Возрастная психология личности
Оценка 4.6

Возрастная психология личности

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
преподавание +1
Взрослым
03.01.2024
Возрастная психология личности
Контрольная работа
Возрастная психология личности.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастная психология личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (период младенчества).......................................................................................................................... 3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 (период раннего детства).......................................................................................................................... 6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 (дошкольный возраст).......................................................................................................................... 9

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (младший школьный возраст)........................................................................................................................ 14

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 (подростковый возраст)........................................................................................................................ 17

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 (юношеский  возраст)........................................................................................................................ 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (период младенчества)

1.                 Название периода : период младенчества:

2.                 Границы возрастного периода: от 2 до 12 месяцев.

Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Эльконина: аффективное общение и взаимодействие со значимыми близкими, установление контакта и формирование первичного доверия.

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина: 0-2 месяца — изменение внешней ситуации развития, в связи с физиологическим отделением от матери.

1 год — уход от «Мы» к большей самостоятельности

5. Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений: Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает различными движениями и действиями с предметами, появляются способность к пониманию человеческой речи и первые самостоятельные слова.

Формируются восприятия, представления о предметах, окружающей действительности. Закладываются предпосылки формирования личности. Важнейшие новообразования в психике младенца формируются в процессе ситуативно-делового и эмоционально-личностного общения.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли: Новое отношение ребенка к действительности символизирует начало младенческого периода. Перед тем у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру, появляется возможность выйти со своей активностью за пределы непосредственных влечений и интенсивных тенденций. Перед ним встает внешний мир. Так начинается первая стадия младенческого периода. На второй стадии также происходит резкое изменение отношения ребенка к внешнему миру.

Это происходит между 5-м и 6-м месяцами жизни. До того в поведении ребенка наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, хватания, оживленные порывы радости, даже желание, экспериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски затерянных игрушек. Все это является активным интересом к окружающему миру. Существенная черта этого возрастного периода - подражание.

На 10-м месяце жизни ребенка исчезают беспорядочные движения и возникают зачатки сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, которые выражают желание. Так начинается новый период - кризис 1-го года жизни.

7. Личностные особенности: Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего 1-го года жизни, поэтому социальную ситуацию развития в младенческом возрасте Выготский назвал "Мы". По его словам, ребенок вроде взрослого паралитика, который говорит: "Мы поели", "Мы погуляли" и другие.

Он ничего не может без взрослого: его жизнь и деятельность будто вплетены в жизнь и деятельность взрослого, который заботится о нем. Особенностью ситуации является потребность в комфорте, а центральным элементом этого комфорта - взрослый.

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина: перестройка и адаптация организма к другому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических феноменов.

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 (период раннего детства)

1. Название периода: период раннего детства.

2. Границы возрастного периода: от 1 года до 3-х лет.

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Эльконина: манипулирование орудиями и предметами, формирование речевых навыков ребенка.

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина:

5. Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений. Укажите название стадий различных периодизаций: 3 года — в силу возрастающей самостоятельности и независимости ребенка резко возрастают и его требования, которые он может пока выражать только деспотичным образом и капризным поведением, негативизмом по отношению к различным действиям и решениям старших.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли: В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

7. Личностные особенности: Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина: формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение «Я»), стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей «взрослую».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 (дошкольный возраст)

1. Название периода: дошкольный возраст.

2. Границы возрастного периода: от 3 до 6-7 лет.

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Эльконина: ввиду стремления к независимости и начала развития произвольных действий, у ребенка на первый план деятельности выходит сюжетно-ролевая игра.

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина: формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влиянии на поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести

5. Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений: Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли: Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками .

Условия жизни. В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций.

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи) , развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

7. Личностные особенности: В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы.

Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой - позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина: происходит установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной, одобряемой обществом деятельности.

 

 

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

https://psychojournal.ru/uploads/posts/2017-01/1483889676_trehglaz.jpg

Рисунок расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях. Множественные линии выдают тревогу внешне спокойного подростка. Три глаза сильно зачернены – показатель страха, сидящего глубоко в душе. Множество ног, которые являются опорной частью животного, и характер их соединения с фигурой показывают, что девочка способна контролировать свои рассуждения и поступки.

Ребенок так описывает образ жизни этого животного:

«Трехглаз живет в Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников – акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела. Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится)».

В рассказе ребенка явно проявляется депрессивное настроение («Друзей у него нет, так как он слишком добрый»), страх («Он очень боится своих соперников») и сильная потребность в эмоциональном тепле («Трехглаз живет в Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду («Он любит плавать по дну»). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется ребенку. Его рисунок и рассказ показали, что ему требуется психологическая помощь.

