В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

  • docx
  • 05.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по литературе в 6 классе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».docx

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению

В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Тема урока: «Знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Цели:

Образовательные цели:

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
  2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
  3. Анализировать героев произведения.

Развивающие цели:

  1. Развивать навыки осмысленного чтения.
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
  3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
  4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитательные цели:

1.      Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

2.      Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Используемая литература:

1. Литература 6 кл. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.


Словарная работа: доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

 

 

 

Ход урока

 

Эпиграф:

 Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того

дивного коня с розовой гривой.

В.П. Астафьев.

Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».

            «Все мы родом из детства…»

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.

- Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

-Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»

            Портрет В.П.Астафьева.

Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученицы)

            Стихотворение К.Кулиева.

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».

- Почему?

- Какое слово можно назвать здесь ключевым?

(Воспоминания)

- Какие слова являются однокоренными к этому слову?

(Помнить, память …)

- Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?

I .Организационный момент

Сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим.

II. Изучение нового материала

1.      Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

2 . Беседа

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После  смерти  бабушки  В. П. Астафьев  жил  в  детском  доме.  Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)

- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?(Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

- Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

– От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )

– Кто  из  детей  вам  больше  всего  понравился,  запомнился?  Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)

– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)

– Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)

- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?( Чтобы приблизить рассказ к реальности  дать представление о том , как говорят люди данной местности .)

3. Словарная работа

- Какие диалектные слова встретились вам в тексте ? Назовите их .

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Заполошная – суетливая

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

4 . Чтение отрывка произведения по ролям

- Итак , дома вы читали рассказ , а кото – то даже готовился  к выразительному чтению одного из самых важных моментов . Сейчас мы прослушаем чтение по ролям.

Двое учащихся читают отрывок по ролям

Действующие лица : бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

5. Беседа + работа с текстом

- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?(Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. (Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения квещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценятчужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста .(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза двапринимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огороди, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись дозелёной слюны, а недоеденный побросали…» .)

6. Составление таблицы

С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?

Это семья самого Виктора  и семья дяди Левонтия, соседа.

Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?

Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.

Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.

Что еще можно сравнить в этих двух домах?

 

Семья Катерины Петровны                              

Семья Левонтия

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

 

 

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме.

«Вытряхивала половики, занималась хозяйством.

 

 

 

 «Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

О чём нам говорит обстановка в этих домах?

 

 

 

·         Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.

 

·         В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

 

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

 

 

Обстоятельная бабушка-генерал.

Дед немногословный.

Дед аккуратно одет.

 

 

 

 

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

 

 

 

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

 

4. Ценности дома. Отношение к детям.

 

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

 

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

Как же Виктор относится к этим двум мирам?

Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.

В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?

О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод  о походе за ягодами.

Что же там происходит?

Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.

Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?

Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.

 

III. Подведение итогов урока .Рефлексия .

- Понравился ли вам сегодняшний урок ?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

V. Домашнее задание

Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также