Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"
Оценка 4.8

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Оценка 4.8
Конкурсы +3
docx
история +1
4 кл
08.03.2019
Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"
Пробираясь сквозь заросли деревьев и разнотравья, я поднимаюсь на гору. С этой горы хорошо видны облака, плывущие по небу. О чём они могут мне рассказать, что передала им река? Одно облако похоже на милого пушистого щенка, другое - на стаю птиц, третье - на деревушку, окружённую лесом. Нужно только вовремя это подметить… В воздухе стоит сладкий запах трав и тишина, которую изредка нарушает жужжание пчёл и далёкий крик петухов. Мне захотелось поскорее об этом с кем-то поделиться и, возможно, узнать что-то неизвестное. Я поспешил в деревню к бабушке… А теперь рассказываю и вам, мои ровесники. Здесь, в Молнии, родилась и выросла моя прабабушка Екатерина Григорьевна. «Кажется, не так давно бегала я босоногой по сочной и зеленой траве в огороде, где протекала речушка Нерлей с прозрачной водой. Мчалась, а за мной вдогонку – брат мой Кузьма…» Так начинала свой рассказ прабабушка, сидя на деревянном крылечке, доставая из аккуратно сшитого мешочка сушёную землянику, и угощала мою бабушку. Тихая и неторопливая речь, окружающая вечерняя тишина и прохлада леса наполняли собеседников чувством умиротворения, спокойствия и любви ко всему окружающему.
конспект.docx
Здравствуйте,   мои   ровесники!   Меня   зовут   Максим.   Я   городской житель, но лето встречаю в деревне. Должно быть, каждому из нас дорог тот край, где ты родился и вырос.                  Пробираясь сквозь заросли деревьев и разнотравья, я поднимаюсь на гору. С этой горы хорошо видны облака, плывущие по небу. О чём они могут мне   рассказать,   что   передала   им   река?   Одно   облако   похоже   на   милого пушистого щенка, другое ­ на стаю птиц, третье ­ на деревушку, окружённую лесом. Нужно только вовремя это подметить…        В   воздухе   стоит   сладкий   запах   трав   и   тишина,   которую   изредка нарушает жужжание пчёл и далёкий крик петухов.        Мне захотелось поскорее об этом с кем­то поделиться и, возможно, узнать   что­то   неизвестное.   Я   поспешил   в   деревню   к   бабушке…   А   теперь рассказываю и вам, мои ровесники.        Здесь,   в   Молнии,  родилась   и   выросла   моя   прабабушка   Екатерина Григорьевна.   «Кажется, не так давно бегала я босоногой по сочной и зеленой траве в огороде, где протекала речушка Нерлей с прозрачной водой. Мчалась, а за мной вдогонку – брат мой Кузьма…» Так начинала свой рассказ прабабушка, сидя   на   деревянном   крылечке,   доставая   из   аккуратно   сшитого   мешочка сушёную землянику, и угощала мою бабушку.   Тихая и неторопливая речь, окружающая   вечерняя   тишина   и   прохлада   леса   наполняли   собеседников чувством умиротворения, спокойствия и любви ко всему окружающему.       Вглядываясь   в   облака,   я   представил   свою   прабабушку   в   далеком прошлом…     «Жизнь   не   была   сладкой   и   легкой,   но   нам,   детям,   было   некогда грустить. Работа в деревне начиналась с раннего утра и все обязанности по хозяйству   были   распределены.   С   малолетства   мы   знали,   когда   начнётся сенокос, во сколько надо встать на дойку, какая погода будет завтра. Труд для нас был обязательной повседневностью, без которой мы не представляли себя. Мы росли и крепли вместе с трудом, участвуя в жизни своей семьи. На блюдечке   нам   никто   ничего   не   приносил,   мы   старались   всё   повторять   за взрослыми, становясь тем самым самостоятельными. Нас с Кузьмой взрослые брали с собой сено ворошить, картошку собирать, наказывали приглядывать за скотиной. На игры мало оставалось времени. У меня была самодельная кукла из   соломы   с   повязанной   красной   косынкой.   С   ней   я   любила   играть   и разговаривать. Мой брат Кузьма рос  умным  и рассудительным не по годам, был помощником родителей. Как только появлялось у него свободное время – он исчезал. Никто не видел его, где он и что делает. Однажды отца ещё не было дома, дед с матерью сбились с ног. Пропал Кузьма…       Дело было уже к вечеру, а он не появлялся. Я лишь видела, что он держал в руках стопку газет. Оказалось, что Кузьма так увлёкся, что забыл о времени. Уединившись в лесу, подальше от посторонних глаз, он зачитывался 1 попавшими под руку изданиями. Это продолжалось постоянно. Как только в доме появлялись новые журналы, брошюры и книги, то все знали кому они больше всех нужны.       