Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Оценка 4.9

Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
22.02.2017
Возможности  внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Она как бы расширяет образовательное пространство, позволяя школьникам не зацикливаться только на учебе, а использовать и другие возможности школы для своего физического, духовного, интеллектуального и культурного развития. Здесь важно отметить, что основными характеристиками внеурочной деятельности являются добровольность и привлекательность для школьников. Без этих условий она будет малоэффективной или вообще неэффективной.Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Она как бы расширяет образовательное пространство, позволяя школьникам не зацикливаться только на учебе, а использовать и другие возможности школы для своего физического, духовного, интеллектуального и культурного развития. Здесь важно отметить, что основными характеристиками внеурочной деятельности являются добровольность и привлекательность для школьников. Без этих условий она будет малоэффективной или вообще неэффективной.
Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии.docx
Возможности  внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда,   когда   используется   в   арсенале   средств   развивающего   обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. В   Стандартах   второго   поколения   чётко   определены   основные   направления формирования личности школьника. Изучению   родного   языка   придается особое значение. Это определяется прежде всего его ролью в   жизни общества.   Язык   не просто обеспечивает наше общение в любой   сфере   жизни.   Язык   –   инструмент нашей мысли и наших чувств.   Степень   речевого   развития   –   это   и   степень развития мышления, а значит, хорошее   владение   языком   –   условие   успешной работы по всем учебным предметам.   Овладение  таким  предметом,  как  русский  язык,  имеет  свои   особенности: во­первых, язык всегда находится в распоряжении   учащихся   и   в любой момент может   быть   использован   для   наблюдения;   во­вторых,   связь     теории   с   практикой является характерной чертой предмета   изучения,   так как языком мы пользуемся постоянно. Учесть эти преимущества изучения русского языка – это   значит   привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых,   дав   им почувствовать,       что       он       не       менее       интересен,       увлекателен,       сложен, разнообразен,   чем   мир   растений   и   животных,     электроники     и     техники. Воздвигнутые     положения     можно     с       успехом       осуществить,       организуя внеурочную работу. Необходимость  проведения   внеурочной работы   с   младшими школьниками диктуется,  во­первых,  желанием  детей  узнать  нечто  новое  о русском  языке  и, во­вторых,     методическими       соображениями:       внеурочная   работа   способствует более   прочному   и   сознательному   усвоению     изученного     на   уроке   материала, обогащению  словаря,  развитию  речи;  дает возможность пробудить у школьников интерес к предмету,  привить  любовь к русскому языку. Анализ   психолого­педагогической     по формированию   познавательного   интереса   у   младших   школьников   посредством внеурочной   работы   по   русскому   языку   показал,   что     в   процессе   гуманизации современного общества и модернизации образования актуальность и значимость этой проблемы все более возрастает.   методической     литературы     и   Массовые публикации в   журналах   по   организации   внеурочной работы по русскому   языку,  проведение     предметных     праздников     в    школах,    организация кружков , экскурсий, конкурсов в течение последнего ряда   лет   –   свидетельство растущего     интереса     к   этой   форме   углубленного   изучения   русского   языка     и масштабности  внеурочной работы.  В   педагогической   литературе   внеурочная   работа   по   русскому   языку рассматривается     как   мощное     дополнительное     средство     формирования     у школьников  познавательного  интереса   к предмету,   как  средство    активизации творческих         возможностей         и  самостоятельности     мысли     каждого     ученика (Зайцева   И.Б.,   Сереброва   И.В,  Гокова   Т.   Д.,  Сереброва   И.В.,  Шевченко   Н.Д., Саутиной Е.В., Эскендаров А.А.). В своей работе «Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности»  учитель   начальных   классов  А.В.  Брагуца   предлагает   такие   формы работы, которые основаны на принципе сотрудничества ­ практические (экскурсии, олимпиады,   праздники),   словесные   (беседа,   викторина)   и   наглядные   (выпуск стенгазеты, выставка рисунков). В своей статье «Уголок русского языка как форма организации внеурочной деятельности»   Зайцева   И.Б.   очень   подробно   рассказывается   о   том,   как   можно организовать работу с уголком русского языка. Если, созданный уголок является органичной частью обучения младших школьников, то такая форма внеклассной работы   будет   способствовать   более   прочному   и   сознательному   усвоению изучаемого материала на уроке, усиливать связь классных и внеклассных занятий. Занимательная,   яркая,   интересная   грамматическая   газета   может   быть   не менее эффективной формой внеклассной работы по  русскому языку. Она поможет не только закреплять, расширять  знания, полученные на уроке, но и воспитывать у детей любовь к  родному языку, развивать устойчивый познавательный интерес к предмету.   Эту   форму   работы   предлагает  Сереброва   И.В.   