Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своей школьной жизни теряет интерес и стимул к учению. Зачем стараться, если все равно я неспособный, самый тупой? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь!
Возможные последствия неуспеваемости в начальной школе
Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней
неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своей школьной жизни
теряет интерес и стимул к учению. Зачем стараться, если все равно я
неспособный, самый тупой? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу
ничего знать и уметь!
Если родители упорно борются с этой установкой, то иногда ее удается
преодолеть несмотря на плохие отметки. Ребенок пишет с чудовищными
ошибками, но любит решать задачи и головоломки, охотно экспериментирует со
словами, читает. И это прекрасно. Проблемы с русским языком, какими бы
глубокими и тяжелыми они ни были, не исчерпывают школьного обучения в
целом. Ведь впереди история, физика, химия. Кто знает, какой предмет в
будущем может увлечь ребенка! Но до них еще надо дожить, сохранить интерес
и позитивное отношение к школе и к учебе в целом.
Свято место, как известно, пусто не бывает: если ребенок не любит учиться и
познавательные интересы у него не сформированы, то ему нужно найти чтото
взамен. Некоторые отстающие в учебе дети с флегматичным, по преимуществу,
темпераментом могут проводить целые дни дома перед телевизором,
компьютером или складывая детали конструктора. Но большинство этим не
ограничивается. И их основная эмоциональная и умственная жизнь начинает
протекать гдето вне школы, среди таких же, как они, — «тупых»,
«неспособных», детей «из «плохой семьи». К сожалению, возможные пути
развития такого пути слишком очевидны, чтобы была необходимость их
перечислять. Чтобы это предотвратить, необходимо как можно раньше, пока он
еще податлив и управляем, предложить неуспевающему ребенку другие,
отличные от школьных (где положительных эмоций мало, а отрицательных —
пруд пруди) интересы. Если ребенок музыкален, пусть занимается музыкой (не
обязательно серьезно, в музыкальной школе, можно и попроще — кружок при
какомнибудь клубе, Доме детского творчества и т. д.). Если подвижен,
гиперактивен — пусть танцует, занимается скаутингом, спортом. Если ребенок
флегматичен и мешковат и мысль о подвижных играх вызывает у него скуку или
головную боль, пусть занимается авиа или судомоделированием, строгает, пилит,
паяет, шьет, вяжет или лепит горшки в соответствующей студии или секции.
Вполне вероятно, что это не станет делом его жизни или даже скольконибудь
долговременным и серьезным увлечением, но это отвлечет его от помоек, драк,
подвалов и бесцельного шатания по улицам.
Кроме того, психологическим последствием неуспеваемости в начальной школе
может стать чрезмерно низкая самооценка ребенка, его неуверенность в себе.
Ребенок уже давно перерос свои ранние проблемы и вполне прилично учится, но
попрежнему до рвоты боится контрольных, стесняется отстаивать собственные
интересы, идет на поводу у других, более активных сверстников, вопреки
очевидному, твердо уверен в своей личностной непривлекательности и
малоценности. Что нужно делать для предупреждения такого развития событий,
было сказано выше. Но если это все же произошло, то родителям такого ребенка
необходимо обратиться к специалиступсихологу. Чаще всего в таких случаях
применяется индивидуальная или (по показаниям) семейная психотерапия. Как
правило, при активном взаимодействии с семьей специалисту удается довольно
быстро повысить самооценку ребенка до вполне адекватных величин.