228 Молодежь и 34
ла, требует от преподавателей составлять оптимальный учебнометодический комплекс, учитывающий все составляющие учебного процесса по данному предмету.
Список литературы
1. Ботвинников А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению.- М. 1977.-192с.
2. Бельков А.П. Методическая разработка на тему Комплекс уроков методом развивающего обучения по дисциплине Инженерная графика. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library.
3. Наимов С.Т.Развитие познавательной деятельности учащихся по предмету черчения. «Молодежь и XXI век-2019» .Материалы IX Международной молодежной научной конференции - Курск, 2019.- ТОМ 2.- С. 127-130.
4. Жураев Т.Х., Наимов С.Т., Эргашева Н.К., Рустамов Э.Т., Жумаева З.Ж. Разработка инновационной рабочей программы по предмету инженерная графика для технических вузов // Образование и проблемы развития общества. 2019. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-innovatsionnoy-rabochey-programm.
5. Жураев Т.Х. Предпосылки разработки инновационного учебного пособия по предмету «Инженерная графика». Сборник научных статей 2-й МНМК «Образование. Наука. Карьера». ISBN 978-5-907049-03-1. Т-1. 22 января, ЮЗГУ. 210-212 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36934291.
ОЛИМОВ ШИРИНБОЙ ШАРОФОВИЧ
ХОДЖИЕВА МАТЛУБА ШУКУРОВНА
Бухарский государственный университет, г. Бухара, Узбекистан e-mail: shirinboy71@mail.ru
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ОЛИМОВ Ш.Ш., ХОДЖИЕВА М.Ш. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматриваются приоритетные направления создания инновационной образовательной среды, базирующейся на разработке и внедрении новых современных педагогических и информационных технологий в учебный процесс. Наряду с этим в статье анализируются проблемы применения передовых педагогических технологий, и приводятся пути их оптимального решения.
Сегодняшняя образовательная реформа актуализировала проблему формирования знаний, умений и навыков у будущих специалистов при их подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями. В пункте 4.4. Указа Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева № УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» в качестве приоритетных задач обозначено “стимулирование научноисследовательской и инновационной деятельности, создание эффективных механизмов внедрения научных и инновационных достижений в практику, создание при вузах и НИИ научно-экспериментальных
Молодежь и 42 229
специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков” [1]. Эффективное решение этих задач требует устранения существующих проблем и недостатков путем создания инновационной образовательной среды, а также разработки и внедрения новых современных технологий в учебный процесс. Кроме того, современные требования предполагают необходимость модернизации образовательного процесса как целостной системы и организации инновационной деятельности в образовании.
Это, в свою очередь, требует создания нового поколения учебников и учебной литературы на основе обновленной системы образования и содержания обучения для внедрения в учебный процесс с применением современных педагогических технологий.
Соответственно, организации, отвечающие за подготовку кадров для отраслей народного хозяйства, зависят от решения проблемы новой организации образовательного процесса в заведениях среднего специального, профессионального образования и высшего образования. Единственный способ достичь этого - широкое применение современных педагогических технологий в образовательном процессе. Разработка современных педагогических технологий также является актуальной проблемой.
Самое главное, что каждый педагог и руководитель должны понимать глубинную суть организации образования на новой методологической основе. Новое образование не может основываться на старых стандартах. Кроме того, важно знать научно-методические основы новой организации образования, необходимые условия для использования современных педагогических технологий. Однако учет факторов его дальнейшего развития требует широкого использования новых и прогрессивных достижений науки в мировой образовательной практике. Ведь современные технологии являются предпосылкой интеллектуального, творческого и нравственного совершенства студентов. На этой основе развитие стало основным понятием, образующим сущность педагогического процесса во всех звеньях системы непрерывного образования, движущей силой которой являются современные педагогические технологии. Исследования, проведенные во многих странах, включая нашу республику, показывают, что самым большим недостатком для всех звеньев образования является неспособность студентов применять свои знания в практической деятельности и неумение справляться с трудными жизненными и экономическими ситуациями. В образовательной реформе важно выявить положительные черты развития мирового образования на основе того, что образование - это практика человеческой жизни, опыт ориентации на личность, и основными средствами его развития являются современные педагогические технологии. Направленность развития нашей системы образования в результате реформирования на мировой опыт является еще одной важной
230 Молодежь и 34
задачей - эффективно использовать опыт адаптации образования к рыночным отношениям.