в   статье   «Развитие внимания   и   логического   мышления   на   уроках   русского   языка   и   внеурочной деятельности». Такая предметная газета должна иметь название, например:  «В мире слов», «Язык мой — друг мой», «Слово о словах». Помещаемые в газете материалы состоят из нескольких разделов, например:  1.К истокам слова. (В этом разделе дается толкование слова). 2.Присматривайся   к   слову!   (Приводятся   словосочетания   с   данным   словом, однокоренные слова).  3.Говорите правильно!  4.Наше   творчество.   (В   разделе   помещаются   заметки  учащихся   на   темы, связанные с жизнью класса и школы, сочинения, стихотворения, сказки, загадки).  5.Занимательная   грамматика.   (Содержит   вопросы,   шарады,   метаграммы, логогрифы, анаграммы, кроссворды, скороговорки)  6.«Бюро находок».  (Оформляется  в виде «кармана», предназначенного  для сбора учащимися пословиц, поговорок, считалок к слову, толкования слова).  7.«Спрашивайте   —   отвечаем!»   (В   этот   «карман»   учащиеся   опускают вопросы, на которые им хотелось бы знать ответ). Особую роль в формировании познавательного интереса во внеурочной работе по русскому языку преподаватель  Куйбышевской гимназии Т. Д. Гокова отводит викторинам.   При   составлении   сценариев   викторин   учитываются   психологические особенности   младших   школьников:   стремление   познать   новое,   активность, самооценка. Останавливаясь   на   проблемах   развития   познавательного   интереса   во внеурочной   работе     по   русскому   языку   учитель     Новокиевской   средней   школы Н.Д.Шевченко  («Развитие  познавательного  интереса,  мышления  и  речи  на  уроках русского языка и во внеурочной деятельности» Начальная школа, 1998, №4, с. 73­78) анализирует   практику   использования   таких   форм   работы,   как     мозговой   штурм, КВН, ниткопись. Она указывает, что эти формы работы наиболее эффективны для развития творческого воображения, логического мышления, речи, что способствует формированию и развитию познавательного интереса. Рассматривая   условия   формирования   и   актуализации   познавательного интереса младших школьников во внеурочной работе А.А.Эскендаров в своей работе «Актуализация   познавательного   интереса   учащихся:   кроссворды   в   системе дидактических игр» особую роль отводит дидактическим играм, которые помогают превратить стремление к познанию нового в увлекательное путешествие. Особое   место   в   системе   дидактических   игр   А.А.Эскендаров   отводит кроссвордам.   Отгадывая   отдельные   слова   или   весь   кроссворд   в   целом,   ребенок испытывает   положительные   эмоции,   уверенность   в   своих   силах,   чувство интеллектуальной полноценности, желание искать и отгадывать другие слова, то есть актуализируется познавательный интерес. Проблеме     развития   познавательного   интереса   в   системе   современного образования посвящена статья к.п.н., доцента ВятГГУ Е.В. Саутиной.  Раскрывая   качества   языковой   личности   и   характеризуя   их,   Е.В.Саутина определяет   наличие     познавательного   интереса   у   школьника     как   непременное условие   совершенствования   языковых   способностей   и   творческого   отношения   к языку.  Во внеурочной деятельности она основывается на использовании такой формы работы, как лингвистические задачи. При решении лингвистической задачи ребенок испытывает   интерес,   который   формирует   мотивацию   к   дальнейшему   изучению русского   языка   и   создает   предпосылки   развития   языковой   личности   ребенка. Изменение   культурной   парадигмы   привело   к   тому,   что   многие   тексты,   будучи хорошо известными и понятными многим поколениям людей, жившим в XX веке, совершенно лишены смысла для современных школьников. Учителя сталкиваются с проблемами   при   изучении   диалектизмов   и   устаревших   слов.   Поэтому   учитель русского   языка   и   литературы     Э.Н.Шумская   в   статье   «Внеурочная   работа   по русскому  языку  при  изучении  лексикологии» при  формировании  познавательного интереса   детей   к   лексикологии   и   фразеологии,   останавливается   на   такой   форме внеурочной работы, как  филологическая гостиная.   Таким   образом,     проанализировав  работы   педагогов     по   исследуемой проблеме, мы видим, что   внеурочной   работе по     русскому     языку в системе современного   образования   придается     большое   значение,   как   виду   деятельности, способствующему   более    разностороннему   раскрытию   индивидуальных способностей ребенка, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно   участвовать   в   продуктивной   деятельности,   умению   самостоятельно организовать своё свободное время. Рассматривая условия формирования и актуализации познавательного интереса младших школьников во внеурочной работе,  педагоги предлагают формы работы, направленные   на   развитие   творчества   и   инициативы   учащихся,   самостоятельного мышления,   формирование   таких   качеств   личности,   как   сотрудничество, самодеятельность, самооценка.

Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников

Возможности  внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников

Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников

Возможности  внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников

Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников

Возможности  внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников

Возможности внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников

Возможности  внеурочной работы по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017