Несмотря   на   то,   что   посёлок   находился   в   глуши   леса,   наш   отец, Григорий Степанович, был образованным человеком. Да и все предки умели читать. Своей фамилией род Абрамовых обязан пращуру Обрану Надежкину, переселившемуся в конце 18 века из присурского, тогда мокшанского, села Кочелай   в   эрзянское   село   Найман.   Несколько   поколений   потомки   Обрана женились   на   эрзянках.   Наша   мама,   Анастасия   Максимовна,   в   девичестве Лугаськова, была родом из соседнего села Русские Найманы.       Наш   дедушка,   Степан   Константинович,   тоже   был   образованным человеком,   самостоятельно   выучился   грамоте.   В   молодости   работал   на сибирских   Нерчинских   шахтах,   строил   Транссибирскую   магистраль   в Забайкалье,   потом   крестьянствовал.   Отец,   Григорий   Степанович,   учился   в земской   школе,   трудился   плотником,   возводил   Владивостокский   и Мурманский   порты.   На   румынском   фронте   Первой   мировой   войны   стал большевиком,   и Большеберезниковского волисполкомов Симбирской губернии. В 1920 году наша семья переехала в поселок Молния, где отец наш организовал коммуну, одну   из   первых   в   Мордовии.   Через   несколько   лет   коммуна   распалась,   но Абрамовы остались жить в поселке, отец работал учителем.   председателем   Пичеурского   затем   был        Для нас школы поблизости не было, поэтому мы с Кузьмой пошли учиться вместе. Ему было девять лет, а мне семь. Отец запрягал лошадь, мать стелила овчину и мы ехали в школу в Найманы. Труднее всего было зимой: сугробы были с человеческий рост, а трескучие морозы не давали выйти из дома. Да и валенки были одни: бывало Кузьма быстро перехватит их, а мне нечего было обуть. Но мы не ссорились ­ всё понимали.     Нам очень хотелось учиться, быть грамотными людьми. Читать мы уже могли. Этому нас научил отец. У Кузьмы было тетрадей больше, чем у меня. У меня в основном все школьные, а у него исписанные тетрадки­дневники, где он   любил   записывать   понравившиеся   прочитанные   выражения,   свои соображения   и   мысли.   Эти   тетради   были   его   главными   друзьями,   их   он бережно   хранил   и   никому   не   показывал.   Его   ровесникам   больше   хотелось бегать по улице, а Кузьма свободное время проводил в основном за книгами, за своими тетрадями, перечитывая их с наслаждением. Эту любовь и жажду к книгам он сохранит на всю жизнь.     В старших классах Кузьма зачитывался книгами русских классиков: Пушкина,   Толстого,   Достоевского,   просиживал   в   школьной   библиотеке подолгу и всегда мог выпросить  недочитанную книгу домой. Принесённые Кузьмой   книги   бережно   охранялись,   никому   нельзя   было   до   них дотрагиваться.  Сразу   после   прочтения   брат   что­то   чиркал   себе  в  тетрадь, шептал   про   себя   и   не   обращал   внимания   на   окружающих.   Он   как   будто 2 погружался   в  события   прочитанного,  жил   жизнью   героев,  анализировал   их поступки.       В   наш   дом   на   праздники   приходило   много   гостей,  родственников. Мама   пекла   вкусные   лепёшки,   угощала   всех   свекольным   квасом.   По мордовским   традициям   гости   несли   разные   вкусности:   пироги,   ватрушки. Люди много говорили про жизнь, про урожай и погоду, обсуждали дела в колхозе, пели мордовские и русские песни. Запах свежеиспечённого хлеба, мелодичность задушевных песен в гармонии с природой навсегда остались у нас в памяти. Мы как завороженные слушали наших сельчан и понимали, что мы ­ одна большая семья. Люди умели не только работать, но и отдыхать, раскрывая свою душу в песнях».        Поверьте,  мои   ровесники,  что   песенная   душа   мордовского   народа стала душой моего Кузьмы.   «После таких посиделок у Кузьмы появлялась новая запись в тетрадке, где   шло   осмысление   происходящих   вокруг   событий.   Это   был   мир   его восприятия жизни, основанный на реальных ситуациях, на поступках людей.     Прошло время, мы выросли. Я так и осталась в посёлке. Кузьма через все годы, несмотря на непростую жизнь, пронёс и воплотил свою любовь к литературе в своих собственных произведениях».        Закончив   рассказ,   бабушка   взгрустнула.   Как   много   хранит   в   себе память. Вдруг бабушка развязала узелок на платке и среди каких­то бумаг нашла листок. «Это карточка военнопленного», ­ сказала она. Мой Кузьма был в плену...        