Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
Проект
«ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ»
Автор и руководитель проекта:
Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Санкт-Петербург
2020
ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ
Глобальные изменения климата – одна из самых острых экологических проблем.
Современная культура потребления – основная причина роста свалок мусора и увеличения выбросов парниковых газов, а это – одна из причин изменения климата.
Продолжительность проекта: 13 месяцев: январь 2019 – январь 2020. Кому адресован: учащиеся начальной школы, учителя, родители.
Цель проекта: познакомить семьи учащихся с традициями русского народа, чтобы выяснить, как можно сократить потребление в своих семьях.
Задачи:
- создать условия для совместной деятельности детей и родителей;
- способствовать получению практического опыта взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями учащихся и коллегами;
- пробудить интерес к изучению истории и культуры русского быта; предоставить учащимся возможность совместно с родителями узнать о русском быте и традициях; научить выявлять возможности сокращения потребления в семье;
- создать пособие (альбом семейных традиций) для формирования, закрепления и проверки знаний учащихся по истории русских традиций и сокращению потребления в семьях.
Ожидаемые результаты. Понимая, что сберечь одну единицу энергии гораздо лучше, чем произвести новую, в каждой семье задумаются о рациональном использовании электроэнергии и ресурсов.
Этапы проекта. Поставленные выше цели достигались в три этапа.
Этапы проекта
I этап. Подготовительный
- Выбор темы проекта, замысла проекта.
Знакомство с залом экспозиции «Русская изба» музея Истории путешествий ДЮЦ «ПТЕРЕГОФ»; составление списка традиций, которые будем изучать (традиция обустройства русской избы, традиция русского чаепития, традиционные женские и мужские занятия по хозяйству, традиционные игры и забавы, традиционное обустройство русской печи, традиционные обереги, хлеб – всему голова).
II этап. Практический
- Посещение семьями экспозиции, знакомство с одной из русских народных традиций, восприятие ценностной информации о традициях, чтобы понять, почему данная традиция русского народа является ценностью и в наших семьях. Раскрытие всех сторон социальной значимости традиции: эстетической, нравственной, культурной. Выявление возможности традиции для сокращения потребления и энергосбережения в семье.
- Домашнее семейное задание.
Вадим Загуменников с семьей познакомились с традицией обустройства русской избы по четырем углам.
Традиции обустройства дома семьи Загуменниковых:
в нашем доме есть в прихожей место для мужских инструментов, они хранятся в шкафу в чемодане; в гостиной отведено место для рукоделия, есть все необходимое для шитья, вышивки, вязания.
Константин Розов с семьей познакомились с традициями русского чаепития
Традиции семейных трапез семьи Розовых:
в деревне мы всей семьей делаем шашлыки; ставим электрический самовар с бабушкой и семьей дяди; когда к нам приезжает много гостей, мы готовим плов в казане на костре.
Михаил Стяжилов с семьей познакомились с традиционными женскими и мужскими занятиями по дому и ремеслами.
Традиционные женские и мужские занятия по хозяйству семьи Стяжиловых:
мужские занятия: смастерить из дерева, отремонтировать, напилить и наколоть дров на даче; женские занятия: приготовить еду, убрать квартиру, связать, сшить, починить вещи.
Александр Борисов с семьей познакомились с традиционной русской печью
Основные функции традиционной русской печи в современной жизни семьи Борисовых: вместо печи в нашем доме газовая плита, мы готовим на ней еду, подогреваем воду; в духовке печем хлеб и пироги, сушим овощи и фрукты.
Михаил Толмачев с семьей познакомились с традициями
выпечки хлеба
Традиционная семейная выпечка семьи Толмачевых:
блины: сливки 11% половина литра, молока 1 стакан, мука (до жидкой сметаны), соль и сахар по вкусу, 5 яиц, растительное масло; замесить тесто: сливки, молоко, соль, сахар, мука, хорошо перемешать, добавлять по одному яйцу и вымешивать, в конце добавить 2 столовые ложки растительного масла и выпекать.
Алиса Дружинина с семьей познакомились с традиционными играми и забавами
Традиционные игры и забавы семьи Дружининых:
Мы всей семьей любим играть в настольные развивающие игры и в подвижные игры: «Жмурки», «Прятки», «Догонялки», «Снежки», зимой всегда лепим снеговиков.
подумать, как определенная русская традиция поможет сократить потребление товаров и услуг и энергопотребление в семье; подсчитать, энергопотребление в течение одной недели в обычном режиме и составить перечень мер по экономии энергии; в течение следующей недели подсчитать энергопотребление в режиме энергосбережения .
