Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
22.02.2017
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Она как бы расширяет образовательное пространство, позволяя школьникам не зацикливаться только на учебе, а использовать и другие возможности школы для своего физического, духовного, интеллектуального и культурного развития. Здесь важно отметить, что основными характеристиками внеурочной деятельности являются добровольность и привлекательность для школьников. Без этих условий она будет малоэффективной или вообще неэффективной.Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Она как бы расширяет образовательное пространство, позволяя школьникам не зацикливаться только на учебе, а использовать и другие возможности школы для своего физического, духовного, интеллектуального и культурного развития. Здесь важно отметить, что основными характеристиками внеурочной деятельности являются добровольность и привлекательность для школьников. Без этих условий она будет малоэффективной или вообще неэффективной.
Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии.docx
Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии
познавательного интереса младших школьников
Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только
тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения,
прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его
перспективы.
В Стандартах второго поколения чётко определены основные направления
формирования личности школьника. Изучению родного языка придается особое
значение. Это определяется прежде всего его ролью в жизни общества. Язык не
просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент
нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень
развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной
работы по всем учебным предметам.
Овладение таким предметом, как русский язык, имеет свои особенности:
вопервых, язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент
может быть использован для наблюдения; вовторых, связь теории с практикой
является характерной чертой предмета изучения, так как языком мы пользуемся
постоянно.
Учесть эти преимущества изучения русского языка – это значит привлечь
внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им
почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен,
разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники.
Воздвигнутые положения можно с успехом осуществить, организуя
внеурочную работу.
Необходимость проведения внеурочной работы с младшими школьниками
диктуется, вопервых, желанием детей узнать нечто новое о русском языке и,
вовторых, методическими соображениями: внеурочная работа способствует
более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала,
обогащению словаря, развитию речи; дает возможность пробудить у школьников
интерес к предмету, привить любовь к русскому языку.
Анализ психологопедагогической
по
формированию познавательного интереса у младших школьников посредством
внеурочной работы по русскому языку показал, что в процессе гуманизации
современного общества и модернизации образования актуальность и значимость этой
проблемы все более возрастает.
методической
литературы
и
Массовые публикации в журналах по организации внеурочной работы по
русскому языку, проведение предметных праздников в школах, организация
кружков , экскурсий, конкурсов в течение последнего ряда лет – свидетельство
растущего интереса к этой форме углубленного изучения русского языка и
масштабности внеурочной работы.
В педагогической литературе внеурочная работа по русскому языку
рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у
школьников познавательного интереса к предмету, как средство активизации
творческих возможностей и самостоятельности мысли каждого ученика (Зайцева И.Б., Сереброва И.В, Гокова Т. Д., Сереброва И.В., Шевченко Н.Д.,
Саутиной Е.В., Эскендаров А.А.).
В своей работе «Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной
деятельности» учитель начальных классов А.В. Брагуца предлагает такие формы
работы, которые основаны на принципе сотрудничества практические (экскурсии,
олимпиады, праздники), словесные (беседа, викторина) и наглядные (выпуск
стенгазеты, выставка рисунков).
В своей статье «Уголок русского языка как форма организации внеурочной
деятельности» Зайцева И.Б. очень подробно рассказывается о том, как можно
организовать работу с уголком русского языка. Если, созданный уголок является
органичной частью обучения младших школьников, то такая форма внеклассной
работы будет способствовать более прочному и сознательному усвоению
изучаемого материала на уроке, усиливать связь классных и внеклассных занятий.
Занимательная, яркая, интересная грамматическая газета может быть не
менее эффективной формой внеклассной работы по русскому языку. Она поможет
не только закреплять, расширять знания, полученные на уроке, но и воспитывать у
детей любовь к родному языку, развивать устойчивый познавательный интерес к
предмету. Эту форму работы предлагает Сереброва И.В. в статье «Развитие
внимания и логического мышления на уроках русского языка и внеурочной
деятельности».