ТЕСТ «МОЯ СЕМЬЯ»

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57ba1551dff12/risunochnyitiestmoiasiemia_2.jpeg

В последнее время маму Антона очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Антон  нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Антон изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Антона. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (младший школьный возраст)

1. Название периода: младший школьный возраст

2. Границы возрастного периода: от 7 до 12 лет

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Эльконина: интеллектуальная и непосредственно учебная активность (обучение самому процессу и общим методам познания).

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина: 12 лет - возникновение чувства взрослости и переструктурирование отношений со старшими в связи с этим.

5. Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений: В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли: Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину):

1. Мотивация.

2.  Учебная задача.

3.  Учебные операции.

4. Контроль и оценка.

Мотивы учения:

• познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);

• социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

• узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е. Сапоговой).

7. Личностные особенности: Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена референтной группы.

6. Происходит смена распорядка дня.

7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

8.  Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина: возникновение представлений относительно самого себя, как полностью взрослого человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться этого.

Тест школьной тревожности Филлипса

Учеником были даны следующие ответы:

1) Да – с 1-го вопроса по 29-ый.

2) Нет – с 30-го по 58-ой.

Таким образом,  получаем несоответствие в пунктах: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43. В сумме 31 вопрос. Теперь находим процент от общего числа вопросов. В данном случае он равен 53%. Смотрим интерпретацию первого параметра и видим, что данное число свидетельствует о повышенной тревожности, хотя результат достаточно пограничный.

Переходим к обработке результатов по второму параметру. Сверяем несоответствия со второй таблицей и высчитываем процент.

 2, 4, 7, 12, 16, 26, 28 – 7 вопросов из 22 = 31%;

5, 10, 15, 30, 36, 39 – 6 вопросов из 11 = 54%

1, 3, 6, 17, 19, 29, 35, 38, 41, 43 – 10 вопросов из 13 = 77%

27 – 1 вопрос из 6 = 17%

2, 7, 12, 16, 21, 26 – 6 вопросов из 6 = 100%

3, 8, 13, 17 – 4 вопроса из 5 = 80%

9, 14, 18, 23, 28 – 5 вопросов из 5 = 100%

2, 6, 35, 41 – 4 вопроса из 8 =50%

Результаты в диапазоне от 50% до 75% — повышенная тревожность. Все что выше 75% — высокая тревожность.

Тест «Незаконченные предложения»

Отношение к матери

Случай № 1

Оценка: 2

Пункты 14. Моя мать — ворчунья.

29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга.

44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих детей.

59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится.

Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает слишком требовательной.

Случай № 2

Оценка: 1

Пункты 14. Моя мать бережлива.

29. Моя мать и я — хорошие друзья с разными позициями.

44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают свои же доводы.

59. Мне нравится моя мать, но нет никаких "но".

Заключительная интерпретация: Видит просчеты матери, но принимает их и допускает  разницу во взглядах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 (подростковый возраст)

1. Название периода:  подростковый возраст

2. Границы возрастного периода: Младший подростковый (от 12 до 15 лет).

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Эльконина: Младший подростковый (от 12 до 15 лет) : глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми такого же возраста, освоение различных норм и правил.

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина: Младший подростковый (от 12 до 15 лет) социального поведения и взаимодействия в обществе: 15 лет — начало формирования и проявления самосознания, эго-идентичности.

5. Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений. Укажите название стадий различных периодизаций: Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Его характерная особенность – быстрый темп полового созревания. Он начинается в младшем подростковом возрасте. К концу периода завершается физическое формирование взрослого, способного к воспроизводству человека.

У подростков резко увеличивается скорость полового развития. Самые значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Проявляются явные признаки полового созревания, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения. Подростковый возраст – это несколько лет испытаний для детей, родителей и учителей. Пережить их сложно, но необходимо.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли: Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии.

Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.

Повышена утомляемость. Из-за ускоренного роста и недостатка витаминов и полезных веществ могут появиться проблемы в опорно-двигательном аппарате: сутулость, искривление позвоночника. Это еще больше влияет на психическую устойчивость подростков. От анатомо-физиологических особенностей подросткового возраста зависит процесс развития психики детей от 11 до 17 лет.

В подростковом возрасте формируется окончательно и значительно усиливается интерес к противоположному полу. Возникает и развивается половое влечение.  Предъявляются повышенные требования к своей внешности.

7. Личностные особенности: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми.

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина: Младший подростковый (от 12 до 15 лет): способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности.

