Всероссийский Урок Памяти по истории по теме "Холокост"

Всероссийский Урок Памяти по истории по теме "Холокост"

doc
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Всероссийский Урок памяти по истории. Холокост.doc

Всероссийский Урок памяти по истории

«Холокост – память поколений»

Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии и истории

Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района

Тамбовской области

Цель: знакомство обучающихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста и формирование толерантного сознания и сочувствия к жертвам геноцида.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с малоизвестными страницами всемирной истории, истории Холокоста, истории своей страны.

2.Показать взаимосвязь проблемы нарушения прав человека и трагедии Холокоста.

Развивающие:

1.Развивать внимание, умение выступать перед аудиторией, умение слушать.

2.Развивать познавательные интересы учащихся.

Воспитательные:

1.Помочь учащимся осознать опасность забвения событий Холокоста в связи с возрождением фашизма и антисемитизма в современной России.

2.Способствовать укреплению связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран.

Метод обучения: наглядно-практический, словесный.

Ход мероприятия:

Ученик: …Сквозь зимние вьюги и вешние гулы,

под пристальным взглядом живущих людей

идут караулы, встают караулы

у памятников посреди площадей!

У скорбных надгробий встают, бронзовея.

И бронза становится цветом лица.

Есть память, которой не будет забвенья.

 И слава, которой не будет конца

В истории есть эпизод такой.

Когда невинность— под ботфортом,

Когда живой вдруг стал золой.

Такое не забудешь никогда,

Трагедию ничем ту не измеришь,

И слез не хватит, хоть соленая вода

Как индикатор горя с колыбели.

Не важно, сколько тебе лет,

Какой ты веры, роста.

Пусть память сохраняет след

О жертвах Холокоста.

Учитель: Так начиналась история Холокоста. Обратимся к словарю, чтобы точно определить значение этого слова. Холокост – это английское слово.
Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение, при котором все тело сжигается. Под Холокостом понимают «гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии. Подтверждение тому, что холокост был, являются документы, фотографии. Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, детей на грани голодной смерти.  

Ученик: Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января.
Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша).

Холокост начался в январе 1933 года, и фактически завершился 8 мая 1945 года. Немецкие войска уничтожали всё на своём пути. В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями. Фашизм убивал не просто русских, поляков, цыган, евреев, фашизм убивал людей – будущее любой нации.

9 ноября 1938 года на территории Германии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами, во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы. Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. В Польше было создано шесть лагерей смерти, куда отправляли еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец). Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер.

Ученица: В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории и другие учреждения, но существовали они не для лечения, а для истребления людей. Немецкие профессора и врачи производили в них массовые эксперименты над совершенно здоровыми мужчинами, женщинами и детьми.

В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты». Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Людей оперировали без наркоза, проводились эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратитом, дифтеритом.
Узников разного возраста и пола искусственно заражали тяжелыми инфекционными заболеваниями и вели наблюдения, кто первый - дети или женщины - умрут, как долго их организм сможет сопротивляться вирусам. Часто людей, не доводя до смерти, оперировали вживую т.е. без наркоза, вырезая им различные органы, для того чтоб посмотреть в каком состоянии находятся органы человека на каждой стадии заболевания.

Учитель: Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх  груды тел.

Очевидец: «Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам — и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие.

Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу. Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.

«Наполнить до отказа!»—командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач…

Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы—им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы — посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубами—налево, без золота—направо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов... Комендант показывает полную консервную банку и восклицает: «Подойди-ка, посмотри, сколько золота!»

Ученик: На территории Биркенау гитлеровцы построили четыре крематория с газовыми камерами и две временные газовые камеры в переделанных для этих целей крестьянских домах, а также ямы и кострища. Концлагерь в Биркенау был местом массового уничтожения людей из Польши, СССР, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Норвегии, Румынии, Италии, Венгрии. В лагерь сгоняли общественно-политических деятелей, представителей интеллигенции, членов конспиративных организаций, евреев из многих государств, а также цыган. Люди погибали здесь в результате рабского труда, голода, нечеловеческих условий существования, пыток и расстрелов.

Учитель: Освенцим – лагерь смерти. Лагерь смерти Аушвиц. Весь лагерь был окружен двумя рядами колючей проволоки и сторожевыми башнями. За попытку только подойти к этой ограде любого заключенного ждала кара — немедленная смерть. Существует мнение, что большинство заключенных были евреями, но это не так. Почти все евреи не успевали стать заключенными, и сразу уничтожались в газовых камерах. Новых заключенных при входе в лагерь встречала вывеска на немецком: Arbeit Macht Frei — труд делает свободным. Освободиться из лагеря можно было только одним путем — умереть. Попасть на территорию лагеря для заключенный мог только через эти ворота. Все заключенные лагеря обязаны были пришивать к своим тюремным робам нашивку, обозначающую их принадлежность к одной из групп. Поезда с евреями со всей окупированной нацистами Европы прибывали на станцию и там проходила сортировка, осмотр евреев врачом. Все, кто казались ему не подходящими для работы, отправлялись на смерть в тот же день. Он просто стоял и показывал пальцем, кому умирать, а кому работать в лагере. Но конец для всех был одинаков — смерть. Как только человек становился недееспособным, его тут же отправляли в газовую камеру.

