Ведущая деятельность и новообразование возраста
Активно формируется главное новообразование возраста – внутренняя позиция школьника (отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации)
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебную.
Прошёл кризис 7 лет
В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям.
Прошёл кризис 7 лет – уходит манерность, демонстративность и натянутость в поведении. Ребёнок меньше паясничает, меньше что-то изображает.
Возрастные особенности
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Первоклассники не ВСЕГДА умеют сдерживать свои чувства
Они не умеют контролировать их внешнее проявление. Эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
Возрастные особенности
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство.
Обычная причина их – недостатки семейного воспитания.
Эмоционально-волевая сфера
Эмоционально-волевая сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным.
Эмоционально-волевая сфера
Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.
Эмоционально-волевая сфера
В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Эмоционально-волевая сфера
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
Эмоционально-волевая сфера
Далее могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности.
Эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе,
нарушением социального взаимодействия,
снижением целеустремлённости,
неадекватностью самооценки.
Основные внешние проявления нарушений в развитии эмоционально – волевой сферы :
Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или ребёнку сложно сосредотачиваться;
Он может демонстрировать явное негативное отношение к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств;
Повышенная тревожность;
Основные внешние проявления :
Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать.
Основные внешние проявления :
Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми.
Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
Основные внешние проявления :
Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
Основные внешние проявления :
Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
Основными причинами нарушений являются:
перенесённые стрессы;
отставание в интеллектуальном развитии;
недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
социально-бытовые причины;
фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
ряд других причин..
Формирование произвольного поведения ребёнка
Если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства.
Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.
Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания
Адекватная самооценка:
родители уделяют ребёнку достаточно много времени
оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников
часто поощряют / не подарки/
наказывают в виде отказа от общения
адекватно оценивают физические и
умственные данные
прогнозируют хорошие успехи в школе
родители уделяют ребёнку много времени
оценивают высоко, выше, чем большинство сверстников
очень часто поощряют, / в том числе подарки/
редко наказывают
очень высоко оценивают физические и умственные данные
ожидают отличные успехи в школе
Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания Завышенная самооценка:
очень подвижны, не сдержаны
быстро переключаются с одного вида деятельности на другой
часто не доводят начатое дело до конца
не анализируют свои поступки
не осознают своих неудач
склонны к демонстративному
поведению, доминированию
Дети с неадекватно завышенной самооценкой:
родители уделяют ребёнку мало времени
родители выбрали жёсткий стиль воспитания и путь высоких требований к ребёнку
оценивают ниже, чем большинство сверстников
не поощряют
часто наказывают, упрекают
низко оценивают физические
и умственные данные
не ожидают успехов в школе и в жизни
Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания Заниженная самооценка:
нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны
готовы расплакаться в любой момент
тревожны, не уверены в себе
трудно включаются в деятельность
заранее отказываются от решения
задач, которые кажутся им сложными
имеют низкий социальный статус в группе сверстников
Дети с заниженной самооценкой:
Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните - похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.
Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а сравнивайте его только с самим собой.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.