МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в современной школе. Многие из школ уже могут поделиться опытом работы в данном направлении. Так как я тоже не первый год занимаюсь с детьми проектноисследовательской деятельностью, хочу рассказать о том, что мне помогает в привлечении детей к созданию исследовательских проектов.
В 2009 году школы нашей области были приглашены принять участие в сетевом проекте «Глобальная школьная лаборатория». Мы приняли это предложение и с этого момента отправились в увлекательное путешествие в мир загадок и открытий. Но перед рассказом об этом путешествии, предлагаю совершить небольшой экскурс в историю «Глобальной школьной лаборатории».
1991 г. Концепция «ГлобалЛаб» как международной сетевой среды исследователей впервые предложена российским учёным Борисом Беренфельдом и известным американским исследователем Робертом Тинкером. 1995 – 2000 гг. «ГлобалЛаб» успешно апробирована в школах 30 стран мира.
2005 г. Платформа «ГлобалЛаб» получила грант Российского национального фонда подготовки кадров на разработку прототипа российской версии «ГлобалЛаб».
2008 – 2010 гг. Запущен сайт: www.globallab.ru .
2011 г. Основана компания ООО «ГлобалЛаб» .
2012 г. Подписан договор о сотрудничестве с UNESCO .
2013 г. Получен грант фонда «Сколково» на создание международной среды исследовательского взаимодействия школьников.
Сентябрь 2013 года. Запущен портал globallab.org, работающий на принципиально новой платформе и обладающий более широкими возможностями для проведения исследований и обработки данных. Что же еще важно знать о «Глобальной школьной лаборатории»?
Это безопасная модерируемая интернет-система, дающая учителям готовые решения для применения проектно-исследовательской деятельности во время уроков и во внеурочной деятельности на всех уровнях образования от дошкольного до старшей школы.
Резидент Сколково.
Рекомендовано к внедрению Сколково.
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) называет ГлобалЛаб «самым большим классом в мире» .
Рекомендовано к внедрению Федеральным институтом развития образования, как механизм внедрения ФГОС нового поколения. Отвечает всем требованиям образовательного процесса с участием детей с ОВЗ.
ГлобалЛаб создан для тех, кому интересна жизнь и её загадки, для тех, кому хочется дойти до всего своим умом, кем движет любопытство.
В «Глобальной школьной лаборатории» я работаю с ребятами с 2009-2010 учебного года.
Тогда «Глобальная школьная лаборатория находилась на сайте globallab.ru. Мы представляли команду «Сибиряки», в состав которой входили мальчишки и девчонки моего 2-го класса. Принимали активное участие в прохождении предложенных этапов и таким образом вместе с ребятами других школ России строили глобальное сообщество школ. Заинтересовало нас то, что впервые всем классом мы смогли проводить исследования на территории нашей школы, а о результатах этих исследований узнавали далеко за ее пределами. Выполняя задания различных этапов, мы обязательно открывали что-то новое для себя: сугроб снега, оказывается, скрывает от нас удивительные творения природы – осиное гнездо и зелёный мох, а на березе есть и мужские, и женские сережки!
Так как проект был рассчитан на ребят среднего и старшего звена, некоторые задания этапов требовали владения знаниями именно для такого возраста. Но моих детей это не пугало. Они бежали в библиотеку и искали ответы на вопросы в энциклопедиях и учебниках за 6-7 класс. И как у них поднималась самооценка, когда они с уверенностью говорили: « Мы все поняли! И теперь знаем, какие бывают облака». А в день весеннего Стопкадра уже могли самостоятельно заполнить таблицу об облачности. Для определения состава почвы с опытного участка нам пришлось обратиться к учебникам старших классов. Но у меня возникла новая проблема, которая заключалась в том, что предложенные методики для определения состава почвы были моим малышам не очень понятны. И тут я, случайно, нашла в Интернете интересный, так называем «мокрый» способ определения состава почвы. Мы провели по этой методике опыт: скатывали шарик и шнур, который затем сворачивали в кольцо. И по характеристике поведения разных почв в данной ситуации определили, что почва на нашем опытном участке представляет собой лёгкий суглинок, так как при попытке свернуть шнур в кольцо, оно развалилось на части. Конечно же, опыт, проведенный детьми собственными руками, надолго останется у них в памяти. А знания, которые они получили в процессе проведения исследования, будут намного прочнее, чем простое прочитывание текста в учебнике и рассматривание картинок. Снова же, в учебнике начальной школы тема изучения состава почвы отсутствует, хотя виды почв, в программах некоторых УМК, изучаются. Но я считаю, что, если детям интересен вопрос, и они хотят найти ответ на него, то почему мы должны, грубо говоря, «загонять» их в рамки программного материала.
