Всеобщая история — аннотация к рабочим программам (10-11 класс)
Программы разработаны на основании Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями), Государственного образовательного стандарта основного общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 202/1846, Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по истории для X - XI классов (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 г. № 483).
Рабочая программа ориентирована на учебники:
10 класс. «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. 10 класс». В.И. Уколова, А.В. Ревякин. Базов.уровень. «Просвещение», 2016.
11 класс. «Новейшая история зарубежных стран. 11 класс». А. А. Улунян, Е.Ю. Сергеев. Базов.уровень. «Просвещение», 2016.
Основными целями изучения курса всеобщей истории на базовом уровне является выработка у учащихся целостного представления о всеобщей истории, способности самостоятельно анализировать особенности исторического развития и современной ситуации, а также формирование у учащихся гражданской позиции.
Задачи реализации программы:
– воспитание гражданственности, этнорегиональной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
– овладение учащимися системными базовыми знаниями об истоках, развитии, характерных чертах отдельных периодов истории и цивилизаций, их роли в становлении современного мира;
– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным вопросам прошлого и современности, прогнозировать возможные последствия исторических событий и явлений;
– развитие умений и навыков анализа различных источников информации, систематизации и классификации основных исторических понятий, выявления причинно-следственных связей.
Эффективными результатами реализации целей исторического образования определены личностные, метапредметные и предметные результаты.
1) Личностные результаты:
− воспитание гражданственности, патриотизма, этнической идентичности, на основе осмысления учениками исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
− постижение гуманистических норм, демократических ценностей современного общества, признание прав и свобод личности, человека как общественной ценности;
− осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие способности вырабатывать и демонстрировать ответственное поведение в обществе;
− сформирование политкорректности, этнической и религиозной толерантности, общего понимания культурного многообразия мира и уважения к культурам мира;
− вырабатывание и поддержание ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности
2) Метапредметные результаты: −
умение организовать и сознательно регулировать свою учебную, общественную и иную деятельность; умение самостоятельно определять цели обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль собственной деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
− умение получать, постигать и преобразовывать информацию, использовать разнообразные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
− умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
− владение способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и т.д.);
− готовность быть участником) команды, работать в коллективе, постигать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
− владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3) Предметные результаты:
Знать/понимать:
факты, процессы, явления, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
принципы и способы периодизации всемирной истории;
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
историческую обусловленность формирования эволюции общественных институтов, систем взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
взаимосвязь и национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.
Уметь:
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
использовать принципы причинно-следственного, структурн -функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими системами, идеологическими теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином
В результате тематического изучения всеобщей истории на уровне среднего общего образования выпускник 11 класса на базовом уровне научится:
Знать/понимать:
факты, процессы, явления, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
принципы и способы периодизации всемирной истории;
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
историческую обусловленность формирования эволюции общественных институтов, систем взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
взаимосвязь и национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.
Уметь:
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
использовать принципы причинно-следственного, структурн -функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими системами, идеологическими теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином
основе текста, иллюстраций, макетов, Интернет-ресурсов;
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события мировой истории, выделять их общие черты;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем всеобщей истории; – понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– владеть элементами проектной деятельности.
Общая характеристика предмета «Всеобщая история»
в 10-11 классах
Всеобщая история позволяет дать учащимся целостное представление о всемирно-историческом развитии, об эволюции человеческого общества к современному глобализирующемуся миру, помогает выработать у учащихся историческое мышление, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру.
Методология отбора содержательного компонента курса основывается на базовых общечеловеческих ценностях – гуманизме, государственности, гражданственности, патриотизме, соблюдении прав и свобод человека, законности, духовности, самоопределении личности.
С психолого-дидактических позиций программа создана на основе согласования принципов личностно ориентированного, системнодеятельностного, компетентностного обучения.
Процесс изучения программного материала предусматривает соблюдение таких принципов организации учебного процесса, как гуманизация, доминирование диалогического взаимодействия между учителем и учениками, стимуляция активности и саморегуляции учеников, научность учебной информации, соблюдение принципов историзма, культуросоответствия, выработка у учащихся сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям.
Особенностью курса всеобщей истории, изучаемого на ступени среднего общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации допрофессиональной подготовки учащихся. Изучение всеобщей истории на базовом уровне направлено на углубленное ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Изучение всеобщей истории на уровне среднего общего образования основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации учащихся, приобретения ими общественно значимых знаний, умений и навыков.
Место предмета «Всеобщая история» в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГОУ «Новосветловская гимназия» предмет «Всеобщей истории» изучается в объёме 68 часов, из них: в 10 классе — 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе — 34 часа (1 час в неделю).
Основное содержание программы
Учебно-тематический план
№ |
Содержание программного материала |
Количество часов |
||
всего |
10 кл |
11 кл |
||
1 |
Введение |
2 |
1 |
1 |
2 |
Первобытность. Древний мир. |
8 |
8 |
|
3 |
Средневековье. |
7 |
7 |
|
4 |
Возрождение. Новое время: экономика и общество. |
9 |
9 |
|
5 |
Новое время: политическое развитие и международные отношения. |
9 |
9 |
|
6 |
Первая мировая война. Послевоенная система договоров. |
5 |
|
5 |
7 |
Мир в 1920-1930-е гг. Вторая мировая война. |
10 |
|
10 |
8 |
Международные отношения. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х- 2010-е гг. |
6 |
|
6 |
9 |
Страны Восточной Европы. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX- начале XXI в. |
12 |
|
12 |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль проводится регулярно и систематично, на различных видах и типах занятий по истории, что обеспечивает возможность диагностировать степень и объем усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы. Ученики получают 5-7 вопросов, которые позволяют проверить усвоение основных понятий, дат, событий изученной темы.
Промежуточный контроль по предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются: контрольно-обобщающие уроки, зачеты
Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории.
Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся: контрольно-оценочная и обучающая, ее виды: текущий, периодический или тематический, итоговый контроль.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.