Такая предметная газета должна иметь название, например: «В мире слов»,
«Язык мой — друг мой», «Слово о словах». Помещаемые в газете материалы состоят
из нескольких разделов, например:
1.К истокам слова. (В этом разделе дается толкование слова).
2.Присматривайся к слову! (Приводятся словосочетания с данным словом,
однокоренные слова).
3.Говорите правильно!
4.Наше творчество. (В разделе помещаются заметки учащихся на темы,
связанные с жизнью класса и школы, сочинения, стихотворения, сказки, загадки).
5.Занимательная грамматика. (Содержит вопросы, шарады, метаграммы,
логогрифы, анаграммы, кроссворды, скороговорки)
6.«Бюро находок». (Оформляется в виде «кармана», предназначенного для
сбора учащимися пословиц, поговорок, считалок к слову, толкования слова).
7.«Спрашивайте — отвечаем!» (В этот «карман» учащиеся опускают
вопросы, на которые им хотелось бы знать ответ).
Особую роль в формировании познавательного интереса во внеурочной работе
по русскому языку преподаватель Куйбышевской гимназии Т. Д. Гокова отводит
викторинам. При составлении сценариев викторин учитываются психологические
особенности младших школьников: стремление познать новое, активность,
самооценка.
Останавливаясь на проблемах развития познавательного интереса во
внеурочной работе по русскому языку учитель Новокиевской средней школы
Н.Д.Шевченко («Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках
русского языка и во внеурочной деятельности» Начальная школа, 1998, №4, с. 7378) анализирует практику использования таких форм работы, как мозговой штурм,
КВН, ниткопись. Она указывает, что эти формы работы наиболее эффективны для
развития творческого воображения, логического мышления, речи, что способствует
формированию и развитию познавательного интереса.
Рассматривая условия формирования и актуализации познавательного
интереса младших школьников во внеурочной работе А.А.Эскендаров в своей работе
«Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе
дидактических игр» особую роль отводит дидактическим играм, которые помогают
превратить стремление к познанию нового в увлекательное путешествие.
Особое место в системе дидактических игр А.А.Эскендаров отводит
кроссвордам. Отгадывая отдельные слова или весь кроссворд в целом, ребенок
испытывает положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство
интеллектуальной полноценности, желание искать и отгадывать другие слова, то есть
актуализируется познавательный интерес.
Проблеме
развития познавательного интереса в системе современного
образования посвящена статья к.п.н., доцента ВятГГУ Е.В. Саутиной.
Раскрывая качества языковой личности и характеризуя их, Е.В.Саутина
определяет наличие познавательного интереса у школьника как непременное
условие совершенствования языковых способностей и творческого отношения к
языку.
Во внеурочной деятельности она основывается на использовании такой формы
работы, как лингвистические задачи. При решении лингвистической задачи ребенок
испытывает интерес, который формирует мотивацию к дальнейшему изучению
русского языка и создает предпосылки развития языковой личности ребенка.
Изменение культурной парадигмы привело к тому, что многие тексты, будучи
хорошо известными и понятными многим поколениям людей, жившим в XX веке,
совершенно лишены смысла для современных школьников. Учителя сталкиваются с
проблемами при изучении диалектизмов и устаревших слов. Поэтому учитель
русского языка и литературы Э.Н.Шумская в статье «Внеурочная работа по
русскому языку при изучении лексикологии» при формировании познавательного
интереса детей к лексикологии и фразеологии, останавливается на такой форме
внеурочной работы, как филологическая гостиная.
Таким образом, проанализировав работы педагогов по исследуемой
проблеме, мы видим, что внеурочной работе по русскому языку в системе
современного образования придается большое значение, как виду деятельности,
способствующему более
разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей ребенка, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию
активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время.
Рассматривая условия формирования и актуализации познавательного интереса
младших школьников во внеурочной работе, педагоги предлагают формы работы,
направленные на развитие творчества и инициативы учащихся, самостоятельного
мышления, формирование таких качеств личности, как сотрудничество,
самодеятельность, самооценка.
Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.