Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со сферой человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Возникновение и психологическая характеристика сознания
человека.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его
способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем
прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и
реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со
сферой человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания
человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность
мысленно представлять существующую и воображаемую действительность,
контролировать собственные психические и поведенческие состояния,
управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов
окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает
себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к
изучению этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о
нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к
которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в
словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку
и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со
знаниями как с особым объектом.
Мысленное представление и воображение действительности важная
психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом,
тесным образом связана с волей. Сознание почти всегда связанно с волевым
контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент
времени или вовсе не существующей (воображение, мечты...), выступает как
одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном
случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия
окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание
на какойлибо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем
воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или
вообще не в состоянии увидеть.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания
является совместная продукция опосредованная речью орудийная
деятельность людей. Это такая деятельность которая требует кооперации
общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание на заре
истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как
необходимое условие ее организации: т.к. для того чтобы вместе людям
заниматься какимлибо делом, каждый из них должен ясно представлять себе
цель их совместной работы. С самого начала возникновения и развития
человеческого сознания его субъективным носителем становится речь,которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем
становится средством мышления (обобщения).
Вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, т.к.
получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное
сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов.
Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии
существования коллективного сознания путем его присвоения.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет
продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание
предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого
себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,
представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их
творческого труда и при последующем восприятии этих предметов
становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство
самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих
собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на
внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с
помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот
мир как отдельный от него и существующий независимо от него. Позднее
появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек
для себя может и должен стать объектом познания.
Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться с
ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и
технического прогресса. Благодаря успехам науки расширяется сфера
познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно
повышаются человеческие творческие возможности и , соответственно,
сознание людей.