Возрастные особенности младших школьников и формирование креативного мышления.
По современным психологическим представлениям, интеллектуально-творческое развитие происходит главным образом в годы возрастного созревания.
Ряд ученых: Я.А. Пономарёва, А.В. Брумлинский, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомирова считают, что к 6 годам это развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 - наполовину, а к 12 годам - на три четверти.
Выделим возрастные особенности младших школьников, связанные с креативным мышлением по классификации А.И. Савенкова:
1. Любопытство - любознательность - познавательная потребность.
Известный специалист в области детской одарённости Н.С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны.
2. Развитие речи.
Младшего школьника отличают необыкновенная чуткость языку, активность в отношении языковых форм. Известно, дети с лёгкостью осваивают новые для них слова и обороты.
К. Чуковский считает, что у детей наблюдается необычный темп продвижения в развитии речи, элементы языкового творчества, т.е. свойства креативного мышления.
О готовности ребёнка 6-7 лет к формированию креативного мышления свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения:
1. Легкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении.
2. Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е. способность к игровому сюжетосложению.
3. Планирование последующих игровых действий, согласование их с партнёром, что свидетельствует о наличии замысла, о сознании того, что он не представлен в сознании другого и поисках воплощения этого замысла.
4. Словесное замещение предметных игровых действий.
3. Стремление ребёнка реализовать свои личностные возможности.
Ростки данного стремления проявляются уже у детей 6-7 лет. Младший школьник испытывает настоятельную потребность применять и развивать свои новые возможности.
4. Стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям.
Это качество тесно связано со способностью к оценке, выражено в стремлении ребёнка к совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной деятельности характерна для младших школьников. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня (К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт, Дж.Рензулли, Е. Торренс).
5. Яркость воображения.
Яркость воображения обнаруживается, в частности, в лёгкости возникновения новых (иногда не только для самого ребёнка) ходов мысли, в домыслах, необычных суждениях. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты креативного мышления, которые отличаются оригинальностью, в значительной мере объясняется нехваткой у них закрепившихся способов анализа, готовых штампов, новизной для них самой умственной работы (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Родари).
6. Несоциализированность младших школьников.
Ребёнок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации ( сформированность речи), а с другой стороны – ещё не социализирован. Ребёнок с лёгкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве – палки, весла, и т.д. (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже).
7. Потребность младших школьников к творческому труду.
В исследованиях В.И. Тютюнника показано, что потребности и способность к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие является содержание взаимоотношений ребёнка со взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребёнку .
Рассмотрим последнее (7) положение в таблице 1:
Таблица 1
Детерминанты развития потребности и способности к творчеству
( по В.И. Тютюннику)
Психические новообразования |
Позиция взрослого |
Место ребёнка |
Значение деятельности |
Новообразование |
Потребность действовать как взрослые |
«Ты не можешь» |
Сюжетно-ролевая игра |
Имитация труда |
Способность играть – потребность в игре |
«Ты можешь» |
Творческий труд |
Выполнение творческих действий |
Способность к творчеству – потребность в творчестве |
Согласно данной таблице способность ребёнка к творчеству зависит от позиции, которую взрослый занимает по отношению к нему.
Одна из существенных опасностей, подстерегающих творческого ребёнка в эти периоды – такие изменения направленности личности, которые приводят к безразличию, потери интереса к творческим усилиям и умственной работе. Важно, чтобы необычно творческий ребёнок не получал в эту пору тех правил, которые могут тормозить или искажать дальнейшее развитие.
Для того, чтобы ребёнок развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль сознания, нужно, чтобы структура сознания стала иной: необходим позитивный образец поведения.
Креативное мышление активизируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу: «если…то». Формирование креативного мышления возможно лишь в специально организованной среде.
Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важную роль семейно-родительских отношений для развития креативного мышления, есть и такие:
1. Большие шансы проявить креативное мышление имеют, как правило, старший или единственный ребёнок в семье.
2. Меньше шансов проявить креативные способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями. Наоборот, если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», не творческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворчества.
Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и вызывают не всегда положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
- отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
- большая независимость в суждениях;
- тонкое чувство юмора;
- отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
- яркий темперамент.
Таким образом, для формирования креативного мышления у младших школьников необходимо:
1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее отсутствие образца регламентированного поведения.
2. Наличие позитивного образца творческого поведения.
3. Содержание условий для подражания творческого поведения и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения.
4. Социальное подкрепление творческого поведения.
Такие возрастные особенности как познавательная потребность, развитие речи, стремление реализовать свои личностные возможности, яркость воображения, стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, Несоциализированность личности, потребность к творческому труду, способствуют формированию креативного мышления младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Активность и созидание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социальном обществе. Активность и развитие личности. - М..: Наука, 1989
2. Альтов Г.И. И тут появился изобретатель. – М., Детская литература,1989
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение,1991
4. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач.// Наука и технический прогресс. Справка- Баку: ТРГУ,1988
5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь,1994
6. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. – М.: Просвещение, 1983
7. Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети. - М.: Просвещение, 1986
8. Ананьев Б.Г. Формирование одарённости. – Л., 1962
9. Анастази А. Психологические тестирования. – М., Педагогика, 1982
10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Издательство Казанского университета, 1996
11. Аникин В.И. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., Учпедгиз, 1957
12. Белова Е. Одарённый ребёнок на пороге школы.// Семья и школа, 1994 № 3
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Педагогика, 1989
14. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997
15. Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности.//Психодиагностика и школа. – Таллинн: ТРГУ,1980
16. Богуславская Р.Н. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1990
17. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968
18. Большой толковый психологический словарь. Перевод с английского/ Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ», Издательство «Вече»,2001
19. Боно Э. Развитие мышления. – Минск: Попурри, 1997
20. Боно Э. Латеральное мышление. – СПб: Питер, 1997
21. Венгер Л.А. Программа «Одарённый ребёнок». – М., 1995
22. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. – М., Знание, Народный университет, 1985 № 12
23. Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989
24. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. – М., 1992
25. Выгодский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991
26. Гадалко А.Е. задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М., 1985
27. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети. – М.,1991
28. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одарённые дети: экология творчества. – М.: Челябинск, 1993
29. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. – М.: Педагогика, 1990
30. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.:ТИ сфера, 2000
31. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995
32. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985
33. Исследование проблем психологии творчества./ Под редакцией Я.А. Пономарёва – М.: Наука, 1983
34. Кагерманьян В.С., Гарунов М.Г., Кутырева Т.Ю. Социально – педагогическая проблема поиска и поддержки творчески одарённой молодёжи и роль вуза в её решении.// Психологическая служба вуза. – М., 1993
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.