Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.
Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни.
Врожденные формы психики и поведения
Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без
глубокого понимания процессов его естественного развития по
биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно
сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и
воспитание.
Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем.
Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают,
воспитывают его,
способствуют приобретению человеческих
психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям
общественного существования. Поддержка ребенка со стороны
родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как
минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не
станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный
образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтобы
оставаться человеком и развиваться как человек, нужна постоянная
поддержка со стороны других людей, общение и взаимодействие с
ними. Без этого он быстро деградировал бы как личность.
Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым
запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и
двигательных способностей - инстинктов,
позволяющих ему
приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии.
У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных
движений, развивающихся в основном по генетически заданной
программе в процессе созревания организма, в том числерефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с
первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и
внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах
развития этих движений. При рождении у младенца имеются
ощущения всех элементарные формы восприятия, памяти, благодаря
которым становится возможным его дальнейшее познавательное и
интеллектуальное развитие. Они представляют собой генетически
заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых
непосредственно или при незначительной прижизненной модификации
строятся более сложные познавательные структуры. В число таких
базовых элементов восприятия можно включить, например, механизмы
зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за
объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранения в
памяти, обработки следов их воздействий.
Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже
способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один
из древнейших и важнейших органов, чувств начинает у него
функционировать также сразу после рождения. Такими же
особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.
В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к
рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо
предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их
поверхности, совершает общие некоординированные движения руками,
ногами и головой. У него имеется также способность зрительного
слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В
родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивноповорачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной
свет.
Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно
предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить
степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них
поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания.
Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем,
которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и
особом интересе к чему-либо.
Следует также назвать группу врожденных процессов,
способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они
связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания,
температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно
врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные,
хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они
отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не
только основные органы чувств, но и головной мозг.
Количество нервных клеток в коре головного мозга у
новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти
клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и
организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого
происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются
только с поступлением в школу. Созревание и развитие мозга
находится под прямым влиянием множества разнообразных внешнихвоздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей
среды.
Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с
момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно
зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие
в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К
этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.
Применительно к младенцу важно знать не только врожденные
формы психики и поведения, но и процесс естественного развития
организма. Особое значение в первые месяцы жизни имеет развитие
движений .