: Новый фрейм:

Большие награды за большие шаги: например, новый телефон или путешествие

Большие награды за большие шаги: например, новый телефон или путешествие

Мотивация и барьеры. Методические рекомендации

Мотивация и барьеры. Методические рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021