Возрастные особенности младших подростков
Оценка 4.7

Возрастные особенности младших подростков

Оценка 4.7
Научные работы
docx
детская психология
19.07.2023
Возрастные особенности младших подростков
Статья. Возрастные особенности младших подростков.Автор Федченко Е.В..docx

Возрастные особенности младших подростков

Младшие подростки – это возрастная группа, которая находится на стыке между детством и юношеством. Этот период в жизни ребенка связан с множеством физиологических, психологических и социальных изменений, которые могут существенно повлиять на его развитие и благополучие. В данном параграфе мы рассмотрели возрастные особенности младших подростков, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса и взаимодействии с ними. Мы изучили физические и психологические изменения, свойственные этому возрасту, а также рассмотрели основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие подростки. Ознакомление с этими особенностями необходимо для лучшего понимания потребностей и интересов младших подростков и создания более эффективных условий для их развития и реализации потенциала.

Период подросткового возраста является важным этапом в жизни и развитии каждого человека. Известно, что этот период также называют "трудным", "критическим" или "сложным", что подчеркивает важность и сложность процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослой жизни. Подростковый возраст был выделен как самостоятельный этап развития еще в XIX веке, и согласно классификации Д. Б. Эльконина, он охватывает период примерно от 10-11 до 14-15 лет. В данной работе речь пойдет о младших подростках, которые являются учениками 6 классов средней школы [8, с. 6-20].

В этом возрасте происходит формирование самосознания, интерес к собственной личности и ее оценке, а также познание окружающей действительности с учетом объекта глубокого изучения – человека и его внутреннего мира. Подростки начинают руководствоваться нравственными убеждениями, усваиваемыми из окружающей среды, и развивают способность к более сложному аналитико-синтетическому мышлению. Они становятся более избирательными вниманием и интересуются творческим развитием, самовыражением и самореализацией.

Л.С. Выготский предложил гипотезу о различии трех точек созревания – полового, общеорганического и социального. «Это различие создает основное противоречие подросткового возраста. Чувство взрослости у ребенка является центральным новообразованием этого возраста, которое становится стержневой особенностью личности» [2, с. 480]. В подростковом возрасте происходит осознанное усвоение ценностей, и подросток начинает руководствоваться нравственными убеждениями, которые он усваивает в окружающей среде (семья, сверстники) в процессе учебно-воспитательной работы.

В юном возрасте обучение является ведущей деятельностью для подростка, но её характер и содержание значительно меняются. В этом периоде он начинает углубленно изучать науки, а учебный процесс становится многопредметным и включает в себя коллектив педагогов. На младшего подростка накладываются более высокие требования, что может привести к изменению его отношения к учению. Некоторые ученики могут начать пренебрегать дополнительными упражнениями и выполнять только необходимое, что может повлиять на успеваемость. То, что раньше мотивировало младшего школьника на активное обучение, может потерять свою значимость, но новые побуждения к учению (будущие перспективы) еще не появились.

Младшие подростки также проявляют склонность к выполнению самостоятельных заданий и практических работ во время уроков. Они с удовольствием занимаются созданием наглядных пособий и быстро реагируют на предложения по созданию простых устройств. Даже обучающиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной проявляют активность в таких ситуациях.

В период подростничества происходит изменение в познавательной деятельности, что позволяет подростку более сложно анализировать и синтезировать информацию о предметах и явлениях. Подросток начинает формировать способность к самостоятельному мышлению, рассуждению, сравнению, деланию глубоких выводов и обобщений. Кроме того, развивается его способность к абстрактному мышлению. В данном возрасте идет интенсивное развитие произвольной памяти и навыка логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание меняется, становясь все более организованным, его преднамеренный характер выходит на первый план.

В данном возрасте дети проявляют избирательность внимания, что означает, что они больше откликаются на необычные и увлекательные занятия, а быстрое переключение внимания мешает им сосредоточиться на одной задаче. Однако, если создать сложные и необычные ситуации, то дети с удовольствием займутся учебой и будут продолжать ее долгое время.

Один из самых благоприятных периодов для творческого развития – младший подростковый возраст. Ученики находят удовольствие в решении проблем, анализе сходств и различий, а также выявлении причин и следствий. Для подростков важно иметь возможность выражать себя и достигать своих целей. Школьники проявляют интерес к тем занятиям, которые позволяют им проявить свою активность и учитывают их личные интересы. Они хотят самостоятельно организовывать свои дела, общаться со старшими и сверстниками, а также принимать независимые решения.

Мероприятия и задания, которые позволяют высказать свое мнение и участвовать в решении проблем, особенно привлекательны для подростков. Они также любят участвовать в дискуссиях, защищать свою точку зрения и доказывать свою правоту.

Подростки в области эмоционально-волевой сферы часто проявляют большую страстность, неумение контролировать свои эмоции и поведение, а также слабость в самоконтроле. Они могут "взорваться" при малейшей несправедливости и попадать в состояние аффекта, хотя потом могут сожалеть об этом. Это поведение особенно выражено в состоянии усталости. Подростки также проявляют яркую эмоциональную возбудимость, которая проявляется в спорах, возмущении и личных переживаниях.

Младшие подростки часто испытывают повышенную утомляемость, что связано с особенностями их организма. Ученый Г.Г. Шахвердов, исследовавший физиологические изменения в организме в этом периоде, определил несколько причин этой проблемы. Он объясняет, что у подростков активно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы, что стимулирует рост и обмен веществ в организме. Однако, сердечно-сосудистая система еще не полностью сформирована, что приводит к несоответствию в росте сердца и сосудов и часто общему малокровию, что в свою очередь вызывает повышенную утомляемость и вялость. В этом возрасте организм тратит много энергии, что может привести к переутомлению даже при обычных нагрузках [5, с. 124].

Подводя итог, можно выделить следующие особенности подросткового возраста:

- обостренное внимание к внутреннему миру;

- авантюризм и желание испытать себя в различных условиях;

- критическое отношение к морали и негативизм;

- смена отношения к учебной деятельности, снижение мотивации;

- бурное проявление новых чувств, связанных с половым созреванием;

- повышенная утомляемость;                                                                    

- биологические особенности развития организма;

- формирование способность к самостоятельному мышлению, рассуждению, сравнению, деланию глубоких выводов и обобщений.

Этот период, хотя и сопровождается признаками взросления, не дает еще достаточного опыта в социальной активности, которую подросток стремится получить. Процесс социализации в этом возрасте может быть болезненным, так как он формирует как положительные, так и отрицательные качества поведения ребенка. Педагог должен учитывать эти особенности при работе с обучающимися.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М. : Академия, 2000.

2.     Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991.

3.     Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2005. 384 с.

4.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015.

5.     Учителям и родителям о психологии подростка : учеб. пособие/ под ред. Г.Г. Аракелова. М. : Высшая школа, 1990.

6.     Эльконин Д.Б. Детская психология. М. : Академия, 2007.

7.     Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989.

8.       Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.


 

Скачано с www.znanio.ru

Возрастные особенности младших подростков

Возрастные особенности младших подростков

Л.С. Выготский предложил гипотезу о различии трех точек созревания – полового, общеорганического и социального

Л.С. Выготский предложил гипотезу о различии трех точек созревания – полового, общеорганического и социального

Кроме того, развивается его способность к абстрактному мышлению

Кроме того, развивается его способность к абстрактному мышлению

Младшие подростки часто испытывают повышенную утомляемость, что связано с особенностями их организма

Младшие подростки часто испытывают повышенную утомляемость, что связано с особенностями их организма

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белкин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белкин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2023