План нашего опытного участка мы сделали позже, уже в 3 классе, до изучения этой темы. А при знакомстве на уроке с этой темой дети вспомнили, как делали план участка по заданиям в «Глобальной лаборатории» во втором классе. И снова помогла «Глобальная школьная лаборатория»! А для меня огромное счастье видеть широко открытые глаза и слышать радостное восклицание: «Вот, как определяется масштаб!» Когда у детей возникали подобные проблемы, то они пытались использовать все источники информации, в том числе обращались за помощью к преподавателям старших классов. Так, при описании растительности опытного участка, ребенок заинтересовался, откуда в осенних листьях появляются разнообразные цвета. Учитель биологии дал возможность рассмотреть лист под микроскопом и показал схему строения растительной клетки. Результаты этого исследования были представлены на школьной и районной НПК. А учителя среднего звена приглашали юного «исследователя» выступить перед обучающимися 6-ых классов при изучении темы, связанной с растительными пигментами.
Дети так заинтересовались тем, что происходило на сайте, что с нетерпением ждали нашего очередного занятия. А вся школа с интересом наблюдала, как мы вешаем кормушки, описываем растения и рассматриваем кору деревьев.
Конечно же, мы сталкивались с определенными трудностями: отсутствие хорошего лабораторного оборудования, чтобы провести необходимые измерения. Но это нас не останавливало: для измерений использовали самые простые термометры, просили у взрослых разрешения пользоваться весами, чтобы определить влажность почвы. Чтобы определить температуру воздуха на высоте 5 метров, крепили термометры скотчем к шесту. Вместо пластиковых контейнеров использовали полиэтиленовые пакеты.
И еще: многие учителя чувствуют в курсе «Окружающего мира», в отличие от учебников «Природоведения» в «старой» школе, нехватку тем, основанных на наблюдениях за живой природой. Поэтому работа в «Глобальной школьной лаборатории» позволила решить эту проблему.
Естественно, работа на сайте не была у нас запланирована на начало года, а в третьем классе мы попробовали выполнить то, что не успели во втором классе. На тот момент для себя отметила, что многое из того, что предлагалось для исследования в «Глобальной школьной лаборатории», можно привязать к программному материалу. Но все же специальные часы пока не отводились, работали после уроков в личное время. Но ни разу дети не сказали «Не хотим! Или некогда!»
Набравшись опыта, и учитывая то, что все-таки лучше было проводить занятия в «Глобальной школьной лаборатории» в определенное время, перед началом нового учебного года, я разработала программу факультативного курса «Окружающий мир в «Глобальной школьной лаборатории», каждое занятие которого было направлено на более подробное знакомство с Мимами (мультимедийными измерительными материалами). Важно, что для полноценного проведения занятий, методистами ГлобалЛаб была оказана огромнейшая помощь по обеспечению электронными приложениями, игровыми заданиями и рабочими журналами.
А дети, став взрослее, уже активнее принимали участие в общении на форумах, знакомились с работами других участников, сравнивали результаты.
Большое спасибо, конечно, тьюторам, организаторам, методистам за постоянную связь с нами. За активное участие мы получали различные награды: почетные грамоты, дипломы.
В 2013 году мы были рады приглашению зарегистрироваться на новой площадке «ГлобалЛаб». Менять название команды не стали, но в нее мы приглашаем всех ребят нашей школы. Теперь в команде со мной работают 2 педагога. Своих детей они также вовлекают в работу с проектами.
Когда мы увидели, что в нашей школе дети стали больше интересоваться проектно-исследовательской деятельностью, то выступили перед коллективом с предложением создать школьное научное общество учащихся. Три года я являлась руководителем НОУ «ЭВРИКА». Самые активные ребята, бывшие мои выпускники, которые принимали участие в «Глобальной школьной лаборатории», вошли в состав совета этого общества.
