Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе
Оценка 5

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
27.01.2019
Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр.
Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе.docx
Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе  Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана   с   игровой   деятельностью,   актуальность   которой   сохраняется.   С началом   школьного   обучения   в   характере,   содержании   и   направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании   подчиненности   игры   учебной   деятельности,   в   интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм   во   внутреннем   плане   воображения),   в   увеличении   значения   игр   с достижением   определенного   результата   (спортивные,   интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр. Чтобы лучше понять сущность понятия «игра», обратим внимание на его содержательное наполнение. Так, педагогическая энциклопедия трактует игру как:  1) один из видов деятельности человека;  2) средство физического, умственного и нравственного воспитания . Функцию   игры   определяют   в   воспроизведении   действий   взрослых   и отношений между ними. По   мнению   ученых,   на   всех   этапах   развития   личности   игра воспринимается   как   интересное,   необходимое   для   ее   жизнедеятельности занятие.   Чем   старше   ребенок,   тем   больше   он   чувствует   развивающее   и воспитывающее   значение   игры.   На   эти   специфические   особенности   игры большое внимание в своей практической деятельности обращали известные исследователи   Л.   Выготский,   А.   Запорожец,   Д.   Эльконин,   А.   Усова,   Ж. Пиаже,   П.   Лесгафт,   С.   Русова,   К.   Ушинский,   В.   Сухомлинский,   Н. Михайленко, Н. Короткова. Д. Б. Эльконин считает, что игра по своему содержанию приближается к труду взрослых. Наблюдая за тем, как дети играют, взрослые считают, что игра   не   имеет   ничего   общего   с   серьезными   занятиями   (например, приготовление   уроков,   труд).   Но   выполнение   домашнего   задания   ­   это обязанность,   а   труд   ­   тяжелая   необходимость.   Ребенок   хочет   играть   не потому, что это легко, а потому, что это трудно. С каждой игрой ребенок желает узнавать новое, понимать и выполнять те же вещи, что и взрослые. По мнению К. Д. Ушинского, игра – это важнейший вид деятельности ребенка, поскольку именно через игру ребенок познает все тайны мира, ведь она воспитывает, учит, развивает . Высокую   оценку   игре   дал   В.   Сухомлинский.  Он   писал:  «Игра   –  это огромное   светлое   окно,  через   которое   в   духовный   мир   ребенка   вливается питающий поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра ­ это искра, что зажигает огонек любознательности». Игра   является   целенаправленной,   сознательной   деятельностью,   по которой ребенок проявляет активность, самостоятельность, инициативность, строит отношения с детьми и взрослыми. Игра возникает не по принуждению, не по обязанности. Она исходит из непосредственных   побуждений,   потребностей   и   интересов   ребенка. Своеобразие игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по  себе  интересные  для  ребенка.  Ему  интересен  не  сам  результат  игры, а процесс игровой деятельности. Игра является деятельностью, что заполняет свободное   время   ребенка.   Игра   для   ребенка   ­   это   творческая, самостоятельная   деятельность.   Недаром   слова   «игра»   и   «развитие» встречаются почти всегда рядом. Для ребенка особая ценность игры заключается не только в том, что она дает   возможность   как   общего,   так   и   физического,   духовного   роста,   но   и готовит к различным сферам жизни. Игра для ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, обладает исследовательским содержанием, что позволяет моделировать   все  то, что  существует  за ее пределами.  Именно через  игру ребенок   быстрее   узнает   о   правилах   и   нормах   общения   с   людьми,   скорее овладевает навыками культурного поведения. Ценность игры заключается в том, что в игровой деятельности учебная, развивающая   и   воспитательная   функции   взаимосвязаны.   Игра   как   метод обучения   организует,   развивает   учащихся,   расширяет   их   познавательные возможности, воспитывает личность. Именно   по   этому   педагоги   и   психологи   на   протяжении   многих десятилетий   в   качестве   одного   из   действенных   методов   формирования положительной адаптации ребенка к школе выделяли игру. Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы   и   новое   содержание.   Характерными   играми   для   детей   младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил   в   играющем   детском   коллективе.   Особенно   типичны   для   них   игры   с разбивкой на «партии», где всегда можно заметить элементы соревнования, борьбы   и   взаимной   поддержки.   Интеллектуально­развивающие   игры, применяются   в   коллективной   работе   во   внеучебный   период   времени   в стимулировании   воображения,   фантазии,   детского   творчества,   а   также коллективных отношений. Для ребенка игра ­ это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям. В   игре   ребёнок   развивается   как   личность,   у   него   формируется   те стороны психики, от которых зависят успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество   личности   ребёнка,   как   саморегуляция   действий   с   учётом   задач   Важнейшим   достижением   является количественной   деятельности. приобретение   чувства   коллективизма.   Оно   не   только   характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную   сферу,   так   как   в   коллективной   игре   происходит взаимодействие   различных   смыслов,   развитие   событийного   содержания   и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. По   мнению   М.   Р.   Битяновой,   на   протяжении   младшего   школьного возраста игра существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. Здесь ясно выступает новая психологическая функция игры. Игра становится для   ребенка   одним   из   средств   организации   его   учебного   труда.   В   учении далеко не все дается легко, далеко не все является равно интересным. Оно требует от ребенка напряжения. Придавая учению форму игры, дети легче преодолевают   трудности,   облегчают   себе   то   волевое   усилие,   которое необходимо   для   приготовления   уроков.   Игра   здесь   как   бы   становится   на службу учению. Новое содержание и новые формы игр являются выражением тех особенностей психики младшего школьника, которые возникают в этот период   развития   ребенка.   