Тест «Свойства темперамента» Г. Айзенка»

Определим темперамент ученицы 9 класса:

Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?                     ДА

Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить?                                              НЕТ

Считаете ли Вы себя безобидным человеком?        НЕТ

Очень ли трудно Вам отказаться от своих намерений?  ДА

Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать? НЕТ

Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что Вам это невыгодно? НЕТ

Часто ли у Вас бывают спады и подъёмы настроения? НЕТ

Вообще, Вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания? ДА

Возникало ли у Вас чувство, что Вы несчастный человек, хотя серьёзной причины для этого не было? НЕТ

Верно ли, что Вы почти на всё могли бы решиться, если дело пошло на спор? НЕТ

Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с незнакомым человеком? НЕТ

Бывает ли, что разозлившись, Вы выходите из себя? ДА

Часто ли бывает, что Вы действуете под влиянием минуты? ДА

Часто ли Вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить? НЕТ

Предпочитаете ли Вы книги встречам с другими людьми? ДА

Верно ли, что Вас довольно легко задеть? ДА

Вы любите часто бывать в компании? ДА

Бывают ли у Вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим? ДА

Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что всё горит в руках, а иногда вялые? НЕТ

Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких? ДА

Вы много мечтаете? НЕТ

Когда на Вас кричат, отвечаете тем же? ДА

Часто ли Вас терзает чувство вины? НЕТ

Все ли ваши привычки хороши и желательны? НЕТ

Способны ли Вы дать волю чувствам и во всю повеселиться в шумной компании? ДА

Можно ли сказать, что нервы бывают у Вас часто натянуты до предела? ДА

Вы слывёте за человека весёлого и живого? ДА

После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему, думая, что могли бы сделать лучше? НЕТ

Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании? ДА

Бывает ли, что Вы передаёте слухи? ДА

Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут Вам в голову? НЕТ

Если хотите узнать о чём-нибудь, то предпочитаете прочитать в книге, чем спросить у друзей? НЕТ

Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? ДА

Нравится ли Вам работа, требующая пристального внимания? НЕТ

Бывают ли у Вас приступы дрожи? ДА

Если бы Вы знали, что никогда сказанное Вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого? ДА

Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом? ДА

Вы раздражительны? ДА

Вам нравится работа, которая требует быстроты действия? ДА

Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя всё закончилось благополучно? НЕТ

Вы медлительны и неторопливы в движениях? НЕТ

Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу? НЕТ

Часто ли вам снятся кошмары? НЕТ

Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай с незнакомым человеком? НЕТ

Беспокоят ли вас какие-либо боли? НЕТ

Вы чувствовали бы себя несчастным, если долго не смогли бы видеться со своими знакомыми, друзьями? ДА

Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? ДА

Среди людей, которых Вы знаете, есть ли такие, которые Вам явно не нравятся? ДА

Можете ли Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек? ДА

Обидитесь ли Вы, если покритиковать недостатки Ваши и Вашей работы? ДА

Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? НЕТ

Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? НЕТ

Вам трудно внести оживление в скучную компанию? НЕТ

Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? ДА

Вы беспокоитесь о своём здоровье? НЕТ

Вы любите подшучивать над другими? НЕТ

Страдаете ли Вы от бессонницы? ДА

Производим обработку результатов тестирования.

Искренность:  1+1 =2 (ответы искренни, показатель искренности составляет менее 5 баллов)

Нестабильность:  9

Экстраверсия: 15

Тест «Акцентуация характера» К. Леонгарда – Шмишека.

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

6. Может ли ваше настроение меняться, от глубокой радости до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событии и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

24. Боретесь ли вы за, свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?

60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

78. Переносите ли вы злость длительное время?

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и- осторожны, нежели доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?

88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Испытуемый относится к возбудимому типу. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 (юношеский  возраст)

1. Название периода: юношеский возраст

2. Границы возрастного периода: от 15-16 до 21-25 лет.

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Эльконина : познавательная и учебная, начало профессионального становление и наработки необходимых навыков.

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина: 17 лет — напряженное состояние в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового и вступлением во взрослую жизнь.

5. Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений: Юность является периодом полового созревания. Это возраст наступления физиологической зрелости, когда рост организма замедляется, заканчивается формирование сердечно-сосудистой системы, тканей и других органов, отмечается нарастание мышечной массы тела и, как следствие, увеличивается физическая работоспособность и выносливость. Все возрастные этапы развития можно определить в зависимости от возрастных задач, которые человек способен решать в конкретный период своей жизни:

·                   получение полного представления о своей внешности и особенностях тела, формирование навыков их эффективного применения в труде, спорте и других сферах деятельности;

·                   осознание гендерной роли в обществе, формирование мужской или женской внутренней позиции, выбор модели поведения;

·                   формирование зрелых социальных связей со сверстниками - как мужского, так и женского пола;

·                   отстаивание эмоциональной независимости от взрослых;

·                   определение собственных склонностей к тому или иному виду профессиональной деятельности (в этот период обучение в школе или вузе нацелено на получение профессиональных навыков);

·                   осознание особенностей института брака, подготовка к семейной жизни и ответственности, связанной с партнерством и воспитанием детей;