 За любую провинность заключенный помещался в карцер. Во дворе одного из бараков была установлена стена смерти. У этой стены расстреливали людей.  До последних дней в Освенциме продолжалось «скоростное» уничтожение евреев. В течение одного только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек.

Евреи, прибывающие на железнодорожные станции из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись в «душевые». В помещение подавался газ, и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория.

Кроме непосильного труда, голода, физических издевательств, всяческого унижения (нумерация с полным отказом от имен, круговая порука, специальные значки, указывающие национальность) узники подвергались нечеловеческим пыткам.

Учитель: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.

Ученица читает стихотворение «Дети в Освенциме»

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучили детей.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучили детей.

(Наум Коржавин)

Учитель: Дети и Холокост… как, казалось бы, два эти понятия несовместимые, могут существовать вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи… Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по «защите арийской крови». Преследуя цель – достичь «чистоты арийской нации», фашисты планомерно уничтожали детей, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа.

Ученик: В лагере смерти Саласпилс (на территории оккупированной нацистами Латвии), предназначенном для массового уничтожения людей, в нём содержались дети, которых использовали для отбора крови для раненых немецких солдат. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови. В Саласпилс дети посылались только с одной целью - умереть мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек. За один год мученической смертью погибло около 3 тысяч детей до 5 лет, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови.

Детей, начиная с грудного возраста, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день. Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

Любимым развлечением садистов было натравливание свирепой овчарки на подростков, они приходила в восторг, когда собака живьем загрызала детей. Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг от друга.

За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многих детей отравили ядом.

Еврейские и некоторые нееврейские подростки 13-18 лет имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.

Их судьба может быть разделена на следующие категории:

1.После прибытия в лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; от 5 000 до 7 000 детей – жертв программы «эвтаназии»; дети, погибшие в результате актов возмездия; расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.

2.Дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах.

3.Дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их.

4.Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали.

Дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу.

5.Дети, как объекты для медицинских экспериментов.

Существовала планка - игра – 120см.

Учитель: Многие известные люди не молчали, не бросали детей.

Так Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение»,а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы.

В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупируют Польшу, у Корчака появляется возможность уехать, но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть дом сирот и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы. Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: «Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца»... При этом, доктор прекрасно знал, куда они едут и оставить детей действительно не мог. Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.
Поезд отправился в Треблинку - одну из жутких нацистских «фабрик смерти». Что же мог он сделать для двухсот своих детей на пути в газовую камеру? Досказать сказку о путешествии к Солнцу... Сказку, такую же короткую, как жизнь. Десять минут пути. Улица в небо... Двести детей прошли по ней. Они верили, что учитель знает, куда их ведет.

Ученица читает стихотворение «Холокост»

Прошлое, оно напомнит нам о многом.

О днях тех страшных,

Когда погибли жертвы Холокоста.

Тот список, страшный без конца.

Где люди гибли, гибли семьи.

Не рассказать им никогда, как жизнь свою прожить они хотели.

Кто разделил их, кто посмел?!

Сказать что ты не наш, не свой.

Кто жизнь отнял? Кто есть не дал?

Кто убивал? Стрелял?  Кто жёг?  Кто в стороне стоял?!

Кино из прошлого для нас…

Но всё же, этот страшный час

Забрал их душ огонь.

И мрачным мир стал,

И  покой, ушёл вдруг в даль…

И навсегда тот день -

Днём памяти нам стал.

Мы все молчим под метроном

И с каждым звуком, в сердце боль.

Не перечислить всех имён…

И лишь цветок на мрамор лёг

Отдав почтенья честь.

Природа замерла и ждёт.

Когда же этот день пройдёт?

Но  длится медленно минута…

А метроном, замедлив будто,

Чеканит сердца стук.

Я предлагаю почтить память всех жертв Холокоста минутой молчания.

Минута молчания.

Учитель: В настоящее время на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемориальных комплексов жертвам Холокоста. Памятники жертвам холокоста есть в Одессе, в Майами, в Москве, в Австрии, в Венгрии, в Донецке (Украина), в Минске.
Ученик читает стихотворение «Памяти жертв Холокоста».

Чудовищней нет истории.

Стучись, пепел, в души живых!

Освенцимские крематории

Работали без выходных.

Ариец с ухмылкою щурится:

"Эй, юде, погрейся в печи!.."

Неужто всё это забудется?

О, совесть людей, не молчи!

И только одно утешение -

Есть место, где надо ответ

Держать за свои преступления

И где срока давности нет.

И те, изуверы, и те ещё,

Кто лишь выжигал номера,

На Страшном суде в самом пеклище

Узнают, что значит жара!

(Александр Бывшев)

Учитель: Холокост это действительно катастрофа, погибло много невинных людей, в этот период. Это было преступление, направленное против человечества. Людей заставляли поверить в ложные истины и ценности. В данный период времени было убито много детей, многие остались без своей семьи, или инвалидами. Это непростительная политика фашистского государства и тех, кто его поддерживал.

Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Память о катастрофе, постигшей еврейский народ в годы второй Мировой войны, - это не просто прошлое, это возможность задуматься о проблемах современной цивилизации, об угрожающей ей опасности. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)