Возможности коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками у детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Возможности коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками у детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
doc
07.05.2020
Возможности коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками у детей дошкольного возраста
возможност коммуникативных игр.doc

Возможности коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками у детей дошкольного возраста

 

В отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец) принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают основные психические новообразования. Как известно, игра имеет уникальное значение для детской личности. В сюжетно—ролевой игре ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, овладевает способами взаимодействия, начинает осознавать разный характер отношения к нему окружающих людей и свое отношение к ним. Как никакая другая деятельность, сюжетно—ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование — практически единственное средство ориентации детей в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых, что имеет решающее значение в социальном развитии ребенка. 

Коммуникативность–это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. [24]

Поскольку именно игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности ребенка, формировать навыки общения эффективнее всего в игровой форме. Игры на общение позволяют выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, научить выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами. 

Игра—традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, доставляет ему удовольствие. [15]

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. 

Игра является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. [11]

Коммуникативные игры направлены на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развития: навыков конструктивного общения, умения слушать и слышать сверстника, умения получать радость от общения, умения понятно выражать свои чувства и мысли, повышение терпимости к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям и пр. 

Основная цель использования коммуникативных игр — помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Также коммуникативные игры используются для:

·         развития динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

·         развития эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

·         развития позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Для дошкольника игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовывать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, свойственные миру взрослых.

Структурными компонентами игры являются: игровой замысел и игровой мотив, предмет, средства, действия, результат.

Радость, переживаемая от игры со сверстниками, в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Нужно отметить, что основная задача игр на формирование навыков общения — это развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Также игры на формирование навыков общение направлены установление эмоционального контакта и доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку [28].

Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций.

Очень важно во время игры держаться свободно, артистично, «заражать» детей весельем. Важно также понимать воспитательное значение каждой игры. 

Н.В. Клюева и Ю.В. Касаткина составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:

·         не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);

·         используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течении 20 — 25 минут;

·         не говорите ребенку, что он что—то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

·         следует помнить, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;

·         игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет [18].

Применение коммуникативных игр необходимо в случае, если родителей и воспитателей беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.п. Не всегда взрослым, понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с братом (сестрой), он не ходит гулять, так как на него не обращают внимания. 

Причины, по которым у ребенка могут возникать коммуникативные проблемы могут быть разными: психофизические нарушения, соматические и наследственные заболевания, неблагополучные отношения в семье, отвержение, излишняя требовательность и многие другие. 

Показателями благополучной для ребенка обстановки являются:

·         выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

·         уверенность в своих силах, удовлетворение собой;

·         умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

·         ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

Также, к сожалению, часто ребенок не знает, как проявить свои эмоции. И в результате этого у него возникают трудности при общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы решить эту проблему ребенка необходимо познакомить с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются в его эмоциональных реакциях. 

Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина предлагают организовывать с ребенком этюды на выражение различных эмоций.

Проведение таких игр — этюдов для детей будет способствовать формированию коммуникативных навыков, умению контролировать и правильно передавать свои эмоции окружающим. 

Ю.В. Полякевич и Г.Н. Осинина предлагают использовать игровые комплексные занятия для развития общения и коммуникативных навыков. Структура таких комплексных занятий позволяет педагогам гибко и качественно использовать методические приемы, игровые формы и рекомендации в работе с детьми. Непринужденность общения в игровых ситуациях способствует преодолению трудностей межличностного взаимодействия и развитию речевых навыков.[21]

В процессе игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков ребенок учится: 

·         внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что—то непонятно; 

·         проявлять уважение к говорящему, не перебивать его; 

·         уметь выражать свое отношение к предмету разговора — излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать; 

·         ясно и последовательно выражать свои мысли; 

·         уметь ориентироваться в ситуации общения; 

·         уметь договариваться, планировать совместные действия; 

·         уметь завершать общение, используя этикетные формулы. 

Такие качества, приобретенные в играх на общения, помогут ребенку успешно социализироваться в обществе взрослых и сверстников, налаживать контакты с другими детьми и договариваться в случившихся конфликтах и трудных ситуациях. 

На формирование коммуникативных навыков особо влияет положение ребенка в коллективе — группе детского сада. [12]

Е. О. Смирнова предлагает метод выявления популярных и непопулярных дошкольников и специальные коррекционные игры, которые помогут преодолеть отчужденность у непопулярных детей в группе. [29]

Проведение таких коммуникативных игр помогает каждому ребенку стать личностью, повысить самооценку, совершенствовать коммуникативные способности и умение общаться. 

Для того, чтобы дети успешно усвоили навыки общения следует систематически проводить игры на общение, игры — этюды, игровые комплексные занятия. 

Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах работы не только с детьми, но и родителями в непосредственной образовательной деятельности, на праздниках, развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющих различную патологию развития.

И у родителей, и у воспитателей общая задача — сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность. [16]

Таким образом можно сделать вывод о том, что эффективный способ развития общения детей – коммуникативная игра, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Основная задача игр на общение — развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков ребенок учится взаимодействию со взрослыми и сверстниками (умению слушать, не перебивать говорящего, ясно и последовательно выражать свои мысли и эмоции, умению договариваться и другому). Такое взаимодействие безусловно полезно для того, чтобы дошкольник был лучше адаптирован к жизни в социальной сфере, смог реализовать себя, всегда мог завести друзей и найти общий язык с любым человеком.


Возможности коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками у детей дошкольного возраста

Возможности коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками у детей дошкольного возраста

Основная цель использования коммуникативных игр — помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений

Основная цель использования коммуникативных игр — помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений

Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет [18]

Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет [18]

Непринужденность общения в игровых ситуациях способствует преодолению трудностей межличностного взаимодействия и развитию речевых навыков

Непринужденность общения в игровых ситуациях способствует преодолению трудностей межличностного взаимодействия и развитию речевых навыков

В процессе игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков ребенок учится взаимодействию со взрослыми и сверстниками (умению слушать, не перебивать говорящего, ясно и последовательно выражать свои…

В процессе игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков ребенок учится взаимодействию со взрослыми и сверстниками (умению слушать, не перебивать говорящего, ясно и последовательно выражать свои…
Скачать файл