«Возрастные особенности первоклассников..»

  • ppt
  • 19.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация _Возрастные особенности первоклассников_.ppt

«Возрастные особенности первоклассников..»

Педагог-психолог
Санкина Елена Юрьевна

Ведущая деятельность и новообразование возраста

Психологические особенности

Эмоционально-волевая сфера

Самооценка

Ведущая деятельность и новообразование возраста

Активно формируется главное новообразование возраста – внутренняя позиция школьника (отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации)

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебную.

Прошёл кризис 7 лет

В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям.

Прошёл кризис 7 лет – уходит манерность, демонстративность и натянутость в поведении. Ребёнок меньше паясничает, меньше что-то изображает.

Возрастные особенности

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Первоклассники не ВСЕГДА умеют сдерживать свои чувства

Они не умеют контролировать их внешнее проявление. Эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. 

Возрастные особенности

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. 
Обычная причина их – недостатки семейного воспитания.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоционально-волевая сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным.

Эмоционально-волевая сфера

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоционально-волевая сфера

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Эмоционально-волевая сфера

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

Эмоционально-волевая сфера

Далее могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности.
Эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе,
нарушением социального взаимодействия,
снижением целеустремлённости,
неадекватностью самооценки.

Основные внешние проявления нарушений в развитии эмоционально – волевой сферы :

Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или ребёнку сложно сосредотачиваться;
Он может демонстрировать явное негативное отношение к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств;
Повышенная тревожность;

Основные внешние проявления :

Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать.

Основные внешние проявления :

Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми.
Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

Основные внешние проявления :

Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.

Основные внешние проявления :

Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.

Основными причинами нарушений являются:

перенесённые стрессы;
 отставание в интеллектуальном развитии;
 недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
 социально-бытовые причины;
 фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
 ряд других причин..

Формирование произвольного поведения ребёнка

Если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства.
Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

Все люди как люди, а Я – королева …

Самооценка влияет на дальнейшее развитие его личности и на эффективность деятельности человека. 
Как при особенностях развития эмоционально-волевой сферы ребят развивать личность с адекватной самооценкой?

Все люди как люди, а Я – королева …

Адекватная самооценка

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Мая Ивановна Лисина (1929-1983)

 

советский психолог, доктор психологических наук, профессор.

Во многих отраслях современной психологии она была первой. Ее работы составляют фундамент психологии личности.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

Адекватная самооценка:
родители уделяют ребёнку достаточно много времени
оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников
часто поощряют / не подарки/
наказывают в виде отказа от общения
адекватно оценивают физические и
умственные данные
прогнозируют хорошие успехи в школе

анализируют результаты деятельности
пытаются выяснить причины неудач
уверены в себе, активны
быстро переключаются с одного вида деятельности на другой
настойчивы в достижении цели
стремятся к сотрудничеству
общительны и дружелюбны

Дети с адекватной самооценкой:

родители уделяют ребёнку много времени
оценивают высоко, выше, чем большинство сверстников
очень часто поощряют, / в том числе подарки/
редко наказывают
очень высоко оценивают физические и умственные данные
ожидают отличные успехи в школе

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания Завышенная самооценка:

очень подвижны, не сдержаны
быстро переключаются с одного вида деятельности на другой
часто не доводят начатое дело до конца
не анализируют свои поступки
не осознают своих неудач
склонны к демонстративному
поведению, доминированию

Дети с неадекватно завышенной самооценкой:

родители уделяют ребёнку мало времени
родители выбрали жёсткий стиль воспитания и путь высоких требований к ребёнку
оценивают ниже, чем большинство сверстников
не поощряют
часто наказывают, упрекают
низко оценивают физические
и умственные данные
не ожидают успехов в школе и в жизни

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания Заниженная самооценка:

нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны
готовы расплакаться в любой момент
тревожны, не уверены в себе
трудно включаются в деятельность
заранее отказываются от решения
задач, которые кажутся им сложными
имеют низкий социальный статус в группе сверстников

Дети с заниженной самооценкой:

Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните - похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.

Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а сравнивайте его только с самим собой.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.

Ученическое счастье.

К. С.

Г.О.

И. С.

И. С.– интеллектуальная

состоятельность

К. С. - коммуникативная

состоятельность

Г. О. – внесение своего

вклада в групповые

отношения

Как помочь почувствовать свою коммуникативную состоятельность



Принятие.
Внимание.
Уважение.
Одобрение
Теплые чувства.

Что говорит взрослый?
Ты хороший.
Я вижу тебя.
Спасибо тебе за…
Я знаю о тебе что – то замечательное.
Ты мне нравишься

Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность

Ошибка – это нормально!
Верь в успех, в свои силы!
Помни о своих успехах!
Награда будет!

Спасибо за внимание!