"Возможности сетевого образовательного проекта ГлобалЛаб"
Оценка 4.8

"Возможности сетевого образовательного проекта ГлобалЛаб"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
pdf
окружающий мир
1 кл—3 кл
23.04.2017
"Возможности сетевого образовательного проекта ГлобалЛаб"
Материал представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов в сетевом образовательном проекте" Глобальная школьная лаборатория". Предложенный материал содержит последовательное изложение пройденного пути знакомства детей с названным проектом. Также в материале представлен и результат совместной проектно-исследовательской деятельности учителя и обучающихся.
5Ращупкина М.А..pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ЧИКСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №6

 

 

 

                Проектно-исследовательская     деятельность       обучающихся      стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в современной школе. Многие из школ уже могут поделиться опытом работы  в данном направлении. Так как я тоже не первый год занимаюсь с детьми проектноисследовательской деятельностью, хочу рассказать о том, что мне помогает в привлечении детей к созданию исследовательских проектов. 

               В 2009 году школы нашей области были приглашены принять участие в сетевом проекте «Глобальная школьная лаборатория». Мы приняли это предложение и с этого момента отправились в увлекательное путешествие в мир загадок и открытий. Но перед рассказом об этом путешествии, предлагаю  совершить небольшой экскурс в историю «Глобальной школьной лаборатории».

 1991 г. Концепция «ГлобалЛаб» как международной сетевой среды исследователей впервые предложена российским учёным Борисом Беренфельдом и известным американским исследователем Робертом Тинкером. 1995 – 2000 гг. «ГлобалЛаб» успешно апробирована в школах 30 стран мира.

  

2005 г. Платформа «ГлобалЛаб» получила грант Российского национального фонда подготовки кадров на разработку прототипа российской версии «ГлобалЛаб».

2008 – 2010 гг. Запущен сайт: www.globallab.ru .

2011   г. Основана компания ООО «ГлобалЛаб» .

2012   г. Подписан договор о сотрудничестве с UNESCO .

2013   г. Получен грант фонда «Сколково» на создание международной среды исследовательского взаимодействия школьников.

Сентябрь 2013 года. Запущен портал globallab.org, работающий на принципиально новой платформе и обладающий более широкими возможностями для проведения исследований и обработки данных.        Что же  еще важно знать о «Глобальной школьной лаборатории»? 

Это безопасная модерируемая интернет-система, дающая учителям готовые решения для применения проектно-исследовательской  деятельности  во время уроков и во внеурочной деятельности на всех уровнях образования от дошкольного до старшей школы. 

Резидент Сколково. 

Рекомендовано к внедрению Сколково. 

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) называет ГлобалЛаб «самым большим классом в мире» .

Рекомендовано к внедрению Федеральным институтом развития образования, как механизм внедрения ФГОС нового поколения.  Отвечает всем требованиям образовательного процесса с участием детей  с ОВЗ. 

ГлобалЛаб создан для тех, кому интересна жизнь и её загадки, для тех, кому хочется дойти до всего своим умом, кем движет любопытство. 

 В «Глобальной школьной лаборатории» я работаю с ребятами с 2009-2010 учебного года. 

      Тогда «Глобальная школьная лаборатория находилась на сайте globallab.ru. Мы представляли команду «Сибиряки», в состав которой входили мальчишки и девчонки моего 2-го класса. Принимали активное участие в прохождении  предложенных этапов и таким образом вместе с ребятами других школ России строили глобальное сообщество школ.       Заинтересовало нас то, что впервые всем классом мы смогли проводить исследования  на территории нашей школы, а о результатах этих  исследований узнавали далеко за ее пределами.  Выполняя задания различных  этапов, мы обязательно открывали что-то  новое для себя: сугроб снега, оказывается,  скрывает от нас удивительные творения природы – осиное гнездо и зелёный мох, а  на березе есть и мужские, и женские сережки!   