Работу общества мы старались тесно связать с работой в «Глобальной школьной лаборатории». И строилась она следующим образом:
1. На заседаниях исследовательской секции НОУ ребята рассказывали о разнообразных проектах и предлагали другим ребятам тоже принять в них участие. Так ученица 5 класса рассказывала о проекте «У меня в садочке- лютики-цветочки», в котором она сама приняла участие. После чего пригласила ребят НОУ, интересующихся разведением садовых цветов, принять тоже в этом проекте участие. А сама она еще создала «Цветочный альбом», в который внесла описание всех цветов, которые они с бабушкой выращивают в саду и дома.А другая участница НОУ, воодушевленная своими воспоминаниями о поездке на шоколадную фабрику, познакомила с проектом « Шоколад-это полезно или вредно».
И мальчишки активно принимают участие. Один из них вспомнил,что в начальной школе не мог определиться, какой рукой ему писать, поэтому решил пройти тест, описанный в проекте «Определяем доминантное полушарие». Он так увлеченно рассказывал об этом исследовании, что все участники НОУ попросили его выступить и рассказать о методике определения доминантного полушария.
В результате такой работы появились лидеры, которые активно принимают участие в проектах, размещенных ребятами на сайте .
2. Ребята не только принимают участие в опубликованных проектах, но и становятся авторами своих собственных проектов: "Спешите делать добро" , "Мода - это то, во что мы одеваемся?" ,"Одомашненный подснежник" , "Проверяем народные приметы", "Животные синоптики у нас дома!".
Благодаря «ГлобалЛаб» мы не занимаемся изобретением велосипеда. Мы живем в одном мире, в одной стране, и проблемы, зачастую, волнуют нас одни и те же. Поэтому в начале учебного года на первом заседании секций НОУ, детям, которым трудно определиться с собственной темой проекта, мы предлагали познакомиться с многообразием идей «ГлобалЛаб». Может быть, на основе какой-нибудь из них появится новый проект. Тем ребятам, которые заинтересуются проектом, опубликованном в «ГлобалЛаб», но видят его немного по-другому, рекомендуем создать свой проект. А, при желании, дополнить свой проект результатами исследования, проведенного в «ГлобалЛаб», но с обязательным условием - всегда говорить об авторах таких проектов.
За то время пока я работаю, уже определились некоторые формы работы в «ГлобалЛаб»:
1. Индивидуальная работа:
-задание на дом: найти проект на предложенную тему и постараться заполнить анкету;
-задание на лето: читать книги и заполнять « Дневник читателя»; подготовка к конференции: подготовить свой проект и опубликовать и т.п.
2.Групповая работа:
-заполнение анкет проектов группами (у каждой группы своя предметная
область);
-обсуждение понравившегося проекта и т.п.
3.Дистанционная работа: совместное создание проектов.
Организаторам детской летней площадки может помочь проект, который запускается на летний период, - «ГлобалЛаб-Экспедиция» . Те приемы, которые были использованы при прохождении маршрута «В гостях у сказки», используются мною теперь с детьми для формирования у них осознанного чтения.
За участие в «Экспедиции» наши ребята получили «Приз зрительских симпатий» и целый год являлись «Лицом «Экспедиции»! Это была наша первая серьезная победа! Это очень много для нас значит! И мы очень этим гордимся! А дети, не расстаются со значками и галстуками «ГлобалЛаб». Конечно, мы стараемся как можно больше рассказать о возможностях «ГлобалЛаб». Ребята выступают на конференциях перед такими же увлеченными сверстниками. А я с огромным желанием выступаю перед коллегами на районных метод объединениях и на курсах повышения квалификации в г. Новосибирске.
Есть, конечно, ряд трудностей, с которыми мы сталкиваемся. Но я считаю, что они, вполне, преодолимы.
Конечно, важное значение имеет общение с учительским сообществом, консультантами и тьюторами «ГлобалЛаб» при создании проектов. Был опыт работы на других подобных сайтах, но могу без преувеличения сказать, что такого тесного контакта не чувствовала.
И так, в заключение хочется сказать, что, занимаясь в «ГлобалЛаб», глобальные научные открытия дети не совершают, но для себя они открывают субъективно новые знания, зачастую опережая изучение школьного материала и выходя за рамки программного материала. А я лично считаю, что сетевой проект «ГлобалЛаб» оправдывает все ожидания: интересный и увлекательный, значимый и познавательный, а самое главное, не побоюсь этого слова, – живой!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.