Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.9

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.9
Научные работы
docx
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
28.04.2020
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
В статье очерчена категория «старший дошкольный возраст», определены физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Материал подойдет для прочтения студентам и молодым специалистам в области дошкольного и младшего школьного образования, а также родителям
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.docx

Леонтьева Ирина Александровна

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

 

Аннотация: В статье очерчена категория «старший дошкольный возраст», определены физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Материал подойдет для прочтения студентам и молодым специалистам в области дошкольного и младшего школьного образования, а также родителям.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, высшая нервная деятельность, психологические механизмы деятельности и поведения, социальные представления.

 

Под дошкольным возрастом в психологии подразумевают этап психического развития несовершеннолетнего в диапазоне от трех до семи лет. По своим психофизиологическим характеристикам дети этого возрастного этапа заметно отличаются друг от друга по физическим, физиологическим, психологическим и социально-нравственным характеристикам, поэтому закономерно в его границах выделять три возрастных периода:

1) младший дошкольный возраст — 3–4 года;

2) средний дошкольный возраст — 4–5 лет;

3) старший дошкольный возраст — 5–7 лет.

Старший дошкольный возраста имеет особое значение в развитии ребенка, поскольку в этот период жизни с ним происходят существенные изменения, позволяющие подготовится к освоению новой социальной роли.

Во-первых, в организме дошкольника происходят физические и физиологические изменения, у него формируется их понимание:

 активизируется процесс роста (за год ребенок прибавляет в росте на 7–10 см и если к 5 года рост составляет 104–116 см, то к 7 достигает 118–129 см);

― изменяются пропорции тела. Так, высота головы у новорожденного составляет приблизительно 1/4 общей длины тела, у 2-летнего ребенка ― 1/5, у 6-летнего ― 1/6, у 12-летнего ― 1/7, у взрослого ― 1/8. Наличие таких пропорций указывает на правильное развитие ребенка;

― совершенствуются движения, расширяется двигательный опыт, развиваются двигательные способности, улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении многих движений (при этом у девочек есть некоторое преимущество перед мальчиками);

― активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но остаются слабыми мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений, способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны, проявляются эпизодически;

― формируются представления о здоровом образе жизни и здоровье, о значении гигиенических процедур (зачем надо мыть руки, чистить зубы и т.п.), закаливания, утренней гимнастики, занятий подвижными видами спорта. Дети интересуются своим здоровьем, характером ограничений здоровья, если таковые у него имеются, приобретают сведения о своем организме (об органах чувств, движениях, пищеварении, дыхании, состоянии сна и бодрствования), а также практические умения по уходу за собой.

Во-вторых, происходят значительные изменения высшей нервной деятельности:

― совершенствуются основные нервные процессы ― возбуждение и торможение (последнее особенно), что дает возможности для саморегуляции;

― эмоциональные реакции стабилизируются, уравновешиваются;

― повышается выносливость психики, в том числе за счет возрастания физической выносливости.

В-третьих, формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения; активное познание окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра еще остается ведущим видом деятельности и основным способом познания окружающего мира и общества, но заметно меняются ее формы и содержание. Одновременно идет подготовка к новому этапу в жизни ребенка ― обучению в школе.

В-четвертных, формируется социальная позиция, модель поведения изменяется от импульсивного, ситуативного к опосредованному правилами и нормами поведению. Пятилетние и шестилетние дети регулируют свои взаимоотношений со сверстниками по предлагаемым взрослыми правилам, они в состоянии отличать хорошие поступки от плохих, у них есть представление о добре и зле, которые аргументируются конкретными примерами из литературы и личного опыта. В то же время если действия сверстников они оценивают вполне категорично, требовательны к ним, то по отношению к себе, к своему поведения они снисходительны и, как правило, необъективны. Ребенок притязает на большую самостоятельность, он хочет и действительно в состоянии многое делать сам, но проблема его в том, что он не в силах более или менее продолжительно сосредотачиваться на том, что ему не интересно. В этом возрасте дети осознают половые различия, задают много вопросов по этому поводу, а также вопросы, связанные со смертью, хотя не в силах осознать, что такое смерть. Самооценка становится все более адекватной, что позволяет ему видит в себе и в других и положительное, и отрицательное. К 6 годам у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения, и смысл деятельности. У пятилетки отсутствует субъективное отношение  к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, а у шестилетки появляется понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

Личностным новообразованием этого периода является внутренняя позиция, соподчинение мотивов.

В результате произошедших  изменений возраста 6–7 лет ребенок готов к обучению в школе.

Таким образом, старший дошкольный возраст — это возрастной период от пяти до семи лет. Для детей старшего дошкольного возраста характерны: физические и физиологические изменения, а также формируется физиологические и гигиенические привычки; совершенствуются процессы  возбуждения и торможения, становятся более уравновешенными эмоциональные реакции, психика становится более выносливой;  формируются активные психологические механизмы деятельности и поведения, направленные на познание окружающего мира; формируются моральные представления.  

Литература

1.       Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004 — 512 с.

2.       Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум / И.В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Юрайт, 2017. ― 575 с.

3.       Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М: Академия, 2007. ― 384 с.

4.       Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М: Владос, 1999. ― 228 с.

 


 

Леонтьева Ирина Александровна

Леонтьева Ирина Александровна

Так, в ысота головы у новорожденного составляет приблизительно 1/4 общей длины тела, у 2-летнего ребенка ― 1/5, у 6-летнего ― 1/6, у 12-летнего ― 1/7,…

Так, в ысота головы у новорожденного составляет приблизительно 1/4 общей длины тела, у 2-летнего ребенка ― 1/5, у 6-летнего ― 1/6, у 12-летнего ― 1/7,…

Игра еще остается ведущим видом деятельности и основным способом познания окружающего мира и общества, но заметно меняются ее формы и содержание

Игра еще остается ведущим видом деятельности и основным способом познания окружающего мира и общества, но заметно меняются ее формы и содержание

В результате произошедших изменений возраста 6–7 лет ребенок готов к обучению в школе

В результате произошедших изменений возраста 6–7 лет ребенок готов к обучению в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020