      Так как проект был рассчитан на ребят среднего и старшего звена, некоторые задания этапов требовали владения знаниями именно для такого возраста. Но моих детей это не пугало. Они  бежали в библиотеку и искали ответы на вопросы в энциклопедиях и  учебниках за 6-7 класс.  И как у них поднималась самооценка, когда они  с уверенностью говорили: « Мы все поняли! И теперь знаем, какие бывают облака». А в день весеннего Стопкадра уже могли самостоятельно заполнить таблицу об облачности.         Для определения состава почвы с опытного участка нам  пришлось обратиться к учебникам старших классов. Но у меня возникла новая проблема, которая заключалась в том, что  предложенные методики для определения состава почвы были моим малышам не очень понятны. И  тут я, случайно, нашла в Интернете интересный, так называем «мокрый» способ определения состава почвы. Мы провели по этой методике опыт: скатывали шарик и шнур, который  затем сворачивали в кольцо. И по  характеристике поведения разных почв в данной ситуации определили, что почва на нашем опытном участке представляет собой лёгкий суглинок, так как  при попытке свернуть шнур в кольцо, оно развалилось на части.  Конечно же, опыт, проведенный детьми  собственными руками, надолго останется у них в памяти. А  знания, которые они получили в процессе проведения исследования, будут намного прочнее, чем простое  прочитывание текста в учебнике и рассматривание картинок. Снова  же, в учебнике начальной школы тема изучения состава почвы отсутствует, хотя виды почв, в программах некоторых УМК, изучаются. Но я считаю, что, если детям интересен вопрос, и они хотят найти ответ на него, то почему мы должны, грубо говоря, «загонять» их в рамки  программного материала. 

      План нашего опытного участка мы сделали позже, уже в 3 классе, до изучения этой темы. А при знакомстве на уроке с этой темой дети вспомнили, как делали план участка по заданиям в «Глобальной лаборатории» во втором классе.  И снова помогла «Глобальная школьная лаборатория»! А для меня огромное   счастье    видеть  широко открытые глаза и  слышать  радостное восклицание: «Вот, как определяется масштаб!»       Когда   у детей возникали подобные  проблемы, то они пытались использовать все источники информации,  в том числе обращались за помощью к преподавателям старших классов. Так, при описании растительности опытного участка, ребенок заинтересовался, откуда в осенних листьях появляются разнообразные цвета. Учитель биологии дал возможность рассмотреть лист под микроскопом и показал схему строения растительной клетки. Результаты этого исследования были представлены на школьной и районной НПК. А учителя среднего звена приглашали юного «исследователя» выступить перед обучающимися 6-ых классов при изучении темы, связанной с растительными пигментами.

         Дети так заинтересовались тем, что происходило на сайте, что с нетерпением ждали нашего очередного занятия.  А вся школа с интересом наблюдала, как мы вешаем кормушки, описываем растения и   рассматриваем кору  деревьев. 

          Конечно же,  мы сталкивались с  определенными трудностями: отсутствие  хорошего лабораторного оборудования, чтобы провести необходимые измерения. Но это нас не останавливало: для измерений   использовали самые простые термометры, просили у взрослых разрешения пользоваться  весами, чтобы определить влажность почвы. Чтобы определить температуру воздуха на высоте 5 метров, крепили термометры  скотчем к шесту. Вместо пластиковых контейнеров использовали полиэтиленовые пакеты.

         И еще: многие учителя чувствуют в курсе «Окружающего мира»,  в отличие от учебников «Природоведения» в «старой» школе, нехватку   тем, основанных на наблюдениях за живой природой. Поэтому работа в «Глобальной школьной  лаборатории» позволила решить эту проблему. 

         Естественно, работа на сайте не была у нас запланирована на начало года, а в третьем классе мы  попробовали выполнить то, что не успели во втором классе. На тот момент для себя отметила, что многое из того, что предлагалось для исследования  в «Глобальной школьной  лаборатории»,  можно привязать к программному материалу. Но все  же специальные часы пока не отводились, работали после уроков в личное время. Но ни разу дети не сказали «Не хотим! Или некогда!»