Ровесники,  вы   не   представляете,   какой   страх   охватил   меня   в  эту минуту и на моих глазах навернулись слёзы. Вытирая их, читаю: Абрамов Кузьма   Григорьевич.   Вдруг   ко   мне   пришло   ощущение   войны.   Какой­то фашист написал все данные о моем Кузьме. За этим листком стоит целая жизнь ­ плен. Какие чувства пережил Кузьма, знает только он и небеса, птицы и облака… Я никогда не прощу фашистов за ту войну!       С   июля   сорок   первого   старший   лейтенант   Абрамов   на   Западном фронте:   командует   миномётным   взводом,   ротой.   Отступление   в   первые месяцы сражений, тяжелое ранение в висок, госпиталь, победа под Москвой, новое наступление, окружение  и плен, фашистский  концлагерь  и, наконец, освобождение в разрушенном Нюрнберге ­ таков его военный путь.       После   плена   мой   Кузьма   приехал   в   Саранск   –   негде   ему   было приткнуться. Из его воспоминаний: «У меня ничего не было – ни кола, ни двора.   Меня   приютил   друг   Серафим   Вечканов.   А   принять   человека, вернувшегося из плена, тогда не всякий бы осмелился».      Бабушка аккуратно положила карточку в платочек, завязала узелком и сказала: «Чтобы помнили свой род». 3 За участие в Великой Отечественной войне старший лейтенант Кузьма Абрамов   был   награждён   орденом   Отечественной   войны   второй   степени, орденом Красной звезды, медалью «За победу над Германией».     Друзья мои, ровесники, Кузьма является примером мужества для всех нас.     Внучка Кузьмы Полина вспоминала: «Он был требовательным к себе и людям.   Всегда   гордился   тем,   что   он   ­   выходец   из   народа.   Никогда   не пользовался тем, что он известный писатель, что ему должны… обязаны… Он такой же человек, как и все, только очень ответственный. Кузьма Григорьевич очень любил свой эрзянский язык, всегда ощущал себя неотъемлемой частью своего народа.   Он об этом так сказал: «Я, как и главный мой герой, ­ сын эрзянский.   Буду   снова   и   снова   рассказывать   о   жизни   и   судьбах представителей моего родного народа».     Всё, что отличало в далёком детстве головастого мальчишку Кузьму, дружившего   с   книгами,   родная   мордовская   земля,   воспитание   трудом, нравственность близких людей и собственный дар ­ все это дало России «сына эрзянского». В этом я точно убежден и счастлив, что смог прикоснуться к легендам   своей   семьи,   узнать   историю   жизни   своего   знаменитого родственника и рассказать её вам, мои ровесники.       Послеполуденное   солнце   сильно   нагрело   воздух.   Бабушка   напоила меня прохладным молоком, которое, как мне показалось, пахло медом, и я вприпрыжку   побежал   на   гору,   чтобы   увидеть   облако,   похожее   на   моего Кузьму. До самого вечера я провожал облака, но так и не увидел его. Мне вновь   показалась   лишь   стая   птиц…   Как   мне   захотелось,   чтобы   рядом оказались вы, мои друзья. Взявшись за руки, мы бы точно увидели больше в сто   раз.   Смеркалось.   Красные   линии   заката   медленно   угасали   и   на   небе появилась   первая   летняя   звёздочка.   Это   его   звезда,   моего   Кузьмы.   Он заслужил, чтобы все звёзды Вселенной светили в его честь! На целые столетия имена Пургаза и Акая были забыты. В народной памяти не сохранились их подвиги.   Мало   интересовали   их   судьбы   мордовских   писателей   и   учёных. Только благодаря Кузьме удалось вернуть мордовскому народу выдающихся сынов!     Быстро наступила ночь.  Засыпая, я долго размышлял о том, какой он, мой Кузьма? Добрый, решительный, бесстрашный, честный, рассудительный, скромный, с чистым сердцем…       Яркие   лучи   солнца   проникли   в   дом,   крики   деревенских   петухов помогли мне проснуться. Первое, что уловил мой взгляд ­ это силуэт собачки. Нет, друзья мои, это было не облако, а фигурка, скромно стоящая на полке. Почему   я   раньше   её   не   замечал?   Я   вспомнил,   что   мама   мне   однажды рассказывала историю… «Много лет тому назад, когда я была маленькой, произошла   моя   первая   встреча   с   дедушкой   Кузьмой.  Мы   вместе   ехали   из деревни   в   город.   Кузьма   Григорьевич   неожиданно   достал   из   кармана 4 небольшую фосфорную собачку­игрушку, породы лайка и подарил её мне. Затем   погладил   меня   по   голове   и   сказал:   «Расти   умницей   и   слушайся родителей,   Оленька».   