Выполнение домашнего задания:
Семья / | Потребление энергии, кВт в обычном режиме / в режиме экономии | Советы по сокращению потребления и энергосбережению |
Загуменниковы / | 52 / 41 | заменили две энергосберегающие лампы на светодиодные, выключали лишний свет и электроприборы, не оставляли их в режиме ожидания; оптимально разложили вещи в шкафах, чтобы их не пришлось гладить второй раз |
Розовы / | 63 / 50 | заменили энергосберегающие лампы на светодиодные; приобрели посуду для микроволновой печи разного размера; чай пьем утром и вечером всей семьей, чтобы не греть воду несколько раз; к чаепитию покупаем продукты местных производителей; ходим в близлежащий магазин, берем с собой многоразовую сумку |
Дружинины / Традиционные игры и забавы | 57 / 42 | Отключаем по вечерам телевизор и компьютер, посвящая это время совместным играм и забавам; переводили компьютер в спящий режим; следили, чтобы не горел лишний свет; договорились со знакомыми семьями обмениваться игрушками для малышей и книгами; придумали новые развлечения для всей семьи с имеющимися игрушками |
Толмачевы / Традиции выпечки хлеба | 63 / 55 | не оставляли приборы в режиме ожидания; стирали только при полной загрузке машины; в электрочайнике кипятили столько воды, сколько выпьем за раз; правильно использовали режимы для глажки разных типов ткани; хлеб и сдобу пекли домашний, покупали для выпечки продукты местных производителей; приглашали друзей к чаепитию при свечах |
Стяжиловы / Традиционные женские и мужские ремесла и задания по хозяйству | 74 / 56 | уходя из комнаты, гасили свет; не оставляли электроприборы в режиме ожидания; не пользовались феном – сушили волосы естественным путем; не пересушивали белье, чтобы меньше тратить энергии во время глажки; устроили мастер-класс «Вторую жизнь старым вещам»: из старой джинсовой ткани сшили подушки и игрушки для малышей, сделали поздравительные открытки своими руками |
Борисовы / традиционная русская печь | 48 / 39 | электрочайник заменили на обычный, на неделю отказались от компьютера, меньше смотрели телевизор; выключали лишний свет; стирали при полной загрузке; не пользовались феном; не включали пылесос – проводили вручную влажную уборку |
Никифоровы / Традиционные обереги | 28 / 22 | разогревали еду сразу для всей семьи на газовой плите, а не грели по одному в микроволновке; очистили электрочайник от накипи; отодвинули холодильник подальше от батареи; выключали лишний свет; для родственников и знакомых изготовили к празднику куклы-обереги; сделали елочные игрушки своими руками |
Птюшкины | 58 / 46 | заменили оставшуюся энергосберегающую лампу на светодиодную, стирали при полной загрузке; включили сканер, принтер, модем через сетевой фильтр и выключали, когда эти устройства не работают |
Итого: 443 / 351
III этап. Заключительный
Удалось сэкономить 92 кВт.ч энергии, при этом сохранили 8 метров кубических природного газа, а в атмосферу не было выброшено 9,6 метров кубических углекислого газа.
Для получения данных величин мы использовали формулу:
объем топлива = Энергия / удельная теплота сгорания природного газа (11,4 кВт.ч/м3), получилось 8 метров кубических природного газа.
Определим, какой объем углекислого газа при этом бы выделился:
объем топлива x Удельное количество углекислого газа (1,2 м3/кг), получается 9,6 метров кубических углекислого газа.
Завершив проект, нам захотелось применить полученные знания на практике и мы организовали
игру-квест «Веселая масленица».
Основная цель мероприятия: пройти по семи станциям, выполнить задания, используя полученные в ходе проекта знания и умения по сбережению энергии и ресурсов.
В понедельник нужно встречать и зазывать солнышко. В этот делали куклу – Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Задание команде: сделать куклу – Масленицу.
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок. Игры на станции:
В среду – пора готовить вкусное угощение и конечно всех угощать! Тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки – расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины. Задание: определить варенье на вкус.
С этого дня Масленица разворачивалась во всю свою ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы. Игры.
Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.
Задание: замесить тесто для блинов по рецепту, испечь блины.
В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,
содействовать молодежи в нахождении себе пары.
Задание: смастерить куклу – оберег.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Это самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день все просят друг у друга прощения. Ведь встретить весну надо с чистой совестью (чучело поджигают). В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. Пусть сгорят все холода и невзгоды. Провожаем Зиму, встречаем Солнышко.
Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго,
Погостила всего семь деньков,
А мы думали, погостишь семь годков!
Прощай, Масленица, прощай, Широкая!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.