·                   формирование гражданской позиции и социальной модели поведения, укрепление собственных политических, идеологических, экологических и других взглядов;

·                   построение внутренней схемы идеалов и ценностей, которые в дальнейшем станут основным руководством для поведения в обществе.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли: Психология юношеского возраста – это система ориентиров и установок, которые определяют готовность индивида к самоопределению. Среди таковых:

·                   сформированные психологические структуры (основы мировоззрения, самосознание, теоретическое мышление, развитая рефлексия);

·                   развитые потребности, составляющие основу личности (внутренняя позиция, стремление к общению, познанию, социальной и профессиональной реализации, нравственные и ценностные установки и т.д.);

·                   сформированные особенности характера (осознание своих сильных и слабых сторон, критическое отношение к ним).

·                   «Я»-концепция индивида является ключевым вопросом в психологии, которому посвящено огромное количество исследований. Особенно опасной в юношеском возрасте является отрицательная «Я»-концепция.

Ее отличают:

·                   заниженная самооценка;

·                   слабая вера в свои силы;

·                   опущенная планка стремлений.

7. Личностные особенности: необходимость самоопределения и планирования собственного будущего. По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет. Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам. Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.
В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:

сформированное теоретическое мышление, осознание гражданской позиции и своей роли в обществе, развитое самосознание и рефлексия;

развитая система потребностей (общение, карьерный рост, культурное обогащение и т.д.);

сформированная индивидуальность характера вследствие осознания собственных интересов и потребностей.

Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления. Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме. Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина: определение собственных ценностей и планов на будущее, формирование личностного мировоззрения и навыков самообразования.

Тест «Самооценка»

Варианты ответов

Почти всегда — 4

Часто — 3

Бывает — 2

Изредка — 1

Никогда — 0

Вопросы теста на самооценку

Я подвержена напрасным волнениям.

Я нуждаюсь в поддержке друзей.

Я опасаюсь показаться глупее, чем есть.

Я не уверена в своем будущем.

Я выгляжу хуже других.

Я часто расстраиваюсь из-за того, что люди меня не понимают

Я чувствую себя неуверенно, если мне приходится разговаривать с другими людьми

Я не оправдываю ожиданий других людей

Я часто ощущаю скованность.

Я всегда жду неприятностей.

Я чувствую, что завишу от мнения людей.

Мне кажется, что люди обсуждают меня, стоит мне выйти из помещения.

Я не уверена в собственной безопасности.

Нет никого, кому бы я могла рассказать, о чем я думаю.

Когда я успешно справляюсь с чем-то, другие люди не придают этому достаточного значения.

Результат: 32 бала.

В данной ситуации есть над чем работать, т.к. самооценка явно занижена.

Тест ДДО Е. А. Климова.

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

или8б.

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Испытуемый относится к типу:

Человек — Природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

·                   преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);

·                   обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

·                   заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);

·                   восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);

·                   изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).


 

·                   Скачано с www.znanio.ru

Возрастная психология личности

Возрастная психология личности

Возрастная психология личности

Возрастная психология личности

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (период младенчества) 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (период младенчества) 1

Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности

Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности

Перед ним встает внешний мир. Так начинается первая стадия младенческого периода

Перед ним встает внешний мир. Так начинается первая стадия младенческого периода

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 (период раннего детства) 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 (период раннего детства) 1

На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий

На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 (дошкольный возраст) 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 (дошкольный возраст) 1

Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения

Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения

Рисунок расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях

Рисунок расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях

Его рисунок и рассказ показали, что ему требуется психологическая помощь

Его рисунок и рассказ показали, что ему требуется психологическая помощь

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (младший школьный возраст) 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (младший школьный возраст) 1

Мотивация. 2. Учебная задача

Мотивация. 2. Учебная задача

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса

Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает слишком требовательной

Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает слишком требовательной

Границы возрастного периода: Младший подростковый (от 12 до 15 лет)

Границы возрастного периода: Младший подростковый (от 12 до 15 лет)

Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии

Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии

Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

Способны ли Вы дать волю чувствам и во всю повеселиться в шумной компании?

Способны ли Вы дать волю чувствам и во всю повеселиться в шумной компании?

Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай с незнакомым человеком?

Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай с незнакомым человеком?

Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом? 5

Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом? 5

Боретесь ли вы за, свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо? 25

Боретесь ли вы за, свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо? 25

Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора? 46

Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора? 46

Есть ли у вас предрасположенность к головной боли? 65

Есть ли у вас предрасположенность к головной боли? 65

Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них? 86

Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них? 86

Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться

Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 (юношеский возраст) 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 (юношеский возраст) 1

Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли:

Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли:

Этот период приходится на 15-17 лет

Этот период приходится на 15-17 лет

Варианты ответов Почти всегда — 4

Варианты ответов Почти всегда — 4

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2024