С   тех   пор   эта   фигурка   собачки   стала   настоящим украшением комнаты. Она была поставлена на видное место и светилась в темноте. Образ добродушного пса с пушистым хвостом казался мне чуть ли не настоящим. Пёс был ручной работы. Я очень полюбила этот неожиданный подарок и гордилась тем, что получила его из рук настоящего писателя».     Для   меня   это   утро   стало   очень   счастливым.  Колодезная   вода   была вкуснее   всего   на   свете.   Ведь   мой   Кузьма   в   детстве   поутру   ходил   за   ней, помогая своей маме, чтобы напоить всю семью. А через многие годы, став мудрее,   он   в   своем   романе   «Пургаз»   показал   значимость   трудового воспитания   в  семье  –  дети   должны   привыкнуть   к   труду   настолько,  чтобы всякая бездеятельность их тяготила.      Вот в этом, друзья мои, мы можем равняться на Кузьму.      По дому разошелся запах хлеба – бабушка напекла ватрушек, чтобы угостить всех моих друзей.  А ко мне неожиданно пришло ощущение Родины – здесь, в этом посёлке жили мои предки, пекли хлеб, радовались рождению детей, собирали урожай, восторгались каплям дождя и первому снегу, ходили на гору за земляникой…        Здесь   мой   Кузьма   познавал   людские   судьбы,   таинственный   мир человека, такой сложный и богатый. Моя прабабушка гордилась тем, что её родной   брат   Кузьма   исследовал   судьбу   знаменитого   скульптора   Степана Эрьзи.        Нелегок   путь   к   вершинам   искусства,   и   Кузьма   не   скрывал   этого, говоря о становлении Степана Эрьзи как художника. Наверное, и в самом деле   надо   было   родиться   в   Мордовии,   на   берегах   безызвестной   речушки Бездны, пройти огромную художническую школу в иконописных мастерских Алатыря и Казани, вдосталь поскитаться по свету, встретить на своем пути стольких   незаурядных   людей,   заметивших   его   самобытный   талант,   чтобы потом все это так или иначе отразить в своем творчестве, чтобы иметь право подписывать свои работы именем своего народа!        Спасибо Кузьме за то, что он показал, как талантлив мордовский народ, давший миру Эрьзю.    Бабушка вспоминала, что в кабинете Кузьмы Абрамова сплошь стояли полки с книгами, а на столе лежал чистый лист бумаги. Она всегда думала о том, что же напишет Кузьма на листке завтра? Какая человеческая судьба, пройдя через его сердце, войдет в сердце читателя…    Друзья мои, думаю, что вам было интересно заочное знакомство с моим Кузьмой.    Приезжайте к нам в Молнию на пироги. Здесь нет роскоши, но есть ни с чем не сравнимая простота и красота родного края. 5 Я очень горжусь тем, что в корнях моей семьи и моей страны есть великий   мастер   ­   народный   писатель   Мордовии   Кузьма   Григорьевич Абрамов.                                                                                               Максим Кузнеченков                                                                                                   6.06.2016г. P.S.       В год своего девяностолетия в одном из интервью Кузьма Абрамов сказал:   «Родина   для   меня   ­   не   только   три   березки   под   окном,   хотя   я   их люблю. Родина – это прежде всего люди, история, о которой мы так мало знаем. Да и не хотим знать, может быть. Посмотрите, башкиры поставили памятник своему Салавату Юлаеву и гордятся этим. Тому, у которого был небольшой   отряд   в   составе   войск   Емельяна   Пугачева.   А   у   нашего   Акая Боляева повстанцев было больше, чем у Степана Разина. Что, поставили мы памятник Акаю? Или Алене Арзамасской? Пугачёву соорудили на Посопской горе, а именем настоящего героя, уроженца Саранска даже улицу не назвали. А это о многом говорит. О том, что мы своих корней не знаем. Откуда же чувство Родины, ощущение, что твои предки, да и ты причастен к ее истории, где еще много белых пятен».    С тех пор прошло двенадцать лет. Мне очень хочется, чтобы сбылись мечты   народного   писателя.   А   через   пару   лет,   встретившись   с   друзьями   в городе Саранске, мы прошли бы по улице имени Кузьмы Абрамова. Пусть его история   останется   в   веках   и   имеет   долгое   продолжение,   а   читатели перелистывают страницы его книг…     Теперь мой Кузьма живет и в моем сердце. 6

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"

Всероссийский конкурс "Лучший урок письма 2018"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2019