Вместе   с   тем   сама   игровая   деятельность школьников представляет собой один из важнейших видов деятельности, на основе которых осуществляется дальнейшее развитие ребенка. Коллективный, состязательный характер игр школьников, разбивка на «партии»,   совместные   действия   участников   каждой   «партии»,   взаимная поддержка, оказываемая ими друг другу, — все это является условием для развития   коллективизма,   общественных   чувств   детей,   умения   действовать организованно, соблюдать интересы коллектива и пр. Таким образом, хотя место   игры   в   жизни   детей   младшего   школьного   возраста,   по   сравнению   с дошкольным возрастом, существенно изменилось, однако и в этом периоде игры детей имеют большое значение для развития психики ребенка. Важная   роль   игры   в   развитии   психических   процессов   ребенка объясняется тем, что игра вооружает ребенка доступными для нее средствами активного воспроизводства, моделирования с помощью внешних, предметных действий. В игре ребенок быстрее и легче придерживается сознательной цели запомнить и запоминает больший объем материала, чем во время обычного урока. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Л.И. Божович считает, что игра является так же хорошим средством развития   волевой   сферы   ребенка.   Именно   в   игре   проявляется   желание добровольно,   по   собственной   инициативе   выполнять   различные   правила, соблюдать   требования,   именно   игра   дает   детям   возможность   попробовать себя   в   ролях   и   «руководителя»   и   «подчиненного».   Ценность   игровой деятельности проявляется и в том, что в ходе игры дети имеют возможность активно общаться, а это способствует формированию детского коллектива. Особое   значение   в   учебно­воспитательном   процессе,   в   процессе адаптации первоклассников к школе, следует предоставлять дидактическим играм.   В   условиях   дидактической   игры   ребенок   усваивает   программу значительно   успешнее,   чем   в   условиях   учебного   занятия,   ведь   в дидактической игре учебная цель ­ часть игровой ситуации с выполнением определенных   правил.   При   таких   условиях   усвоение   нового   материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Дидактическая игра способствует   развитию   психических   процессов,   новых   видов   умственной деятельности,   усвоению   младшими   школьниками   новых   знаний   и   умений. Поэтапная отработка умственных действий в дидактической игре происходит произвольно и ненавязчиво. Правила   дидактической   игры   дети   воспринимают   как   условие, поддерживает игровой замысел, их невыполнение разрушает игру, делает ее неинтересной.   Дети   осознают,   что,   соблюдая   правила,   скорее   достигнешь результата. Правила дисциплинируют, воспитывают выдержку, терпение. Они способствуют   достижению   дидактической   цели:   незаметно   направляют внимание   на   выполнение   конкретного   программного   требования   учебного предмета.  Например,   в   ходе   игры   «Математические   ручейки»   каждый   ученик следит   за   математическими   вычислениями,   которые   выполняют   товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это они выполняет в соответствии   с   правилами   игры:   получил   мячик   ­   подбери   пример.   Если правило не выполняется ­ игра не получается: не решишь предыдущий пример ­ не придумаешь свой ­ команда не выполнит игровой задачи («ручейки» не достигнут озера). Учебная игра позволяет достичь ряда важных целей. 1. Дидактических (формирование и применение новых знаний, умений и навыков, расширение кругозора и т.д.). 2.   Развивающих   (развитие   памяти,   речи,   мыслительных   процессов   ­ анализа, синтеза, сопоставления; творческих способностей). 3.   Воспитательных   (воспитание   самостоятельности,   коллективизма, ответственности, воли, навыков сотрудничества). По мнению П.И. Пидкасистого, широкое использование игрового метода в обучении имеет много преимуществ:  игра   приводит   к   активной   познавательной   деятельности   каждого ученика   в   отдельности   и   всех   вместе,   являясь   эффективным   средством управления учебным процессом;  обучение   в   игре   осуществляется   с   помощью   собственной деятельности   ученика,   особым   видом   практики,   в   процессе   которого усваивается до 90% информации; игра ­ свободная деятельность, которая дает возможность выбора, самовыражения, саморазвития для ее участников; игра   имеет   определенный   результат   и   стимулирует   ученика   к достижению цели (победы) и осознанию пути её достижения; в   командной   игре,   где   отдельные   ученики   изначально   равны   (нет плохих и хороших учеников, а только игроки) результат зависит от самого игрока,   уровня   его   подготовленности,   способностей,   выдержки,   умений   и характера; состязательность   ­   неотъемлемая   составляющая   игры   ­      привлекательная для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.  Активное   использование   игровой   деятельности   в   учебном   процессе позволяет успешно формировать и закреплять позитивное отношение ребенка к труду. Играя на уроке, дети психологически раскованы, что способствует проявлению их творческих способностей, нивелирует негативное отношение к сложной учебной работе. Положительный опыт они стремятся повторить на высшем уровне сложности задач. В то же время незаметно для себя ребенок познает радость трудовой деятельности. Осознание «я это могу» укрепляет уверенность в себе и порождает потребность «мне это необходимо, интересно и совсем не страшно». Таким образом, результаты исследования позволили нам сделать вывод о том, что работа учителя по улучшению и облегчению адаптации детей к обучению в школе ­ очень сложный и трудоемкий процесс. Вслед   за   П.И.   Пидкасистым   мы   считаем,   что   формирование   высоко уровня адаптации предполагает сочетание игровой и учебной деятельности первоклассников. По   нашему   мнению,   наиболее   важными   составляющими   адаптации первоклассников   к   условиям   школьного   обучения   являются   успешность учебной деятельности, которая включает в себя высокую учебную мотивацию и   хорошую   успеваемость   и   эмоциональное   благополучие   каждого   ребенка, которое возможно при условии низкой школьной тревожности и нормальной самооценке младшего школьника. Исходя из вышесказанного, нами разработана схема организации процесса  адаптации первоклассников к школьной жизни

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе

Возможности игровой деятельности в адаптации детей к обучению в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019