Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со сферой человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Иконка файла материала Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.doc
Возникновение   и   психологическая   характеристика   сознания человека. Существенное отличие человека как вида от животных   состоит в его способности   рассуждать   и   мыслить   абстрактно,   размышлять   о   своем прошлом,   критически   оценивая   его,   и   думать   о   будущем,   разрабатывая   и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со сферой человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания человека   включает   ощущение   себя   познающим   субъектом,   способность мысленно   представлять   существующую   и   воображаемую   действительность, контролировать   собственные   психические   и   поведенческие   состояния, управлять   ими,   способность   видеть   и   воспринимать   в   форме   образов окружающую действительность. Ощущение  себя познающим  субъектом  означает, что  человек  осознает себя   как   отдельное   от   остального   мира   существо,   готовое   и   способное   к изучению этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым   они   относятся,   может   сформулировать   эти   знания,   выразив   их   в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и   будущим   поколениям   людей,   хранить,   воспроизводить,   работать   со знаниями как с особым объектом. Мысленное   представление   и   воображение   действительности­     важная психологическая   характеристика   сознания.   Она,   как   и   сознание   в   целом, тесным образом связана с волей. Сознание почти всегда связанно с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения. Представление   действительности,   отсутствующей   в   данный   момент времени или вовсе не существующей (воображение, мечты...), выступает как одна   из   важнейших   психологических   характеристик   сознания.   В   данном случае   человек   произвольно,   т.е.   сознательно,   отвлекается   от   восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой­либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении   то,   что   в   данный   момент   он   непосредственно   не   видит   или вообще не в состоянии увидеть.  Главным   условием   возникновения   и   развития   человеческого   сознания является   совместная   продукция   опосредованная   речью   орудийная деятельность людей. Это такая деятельность   которая требует кооперации общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое   условие   ее   организации:   т.к.   для   того   чтобы   вместе   людям заниматься каким­либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель   их   совместной   работы.   С   самого   начала   возникновения   и   развития человеческого   сознания   его   субъективным   носителем   становится   речь,которая   вначале   выступает   как   средство   общения   (сообщения),   а   затем становится средством мышления (обобщения). Вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, т.к. получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание   и   становится   его   достоянием   в   форме   значений   и   смыслов. Индивидуальное   сознание   ребенка   формируется   на   базе   и   при   условии существования коллективного сознания путем его присвоения. Особо   важное   значение   для   развития   человеческого   сознания   имеет продуктивный,   творческий   характер   человеческой   деятельности.   Сознание предполагает   осознание   человеком   не   только   внешнего   мира,  но   и   самого себя,   своих   ощущений,   образов,   представлений   и   чувств.   Образы,   мысли, представления и чувства  людей материально воплощаются  в предметах их творческого   труда   и   при   последующем   восприятии   этих   предметов становятся   осознанными.   Поэтому   творчество   есть   путь   и   средство самопознания   и   развития   сознания   человека   через   восприятие   им   своих собственных творений. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир  как  отдельный  от  него  и существующий   независимо  от  него.  Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. В   данный   момент   истории   сознание   людей   продолжает   развиваться   с ускорением,   вызванным   ускоренными   темпами   научного,   культурного   и технического   прогресса.   Благодаря   успехам   науки   расширяется   сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются   человеческие   творческие   возможности   и   ,   соответственно, сознание людей.