Возможные последствия неуспеваемости в начальной школе

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своей школьной жизни теряет интерес и стимул к учению. Зачем стараться, если все равно я неспособный, самый тупой? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь!
Иконка файла материала Возможные последствия неуспеваемости в начальной школе.doc
Возможные последствия неуспеваемости в начальной школе Самым   главным   и,   несомненно,   самым   печальным   последствием   ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своей школьной жизни теряет   интерес   и   стимул   к   учению.   Зачем   стараться,   если   все   равно   я неспособный, самый тупой? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь! Если   родители   упорно   борются   с   этой   установкой,   то   иногда   ее   удается преодолеть   несмотря   на   плохие   отметки.   Ребенок   пишет   с   чудовищными ошибками, но любит решать задачи и головоломки, охотно экспериментирует со словами,   читает.   И   это   прекрасно.   Проблемы   с   русским   языком,   какими   бы глубокими   и   тяжелыми   они   ни   были,   не   исчерпывают   школьного   обучения   в целом.   Ведь   впереди   история,   физика,   химия.   Кто   знает,   какой   предмет   в будущем может увлечь ребенка! Но до них еще надо дожить, сохранить интерес и позитивное отношение к школе и к учебе в целом. Свято место, как известно, пусто не бывает: если ребенок не любит учиться и познавательные интересы у него не сформированы, то ему нужно найти что­то взамен. Некоторые отстающие в учебе дети с флегматичным, по преимуществу, темпераментом   могут   проводить   целые   дни   дома   перед   телевизором, компьютером   или   складывая   детали   конструктора.   Но   большинство   этим   не ограничивается.   И   их   основная   эмоциональная   и   умственная   жизнь   начинает протекать   где­то   вне   школы,   среди   таких   же,   как   они, —   «тупых», «неспособных»,   детей   «из   «плохой   семьи».   К   сожалению,   возможные   пути развития   такого   пути   слишком   очевидны,   чтобы   была   необходимость   их перечислять. Чтобы это предотвратить, необходимо как можно раньше, пока он еще   податлив   и   управляем,   предложить   неуспевающему   ребенку   другие, отличные от школьных (где положительных  эмоций мало, а отрицательных — пруд пруди) интересы. Если ребенок музыкален, пусть занимается музыкой (не обязательно серьезно, в музыкальной школе, можно и попроще — кружок при каком­нибудь   клубе,   Доме   детского   творчества   и   т. д.).   Если   подвижен, гиперактивен — пусть танцует, занимается скаутингом, спортом. Если ребенок флегматичен и мешковат и мысль о подвижных играх вызывает у него скуку или головную боль, пусть занимается авиа или судомоделированием, строгает, пилит, паяет,   шьет,   вяжет   или   лепит   горшки   в   соответствующей   студии   или   секции. Вполне вероятно, что это не станет делом его жизни или даже сколько­нибудь долговременным и серьезным увлечением, но это отвлечет его от помоек, драк, подвалов и бесцельного шатания по улицам. Кроме того, психологическим последствием неуспеваемости в начальной школе может стать чрезмерно низкая самооценка ребенка, его неуверенность в себе. Ребенок уже давно перерос свои ранние проблемы и вполне прилично учится, но по­прежнему до рвоты боится контрольных, стесняется отстаивать собственные интересы,   идет   на   поводу   у   других,   более   активных   сверстников,   вопреки очевидному,   твердо   уверен   в   своей   личностной   непривлекательности   и малоценности. Что нужно делать для предупреждения такого развития событий, было сказано выше. Но если это все же произошло, то родителям такого ребенка необходимо   обратиться  к   специалисту­психологу.  Чаще   всего  в  таких   случаях применяется индивидуальная или (по показаниям) семейная психотерапия. Как правило, при активном взаимодействии с семьей специалисту удается довольно быстро повысить самооценку ребенка до вполне адекватных величин.