      Набравшись опыта, и учитывая  то, что все-таки лучше было проводить занятия в «Глобальной школьной  лаборатории»  в определенное время, перед началом нового учебного  года, я разработала программу факультативного курса «Окружающий мир в «Глобальной школьной лаборатории»,  каждое занятие которого  было направлено на более подробное знакомство с Мимами (мультимедийными измерительными материалами).  Важно, что для полноценного проведения  занятий, методистами ГлобалЛаб была оказана огромнейшая помощь по обеспечению электронными приложениями, игровыми заданиями и рабочими журналами. 

     А дети, став взрослее, уже активнее принимали участие в  общении на форумах, знакомились с работами других участников, сравнивали результаты. 

     Большое спасибо, конечно, тьюторам, организаторам, методистам за постоянную связь с нами. За активное участие мы  получали различные награды: почетные грамоты, дипломы.

       В 2013 году мы были рады приглашению зарегистрироваться на новой площадке «ГлобалЛаб». Менять название команды не стали, но в нее мы приглашаем всех ребят нашей школы.  Теперь в команде со мной работают 2 педагога. Своих детей они также вовлекают в работу с проектами. 

          Когда мы  увидели, что в нашей школе дети стали больше интересоваться проектно-исследовательской деятельностью,  то выступили перед коллективом  с предложением создать школьное научное общество учащихся. Три года я являлась руководителем НОУ  «ЭВРИКА». Самые активные  ребята, бывшие мои выпускники, которые принимали участие в «Глобальной школьной  лаборатории», вошли в состав совета этого общества. 

        Работу  общества мы старались тесно связать с  работой в «Глобальной школьной  лаборатории». И строилась она следующим образом:

1.                 На заседаниях исследовательской секции НОУ ребята рассказывали о разнообразных проектах и предлагали другим ребятам тоже принять в них участие. Так ученица 5 класса  рассказывала о проекте «У меня в садочке- лютики-цветочки», в котором она сама приняла участие. После чего пригласила ребят НОУ, интересующихся  разведением садовых цветов,  принять тоже в этом проекте участие. А сама она еще создала  «Цветочный альбом», в который внесла описание всех цветов, которые они с бабушкой выращивают в саду и дома.А другая участница НОУ, воодушевленная своими  воспоминаниями о поездке на шоколадную фабрику, познакомила с проектом « Шоколад-это полезно или вредно». 

  И мальчишки активно принимают участие. Один из них вспомнил,что в начальной школе не мог определиться, какой рукой ему писать, поэтому решил пройти тест, описанный в проекте «Определяем  доминантное полушарие». Он  так увлеченно рассказывал об этом исследовании, что все участники НОУ попросили его выступить и рассказать о методике определения доминантного полушария.  

     В результате такой работы появились лидеры, которые активно принимают участие в проектах, размещенных ребятами на сайте .

2.                 Ребята не только принимают участие в опубликованных проектах, но и становятся авторами своих собственных проектов: "Спешите делать добро" , "Мода - это то, во что мы одеваемся?" ,"Одомашненный подснежник" ,   "Проверяем народные приметы", "Животные синоптики у нас дома!".

       Благодаря «ГлобалЛаб» мы не занимаемся изобретением велосипеда. Мы живем в одном мире, в одной стране,  и проблемы, зачастую, волнуют нас одни и те же.  Поэтому в начале  учебного года на первом заседании секций НОУ,  детям, которым трудно определиться с собственной темой проекта, мы предлагали познакомиться с многообразием идей «ГлобалЛаб».  Может быть, на основе какой-нибудь из них появится новый проект. Тем  ребятам, которые заинтересуются проектом, опубликованном в «ГлобалЛаб», но  видят его немного по-другому, рекомендуем  создать свой проект. А, при желании,  дополнить свой проект результатами исследования, проведенного в  «ГлобалЛаб», но с обязательным условием -    всегда говорить об авторах таких проектов.  

