В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.
3-4 года – младший дошкольный возраст;
5-6 лет – старший дошкольный возраст;
7-8 лет – младший школьный возраст.
Младший дошкольный возраст - этом возрасте у детей интенсивно развивается музыкальное восприятие. Ребенок учится вслушиваться в музыку и запоминать ее различные особенности; происходит накапливание музыкальных впечатлений: ребенок узнает знакомые песни и инструментальные пьесы.
Возрастные уровни развития детей.
Обучение музыкально ритмическим движениям детей в разных
по возрасту группах.
В зависимости от возрастного уровня развития значительно
видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенкадошкольника.
34 года – младший дошкольный возраст;
56 лет – старший дошкольный возраст;
78 лет – младший школьный возраст.
Младший дошкольный возраст этом возрасте у детей интенсивно
развивается музыкальное восприятие. Ребенок учится вслушиваться в музыку
и запоминать ее различные особенности; происходит накапливание
музыкальных впечатлений:
ребенок узнает знакомые песни и
инструментальные пьесы.
Ребенок различает регистры, тембры, звучание некоторых музыкальных
инструментов, «p» и «f» и характер: спокойный и бодрый.
Но, внимание у детей неустойчиво, певчие голоса не сформированы, т.е.
музыкальная деятельность достаточно скромна.
У младшего дошкольного возраста большая потребность двигаться. Они
устают от однообразного положения, также им трудно быстро реагировать на
частную смену движения, поэтому нужно чередовать разные формы движений
и музыкальная деятельность на уроке.
Такие дети недостаточно развиты в двигательном отношении (плохая
осанка, нет координации рук и ног). У них замедленная реакция на сигнал
(музыкальный, словесный), на начало движений и их остановку.
Основные требования: (овладевают в упражнениях и играх)
1. Начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой.
2. Согласовывать движения с характером, динамикой, темпом,
регистром.
3. Выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки).
4. Выполнять гимнастические упражнения, перестроения.
5. Выполнять образные и танцевальные упражнения.
Используются 3 вида танцев:
с участием взрослого,
детский хоровод,
хоровод с пением.Особое значение имеют игры. Они часто связаны с определенными
образами. Педагог должен увлечь содержанием игры, создать у детей веселое
настроение, вызвать желание выполнить задание как можно лучше и
выразительнее и пробудить к творчеству (импровизировать). В течение всего
года игры неоднократно повторяются, исполнение их совершенствуется.
Старший дошкольный возраст – происходит усложнение музыкальной
деятельности детей. Более устойчиво внимание совершенствуется зрительное,
слуховое и осязательное восприятие. Расширяются музыкальные впечатления.
Дети улавливают музыкальные настроения, узнают знакомые песни, пытаются
выразительно передать в движении зрительные образы, учатся согласовывать
движения с движениями товарищей. Формируется слуховой самоконтроль,
способность понимать поставленную перед ними задачу.
В играх и танцах дети сами договариваются о распределении ролей,
последовательности действий. Восприятие приобретает комплексный
характер. К детям гораздо большие требования (точнее выполнять задачи,
самим исправлять ошибки).
Игры: углубляются представления об окружающем мире (повадки
зверей, поведение людей и т.д.).
Движения: с предметами.
Танцы: усложняются, музыкальны материал становится более
разнообразным.
Упражнения: все виды, преподаватель чаще объясняет, чем показывает.
Педагог стремиться выработать у детей умения двигаться без участия
взрослого. Привлекает к простейшему анализу музыки, использует
иллюстративный материал.
Младший школьный возраст – у детей развиваются волевые и
эмоциональные качества,
организованность,
дружеские взаимоотношения. Ребенок приходит в «мир учебного труда» из
«мира игр».
дисциплинированность,
В ходе простейшего анализа музыкальных произведений
совершенствуется музыкальная память, углубляются представления о
содержании музыки, ее формах,
средствах музыкальной
выразительности.
жанрах,
Дети к выполнению заданий относятся осознанно:– умение двигаться в различных построениях и направлениях (воротца,
ходьба, врассыпную, змейкой)
– в ряде игр, танцев и упражнений проводится работа над поочередными
действиями групп и пар детей.
Проводятся все виды игр, танцев, упражнений и импровизация.
Дети должны уметь:
1. Ритмично двигаться в соответствии с характером музыкального
произведения, динамикой, темпом, метром, ритмическим рисунком.
2. В играх с пением должны передавать содержание текста и мелодии.
3. В танцах – шаг галопа, польки, выставление на носок и пятку; элементы
русских народных плясок – плавный шаг, переменный шаг, с притопом,
полуприсядка.
4. В играх: действуют согласованно, самостоятельно, не подражают друг
другу.
Педагог заостряет внимание на нюансах. При разучивании непонятной игры
– прослушать музыку и дать указания.