Отличительной особенностью педагогических технологий является простота осуществления двусторонней связи двух участников образовательного процесса, преподавателя и учащегося, возможностей и деятельности учащегося или объекта и субъекта обучения. Он также характеризуется тем, что цель обучения заранее четко определена и, соответственно, содержание, способы, формы, а также контроль результатов и оценка осуществляются в целостности. Образовательные технологии включают в себя формы, методы и средства для реализации содержания обучения, предусмотренного в учебной программе, что позволяет достичь наилучшего результата. При разработке технологии обучения определённого курса или темы на основе общей технологизации каждый учитель руководствуется своим педагогическим видением и индивидуальной спецификой своей преподавательской деятельности.
Технология преподавания в качестве отдельной дидактической системы также является самостоятельной педагогической категорией, которая реализует одну или несколько целей, связанных с определенными формами, методами и средствами образования. Общеизвестно, что в процессе обучения ряд задач достигается на разных этапах развития системы образования. В то же время одна из них является определяющей целью, которая приведет либо к разработке или применению новой образовательной технологии, либо к модернизации существующей. Технологии обучения могут различаться в зависимости от цели учебного процесса.
В их числе можно выделить:
1. Информационные и развивающие технологии, направленные на работу с большими объёмами данных, формирование точной системы знаний и опору на знания.
2. Проблемные технологии обучения, ориентированные на самостоятельное мышление и повышение активности.
3. Деятельностные технологии, направленные на овладение средствами профессиональной или учебной деятельности.
4. Технологии, направленные на формирование активности личности в процессе обучения или достижения личностного совершенства [2,8].
Технологии используются по-разному, потому что в образовательном процессе они имеют разные цели одновременно.
В образовательном процессе основная задача - активизировать личность студента, преобразовать его в активного субъекта образования. Поэтому основным направлением технологизации образовательного процесса является формирование у студента, будущего специалиста потребности в знаниях и интереса к профессии.
На современном этапе развития мировой системы образования современные педагогические технологии рассматриваются как Молодежь и 42 231 предпосылка повышения интеллектуального, творческого и нравственного совершенства студентов, их профессиональной подготовки и совершенствования всего образовательного процесса. В то же время учащиеся и развитие образовательного процесса отражают сущность педагогического процесса и становятся базовой концепцией обучения. Именно полное использование образовательных, педагогических, дидактических и потенциальных возможностей современных педагогических технологий создаёт удобство их применения для развития личности студента. Информационные технологии усиливают влияние педагогических технологий и создают условия для достижения ожидаемых результатов [3,6].
Применение педагогических и информационных технологий в образовательном процессе позволяет постепенно переходить от авторитарных методов обучения к гуманистической педагогике или системе обучения, ориентированной на интересы и совершенство личности. Именно в этом контексте содержание гуманистической педагогики должно выбираться таким образом, чтобы в ней формировались не только знания, но и основа для личностного роста учащихся, интеллектуального развития, формирования способности
проявлять себя. Из множества предлагаемых технологий преподаватель должен выбирать, исходя из своих возможностей, содержания образования, с учётом уровня знаний и опыта учащихся. Только тогда любая технология может быть средством реализации вышеупомянутой идеи.
Широкое использование педагогических и информационных технологий в образовательном процессе может решить ряд проблем, которые предстоит решить в в целях усовершенствования образования молодёжи. Одной из них является переход от принудительного подчинения в процессе обучения между учителями и учениками к равенству и сотрудничеству. Это очень важная теоретическая и методологическая проблема. Если мы не сможем гуманизировать отношения между педагогами и учениками, нам не удастся воспитать независимую, свободную , творчески и критически мыслящую личность.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан».
2. Олимов Ш.Ш., Дурдиев Д.К. Педагогические технологии. Бухара: Издательство “Садриддин Салим Бухари”, 2019. - 184 с.
3. Олимов Ш.Ш., Хасанова З.Д. Применение педагогических технологий в образовательном процессе. –Т.: «Наука и технология», 2014. - 184 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.