         За то время пока я работаю, уже определились некоторые  формы работы в «ГлобалЛаб»:   

1. Индивидуальная работа: 

-задание на дом: найти проект на предложенную тему и постараться заполнить анкету; 

-задание на лето: читать книги и заполнять « Дневник читателя»; подготовка к конференции: подготовить свой проект и опубликовать и т.п.

2.Групповая работа: 

-заполнение анкет проектов группами (у каждой группы своя предметная

область); 

-обсуждение понравившегося проекта и т.п.

           3.Дистанционная работа: совместное создание проектов.

          Организаторам  детской летней площадки может помочь проект, который запускается на летний период, - «ГлобалЛаб-Экспедиция» .       Те приемы, которые были использованы при прохождении маршрута «В гостях у сказки», используются мною теперь с детьми для формирования у них осознанного чтения. 

     За участие в «Экспедиции» наши ребята получили «Приз зрительских симпатий» и целый год являлись «Лицом «Экспедиции»! Это была наша первая серьезная победа! Это очень много для нас значит!  И мы очень этим гордимся! А дети, не расстаются со значками и галстуками «ГлобалЛаб».        Конечно, мы стараемся как можно больше рассказать о возможностях «ГлобалЛаб». Ребята выступают на конференциях перед такими же увлеченными сверстниками. А я с огромным желанием выступаю перед коллегами на районных метод объединениях и  на курсах повышения квалификации  в г. Новосибирске.

      Есть, конечно, ряд трудностей, с которыми мы сталкиваемся. Но я считаю, что они, вполне, преодолимы. 

       Конечно, важное значение  имеет общение с учительским сообществом, консультантами и тьюторами «ГлобалЛаб» при создании проектов. Был опыт работы на других подобных сайтах, но могу без преувеличения сказать, что такого тесного контакта не чувствовала.  

       И так, в заключение хочется сказать, что, занимаясь в «ГлобалЛаб», глобальные  научные открытия дети не совершают, но для себя они открывают субъективно новые знания, зачастую   опережая изучение школьного материала и выходя за рамки программного материала. А я лично считаю, что сетевой проект «ГлобалЛаб» оправдывает все ожидания: интересный и увлекательный, значимый  и познавательный, а самое главное, не побоюсь этого слова, – живой! 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Платформа «ГлобалЛаб» получила грант

Платформа «ГлобалЛаб» получила грант

Тогда «Глобальная школьная лаборатория находилась на сайте globallab

Тогда «Глобальная школьная лаборатория находилась на сайте globallab

План нашего опытного участка мы сделали позже, уже в 3 классе, до изучения этой темы

План нашего опытного участка мы сделали позже, уже в 3 классе, до изучения этой темы

Естественно, работа на сайте не была у нас запланирована на начало года, а в третьем классе мы попробовали выполнить то, что не успели во втором…

Естественно, работа на сайте не была у нас запланирована на начало года, а в третьем классе мы попробовали выполнить то, что не успели во втором…

Работу общества мы старались тесно связать с работой в «Глобальной школьной лаборатории»

Работу общества мы старались тесно связать с работой в «Глобальной школьной лаборатории»

ГлобалЛаб», но с обязательным условием - всегда говорить об авторах таких проектов

ГлобалЛаб», но с обязательным условием - всегда говорить об авторах таких проектов

И так, в заключение хочется сказать, что, занимаясь в «ГлобалЛаб», глобальные научные открытия дети не совершают, но для себя они открывают субъективно новые знания, зачастую…

И так, в заключение хочется сказать, что, занимаясь в «ГлобалЛаб», глобальные научные открытия дети не совершают, но для себя они открывают субъективно новые знания, зачастую…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017